Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса биологии
статья по биологии

Абанина Диана Петровна

В данной статье рассматривается сущность, значение, этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении предмета биологии, роль проектной технологии в развитии интереса к биологии, развитию творческих способностей школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_abanina_d.p._2019.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Д.П. Абанина

МБОУ «СОШ № 19», МО г. Братск

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении

курса биологии

     Одной из важнейших задач современного образования является создание условий для формирования представлений о динамической и многоуровневой картине мира. Развитие человека происходит в процессе учебной деятельности, общения в коллективе. Организация разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, проектной и исследовательской,  поможет развитию интересов и способностей школьников.

     Как современная образовательная технология, проектная и  исследовательская деятельность учащихся формирует способность мыслить самостоятельно, работать с источниками информации, получать и применять знания, принимать объективные решения в конкретной ситуации, планировать  действия, оформлять продукт. Это кропотливая работа учителя совместно с учениками, требующая определённого количества времени. Нужно помочь школьникам анализировать и обрабатывать информацию, формировать навыки работы в группе, помочь  в оформлении и представлении результатов работы.

     Проектно-исследовательская деятельность – это спланированная, последовательная работа, которая  осуществляется в несколько этапов.

     Первый этап можно назвать «Учиться знать». Его называют этапом овладения элементарными знаниями и умениями проектной деятельности. Школьники 5-7 классов знакомятся с сутью проекта, учатся процессу проектирования, то есть, выявлять проблему, ставить цель, работать с источниками информации, выполнять наблюдения, формулировать выводы. Результатом этой работы является выполнение учащимися проектов по биологии в 5-7 классах.

     Вторым этапом является этап «Учись делать». Обучающиеся учатся применять полученные навыки в процессе выполнения учебных проектов и исследований. В образовательной работе на практике  применяются разнообразные проекты: исследовательские, информационные, творческие, практико-ориентационные.

     Третий этап можно назвать «Учиться жить», в котором формируется активная жизненная позиция школьников. Ребята выступают с проектами на уроках, показывают результаты исследований на внеурочных занятиях, научно-практических конференциях на  разных уровнях.

     В нашей школе накоплен большой практический опыт по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по разным предметам, в том числе, по биологии.

     Какова роль учителя в работе школьников над проектом?

  1. Помощь в определении проблемы, темы, цели проекта или исследования, в подборе группы.
  2. Обсуждение формы продукта проектной работы, распределения ролей в группе, возможных источников доступной информации.
  3. Использование основных вопросов плана в процессе самостоятельной работы школьников над проектом.  Проверка соответствия проблемы, темы, цели, продукта проектно - исследовательской работы.

     Проектные и исследовательские работы выполняются по желанию и по интересам. Изучая курс биологии, ребята выбирали разнообразные темы:  «Байкал – жемчужина Сибири», «Редкие животные Красной книги Иркутской области», «Для чего нужны грибы?», «Что такое листопад», «Зачем животным нужна маскировка?»,  «Разнообразие плодов и семян покрытосеменных растений» и др.

     Учебный проект, по мнению учащегося, это возможность сделать что-то интересное самому самостоятельно или в группе, по желанию и своим возможностям, получить результат, решая интересную проблему, сформулированную школьниками в виде цели и задачи. Найти пути решения проблемы – важно для ребят.

     Учебный проект для учителя, по мнению педагога, это технология, направленная на обучение проектированию – деятельности учеников, с помощью нахождения способа решения проблемы в какой-то ситуации, развитие интереса к предмету и творческих способностей.

     Важность проектно-исследовательской работы проявляется в учебном и творческом содружестве учителя и ученика, в совместной деятельности при выполнении проекта и при применении знаний в жизни. Так, одним из результатов проектно-исследовательской деятельности является ориентация учащихся на выбор профессии. Ребятам важно знать, чем занимаются эколог, микробиолог, метеоролог, агроном, миколог и др.

     Какие выводы можно сделать по анализу проектов школьников?

  1. Школьники учатся умениям находить и анализировать информацию в разных источниках.
  2. На основе анализа фактов могут делать выводы в данной ситуации.
  3. Приобретают собственное мнение, которое активно отстаивают, объясняют, как можно применить знания в жизни, ориентируются на выбор будущей профессии.

     Учебный проект способствует развитию интереса, углублению знаний по биологии, формированию биологического мировоззрения школьников.

Литература

  1. Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Чернявская О.П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - №2. - С.94 - 117
  2. Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе.- 2013. - №5. – С. 60-67

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».

Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении английского языка в средней школе

Реализация проектно-исследовательского подхода на уроках  английского языка...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Методическая разработка для проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по биологии

Использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать ...

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....