Виды и формы контроля знаний на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.
Проверочно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Часто для контроля знаний ограничиваются устным опросом школьников, в процессе которого лишь пересказывается текст учебника.
Для более качественной проверки нужно применять различные виды и формы контроля знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_formy_kontrolya_znaniy_na_urokah_informatiki.doc | 98 КБ |
metody_kontrolya_uchebnyh_dostizheniy_po_informatike.doc | 649.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и формы контроля знаний на уроках информатики
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.
Проверочно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Часто для контроля знаний ограничиваются устным опросом школьников, в процессе которого лишь пересказывается текст учебника.
Для более качественной проверки нужно применять различные виды и формы контроля знаний.
Виды и формы контроля знаний:
- Диктант - эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут:
- диктоваться преподавателем через определенный интервал времени;
- демонстрироваться слайдами поочередно;
- быть представленными в виде таблиц с набором ответов.
Диктант: «Информация и информационные процессы».
Вариант 1 1.Что является объектом исследования науки информатики? 2.Что такое информация ? 3.Запишите какой-нибудь известный вам исторический факт. 4.Запишите какое-нибудь известное вам математическое правило. 5.Объясните свойство информации «полнота». 6.Будет ли для вас информативным следующее сообщение: «2x2=4»? Ответ обоснуйте. 7. Приведите пример работника информационной сферы. 8.С помощью какого органа человек получает большую часть информации? 9.Какие действия человек выполняет с информацией? 10.От кого человек может принять информацию? 11.В какой форме человек передает информацию? 12.Приведите примеры древнейших информационных носителей. 13.Назовите техническое средство связи, через которое происходит обмен информацией. 14.Какие устройства ранее использовали люди для интенсификации обработки информации? 15.Приведите пример передачи информации в живой природе. |
Вариант 2 1.Что изучает наука информатика? 2.Назовите три основные сущности окружающего нас мира. 3.Назовите какой-нибудь известный вам факт из физики. 4.Назовите какое-нибудь известное вам правило русского языка. 5.Какие свойства информации вам известны? 6.Приведите пример своевременного сообщения. 7.От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение? 8.Приведите пример информационной деятельности людей. 9.Какие виды образной информации получает человек с помощью органов чувств? 10.Какие информационные процессы вам известны? 11.Кому человек может передать информацию? 12.Приведите примеры современных информационных носителей. 13.Чем является телефонная линия связи при разговоре по телефону? 14.Что является результатом обработки информации? 15.Что является универсальным устройством для обработки информации? |
- Самостоятельная работа. Система самостоятельных работ должна:
- обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку;
- отражать все основные понятия, предусмотренные программой;
- формировать приемы учебной работы;
- подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов;
- обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.
Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.
По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:
- обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);
- контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания);
Обучающая самостоятельная работа: «Алгоритмы, их виды, свойства и способы записи».
Вариант 1 1.Сформулируйте определение алгоритма. 2.Как вы понимаете термины: а) «конечный набор действий»; б) «из класса однотипных»? Приведите поясняющие примеры. 3.Перечислите свойства алгоритма. 4.Объясните суть любого (на ваш выбор) свойства алгоритма. 5.Перечислите виды алгоритмов. |
Вариант 2 1.Объясните суть свойства «определенность». 2.Объяснит суть свойства «однозначность». 3.Объясните суть свойства «результативность». 4.Объясните суть свойства «массовость». 5.Объясните суть свойства «конечность». |
Вариант 3 1.Как бы вы доказали, что предложенная вам последовательность действий является алгоритмом? 2.Докажите, что практическое применение теоремы Пифагора – это алгоритм. 3.Можно ли известное вам явление «круговорот воды в природе» считать алгоритмом? Поясните. 4.Можно ли данную последовательность действий считать алгоритмом? 5.В одной из русских сказок герою дается поручение: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли набор действий считать алгоритмом? Обоснуйте свой ответ, пользуясь свойствами алгоритма. |
Вариант 4 1.Сформулируйте определения алгоритмов: а)линейного, б)разветвляющегося, в)циклического. 2.Приведите пример конкретной задачи, которая бы решалась помощью алгоритма: а)линейного, б)разветвляющегося, в)циклического. 3.Перечислите способы записи алгоритмов. 4.Запишите алгоритм решения задачи в виде блок – схемы: y = √a + 2b. 5.Определите вид алгоритма из п.4 |
Контролирующая самостоятельная работа: «Алгоритмы, их виды, свойства и способы записи».
