Технология малых групп.
статья по биологии

Фокина  Анастасия Львовна

Статья поднимающая проблеммы современного образования  и способы  их решения через педагогические технологии. В статье отражены особенности и возможности  одной из таких технологий, технология малых групп, и  методы её применение  на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология. Технология малых групп

           ВВЕДЕНИЕ

Ушедший XX век поставил перед школьным образованием сверхсложную задачу повышения качества образования параллельно с реформированием всей системы образования. Сегодня реализуется масса новых программ и тенденций в образовании, направленных на то, чтобы помочь нашим детям вступить в XXI век с качественно иным запасом знаний, без которых не может произойти адаптации к новым условиям жизни.

Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащегося к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, которые сложились в течение нескольких последних поколений. Процесс этот сложен, многогранен и не терпит однозначного подхода. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса: в настоящее время в педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения, в противовес традиционно выделяемым педагогической, методической и дидактической системам.

.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью

Однако, несмотря на то, что в настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии, в его понимании и употреблении существуют большие разночтения:

· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

· Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

· Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

· Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

· Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

· Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

· Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин). Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 220 с., с.14-15

Понятие «педагогическая технология» рассматривается в трех аспектах:

· научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

· процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

· деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Дьяченко, В. К. Диалоги об образовательных технологиях / В. К. Дьяченко // Школьныетехнологии. - 2000. - № 2. - С.16-19, с.17//

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества:

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из нескольких человек. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с., с.201

В настоящее время основной работой на уроке является фронтальная. Эффективность же занятия во многом зависит от оптимального сочетания различных форм учебной работы учащихся.

Отсутствие общения у детей при фронтальной и индивидуальной формах организации учебной деятельности является одной из основных причин, приводящей к утрате интереса к учению, а порой и явно отрицательному отношению к нему. Психологи предлагают искать выход в организации групповой учебной деятельности, основанной на учете закономерностей общения между детьми, на представлениях о динамике, форме и структуре групп школьников. Ученые рекомендуют построить процесс обучения таким образом, чтобы дети контактировали не только непосредственно с учителем, но и друг с другом, чтобы на детей оказывалось косвенное педагогическое воздействие, чтобы ребенок овладевал знаниями не из-за страха наказаний, а увлеченно, с интересом. По мнению Ж.Пиаже, общения ребенка со взрослым совершенно недостаточно для его интеллектуального и нравственного развития, необходимо его общение со сверстниками. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1981. - 310 с., с.48

Итак, по мнению ученых, групповая работа учащихся оказывается более эффективной по сравнению с фронтальной и индивидуальной формами учебной деятельности.

При групповой форме организации учебной работы учащихся класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Свое задание каждая группа выполняет сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея относится к 20-м годам ХХ столетия. В то время в Северной Америке, Западной Европе и Советской России создавались, внедрялись и широко использовались первые методы, использующие элементы групповой работы. Но разработки различных технологий обучения в малых группах начались лишь в 1970-е годы, причем, одновременно как в США и Израиле, так и в СССР. Абасов, З. Форма обучения - групповая работа / З. Абасов // Директор школы. - 1999. - № 5. - С.12-16, с.12

Применительно к групповой форме учебной работы под малой группой понимается часть одного ученического коллектива (3-6 человек), организованная на некоторое ограниченное время (от части урока до нескольких блоков уроков) для осуществления какой-либо совместной учебной деятельности.

Пользуясь терминологией социальной психологии, малую группу в групповой форме учебной работы можно охарактеризовать как естественную организованную, открытую, временную, группу членства, численностью 3-6 человек. Чошанов, М. Малая группа в учебном процессе / М. Чошанов // Директор школы. - 1999. № 4. - С.29-36, с.30

Р. Джонсон и Д. Джонсон выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

1. взаимозависимость членов группы;

2. личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

3. совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

4. социализация деятельности учащихся в группах;

5. общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таких образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2005. - 271 с., с.53-54

Принципы формирования групп заключаются в том, что:

· группы создаются на различных этапах урока в зависимости от дидактических, психологических и управленческих целей учителя и результатов контроля, от этих же целей зависит и состав группы;

· каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится на решение предложенной задачи;

· группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах работы (порой более важное значение имеет не результат, а сам процесс работы);

