Рабочая программа по биологии для индивидуального дистанционного обучения детей-инвалидов, 2019 г.
рабочая программа по биологии (9 класс)
При проведении уроков биологии для детей с ограниченными возможностями здоровья применяются информационные и дистанционные технологии.
По ходу занятий для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий учителем используются тексты, графика, мультимедиа, презентации, анимации, демонстрации видеофрагментов и проверочные игровые интерактивные задания.
Дистанционное обучение реализуется через следующие формы: индивидуальные дистанционные занятия-взаимодействия (онлайн - уроки); самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением на основе размещённого на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер Skype, на основе которого может осуществляться удалённое взаимодействие. Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (онлайн–уроки) и режиме оффлайн (общение через электронную почту).
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №6 г.Солнечногорска
141500 Московская обл. тел/факс 8-496-2-64-54-06
г.Солнечногорск, ул. Банковская д.6А e-mail: sunschool.6@mail.ru
«Утверждаю»
Директор гимназии № 6
_______________Мадатова Н.А.
«01» сентября 2019г.
Рабочая программа по биологии
для обучения по основным общеобразовательным программам на дому
ученика 9Г класса Быченкова Владимира, участника проекта
«Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
Составитель: Лысенко Наталья Николаевна,
учитель биологии высшей категории.
2019 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального обучения на дому по биологии для ученика 9Г класса Быченкова Владимира разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). В основу рабочей программы положена программа В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С.Калиновой, Г.Г.Швецова, З.Г.Гапонюк. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2017.
По индивидуальному учебному плану обучения на дому Быченкова В. на изучение биологии отводится 1 урок в неделю по 0,5 часа. Всего за год -34 урока. Программа скорректирована, при этом сохранены все основные разделы и темы.
Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1. Биология в системе наук | 2часа | 0,5 часа |
2. Основы цитологии-науки о клетке | 13 часов | 3,5 часа |
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 4 часа | 1 час |
4. Основы генетики | 12 часов | 3 часа |
5. Генетика человека | 2 часа | 0,5 часа |
6. Основы селекции и биотехнологии | 3 часа | 0,5 часа |
7. Эволюционное учение | 8 часов | 2 часа |
8. Возникновение и развитие жизни на Земле | 4 часа | 1 час |
9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 20 часов | 5 часов |
Итого | 68 часов | 17 часов |
В связи с включением Быченкова Владимира в план мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» при проведении уроков биологии применяются информационные и дистанционные технологии.
По ходу занятий для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий учителем используются тексты, графика, мультимедиа, презентации, анимации, демонстрации видеофрагментов и проверочные игровые интерактивные задания.
Дистанционное обучение реализуется через следующие формы:
индивидуальные дистанционные занятия-взаимодействия (онлайн - уроки); самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением на основе размещённого на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер Skype, на основе которого может осуществляться удалённое взаимодействие. Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (онлайн–уроки) и режиме оффлайн (общение через электронную почту).
Основные цели изучения биологии в школе:
-формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
-овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
-овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
-воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуру поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
-овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение ставить вопросы, видеть проблемы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме, вступать в диалог.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообщества, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания т компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки и принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество т совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных представлений о биологических объектах процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей чреде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: производить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Уровень достижения планируемых результатов определяется через проверочные, лабораторные работы.
3. Содержание учебного предмета «Биология»
I.Биология в системе наук (0, 5 ч)
Биология как наука. Методы биологических исследований
II.Основы цитологии-науки о клетке (3, 5 ч)
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. Химический состав клетки: неорганические вещества и вода. Роль углеводов в живых организмах. Роль белков в живых организмах. Роль липидов и нуклеиновых кислот в живых организмах. Строение клетки. Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез и его космическая роль. Биосинтез белков. Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. Строение эукариотических клеток у растений, грибов, животных и прокариотических клеток у бактерий.
III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (1ч)
Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. Половое размножение организмов. Мейоз. Онтогенез-индивидуальное развитие организма. Влияние факторов внешней среды на онтогенез.
