Формы контроля УУД на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии
материал может быть использован на уроках биологии, для выявления сформированности УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_primeneniya_uud_na_urokah_biologii.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы применения УУД на уроках биологии
Работа с текстом учебника
А) выделение существенного, главного (например, значение бактерий)
Б) смысловая группировка (например, сгруппировать кости скелета по отделам)
В) составление планов (10 класс «Характеристика ДНК»)
Тезисов ( 11 класс «Признаки человеческих расс»)
Конспекта ( 7 класс тема «Органы выделения»)
Г) Составление схем ( 8 класс «Схема рефлекторной дуги»)
Графиков ( 10 класс «Кривая модификационной изменчивости»)
Д) формулировка выводов ( при выполнении лабораторных работ)
Е) Чтение –поиск (ответить на вопросы в конце параграфа)
Ж) Составление вопросов (8 класс «Характеристика безусловных и условных рефлексов»)
З) Описание биологических объектов (амеба )
Работа учащихся в группах:
А) решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли)
Б) выполнение лабораторных и практических работ
В) сравнение биологических объектов ( естественный биогеоценоз и агроэкосистема)
Г) описание особей по морфологическому критерию ( предки человека)
Д) веселая эстафета (6 класс «Органы цветкового растения»)
Работа с тестами помогают осуществлять познавательную учебную деятельность
А) билогический диктант
Б) Выбрать один или несколько правильных ответов
В) задание на соответствие
Г) задание на последовательность биологических явлений, структур
Специальные рабочие тетради. Дают большие возможности для самостоятельных работ, получения новых знаний.
Задания в тетради:
А) вставьте пропущенное слово
Б) дайте определение
В) работа с рисунками
Г) верно ли утверждение?
Д) заполните схему и другие
7.2 Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
· «найди отличия» (можно задать их количество);
· поиск лишнего;
· упорядочивание;
· «цепочки»;
· хитроумные решения;
· составление схем-опор;
· работа с разного вида таблицами;
· составление и распознавание диаграмм;
· работа со словарями.
Задание 1. Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?
Л | Г | В | К | А |
Ш | З | Р | Й | Ь |
А | Я | А | Ч | А |
У | Ц | Е | Е | Ч |
В | О | Б | Б | К |
Х | Р | У | М | А |
Ответ: лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей.
Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные).
Задание 2.
А) Проанализируйте следующие данные:
В 1911г. на острова около Аляски было завезено 25 северных оленей. В 1920г. там обитало уже 300 оленей, 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950г. осталось 8 оленей. Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.
Б) Размеры Ноева ковчега измерялись в ЛОКТЯХ: длина – 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 25 локтей. Измерьте длину локтей учеников класса и постройте вариационную кривую. Локоть – это расстояние от угла локтевого сустава до конца среднего пальца руки. Переведите размеры Ноева ковчега в современную метрическую систему и ответьте на вопрос: мог ли такой корабль во время всемирного потопа взять «всякой твари по паре»?
В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Примеры заданий:
Задание 3. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для земноводных и пресмыкающихся животных:
А – кожа голая, слизистая
Б – кожа сухая
В – оплодотворение внутреннее
Г – оплодотворение внешнее
Д – дыхание с помощью легких
Е – вдыхании принимает участие кожа
Ж – развитие прямое
З – развитие с метаморфозом
Задание 4. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. А – дождевой червь Е — клевер Б – заяц-беляк Ж – голубь В – мукор З – бактерии Г – волк И – хламидомонада Д – пшеница
Задание 5. Найдите соответствие:
А – Неклеточные формы 1. Простейшие
Б - Прокариоты 2. Цианобактерии
В – Эукариоты 3. Вирусы
4. Бактерии
5. Грибы
6. Животные
7. Растения
8. Фаги
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Рассмотрим несколько примеров
Задание 6. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
Задание 7. Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий): кровь – кость, фибриноген – гемоглобин, ДНК – РНК, митохондрии – рибосомы.
Задание 8. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров
Задание 9. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
b) Целлюлоза – глюкоза = белок — ?
a. А – нуклеотиды В – аминокислота
b. Б – глицерин Г – липид
c. Д – углевод
Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? Для этого необходимо:
1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
Рассмотрим несколько примеров
1. Работа с рисунками
Задание 10. Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении
Задание 11. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
Задание 12. В чем сходство и различие митоза и мейоза?
2.Умение работать с таблицами
Задание 13. Внимательно изучите данные, приведённые в таблице«Содержание бактерий (шт.) в 1 куб. м воздуха». Какое из утверждений А-Г соответствует данным таблицы?
