Формирование универсальных учебных дей-ствий через проектно – исследовательскую де-ятельность в процессе изучения биологии
статья по биологии
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий через проектно – исследовательскую деятельность в процессе изучения биологии
Е.А. Найпак
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями и умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.
Педагогам предстоит организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли); познавательные (общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера))..
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [1].
Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектно-исследовательский метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Проектно – исследовательская деятельность даёт возможность развивать все системы универсальных учебных действий: и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные.
Используя методику проведения исследований А.И.Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности: выделение и постановка проблемы; выработка гипотез; поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов); формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация); представление результатов исследовательской деятельности. Данные этапы дают возможность формировать и развивать такие блоки универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований обучающийся получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных универсальных учебных действий. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
В практике своей работы чаще всего использую групповые исследовательские проекты. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Групповой проект – это самостоятельная творческая работа учащихся. Проект начинается с выбора темы исследования. Тема должна быть интересна, востребована, иметь практическое значение, актуальна, конкретна, реализуема в имеющихся условиях: по данной теме должны быть источники информации, оборудование и условия для проведения эксперимента. Ученики, выбрав тему, устанавливают объект и предмет исследования; определяют задачи, методы исследования; выдвигают гипотезы, планируют эксперимент, распределяют обязанности при работе в группе. Распределение обязанностей может быть таким: 1) исследователь - отвечает за этап сбора информации, 2) творец – придумывает, сочиняет, отвечает за дизайнерскую работу, 3) организатор – следит за этапами выполнения работы, 4) экспериментаторы – проводят опыты и работают с исследуемой группой учащихся; строят графики по результатам исследования; 5) журналисты – проводят анкетирование и интервьюирование исследуемой группы учащихся, 6) теоретики – анализируют, сравнивают, обобщают результаты наблюдений и измерений, анкетирования и интервьюирования; делают выводы; пишут тезисы и получают рецензию на работу, 7) докладчики – готовят вместе со всеми участниками проекта доклад для защиты проекта. При таком распределении «ролей» артистический ребёнок, которому может не даваться систематическая работа, связанная с этапом сбора и переработки информации или проведении эксперимента, прекрасно сможет проявить свои способности на презентации проекта. Учащиеся, хорошо владеющие компьютерными технологиями, оформят проект в виде компьютерной презентации с фотографиями эксперимента, анимацией процессов, схемами и графиками, выполненными с использованием программы Exсel. Коммуникабельные ученики всегда смогут поддержать в группах учащихся тёплую и дружескую атмосферу. Школьники учатся работать в коллективе: уважать мнение другого человека, отстаивать свою точку зрения, вести диалог. Они учатся распределять своё время, контролировать свою и деятельность товарища, быть ответственными и дисциплинированными; учатся планировать, разделять задачу на этапы, определять пути поиска и обработки информации, выдвигать гипотезы, проводить опыты, излагать устно и письменно результаты своей работы. Регулируя распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка педагог (консультант проекта) получает возможность оказывать влияние на отношения в детском коллективе. В групповой работе над проектом каждый её участник сможет проявить и показать себя с наилучшей стороны. Проектная технология позволяет перейти на дифференцированный подход к ученикам, т.е. на личностно – ориентированное обучение.
Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин «экология» используется с такими словами как «общество», «семья», «культура». Поэтому большая часть исследовательских проектов проводится нами в области экологии.
Учащиеся занимаются проектно - исследовательской деятельностью в научном обществе обучающихся «Эврика», экологическом кружке «Юный эколог». Обучающимися проводились исследования загрязнений воздушного бассейна и источников водоснабжения города Кирова, изучалась зависимость органолептических показателей качества питьевой воды от содержания некоторых веществ, исследовалась степень поражении городского парка трутовыми грибами, влияние радиочастотного излучения и веществ, находящихся в окурках сигарет на рост и развитие растений, изучалось совместное произрастание фоновых видов трутовых грибов на одном субстрате и др.
Учащиеся представляют свои исследовательские проекты на лицейской научно-практической конференции «Юные интеллектуалы», областной научно – практической конференции школьников «Молодость - науке», памяти А.Л. Чижевского.
Проектно-исследовательская деятельность воспитывает коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, а это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала.
1. Антипина Е.А. Развитие универсальных учебных действий во внеурочной учебной деятельности по биологии// Сборник материалов научно - практической конференции: Проблемы формирования универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования. – 2017.
2. Кабанова О.А. «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения школьного курса физики».
Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) на уроках физики....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»
Цели:1. Показать способы образования степеней сравнения наречий.2. Научить различать степени сравнения наречий и степени ...
Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения биологии
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвую...
Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...
Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе формируется в соответствии с образова...
Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии и биологии"
Методическая разработка раскрывает роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий при преподавании биологии и географии...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»
В данной работе даётся краткая характеристика УУД и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...