Вариант 1 1.Запишите определение алгоритма. Подчеркните в определении слова, в которых отражаются основные свойства алгоритма. 2.Объясните суть свойства «однозначность». Что произойдет, если нарушить это свойство? 3.Назовите исполнителя следующих видов работы: а) приготовление торта; б) пошив одежды. 4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи? 5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: «Определите площадь круга» |
Вариант 2 1.Запишите определение программы. Чем программа отличается от алгоритма? Приведите пример, по которому это отличие можно увидеть. 2.Объясните суть свойства « результативность». Что произойдет, если нарушить это свойство? 3.Назовите исполнителя следующих видов работы: а)ремонт обуви; б)пломбирование зуба. 4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи? 5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: «Вычислите катет прямоугольного треугольника». |
Вариант 3 1.Составьте алгоритм вычисления площади треугольника по формуле Герона (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма. 2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: "Определите, принадлежит ли точка С(х,у) отрезку АВ, если известны координаты концов отрезка". |
Вариант 4 1.Составьте алгоритм для нахождения площади и гипотенузы прямоугольного треугольника (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма. 2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: «Меньшее из двух данных чисел возведите в квадрат, а большее уменьшите в 2 раза. Если числа равны, то найдите их сумму». |
- Тест - тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом.
Тесты представлены тремя видами в двух вариантах:
- первый вид тестов предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно–два слова, которые считают необходимо недостающими;
- второй вид тестов, учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать, верно сформулированное математическое предложение от неверного;
- третий вид тестов, предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания.
Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримом для учащихся.
Тест : «Компьютер и информация».
А) оперативная память; B) внешняя память; C) клавиатура; D) процессор;
A) обработки информации; B) чтения и записи информации; C) хранения оперативной информации; D) долговременного хранения информации;
|
- Контрольная работа - письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного материала, что дает возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида:
1.проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;
2.итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов.
Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Контрольная работа: «Системы счисления».
Вариант 1 1.Представьте в развернутой форме: а) 4563; б) 1001012; в) АС616. 2.Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную; 3.Выполните действия: 1) в двоичной системе счисления: а)11001101011+1110000101; б) 101011-10011; в) 1011х101. 2) в восьмеричной системе счисления: а)564+234; б) 652-465. 3) в шестнадцатеричной: а)DF45+128A; б)92D4-11AЕ. 4.Используя кодировочную таблицу ASCII, определите код буквы Y и изобразите его в восьмиразрядном формате. |
Вариант 2 1.Представьте в позиционном виде: а) 7045; б) 1101012; в) 1D516. 2.Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную; 3.Выполните действия: 1) в двоичной системе счисления: а) 1110101011 + 1110110101; б)1011 – 1100011; в) 10101x 111. 2) в восьмеричной системе счисления: а) 641 + 427; б) 254 – 125. 3) в шестнадцатеричной: а)F154+12DA; б)12С4-9Е1. |
- Зачет - это одна из форм наиболее успешного закрепления знаний по пройденному материалу.
Открытые зачеты. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а так же дополнительными вопросами и задачами. Ученик самостоятельно выбирает уровень зачета и решают предложенные задачи. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания.
При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек – инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, но это отражается на оценке или ученик выполняет дополнительное задание.
Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.
Зачет: «Командные файлы».