Таблица «Содержание бактерий (шт.) в 1 куб. м воздуха»
Воздух
Содержание бактерий (шт., в м3)
Воздух лугов и полей
100
Городской воздух (летом)
25000
Городской воздух (зимой)
4500
Воздух закрытых помещений
300000
А. Зимой в городском воздухе бактерий содержится больше, чем летом.
Б. Количество бактерий в закрытом помещении, по сравнению с воздухом лугов и полей, больше в 300 раз.
В. Содержание бактерий в морозном воздухе, в отличие от летнего, уменьшается более чем в 5 раз.
Г. Высокое содержание бактерий в воздухе закрытых помещений способствует распространению инфекционных заболеваний.
Задание 14. Заполните таблицу: сравните клетки, отметив знаками «+» или «-» наличие или отсутствие частей или органоидов в данных клетках.
№
Признаки
Животная клетка
Растительная клетка
Грибная клетка
Бактериальная клетка
Плазматическая мембрана
Клеточная стенка
Цитоплазма
Наследственный материал
Оформленное ядро
Рибосомы
Митохондрии
Вакуоли
Пластиды
Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод (ответьте на вопросы).
Вопросы:
1. Что общего в клетках живых организмов?
2. Чем животная клетка отличается от клеток других организмов?
3. Что отличает растительную клетку от клеток других организмов?
4. Что отличает бактериальную клетку от клеток других организмов?
После проверки правильности выполнения заданий учителем на следующем уроке учащимся предлагается обсудить вопросы:
- Что проверяло данное задание?
- Что такое анализ?
- Как нужно было анализировать данные представленные в таблице?
- Что вызвало у вас затруднение при выполнении данного задания?
Таким образом, само задание, в данном случае, позволяет проверить умение учащихся находить необходимую информацию, анализировать данные, представленные в форме таблицы, и делать выводы, а обсуждение правильности выполнения задания способствовало осознанию учащимися своих действий и формированию таких регулятивных умений как самооценка и коррекция.
3. Умение составления тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:
1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
4. Умение составления опорно-логических схем
7.3 Приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
· «преднамеренные ошибки»;
· поиск информации в предложенных источниках;
· взаимоконтроль
· диспут
· заучивание материала наизусть в классе
· контрольный опрос на определенную проблему.
Задание 15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Белки клетки представляют собой биополимеры, состоящие из аминокислот.
2. Синтез белков осуществляется на наружных мембранах митохондрий.
3. Строительная функция белков связана с образованием мембран клетки.
4. Ферменты образуются в эндокринной системе.
5. Белки, как и липиды, могут запасаться в подкожной жировой клетчатке.
Задание 16. Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).
1. Как называется жидкая часть крови? (Плазма)
2. Как называются красные кровяные клетки? (Эритроциты)
3. Клетки, с помощью которых кровь сворачивается? (Тромбоциты)
4. Какие клетки крови не имеют ядра? (Эритроциты)
5. Какие клетки крови обеспечивают иммунитет? (Лейкоциты)
6. Процесс уничтожения лейкоцитами чужеродных тел? (Фагоцитоз)
7. К какому типу тканей относится кровь? (Соединительная)
8. Как называется нерастворимый белок крови, необходимый для образования тромба? (Фибрин)
9. Что относится к внутренней среде организма? (Кровь, лимфа, межтканевая жидкость)
10. Заболевание человека, при котором он может умереть даже от небольшой царапинки? (Гемофилия).
7.4 Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
∙составь задание партнеру;
∙отзыв на работу товарища;
∙групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий -работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
∙Создает учебную мотивацию
∙Пробуждает познавательный интерес
∙Создает ситуацию успеха
∙Вырабатывает умение общаться с другими детьми
∙Формирует оценочные категории своей работы
Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, чаще всего по 4- 5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель выполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными ; примерами, обоснование оценки ответа. Учитель обращает внимание на то, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.
Задание 17.
А) Угадать с помощью подсказок, о каком органе человеческого тела идет речь.
Это сложный орган со многими функциями. Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг. Это самый тяжелый орган человеческого тела. Его называют «зеркалом здоровья и болезни». Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган формирует расовые признаки – ногти и волосы [3].
Б) Рассказ-загадка «Что это за птенец?»
Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: другого птенца. Осторожно продвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него «на закорках», падает из гнезда на землю. Птенец-агрессор скатывается на дно гнезда…Минут 10–15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другим своим братом. Так и не успокоится до тех пор, пока он не выкинет из гнезда их всех. Делает он это, подчиняясь инстинкту.