IV.Основы генетики (3ч)
Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. Закономерности наследования. Решение генетических задач. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Основные факторы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Фенотипическая изменчивость
Лабораторная работа №1: «Выявление изменчивости у организмов»
V.Генетика человека (0,5ч)
Методы изучения наследственности человека. Генотип и здоровье человека
VI. Основы селекции и биотехнологии (0,5ч)
Основы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития
VII.Эволюционное учение (2ч)
Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. Популяционная структура вида. Видообразование. Борьба за существование и естественный отбор. Движущие силы эволюции. Адаптации как результат естественного отбора
Лабораторная работа №2: «Выявление приспособленности организмов к среде обитания».
VIII.Возникновение и развитие жизни на Земле (1ч)
Взгляды, гипотезы и теории происхождения жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира
IX.Взаимосвязи организмов и окружающей среды (5ч)
Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Экологическая ниша. Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов. Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем. Поток энергии и пищевые цепи. Искусственные экосистемы. Экологические проблемы современности. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Экологические проблемы города Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Лабораторная работа №3: «Описание экологической ниши организма»
4.Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Число практических, лабораторных и контрольных работ, экскурсий |
1 | Биология в системе наук | 0,5 | 0 |
2 | Основы цитологии-науки о клетке | 3,5 | 0 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 1 | 0 |
4 | Основы генетики | 3 | 1 лабораторная работа |
5 | Генетика человека | 0,5 | 0 |
6 | Основы селекции и биотехнологии | 0,5 | 0 |
7 | Эволюционное учение | 2 | 1 лабораторная работа |
8 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 1 | 0 |
9 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5 | 1 лабораторная работа |
Приложение №1
«Календарно-тематическое планирование»
№ урока | Наименование темы | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохожде- ния | Используемая дистан- ционно-образовательная технология |
I.Биология в системе наук (1 урок) | ||||
1 | Биология как наука Методы биологических исследований | 02.09-06.09 | Индивидуальное дистанционное занятие-взаимодействие: онлайн-урок | |
II.Основы цитологии-науки о клетке (7 уроков) | ||||
2 | Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. Химический состав клетки: неорганические вещества и вода. | 09.09-13.09 | Онлайн-урок | |
3 | Роль углеводов в живых организмах. Роль белков в живых организмах. | 16.09-20.09 | Онлайн-урок | |
4 | Роль липидов и нуклеиновых кислот. Строение клетки. Строение зукариотических клеток у растений, грибов, животных и прокариотических у бактерий. | 23.09-27.09 | Онлайн-урок | |
5 | Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 30.09-04.10 | Онлайн-урок | |
6 | Фотосинтез и его космическая роль. Биосинтез белков: транскрипция. | 07.10-11.10 | Онлайн-урок | |
7 | Биосинтез белков: трансляция. Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. | 14.10-18.10 | Онлайн-урок | |
8 | Контрольно-обобщающий урок на тему «Основы цитологии». | 21.10-25.10 | Онлайн-урок с подведени ем итогов самостоятельных занятий с тьюторским сопровождением (на основе средств связи: электрон ная почта-пересылка тестового задания и презентаций учителя) | |
III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (2 урока) | ||||
9 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. Половое размножение организмов. Мейоз. | 05.11-08.11 | Онлайн-урок | |
10 | Онтогенез-индивидуальное развитие организма. Влияние факторов внешней среды на онтогенез. | 11.11-15.11 | Онлайн-урок с подведени ем итогов самостоя тельных занятий с тьюторским сопровождением (на основе средств связи: электрон ная почта-пересылка тестового задания и презентаций учителя) | |
IV.Основы генетики (6 уроков) | ||||
11 | Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. | 18.11-22.11 | Онлайн-урок | |