Уровень 1 Вариант 1 Написать командный файл, который запрашивает: « Хотите ли вы узнать параметры форматирования (да – Y, нет – N)?» - и при ответе «да» (Y) выдает указанные параметры, а в противном случае прощается с вами. |
Вариант 2 Написать командный файл, который запрашивает: «Хотите ли вы узнать, как работать с программой ARJ.EXE (да – Y, нет – N)?» - и при ответе «да» (Y) выдает указанные сведения, а в противном случае прощается с вами. |
Вариант 3 Написать командный файл, который запрашивает: «Какая у вас дискета (360 Кбайт или 1,2 Мбайт)?» - и выполняет форматирование данной дискеты, выдав перед этим на экране соответствующее сообщение. |
Вариант 4 Написать командный файл, который распечатывает имена файлов, имеющих расширение EXE и находящихся в подкаталоге корневого каталога диска F. Имя подкаталога задается как параметр. |
Уровень 2 Вариант 1 Написать командный файл, который выдает сообщение о наличии в каталоге заданного файла. Имя файла и место поиска задаются как параметры. |
Вариант 2 Создать текстовый файл на диске. Написать командный файл, который копирует созданный текстовой файл на дискету, запрашивая в случае наличия на дискете файла с таким же именем подтверждение о выполнении копирования. Имя текстового файла задается как параметр. |
Вариант 3 Написать командный файл, используя команду FOR, выводит на экран содержимое каталога NU, находящегося на диске С в каталоге NC. После этого появляется вопрос «Хотите ли вы распечатать содержимое данного каталога на принтере?» При положительном ответе содержимое каталога распечатывается. |
Вариант 4 Написать командный файл, который при наличии заданного файла выдает сообщение «Вы действительно хотите удалить файл с именем \имя файла\?». При подтверждении файл удаляется. Если же такого файла нет, то выдается соответствующее сообщение. Полное имя файла задается как параметр. |
Формы контроля деятельности учащихся на уроках информатики
Особо остановимся на тестировании, как виде контроля. Грамотно составленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течении учебного года. Эффективным средство обучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности. В этом случае, речь идет о принципе открытости образования.
В чем эффективность данного метода?
Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата. Если по другим предметам достаточно проблематично будет раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на информатике в качестве необходимого технического средства можно использовать компьютеры, где предварительно помещаются все необходимые тесты и учащиеся в любой момент могут совершенно спокойно себя протестировать.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала, для теста из пяти вопросов:
нет ошибок – оценка «5»;
одна ошибка – оценка «4»;
две ошибки – оценка «3»;
три ошибки – оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
25-30 правильных ответов – оценка «5»;
19-24 правильных ответов – оценка «4»;
13-18 правильных ответов – оценка «3»;
меньше 12 правильных ответов – оценка «2».
Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда ученый материал осваивается в рамках базисного плана. Для гимназических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики данные критерии не подходят, требования к ученикам подобных учебных заведений должны быть намного выше. Их можно вычислить по критериям , заложенным в тестах ЕГЭ.
Наиболее проблематичной сферой контроля является объективное оценивание знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий. Рассмотрим факторы, влияющие на оценку:
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Здесь эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется оценка:
«5» – при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» – при наличии 1-2 недочетов;
«3» – 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;
«2» – незнание основного программного материала;
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей
Формы контроля деятельности учащихся на уроках информатики
Формы контроля на уроках информатики: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.
Методы контроля знаний на уроках информатики:
Традиционные - устный опрос, письменную проверку, тестирование, практическую работу
Нетрадиционные - сочинение, словарный диктант, проект.
Виды контроля: тест, контрольная работа, самостоятельная работа, и т.д.
Устный и письменный «зачет» в конце каждой темы позволяет проверить знания учащихся в целом и в системе. Только сдав «зачет» ученики могут приступить к работе на ПК. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.
Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, я даю одну - две домашних контрольных работ за учебный год (каждому ученику дается свой вариант).