Задание 18. Работа в группах. Подготовить тест по теме «Строение и функции клетки».
1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;
2 группа: из шести утверждений выбрать три верных;
3 группа: задание на соответствие.
Примеры заданий:
Органоид клетки, содержащий особый вид молекул РНК и участвующий в процессе биосинтеза белка, – это
А) лизосома
Б) рибосома
В) аппарат Гольджи
Г) наружная плазматическая мембрана
Собственную молекулу нуклеиновой кислоты содержит органоид клетки
А) митохондрии
Б) лизосома
В) клеточный центр
Г) аппарат Гольджи
Клеточные мембраны образованы молекулами
А) фосфолипидов и белков
Б) целлюлозы и ферментов
В) гликогена и рРНК
Г) крахмала и АТФ
Каково строение и функции митохондрий?
А) расщепляют белки до аминокислот
Б) содержат пигменты белковой природы
В) служат резервуаром запасов липидов
Г) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах
Д) окисляют органические вещества с образованием АТФ
Е) имеют наружную и внутреннюю мембрану
Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.
Процесс
Органоид
А) восстановление углекислого газа до глюкозы.
Б) синтез АТФ в процессе дыхания.
В) первичный синтез органических веществ.
Г) превращение световой энергии в химическую.
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды.
Митохондрия
Хлоропласт
Задание 1.
Угадать с помощью подсказок, о каком органе человеческого тела идет речь. Это сложный орган со многими функциями. Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг. Это самый тяжелый орган человеческого тела. Его называют «зеркалом здоровья и болезни». Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган формирует расовые признаки – ногти и волосы.
Задание 2.
Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?
Л | Г | В | К | А |
Ш | З | Р | Й | Ь |
А | Я | А | Ч | А |
У | Ц | Е | Е | Ч |
В | О | Б | Б | К |
Х | Р | У | М | А |
Задание 1.
Рассказ-загадка «Что это за птенец?»
Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: другого птенца. Осторожно продвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него «на закорках», падает из гнезда на землю. Птенец-агрессор скатывается на дно гнезд. Минут 10–15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другим своим братом. Так и не успокоится до тех пор, пока он не выкинет из гнезда их всех. Делает он это, подчиняясь инстинкту.
Задание 2.
Проанализируйте следующие данные:
В 1911г. на острова около Аляски было завезено 25 северных оленей. В 1920г. там обитало уже 300 оленей, 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950г. осталось 8 оленей. Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.
Тема сегодняшнего педсовета звучит как «Влияние личности педагога на повышение качества образования». Этот вопрос освещается и во ФГОСах и проф.стандарте, нам стало интересно, как педагог может улучшить познавательные логические и коммуникативные универсальные учебные действия, объяснить это мы постараемся на заданиях, которые используем на уроках. Обратите внимание, у вас на столах лежат примеры заданий
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
∙составь задание партнеру;
∙отзыв на работу товарища;
∙групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий -работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
∙Создает учебную мотивацию
∙Пробуждает познавательный интерес
∙Создает ситуацию успеха
∙Вырабатывает умение общаться с другими детьми
∙Формирует оценочные категории своей работы
Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, чаще всего по 4- 5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель выполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными ; примерами, обоснование оценки ответа. Учитель обращает внимание на то, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.
Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
· «найди отличия» (можно задать их количество);
· поиск лишнего;
· упорядочивание;
· «цепочки»;
· хитроумные решения;
· составление схем-опор;
· работа с разного вида таблицами;
· составление и распознавание диаграмм;
· работа со словарями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"
Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...
Электронные тесты как форма контроля знаний на уроках технологии.
Презентация к электронным тестам....
«Тестовая форма контроля знаний на уроках математики»
Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной обратной связи (ученик-учитель), дающей учителю информацию об уровнях усвоения учебного ...
Тестирование как форма контроля знаний на уроках английского языка
Тест на контрользнаний видовременных форм пассивного залога( 2 варианта)...
Статья «Формы контроля знаний на уроках технологии»
Статья предназначена для контроля знаний учащихся (девочек) 7 класса. В статье предлагаются тестовые задания для проведения вводного, полугодового и иготового (промежуточного) контроля знаний....
Виды и формы контроля знаний на уроках информатики
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.Проверочно-оценочная деятельность уч...
Тест как форма контроля знаний на уроках изобразительного искусства в 8 классе
Предложенный материал может быть использован учителями изобразительного искусства работающих по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского.В тесты включены вопросы ...