Рабочая программа по биологии 5 класс Сивоглазов В.И. 2019
методическая разработка по биологии (5 класс)
. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций, работающим по учебникам биологии для 5—9 классов авторов В. И. Сивоглазова и др издательства "Просвещение" 2019 год. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании. Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы.
Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания человеком природы. Данный курс реализует следующие цели:
- систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1—4 классах;
- углубление знаний о живой природе;
- расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Авторская линия, реализующая курс, представлена учебником «Биология. 5 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков). Учебник включает три раздела: «Введение», «Строение организма», «Многообразие живых организмов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_klass_2019-20.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
1.1. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Биология» адресована 5 классу общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.
Программа определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения .
Входит в федеральный компонент плана основного общего образования.
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа по 1 часу в неделю.
1.2. Описание учебно-методического комплекта, включая электронные ресурсы
Для реализации программы используется УМК:
1. Программа Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК «Биология» : учебно-методическое пособие Сивоглазов В. И. — М. : Просвещение, 2019. ;
2. Учебник для общеобразовательных учреждений Сивоглазов В. И., Плешаков А.А. Биология. 5 класс Просвещение, 2019
3. Комплект цифровых образовательных ресурсов:
Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru
1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- освоение основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
- умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
- 1.4. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся
- Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти):
- - контроль устного ответа обучающихся осуществляется выборочно на каждом уроке;
- - контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется на каждом уроке;
- - контроль и оценка выполнения практической или лабораторной работы осуществляется в течение изучения тем и разделов.
2. Содержание учебного предмета, курса
Название темы | Количество часов |
Введение | 7 |
Раздел 1. Строение организма | 9 |
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 15 |
Повторение | 3 |
3. Поурочно-тематическое планирование к рабочей программе
№ урока | Тема урока | Основное содержание урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля |
Домашнее задание | |
Освоение предметных знаний | Практическая работа | |||||
Введение (7 ч) | ||||||
1 | 1. Биология - наука о живой природе | Биология — наука о живой природе. Из истории биологии. Развитие биологических знаний. Система биологических наук. Значение биологии в жизни человека | Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности. Выявлять взаимосвязь человека и живой природы. Оценивать роль биологических наук в наши дни. Оценивать значение биологических знаний для каждого человека |
| Опрос, вводная диагностика | Ответ н вопрос стр 7,таблица стр9 |
2 | Методы изучения природы. Лабораторная работа№1 | Методы исследования: наблюдение, эксперимент, измерение. Приборы и инструменты. Биологические приборы и инструменты, их использование. Этапы научного исследования. Правила работы в лаборатории | уметь определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени. | Лабораторная работа «Знакомство с оборудованием для научных исследований. | Контроль самостоятельной работы . | Начать таблицу стр 12 |
3 | Строение и правила работы с микроскопом Лабораторная работа№2 | Знать строение микроскопа, уметь настраивать свет, соблюдать технику безопасности | Лабораторная работа «Строение и работа с микроскопом» | Контроль самостоятельной работы . | Знать устройство микроскопа и алгоритм работы стр 45 | |
4 | Разнообразие живой природы. Царства живой природы | Классификация живых организмов. Роль К. Линнея в создании систематики живых организмов. Систематика — раздел биологии. Вид — единица классификации. Царства живой природы. Вирусы — неклеточная форма жизни | Объяснять сущность понятия «классификация». Осознавать предмет и задачи науки систематики. Различать основные таксоны классификации: вид царство. Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации | Контроль самостоятельной работы . | Работа с текстом стр 18 задания 1,3 | |
5 | . Среда обитания. Экологические факторы | Среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Экологические факторы. Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека как экологический фактор. | Объяснять сущность понятия «окружающая среда». Различать и характеризовать действия факторов среды, приводить конкретные примеры. Анализировать примеры хозяйственной деятельности человека и их влияние на живую природу | Контроль самостоятельной работы | Выполни задания стр 22 задание 2 | |
6 | Среда обитания (водная, наземно- воздушная) Лабораторная работа№3 | Среда обитания. Места обитания. Особенности водной и наземно- воздушной сред обитания | Различать понятия «среда обитания» и «место обитания». Характеризовать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания. Приводить примеры обитателей сред. Выявлять особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания | Лабораторная работа «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных | Контроль самостоятельной работы | Стр 30 звполнить таблицу |
7 | . Среда обитания (почвенная, организменная) | Особенности почвенной и организменной сред обитания | Характеризовать особенности почвенной и организменной сред обитания. Приводить примеры обитателей сред. Выявлять особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Систематизировать знания о средах обитания и их обитателях. Соблюдать правила поведения в природе | Контроль самостоятельной работы | Стр 35 задание 1 | |
Раздел 1. Строение организма (9 ч) | ||||||
8 | 7. Что такое живой организм | Основные признаки живых организмов: обмен веществ и энергии, рост, развитие, раздражимость, движение, размножение, постоянство внутренней среды | Сравнивать отличительные признаки живого и неживого. Характеризовать основные свойства живых организмов | Контроль самостоятельной работы | Знать основные признаки живого | |