Различные виды самостоятельных позволяют разнообразить работу на уроке. На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - «решение по аналогии». Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения. Особенно нравится ребятам исправлять ошибки в предложенных программах. Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить знания операторов языка программирования в легкой, непринужденной форме. Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Составление алгоритма решения задачи - этот метод позволяет развить логический и абстрактный способы мышления ребят.
Предложить идею решения задачи на оценку - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и навыки работы на ПК.
Контрольные и самостоятельные работы проводятся как «теоретически» так и за компьютером. Различные виды лабораторных работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся.
Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.
Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.
Очень продуктивной оказалась работа с творческими группами на лабораторных работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.
И задача «дальнего прицела» решается в творческой группе. Эта задача - конструирование компьютерной игры или обучающей программы. Для выполнения этой работы требуются все знания, которые ребята получили за два года. Нет ничего увлекательнее создания своего программного продукта. Увлечение играми может незаметно и совершенно естественно перейти в интерес к информатике, а в дальнейшем и к математике и другим точным наукам. А также это прекрасный способ проверить знания ребят.
Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером сему может служить мой открытый урок по теме «Строки».
По каждой теме, по каждому виду контроля накоплено такое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
Предварительный просмотр:
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра теории и методики обучения информатике
Квалификационная работа
по курсу «Теория и методика преподавания информатики в условиях введения ФГОС»
на тему: «Методы контроля учебных достижений
учащихся по информатике»
Выполнил: Гаранов Василий Викторович, учитель информатики и ИКТ, МАОУ СШ № 10, Володарского района |
Н. Новгород, 2018 г.
Содержание
1. Традиционные и нетрадиционные методы оценивания учебных достижений школьников 5
2. Использование компьютерных тестов на уроках информатики 8
Список использованной литературы, электронных источников 18
Введение
С процессом развития информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всего знания, накопленного человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т.е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.
Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Наблюдается формальное применение средств и методов проверки, в ряде случаев субъективизм в оценке знаний учащихся, преуменьшение обучающей роли проверки. Учащиеся недостаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки.
В настоящее время проверке, контролю стараются придавать деловое содержание: не только учитель проверяет успехи учеников, но и ученики проверяют уровень своих знаний. Кроме того, учитель проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. При этом используются различные формы и методы проверки и оценки.
На вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика уже давно ищет ответ, однако достигнутый ею прогресс постоянно оказывается несоизмеримым в сравнении с потребностями. Актуальность педагогической проблемы оценивания успехов школьников и стала основой квалификационной работы по теме: «Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике».
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования являются использование современных методов оценивания учебных достижений школьников на уроках информатики.
Цель исследования: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию современных методов оценивания учебных достижений школьников в учебном процессе средней общеобразовательной школы при освоении информатики.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1. Изучить традиционные и нетрадиционные методы оценивания учебных достижений школьников.
2. Проанализировать практический опыт по применению современных методов оценивания на уроках информатики.
1. Традиционные и нетрадиционные методы оценивания учебных достижений школьников
В педагогической литературе используются понятия формы и методы контроля как тождественные, равнозначные. Такие авторы, как П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской, Г.И. Щукина, В. Оконь и другие указывают, что в дидактике сами понятия «метод и формы контроля знаний» не имеют четкого разграничения.
Понятию «метод контроля» известные ученые дают следующие определения.
А.С. Агафонова: «Методы проверки – способы диагностического взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения».
П.И. Пидкасистый: «Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения».
С.А. Пуйман: «Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса».
В.А. Сластенин: «Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя».
А.В. Хуторской: «Выявление и измерение результатов обучения называют проверкой. В состав диагностики входят различные формы контроля: тестирование, анкетирование, контрольная работа, зачет, экзамен, комплексный проект, образовательные ситуации и др.».
Данные дефиниции во многом перекликаются, отражают истинную сущность понятия методы (формы) контроля, признанные современной наукой.
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь). В настоящее время осуществляется активный поиск и разработка нестандартных форм педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся.
