Адаптированная рабочая программа
рабочая программа по биологии

Талютина Ольга Александровна

Рабочая программа, которая адаптируется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей .

Рабочая программа, а значит, и поурочное планирование такое же, как и в общеобразовательном классе, но в разделе «Организационно-педагогические условия обучения» подробно прописывается методика работы с обучающимися с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

по----------------------------в 5-9 классах для учащихся с ЗПР

должны быть в рабочей программе отражены:

1) пояснительная  записка

2) общая характеристика учебного предмета

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

5) содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

 7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Варианты написания рабочей программы:

1)Отдельная рабочая программа с отдельным поурочным планированием, ориентированным только на данную категорию обучающихся с ОВЗ.

2) Рабочая программа, а значит, и поурочное планирование такое же, как и в общеобразовательном классе, но в разделе «Организационно-педагогические условия обучения» подробно прописывается методика работы с обучающимися с ОВЗ.

 т.е  надо взять  рабочую программу по предмету, которой пользуетесь , вставить в нее следующие пункты.:

I Пояснительная записка

Источники составления программы.( едины для всех  рабочих программ)

Адаптированная рабочая программа по биологии основной школы (линии УМК «Биология - Сферы» (5–9 классы) для детей с ЗПР составлена на основе следующих нормативных документов:

Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 29.12.2014г. № 1644;

«Примерной основной образовательной программой основного общего образования», одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. № 1/15;

Адаптированной основной образовательной программы МОУ Средняя общеобразовательная школа №

Положения о рабочей программе МОУ Средняя общеобразовательная школа №

Заключения медико-педагогической комиссии.

В состав общеобразовательного класса входит  обучающийся  с ЗПР, исходя из медико-психолого-педагогической характеристики, рекомендовано обучение в очной форме по общеобразовательной коррекционной программе.

Психолого-педагогической характеристика учащихся, имеющих смешенное специфическое расстройство психического развития с легкой степенью умственной отсталостью:

Учащиеся с ЗПР испытывают затруднения в обучении из-за неустойчивого внимания, малого объема памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи.

Ребенок принимает учебную задачу, но не может спроектировать шаги ее выполнения. Познавательный интерес ограничен программным материалом, достаточно устойчивый, поверхностный.

Отмечается низкий уровень учебной мотивации.

Самостоятельное планирование учебных действий и игровой деятельности затруднено. При реализации алгоритма действий требуется направляющая помощь педагога. Адекватно принимает помощь.

Доминирует зрительный и тактильный тип восприятия. Зрительное восприятие характеризуется фрагментарностью, низкой скоростью, недостаточной точностью. Для полноты осмысленности воспринимаемых объектов необходима направляющая помощь педагога.

В деятельности преобладает механическое запоминание.

Достаточно хорошо сформировано произвольное запоминание.

Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение. Воспроизведение учебной информации часто неполное.

У ребенка преобладает наглядное мышление, а словесно-логическое и образное развито слабо.

 У ученика замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал.

 Общий темп деятельности медленный.

Ситуации успеха вызывают у ребѐнка положительные эмоции.

Преобладающий тип настроения – спокойный, уравновешенный.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с жизнью. Трудно воспринимаемый материал дается ознакомительно.

Главными условиями эффективности работы с такими учащимися являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

Коррекционная цель: 

развитие наблюдательности, мыслительной̆ деятельности (сравнение, сопоставление), эстетических чувств, сенсорики. Формирование: предметных представлений.

 Коррекция: мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

 В связи с этим:

1. Цели изучения биологии (заменить на свой предмет) и требования к уровню подготовки сохраняются. Изменения вносятся в структуру организации урока и учебного материала.

2. Структура( лабораторных), тестовых и контрольных работ остаётся без изменения.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Адаптирование  образовательного процесса в соответствии с особенностями развития учащихся с ОВЗ.

2. Стимулирование интереса учащихся к познавательной и учебной деятельности.

3. Развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.

   Рабочую программу для обучающихся с задержкой психического развития я адаптирую через реализацию их особых образовательных потребностей, а именно через:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ.

    Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому стараюсь специально организовывать и направлять внимание детей. Делаю это при помощи приёмов, развивающих внимание: стараюсь исключить действие посторонних раздражителей; неоднократно повторяю сведения; демонстрирую наглядные средства  обучениия (таблицы, изображения, модели, муляжи), сопровождая их комментариями.

   Слабое развитие произвольной памяти корректирую повторением вслух хором; использую схемы, опоры, которые позволяют обучающимся вспоминать изученный материал; предлагаю заучивать стихотворения (правила, толкование терминов и т.п.).

    Недостаточно развитые составляющие функции мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) развиваю при помощи упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления; использования игровых приёмов; заданий на умение выделять существенные признаки; приёмов, позволяющих обучающимся разобраться в смысле изучаемого материала или выполняемых заданий.

Организация  процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР.

   При организации процесса обучения использую

  • «пошаговое» предъявление материала,
  • дозированную помощи на уроке,
  • ориентируюсь на индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ,
  • дифференцирую задания, которые направлены на освоение посильного для восприятия обучающихся материала соответственно их способностям и возможностям,
  •  организацию коррекционной индивидуальной работы,.
  • подбираю задания с расчетом на конкретных учеников, учитывая особенности их индивидуального развития.
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Познавательную активность стимулирую при помощи метода проблемных вопросов, приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (верные и неверные утверждения, написание синквейна, толстые и тонкие вопросы, лови ошибку и другие), через организацию доступной для обучающихся активной деятельности (самостоятельные, практические, лабораторные работы).

Методы обучения: беседа, объяснения, объяснительное чтение, рассказ, эксперимент, наблюдение, демонстрации, опыт. Использовать наводящие вопросы, образцы решений, наглядность, новый материал выдавать малыми порциями, постепенное усложнение заданий.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя), работа в парах, урок, экскурсия, лабораторные и практические работы, домашнее задание.

Описание результатов и адаптации системы оценивания.

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами.

4) при необходимости адаптации текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

 5) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

 6)увеличение времени на выполнение заданий

Формы контроля используются те же, но шкала оценивания несколько другая: понижена на 20% или не учитываются задания повышенного уровня. Оценка 3 выставляется при выполнении работы на одну треть.

Рекомендации по использованию педагогической оценки, формирующей у детей с ЗПР внутреннюю устойчивую мотивацию к учению

-Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.

-Избегать сравнения достижений учащихся.

-Использовать развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания).

-Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.

При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам).

Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, — то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).

Выставлять итоговую отметку не по среднеарифметическому принципу, а на основе результатов усвоения знаний базового уровня образования, так называемых ОРО (обязательных результатов обучения).

Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.

Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях, на занятиях у логопеда, дефектолога).

Варьировать характер педагогических оценок (отметка, словесная оценка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним ребенка и снижения вследствие этого их мотивированной функции.

Активная позиция субъекта учебной деятельности проявляется в игре «Я — учитель». Многие учителя используют этот прием при проверке подготовленности учебных принадлежностей к уроку. «Маленький учитель» проверяет у своих одноклассников всю неделю учебные принадлежности сначала к одному из уроков, затем к каждому уроку одного дня.

Основной целью работы с учащимися с ЗПР является: повышение социальной адаптации детей через применение биологических( заменить на свой предмет)  знаний на практике.