12 | Фенотип и генотип. Закономерности наследования. | 25.11-29.11 | Онлайн-урок | |
13 | Решение генетических задач. Хромосомная теория наследственности. | 02.12-06.12 | Онлайн-урок | |
14 | Генетика пола. Основные факторы изменчивости. Генотипическая изменчивость. | 09.12-13.12 | Онлайн-урок | |
15 | Лабораторная работа №1: «Выявление изменчивости у организмов» Комбинативная изменчивость | 16.12-20.12 | Онлайн-урок | |
16 | Фенотипическая изменчивость Контрольное обобщение на тему «Основы генетики. Индивидуальное развитие организмов» | 23.12-27.12 | Онлайн-урок с подведени ем итогов самостоя- тельных занятий с тьюторским сопровождением (на основе средств связи: электрон ная почта-пересылка тестового задания и презентаций учителя) | |
V.Генетика человека (1урок) | ||||
17 | Методы изучения наследственности человека Генотип и здоровье человека | 13.01-17.01 | Онлайн-урок | |
VI. Основы селекции и биотехнологии (1 урок) | ||||
18 | Основы селекции Достижения мировой и отечественной селекции Биотехнология: достижения и перспективы развития | 20.01-24.01 | Онлайн-урок | |
VII.Эволюционное учение (4 урока) | ||||
19 | Учение об эволюции органического мира Вид. Критерии вида | 27.02-31.01 | Онлайн-урок | |
20 | Популяционная структура вида Видообразование | 03.02-07.02 | Онлайн-урок | |
21 | Борьба за существование и естественный отбор. Движущие силы эволюции. Лабораторная работа №2: «Выявление приспособленности организмов к среде обитания» | 10.02-14.02 | Онлайн-урок | |
22 | Адаптации как результат естественного отбора Контрольно-обобщающий урок: «Современные проблемы теории эволюции» | 17.02-21.02 | Онлайн-урок с подведени ем итогов самостоя тельных занятий с тьюторским сопровождением (на основе средств связи: электрон ная почта-пересылка тестового задания и презентаций учителя) | |
VIII.Возникновение и развитие жизни на Земле (2 урока) | ||||
23 | Взгляды, гипотезы и теории происхождения жизни Органический мир как результат эволюции | 25.02-28.02 | Онлайн-урок | |
24 | История развития органического мира Контрольно-обобщающий урок: «Происхождение и развитие жизни на Земле» | 02.03-06.03 | Онлайн-урок с подведени ем итогов самостоя тельных занятий с тьюторским сопровождением (на основе средств связи: электрон ная почта-пересылка тестового задания и презентаций учителя) | |
IX.Взаимосвязи организмов и окружающей среды (10 уроков) | ||||
25 | Экология как наука Влияние экологических факторов на организмы | 10.03-13.03 | Онлайн-урок | |
26 | Экологическая ниша Лабораторная работа №3: «Описание экологической ниши организма» | 16.03-20.03 | Онлайн-урок | |
27 | Структура популяций Типы взаимодействия популяций разных видов | 01.04-03.04 | Онлайн-урок | |
28 | Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем Структура экосистем | 06.04-10.04 | Онлайн-урок | |
29 | Поток энергии и пищевые цепи | 13.04-17.04 | Онлайн-урок | |
30 | Искусственные экосистемы | 20.04-24.04 | Онлайн-урок | |
31 | Экологические проблемы современности. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. | 27.04-30.04 | Онлайн-урок | |
32 | Экологические проблемы города, в котором я живу. | 06.05-08.05 | Онлайн-урок | |
33 | Контрольное обобщение на тему: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». | 12.05-15.05 | Онлайн-урок с подведени ем итогов самостоя тельных занятий с тьюторским сопровождением (на основе средств связи: электрон ная почта-пересылка тестового задания и презентаций учителя) | |
34 | Повторение изученного за год. | 18.05-22.05 | Онлайн-урок | |
Итого: 34 урока |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания № 01
ШМО естественно-научного цикла
от 28.08.2019г.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________/Юркова Т.И./
30.08.2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс Сивоглазов В.И. 2019
. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций, работающим по учебникам биологии для 5—9 классов авторов В. И. Сивоглазова и др издательства "Просвещение" 2019 год. Пр...
Рабочая программа по биологии 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии 5-9 класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии. 9 класс. УМК И.Н.Пономаревой. 2019-2020 учебный год...