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:
- диктант;
- краткая самостоятельная работа;
- письменная контрольная работа;
- контрольная лабораторная работа;
- устный зачет по изученной теме;
- классический устный опрос у доски.
Нетрадиционные формы педагогического контроля, разработанные и внедренные в учебный процесс в последние десятилетия.
Матричный контроль – первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляются произвольно.
Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя его знаком «Х» или «+». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.
Достоинства и недостатки матричного контроля знаний:
Достоинства матричного контроля знаний:
– экономия времени при проверке ответов учащихся, безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя.
Недостатки матричного контроля знаний:
– большие затраты времени на подготовку матриц, карточек;
- большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек).
Тестовый контроль. Практически во всех странах мира в любом типе образовательных учреждений обучаемым выставляются оценки знаний. Традиционные методы контроля знаний и выставления оценок по мнению А.И. Кочетова, В.М. Полонского, М.Н. Лазутовой, С.Е. Шишова, имеют следующие недостатки:
- оценка полностью субъективна (и выбор вопросов, и их количество, и оценка ответа на каждый вопрос, и оценка совокупности ответов на экзамене проводятся преподавателем практически полностью по своему усмотрению);
- оценка является весьма неточной как по объективным, так и субъективным причинам.
Официально термин «тест» ввел в научный оборот американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Он предложил серию из 50 тестов для определения примитивных психофизиологических характеристик, например, скорости реакции на звук. В России тесты привлекли внимание педагогической общественности в 20-х годах ХХ века. В 1926 году был даже опубликован сборник тестов для школ, но спустя 10 лет они были запрещены постановлением ЦК ВКП.
В школах развитых стран внедрение и совершенствование тестов шло быстрыми темпами. Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости.
Оценка выполнения теста производится путем сравнения ответа ученика с эталоном: если его ответ совпадает с эталоном, тест засчитывается; если же ответ не совпадает с эталоном, он не засчитывается. Наличие эталона обеспечивает объективность выставляемой оценки.
Требования к тестам:
- задание должно соответствовать изученному материалу;
- задание должно соответствовать достигнутому уровню деятельности;
- задание должно соответствовать эталону ответа.
Таким образом, тестовый контроль является базой для совершенствования учебного процесса и привлекателен многим:
- обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний ученика;
- экономит время учителя;
- улучшает психологический климат на экзамене или зачете;
- позволяет администрации учебного заведения оценивать работу преподавателей.
Портфолио – целеустремленное собрание работ, которые показывают усилия ученика, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Собрание должно включать:
- участие самих учащихся в разработке курса;
- критерии отбора;
- критерии оценки достоинств;
- свидетельство (очевидность) самовосприятия ученика.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что достижение целей обучения, развития и воспитания будет более успешным, если педагогами делается правильный выбор необходимых форм контроля знаний, умений и навыков учащихся. Грамотное владение традиционными и новыми технологиями педагогического контроля дает возможность объективно и разносторонне оценить уровень знаний, умений и навыков каждого школьника, обеспечить личностно-ориентированный подход, учесть специфику контингента учеников, их возможностей, а также предусмотреть особенности определенного типа образовательных учреждений.
2. Использование компьютерных тестов на уроках информатики
Обучение – многогранный процесс, и контроль знаний – лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование или компьютерное обучение, занимает ведущую роль. В широком смысле под компьютерным обучением понимается обучение, при котором компьютер используется как средство обучения, либо как инструмент построения оптимальной стратегии обучения или, как и то и другое одновременно.
Использование компьютера как средства обучения, в данном случае выделяется два аспекта использования компьютера:
- первый аспект – это инструментальный комплекс для изготовления компьютерных обучающих программ;
- второй аспект – это автоматизированное место обучаемого, на котором эти обучающие программы выполняются во время обучения.
