Методическая разработка для проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по биологии
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_proektno.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов
С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Принципиальное отличие нового стандарта заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
В связи с этим более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решить эту проблему возможно, в частности, через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Использование проектно-исследовательской деятельности в рамках данной методической разработки является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Целью данной работы является разработка методики проектно-исследовательской деятельности учащихся для определения трофности природного водоема – озера Боярское посредством изучения прибрежно-водной растительности водоема.
Методика исследования озера Боярское:
- Описание озера.
- Исследования видового состава прибрежно-водной высшей растительности. Составление флористического списка прибрежно-водной растительности с оценкой обилия каждого вида по шкале Друде.
- Выявление индикаторных видов растений на озере Боярское.
- Расчет трофности озера по прибрежно-водной высшей растительности.
Озеро Боярское, являясь по происхождению прирусловой старицей (в длину около 600 м, шириной около 100 м и площадью около 40 тыс. м2), расположено в пойме левобережья реки Томи против южной части г. Томска. Берега водоема довольно низкие, возвышаются над поверхностью воды на 0,5 - 1,5 м. Прибрежная отмель развита слабо, свал крутой. Глубина быстро нарастает до 2-3 м всего в 1-2 м от уреза воды. Максимальная глубина в водоеме - около 8 м. Грунты в озере плотные глинистые с примесью детрита. Прозрачность высокая, более 1 м.
Высшей водной растительностью занято не более 10-20% поверхности водоема, что обусловлено относительно большими глубинами в озере . Кусты тальника имеются только на концах озера и немного по западному берегу. По западному берегу и по концам озера растут осоки Carex sp., немногочисленны или даже единичны растения тростника Phragmites communis, камыш озерный Scirpus lacustris, в небольших заводях и среди стеблей других макрофитов Lemna trisulca L. и Spirodella polyrrhiza. Над небольшими глубинами развивается немного водокраса Hydrocharis morus ranae, погруженных макрофитов (из рдестов Potamogeton sp., Potamogeton pectinalis, роголистника Ceratophyllum demersum, урути мутовчатой Myriophyllum verticcillatum), Nimphaea candida J.et C.Presl. кувшинка белая. На восточном берегу водоема еще меньше растительности, среди нее встречаются осоки, единично сусак зонтичный Butomus umbellatus. Из гигрофитов единичны, но обычны Аlisma plantago частуха подорожниковая, Cicuta virosa L. Вех.
В таблице приведен перечень растений озера Боярского, их индикаторные характеристики по встречаемости в конкретном трофическом типе водоемов и частоты встречаемости по акватории озера Боярское (столбец 3).
Виды растений в водоеме | Для какого типа водоема характерен вид | Частота встречаемости (h). | 2 х 3= |
1 | 2 | 3 | 4 |
Sagittaria sagittifolia | 2 | 1 | 2 |
Phragmites communis | 1 | 1 | 1 |
Lemna trisulca L. | 3 | 2 | 6 |
Spirodella polyrrhiza | 4 | 2 | 8 |
Potamogeton perfoliatus L. | 3 | 3 | 9 |
Stratiotes aloides L. | 3 | 1 | 3 |
Nimphaea candida J.et C.Presl. | 3 | 3 | 9 |
Hydrocharis morsus-ranae L. | 3 | 2 | 6 |
Carex vesicaria L. | 3 | 5 | 15 |
Сумма | 20 | 59 |
Общая трофность водоема рассчитывается как отношение суммы (столбец 4) произведений номера типа водоема (столбец 2) на частоту встречаемости видов (столбец 3) к сумме частот встречаемости видов (столбец 3): 59 : 20 = 2,95. Последняя цифра показывает, что воды озера Боярского соответствуют переходному типу между олиго- и мезотрофным, скорее даже мезотрофному типу водоема.
Выводы
• При изучении водной растительности озера Боярское определены специфические растения, характерные для относительно чистого водоема (водоема мезотрофного типа).
• Определение трофности озера Боярское по методу изучения высшей водной растительности водоема показало, что озеро относится к мезотрофному типу.
• Анализируя литературные источники и собственные наблюдения выяснили, что прибрежно-водные растения играют важнейшую роль в системе водного биоценоза и определяют во многом его трофность.
• Прибрежно-водная растительность озера Боярское справляется с самоочищением и частично сглаживает влияние абиотических факторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуще...
Методическая разработка внеурочной проектно-исследовательской деятельности по экологии «Река Моген-Бурен и озеро Хиндиктиг-Холь как водная экосистема».
Актуальность этой программы связано с возрастанием в республике антропогенного пресса или пресса хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе и на реки и озера....
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
Методическая разработка деловой ситуационной игры, для учащихся старших классов.
Методическая разработка деловой ситуационной игры, для учащихся старших классов.Цель данной разработки в виде интеллектуальной игры, научить подростков работать в команде и продемонстрировать ситуацию...
Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"
В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....
методическая разработка по профилактике наркомании среди учащихся старших классов «Мой выбор»
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться " катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значите...