· представитель группы для отчета назначается учителем в момент отчета;

· оценка за работу группы выставляется всем ее участникам одна и та же;

· группы создаются при условии психологической комфортности ее членов (психологическая совместимость, желание работать вместе). Чошанов, М. Малая группа в учебном процессе / М. Чошанов // Директор школы. - 1999 № 4. - С.29-36, с.32

Оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью, потребностью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга. Один ученик хорошо владеет теоретическими обобщениями, другой чаще задает вопросы, критически оценивает каждое положение, третий обладает совокупностью практических умений. У сильных учащихся, выполнивших задание в более короткий срок, появляется возможность проработать материал с менее способными, помочь им уяснить непонятое, предупредить появление ошибок, что также способствует более глубокому и основательному усвоению изучаемого материала самими этими учащимися. Ведь еще древние заметили: «Если хочешь чему-нибудь научиться сам, возьми себе ученика». Конечно, наличие в одной группе учащихся разной успеваемости требует особого внимания учителя к тому, чтобы слабоуспевающие не оказались «иждивенцами».

Возникает вопрос: должны ли группы быть постоянными или необходимо менять их состав? По мнению М. Чошанова, пока дети привыкают к новым формам работы, лучше не создавать постоянных групп. Они должны быть постоянными только в рамках работы над одним заданием, проектом, темой. Cостав некоторых групп придется изменять, и может быть не один раз, чтобы добиться активной работы всех членов группы. Если работа в группе идет слаженно, можно оставить состав группы прежним и для другого задания. Такая группа называется базовой, и лучше оставить ее постоянной на длительное время (при условии, что не будет наблюдаться каких-либо ухудшений в ее работе). Чошанов, М. Малая группа в учебном процессе / М. Чошанов // Директор школы. - 1999. № 4. - С.29-36, с.32-33

Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

На одном уроке могут работать группы разных типов. Для решения одной и той же задачи возможно создание двух групп. Это внесет в работу дух соревновательности, а в обсуждение - элементы дискуссионности. Для изучения большой темы можно образовать стабильные группы для решения развивающей системы задач.

Каким должен быть численный состав группы? Исследования психологов показывают, что члены групп по 4 человека проявляют большую склонность выражаться свободно и не стесняясь высказывают свое мнение. С возрастанием численного состава группы снижается ее продуктивность, уменьшается число активно работающих учащихся, не все имеют возможность высказать свое мнение. В большой группе слабый ученик может остаться в тени, не быть активным, в слишком малой группе (2-3 человека) разница в уровне успеваемости проявляется особенно ярко и может нарушить комфортный микроклимат в группе. В группах с четным числом учащихся чаще возникают конфликтные ситуации, в них труднее достигнуть согласия. Это объясняется возможностью распада такой группы на две равные подгруппы с противоположными точками зрения.

Таким образом, наиболее предпочтительной является группа из 5 человек, так как в группе из 3 участников не хватает мнений для продуктивного обсуждения, в группах из 4 и 6 человек может произойти раскол, в группе из 7 человек не хватает возможностей для высказывания своей точки зрения. Конечно, в зависимости от характера и содержания задания это число может изменяться. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1981. - 310 с., с.56

Каким образом происходит распределение учащихся по группам? Ученый-педагог В.Гузеев предлагает выделить четыре типа учеников относительно каждой учебной темы: Н - не достигшие минимального уровня, М - достигшие минимального уровня, О - достигшие общего уровня, усваивающие тему реконструктивно, П - вышедшие на продвинутый уровень, на креативное освоение материала. Гузеев, В. В. Семинар-практикум - гибкая, мобильная форма урока / В. В. Гузеев Директор школы. - 1994. № 6. - С.29-38, с.31-32

В зависимости от сочетания учеников разных типов формируются различные типы групп - однородные и неоднородные.