В связи с тем, что учащиеся с ЗПР обучаются в общеобразовательной школе, адаптированная рабочая программа по биологии основой школы рассчитана на использование учебников и УМК линии «Сфера»: 

I I Общая характеристика (учебного предмета)

Берем без изменения из рабочей программы

I I I Место учебного предмета в учебном плане (например Место курса биологии в учебном плане ) 

Берем без изменения из рабочей программы

IV Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения (конкретного учебного предмета).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии: 

Берем все из АООП ( раздел  личностные результаты….) все 11 пунктов копируем себе.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии: 

Они приводятся в табличном варианте в АООП ПО ВИДАМ, МОЖНО СКОПИРОВАТЬ ОТ ТУДА. (АООП ,РАЗДЕЛ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проект- ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии

Предметные результаты копируем из АООП , раздел «планируемые результаты ООО по предметным областям»

Методические аспекты преподавания курса биологии

Берем из АООП, СТР. 90 «Особенности адаптации рабочей программы по предмету…»

Методы и формы оценки предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

1. Текущая аттестация:

устный опрос;

письменная самостоятельная работа;

тесты;

доклад;

творческая работа;

диагностическая работа;

лабораторная работа

2. Итоговая аттестация:

контрольная работа;

итоговое тестирование;

проектная работа.

Критерии оценки (должны быть снижены на 20%)

Устного ответа

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

Теста

85 -100%

Эксперементальной работы

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

84-70%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

51-69%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

V. Содержание учебного предмета  Биология ООО.

БЕРЕМ на всю ступень с 5 по 9 кл.

V I.Тематическое планирование        

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Все берем  на всю ступень с 5 по 9 кл.

V I I. Материально-технического обеспечения

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ

Оборудование кабинета БИОЛОГИИ  включает следующие типы средств обучения:

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, экскурсионное оборудование;

стенды для постоянных и временных экспозиций;

комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации;

компьютер;

мультимедиа проектор;

коллекция медиаресурсов, в том числе электронные
учебники, электронные приложения к учебникам,
обучающие программы;

выход в Интернет;

комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии;

комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;

библиотека учебной, программно-методической, учебно - методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНО для уроков в технологическую карту.

Примеры        Коррекционно-развивающие заданий

Тема

1

Введение- 1 час

Коррекция познавательной сферы путём использования уч-ся

обобщённых приёмов умственной деятельности.

2-3

Прокариоты

Коррекция памяти и логического мышления. Работа с биологическим рисунком.

4-5

Грибы

Коррекция мышления. Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; составлять схемы. Самостоятельно работать с учебником, пользоваться иллюстрациями.

Царство Растения. -15 часов

6

Общая характеристика растений.

Коррекция познавательной сферы путём использования уч-ся

 обобщённых приёмов умственной деятельности.

7

Низшие растения

Характеризовать особенности водорослей.

8-9

Высшие растения

Коррекция мышления. Сравнивать особенности высших и низших растений, делать выводы. Сравнивать и анализировать.

10

Голосеменные растения

Коррекция познавательной сферы путём использования уч-ся

обобщённых приёмов умственной деятельности. Составлять план

ответа на вопрос; объяснять термины и понятия.

11-20

Покрытосеменные растения

Коррекция мышления путём развития умения проводить

сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала.

Объяснять значение понятий. Характеризовать строение цветковых растений.

Царство Животные-14

21

Общая характеристика животных

Уметь слушать объяснение учителя. Выделять главное в тексте.

22

Одноклеточные животные

Делать сравнение одноклеточных организмов. Самостоятельно

 готовить сообщения по заданной теме.

23

Кишечнополостные

Составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия.

24-26

Черви

Коррекция внимания и мышления: анализ учебного материала и

 умение объяснить выбор.

27

Моллюски

Называть характерные черты Моллюсков.

28-29

Членистоногие

Коррекция памяти и логического мышления. Устанавливать

 причинно-следственные связи; оперировать терминами и

понятиями.

30

Рыбы.

Составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия.

31

Земноводные.

Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя.

32

Пресмыкающиеся

Составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и

понятия. Уметь работать с исторической картой

33

Птицы

Коррекция мышления.

34

Млекопитающие

Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. Раскрывать роль зверей,

выделять главное из текста, формулировать и доказывать своё мнение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 8 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...