9 | Строение клетки Лабораторная работа№4 | Открытие клетки. Строение клетки. Основные органоиды клетки, их значение. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. | Выявлять на рисунках и в таблицах основные органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток, находить черты сходства и различия. Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать основные органоиды клетки под микроскопом. Находить их в таблицах, на рисунках и в микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Лабораторная работа «Строение клетки» | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу Знать органоиды клетки |
10 | Химический состав клетки | Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. | Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы. Различать неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки, объяснять их роль | Контроль самостоятельной работы | Практическая работа стр 51 | |
11 | Жизне-деятельность клетки | Процессы жизнедеятельности клетки. Обмен веществ (питание, дыхание), транспорт веществ, раздражимость, размножение. Клетка — живая система. | Выявлять основные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение основных процессов жизнедеятельности. Объяснять суть процесса деления клетки. Аргументировать вывод: клетка — живая система. | Контроль самостоятельной работы | Заполнить табл стр 55 | |
12 | Ткани растений | Что такое ткань. Особенности строения растительных тканей (образовательной, покровной, основной, механической, проводящей, выделительной). Особенности строения и выполняемые функции | Различать основные ткани растительного организма. Выявлять особенности их строения, связанные с выполняемыми функциями | Контроль самостоятельной работы | Заполнить табл стр 59 | |
13 | Ткани животных Лабораторная работа№5 | Особенности строения животных тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). Особенности строения и выполняемые функции. | Различать основные ткани животного организма. Выявлять особенности их строения, связанные с выполняемыми функциями. Сравнивать ткани животного организма между собой и с тканями растительного организма | Лабораторная работа «Животные ткани» | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
14 | Органы растений Лабораторная работа№6 | Что такое орган. Органы цветкового растения. Вегетативные органы (корень, побег). Генеративные органы (цветок, плод, семя). Основные функции органов цветкового растения. | Объяснять сущность понятия «орган». Характеризовать органы цветкового организма, распознавать их на живых объектах, гербарном материале, рисунках и таблицах. Сравнивать вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Различать и называть органы цветкового растения. Сравнивать вегетативные и генеративные органы. Проводить биологические исследования и объяснять их | Лабораторная работа «Органы цветкового растения» | Вопр.№3,4,7 Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
15 | Системы органов животных | Системы органов животных: покровная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, регуляторная, опорно-двигательная, система органов размножения | Объяснять сущность понятия «система органов». Различать на рисунках и таблицах и описывать основные системы органов животных. Объяснять их роль в организме | Контроль самостоятельной работы | Стр 71 заполнить таблицу | |
16 | Организм — биологическая система | Что такое система. Биологические системы (клетка, организм). | Объяснять сущность понятий «система», «биологическая система». Приводить примеры систем. Аргументировать вывод: клетка, организм — живые системы (биосистемы) | Контроль самостоятельной работы | Стр 75 Работа с текстом задание 3 | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч) | ||||||
17 | Как развивалась жизнь на Земле | Развитие представлений о возникновении Солнечной системы, Земли и жизни на Земле. Гипотеза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле | Анализировать и сравнивать представления о возникновении Солнечной системы и происхождении жизни на Земле в разные исторические периоды. Описывать современные взгляды учёных о возникновении Солнечной системы. Участвовать в обсуждении гипотезы А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле | Контроль самостоятельной работы | ||
18 | Строение и жизнедеятельность бактерий | Бактерии, общая характеристика. Строение бактерий. Многообразие форм бактерий. Распространение бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий. Размножение бактерий. Образование спор | Характеризовать особенности строения бактерий. Определять значение основных внутриклеточных структур. Описывать разнообразие форм бактериальных клеток. Различать типы питания бактерий. Оценивать роль споры в жизни бактерии | Контроль самостоятельной работы | Сообщение уч-ся о представителях бактерийых (по выбору уч-ся) | |
19 | Бактерии в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизни человека. Болезнетворные бактерии | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | Контроль самостоятельной работы | Стр 92 задание 2 | |
20 | Грибы. Общая характеристика | Грибы, общая характеристика. Особенности строения грибов (грибница, гифы). Особенности жизнедеятельности грибов: питание, размножение, расселение | Характеризовать особенности строения грибов. Выявлять черты сходства грибов с растениями и животными. Определять особенности питания и размножения грибов | Контроль самостоятельной работы | Стр 97 Работа с моделями | |
21 | Многообразие и значение грибов Лабораторная работа№7 | Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека. | Характеризовать основные группы грибов. Распознавать их в природе, на рисунках и таблицах. Описывать строение шляпочных и плесневых грибов. Различать съедобные и ядовитые грибы. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора грибов. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Лабораторная работы «Плесневые грибы» | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
22 | Царство растений | Основные признаки растений. Фотосинтез. Особенности строения растительной клетки. Среда обитания растений. Ботаника — наука о растениях. Теофраст — основатель ботаники. Классификация растений. Низшие и высшие растения | Выделять существенные признаки растений. Сравнивать строение растительной клетки со строением бактериальной и грибной клеток. Характеризовать процесс фотосинтеза. Различать основные таксоны классификации царства Растения. Сравнивать представителей низших и высших растений и делать выводы на основе сравнения. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Определять состояние растений зимой. Соблюдать правила поведения в природе | Контроль самостоятельной работы | Стр 110 Работа с моделями, схемами | |