При использовании компьютера как инструмента построения оптимальной стратегии обучения на его основе создается автоматизированное рабочее место преподавателя, на котором преподаватель организует подготовку раздаточного материала, учет успеваемости обучаемых и, главное, выработку оптимальной последовательности обучающих действий преподавателя с каждым обучаемым индивидуально.
В связи с недостаточным уровнем финансирования образования и специфическим характером развития системы образования, в общем, в настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения большинству предметов затруднено. Исключение составляет процесс обучения информатике, техническому обеспечению которого, как правило, уделяется большее внимание. Вследствие этого, учителя информатики находятся в более выгодном положении, и проявляется это в практически неограниченных возможностях для всестороннего использования компьютерного тестирования на уроках информатики.
В настоящее время разработано большое количество различных тестовых оболочек – специальных программ для организации тестовых заданий и проведения компьютерного тестирования.
Имеется ряд тестовых оболочек, позволяющих создать качественные тесты для проверки знаний и умений учеников. Некоторые из тестовых оболочек: MyTest, ExaMINATOR, MultiTester, AVELife TestGold, NetTest.
Каждая тестовая оболочка имеет свои недостатки и преимущества.
На практике использую программа NetTest для компьютерного тестирования знаний в сети. Программный комплекс NetTest предназначен для проведения массового компьютерного тестирования знаний в локальной сети под управлением операционных систем Windows и Linux. Он полностью автоматизирует:
- процедуру выбора вопросов из базы данных;
- тестирование на рабочих станциях с ограничением времени;
- обработку результатов теста и их оформление;
- анализ результатов (какие вопросы вызвали сложности).
Комплекс состоит из двух программ — серверной и клиентской. Серверная программа позволяет создавать и редактировать тесты, она также осуществляет полное управление компьютерным тестированием, обработку и вывод результатов. Клиентская программа запускается с рабочих станций и предназначена для работы учащегося.
Обе программы имеют продуманный и удобный интерфейс, они построены по принципу «минимальной достаточности» — реализуют необходимые функции оптимальным способом. На рабочем месте учащихся не требуется установка каких-либо программ, достаточно сделать ярлык на клиентскую программу, размещенную на сервере.
Рис. 1. Окна программы NetTest (серверная и клиентская части).
Также помимо тестовых оболочек в современных общеобразовательных учреждениях распространено такое явление как Интернет – тестирование или онлайн тестирование. Гибкость, эффективность, скорость – вот лишь некоторые из многочисленных преимуществ дистанционной проверки знаний, позволяющих успешно проводить различного рода тестирования.
При онлайн тестированию использую сервис Socrative. Ссылка: http://www.socrative.com/.
Сервис Socrative - бесплатная система сбора ответов учеников через любое подключенного к Интернету устройство.
Сервис Socrative предназначен для организации и использования системы голосования с использованием любых гаджетов, компьютеров, планшетов, мобильных устройств на которых возможно работать с опросниками.
Тестирование или статистический опрос возможен с любого устройства, подключенного к Интернет. Более того, учитель может легко оценить прогресс ученика и всего класса. Данный сервис позволяет быстро просмотреть результаты тестирования каждого ученика в реальном времени. Запустить его можно в качестве приложения IOS, Android приложения или на любом браузере. Одновременно можно тестировать до 50 человек.
Рис. 2. Режим создания тестов.
Рис. 3. Режим просмотра результатов.
Идеи по использованию сервиса в образовании:
1. Для создания и работы с опросниками, голосованиями в исследовании или соц. опросе, проектной деятельности учащихся.
2. Для использования в аудитории и при дистанционном обучении для быстрого опроса и тестирования по ходу материала.
3. Для использования технологии BYOD на уроках (Bring your own device - Принесите свои собственные устройства). Сервис Socrative как инструмент реализации технологии BYOD в урочной и внеурочной деятельности.
4. Для обучения по технологии смешанного обучения «Вне стен классной комнаты».
Алгоритм действий учителя:
1. Для начала работы учителю нужно зарегистрироваться. Войдите в t.socrative.com, введите адрес своей электронной почты и пароль.