23 | Водоросли. Общая характеристика Лабораторная работа№8 | Водоросли, общая характеристика. Среда обитания. Строение водорослей. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Особенности жизнедеятельности водорослей: питание, дыхание, размножение. | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Распознавать на гербарных материалах, рисунках, таблицах основные органоиды клетки водоросли. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Наблюдать органоиды клетки хламидомонады на готовых микропрепаратах. Формулировать выводы. Знать устройство микроскопа, развивать умения работы с ним. Соблюдать правила работы с микроскопом | Лабораторная работа | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
24 | Многообразие водорослей | Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли, или багрянки. Значение водорослей в природе и жизни человека | Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах представителей разных групп водорослей. Определять принадлежность водорослей к система-тическим группам. Сравнивать водоросли с наземными растениями, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение водорослей в природе и жизни человека. | Контроль самостоятельной работы | Стр 119 Выполни задания 1,2 | |
25 | Лишайники | Лишайники, общая характеристика. Среда обитания лишайников. Многообразие лишайников. Особенности жизнедеятельности лишайников: внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека | Выделять существенные признаки лишайников. Распознавать лишайники на рисунках, таблицах, гербарных материалах. Анализировать особенности внутреннего строения лишайников. Объяснять значение лишайников в природе и жизни человека | Контроль самостоятельной работы | Стр 124 заполнить таблицу | |
26 | Мхи Лабораторная работа№9 | Мхи, общая характеристика. Среда обитания. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. | Выделять существенные признаки мхов. Сравнивать представителей разных групп мхов, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей мхов. Объяснять значение мхов в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Знать устройство микроскопа, развивать умения работы с ним. Соблюдать правила работы с микроскопом | Лабораторная работа «Внешнее строение мхов» | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
27 | Папоротнико-образные. Плауны. Хвощи. Папоротники Лабораторная работа№10 | Общая характеристика группы. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. | Сравнивать представителей плаунов, хвощей и папоротников, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей папоротникообразных. Объяснять значение папоротникообразных в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать строение хвоща и папоротника, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротниковидных» | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
28 | Голосеменные Растения Лабораторная работа№11 | Голосеменные растения, общая характеристика. Многообразие голосеменных растений. Хвойные растения, особенности строения и жизнедеятельности. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. | Выделять существенные признаки голосеменных растений. Сравнивать семя и спору, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей голосеменных. Объяснять значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Изучить особенности строения хвои, шишек и семян голосеменных растений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений» | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
29 | Покрытосеменные (Цветковые) Растения Лабораторная работа№12 | Покрытосеменные (Цветковые) растения, общая характеристика.Многообразие покрытосеменных растений, разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. | Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Определять жизненные формы покрытосеменных растений. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей покрытосеменных. Объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Выявлять особенности внешнего строения покрытосеменного растения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» | Контроль самостоятельной работы | Оформить лабораторную работу |
30 | Основные этапы развития растений на Земле | Понятие об эволюции живых организмов. Чарлз Дарвин — основатель эволюционного учения. Палеонтология. Появление первых растительных организмов. Выход растений на сушу. История развития растительного мира | Объяснять сущность понятия «эволюция». Описывать основные этапы эволюции растений. Выяснять причины выхода растений на сушу. Объяснять причины господства покрытосеменных растений на Земле | Контроль самостоятельной работы | ||
31 | Значение и охрана растений | Значений растений в природе и жизни человека. Охрана растений. | Характеризовать роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости охраны растений. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Определять состояние растений весной. Соблюдать правила поведения в природе | Контроль самостоятельной работы | Стр 158 задание 1 | |
32 | Повторение | |||||
33 | Повторение | |||||
34 | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10-11 классы Агафонов, Сивоглазов
Пояснительная записка...
Рабочая программа по биологии 6 класс Сивоглазов В.И. 2020
1. Программа Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК «Биология» : учебно-методическое пособие Сивоглазов В. И. — М. : Просвещение, 2019. ;2. Учебник для общео...
Рабочая программа по биологии 11 класс В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы среднего общего образования для общеобразовательных ...
Рабочая программа по биологии 5 класс. В.И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии 5 класс. В.И. Сивоглазов...
Рабочая программа по биологии 6 класс. В.И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии 6 класс. В.И. Сивоглазов...
Рабочая программа по биологии 7 класс. В.И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии 7 класс. В.И. Сивоглазов...
Рабочая программа по биологии 5 Сивоглазов 2019
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 классов и разработана на основе следующих документов:...