2. Создайте опрос, или несколько опросов.
3. Для начала работы, сообщите ученикам номер вашей виртуальной комнаты My room number, например, 54822. Помните, количество учеников не должно превышать 50 человек. Ученик входит на ресурс, указывает номер виртуальной комнаты, которую назвал учитель, свое имя и фамилию. Далее начинается совместная работа. Ученики отвечают на своих мобильных устройствах.
4. Просмотрите результаты учеников, которые видны на экране учителя. Вы можете отправить их себе по электронной почте или экспортировать в Excel.
Варианты использования опроса на уроках:
1. Вы задаете устный вопрос, а ученики отвечают да/нет или вводят короткий ответ (вам приходит отчет по количеству ответов, фамилии не указываются)
2. Вы заранее создаете тест с множественным выбором ответов или коротким ответом, у ученика появляются вопросы и возможность отвечать (вам приходит отчет по результатам ответов с фамилиями).
Преимущества использования сервиса Socrative в педагогической деятельности:
Доступность сервиса. Сервис абсолютно бесплатный. В этом его преимущество, так как не нужны дорогостоящие системы тестирования, например, система голосования SMART Response PE. Охват большого количества учеников (до 50 человек).
- Совместимость. Возможность использования для любых устройств (с любыми ОС и браузерами).
- Интерактивность. Ученики отвечают на вопросы онлайн, результаты тестирования видны на экране учителя мгновенно.
- Полезность. Учитель создает опросы на любую тему, что расширяет его возможности. Использование сервиса на уроках, внеклассной работе, исследовательской деятельности, проектной деятельности.
- Актуальность. Создаём опросы на актуальные темы.
Организация интерактивного опроса на уроке с помощью приложения Plickers и одного смартфона. Ссылка: www.plickers.com
Для работы нужен только компьютер с интернетом и WI-FI, телефон с камерой и QR коды-карточки. Ученики поднимают карточку с вариантом ответа, который они считают правильным, и телефон учителя считывает коды сразу всех учеников. Тестирование моментально выявляет правильные и неправильные ответы каждого из учеников и онлайн отображает статистику ответов на тест по классу и пофамильно, при этом всю информацию легко и удобно вывести на экран при помощи проектора.
Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ученику выдаётся по одной карточке.
Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает оно с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах. Plickers используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком.
Камерой планшета (телефона) учитель сканирует поднятые детьми карточки с QR-кодами с, по их мнению, правильными ответами. И получает практически мгновенную статистику правильных и неправильных ответов и их авторов прямо на доске.
Карточка имеет такой вид:
Рис. 4. QR – карточка c номером ученика и буквами (вариантов) ответов (A, B, C, D).
Рис. 5. Окно создания опроса.
Рис. 6. Режим просмотра результатов опроса.
Рис. 7. Сканирование ответов учащихся.
Проверка знаний и умений учащихся составляет важную часть учебного процесса, т.к. так как позволяет установить однозначную связь, между методами обучения и качеством усвоения пройденного материала, а, следовательно, и степенью подготовленности учащихся к дальнейшему осмысленному изучению учебного материала.
В настоящее время в российских школах широкое распространение получил тестовый контроль. В методической литературе и практике обучения информатике получили распространение два вида тестов: нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные.
Также в связи с компьютеризацией образования широкое распространение начали получать инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. Но, так как в связи с недостаточным уровнем финансирования образования использование компьютерных технологий в процессе обучения большинству предметов затруднено. Исключение составляет процесс обучения информатике, техническому обеспечению которого, как правило, уделяется большее внимание. Только учителя информатики находятся в более выгодном положении в сравнении с другими, проявляется это в практически неограниченных возможностях для всестороннего использования компьютерного тестирования на уроках информатики.
Заключение
Контроль является важнейшим фактором в процессе обучения любому учебному предмету, в том числе и по информатике. Он позволяет не только установить уровень успешности обучения, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся и тем самым определить необходимые изменения, которые следует внести в методику работы. Контроль оказывает воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность.
Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.
При изучении методической и педагогической литературы были рассмотрены функции контроля, а также выделены методы и средства контроля, которые используются учителем в процессе преподавания различных учебных дисциплин, в том числе и при обучении информатике. Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиск необходимых форм, видов контроля, использование определенных приемов контроля в разных видах деятельности – это одна из важнейших задач педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Система контроля должна включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
При изучении вопроса об особенностях тестового контроля было выявлено, что в настоящее время учителями широко используется тестовый контроль для проверки умений и навыков. Необходимо отметить, что тестовый метод контроля знаний в отличие от обычных методик проведения уроков, стимулирует постоянную работу всех учащихся, а также исключает субъективное мнение преподавателя.
При проведении тестового контроля, на каждый тест или блок тестов отводится заранее оговоренное время, что позволяет определить не только знание проверяемого материала, но и степень (глубину) его усвоения. Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом. Одними из главных требований, предъявляемых к тесту, является валидность и надежность теста. Тест должен соответствовать целям проверки. Тестовая валидность неотделима от надежности теста. Тест считается надежным, если его результаты хорошо согласуются между собой в случаях повторного применения и, одновременно, устойчиво совпадают с результатами независимой оценки.
Реализация задачи, связанной с выявлением особенностей компьютерного тестирования как средства контроля знаний, умений и навыков, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время одной из главных целей государства в области образования является компьютеризация российской системы образования. В российских школах происходит плавный переход от традиционных форм контроля к компьютерному тестированию. С помощью компьютера преподаватель может достаточно быстро построить систему контрольных или тестовых заданий. При этом значительно облегчается процесс обработки результатов и выставления оценок. Также использование компьютерного тестирования как формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено переносом акцента с карательной функции на информативную. Только в таком случае учащийся не будет бояться контроля и изобретать способы получения повышенной оценки, а преподаватель сможет получать реальную картину знаний учащихся.
Изучение и анализ методической и педагогической литературы по проблеме организации компьютерного тестирования на уроках информатики позволяет выделить следующие преимущества компьютерного тестирования по сравнению с традиционными формами контроля:
- быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
- объективность в оценке;
- конфиденциальность при анонимном тестировании;
- тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у учащихся.
Список использованной литературы, электронных источников
- Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006.
- Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006.
- Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.
- Веб – сервис https://www.plickers.com
- Веб – сервис https://www.socrative.com/
- Веб сайт http://kpolyakov.spb.ru/prog/nettest.htm
- Горбачевская М.В. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. М. 2000.
- Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер, 1999.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособи для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006.
- Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебник. – М. 2007.
- Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
- Зиновкина М.М. Многоуровневое креативное образование и школа. М.: Приоритет – МВ, 2002.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М. КноРус. 2010. 740 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2005.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002.
- Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.
- Н.Н. Самылкина. Современные средства оценивания результатов. М.:БИНОМ. 2006.
- Педагогика /Под ред. Сластенина В.А.: изд. 3-е – М.: Владос, 2006.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
- Педагогика: учебное пособие /под ред. П.И. Пидкасистого, - М.: Высшее образование, 2007.
- Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.
- Самылкина Н. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2003.
- Фадеева О. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся.8-9 классы.
- Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008. – 120с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды контроля знаний на уроках информатики
От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это ком...
Система контроля знаний на уроках информатики
Презентация...
Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"
Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...
Электронные тесты как форма контроля знаний на уроках технологии.
Презентация к электронным тестам....
«Тестовая форма контроля знаний на уроках математики»
Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной обратной связи (ученик-учитель), дающей учителю информацию об уровнях усвоения учебного ...
Использование информационных ресурсов для контроля знаний на уроках информатики
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению. Объём информации растет, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информацио...
Тестирование как форма контроля знаний на уроках английского языка
Тест на контрользнаний видовременных форм пассивного залога( 2 варианта)...