Однородные группы, которые состоят из учеников одного типа, называются группами поддержки (М, О, П), так как их основная цель - поддержание и закрепление на фиксированном уровне приобретенных знаний, умений и навыков. Объединение учащихся типа Н в группу не практикуется в связи с необходимостью постоянного управления со стороны учителя или более успевающих сверстников. Группы, в которые входят ученики типа Н, называются группами выравнивания. Существует семь видов таких групп (НМ, НО, НП, НМП, НМО, НМОП, НОП). Выведение учеников Н на уровень М - главная цель таких групп. Может показаться, что работа в таких группах замедляет развитие учеников высоких уровней. Но это не так: объясняя материал другим, сильные учащиеся сами усваивают его лучше, системнее. Внутреннее качественное изменение таких учащихся происходит не за счет того, что ему транслируют информацию, а за счет, с одной стороны, воспроизводства им информации (воспроизводящей деятельности), а, с другой стороны, если он выступает в роли учителя другого человека. Таким образом реализуется педагогический принцип «Учится тот, кто учит». Все другие неоднородные группы называются группами развития. Это нормальные группы (МО, ОП), в которых работают ученики соседних уровней, и ускоренные группы (МОП, МП), в которых сотрудничают ученики типов М и П. Нормальные моделируют естественный ход развития: ученики более высокого уровня оперируют в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня. При взаимодействии происходит переход вторых в ряды первых. В ускоренных происходит перескок через этап. Такие группы применяются сравнительно редко (в них, как правило, попадают ученики типа М с высоким потенциалом, которые по какой-либо уважительной причине (например, по болезни) не смогли его реализовать, но могут быстро усвоить материал в соответствующим образом организованной среде. Таким образом, получается следующая типология групп:

· группы развития: ускоренные (МП, МОП) и нормальные (МО, ОП);

· группы поддержки (М, О, П);

· группы выравнивания (НМ, НО, НП, НМП, НМО, НМОП, НОП).

В общем виде процесс развивающего обучения представляется схемой Н - М - О - П. Каждый ученик, если он способен это сделать, должен пройти эту цепочку. Учитель следит за успехами каждого ученика через систему срезовых работ. Как только ученик достигает какого-то уровня и закрепляется на нем, учитель включает его в группы развития, штурмующие следующий уровень. Длина каждого звена цепочки зависит от самого ученика. К концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время. Гузеев, В. В. Семинар-практикум - гибкая, мобильная форма урока / В. В. Гузеев Директор школы. - 1994. № 6. - С.29-38, с.34-35

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Л. А. Якимова отмечает, что различные разработанные варианты работы в малых группах можно отнести к трем структурным типам:

1. Работа - сотрудничество. Поощряется взаимопомощь между членами группы.

2. Работа - соперничество. Здесь цель каждого - любой ценой опередить товарища в темпе и качестве выполнения задания.

3. Индивидуальная работа. Предусматривается выполнение учебного задания каждым учеником без ориентации на товарища. Якимова, Л. А. Использование групповых форм обучения математике / Л. А. Якимова Педагогика. - 2001. № 6. - С.68-76, с.71

Открывая дополнительные дидактические и воспитательные возможности, групповая работа требует от учителя более тщательной и продуманной подготовки к уроку, знания индивидуально-психологических особенностей учащихся класса. Можно предложить следующий алгоритм подготовки учителя:

1. Продумать, какой учебный материал будет прорабатываться фронтально, какой - путем индивидуальных заданий, какой - при работе в группах.

2. Определиться с составом групп в зависимости от решаемых задач и целей учебной деятельности.

3. Подготовить задания для каждой группы, учитывая их типологию.

4. Провести инструктирование старост групп. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1981. - 310 с., с.68-69

Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное, заранее объявленное время.

Во время работы групп учитель ходит по классу, останавливается то у одной, то у другой группы и следит за их работой. Он наблюдает, как осуществляется поиск решения поставленной проблемы группами, какие ошибки допущены членами той или иной группы, следит за тем, чтобы не остались какие-либо неисправленные ошибки. Если какая-то группа испытывает трудности, учитель помогает ей в обсуждении, включаясь в ее работу. Дальнейшая работа всего класса строится по результатам этих наблюдений.

По истечении указанного времени группы отчитываются о своей деятельности. Виды отчета могут быть следующими:

· Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контроллеру, тоже назначенному учителем. Эта форма широко применяется для групп выравнивания и групп поддержки типа М.

· Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников. Эта форма используется для групп выравнивания, когда задачи, решаемые группой, существенно отличаются от решаемых основным составом класса.

· Один представитель группы по выбору учителя рассказывает свою задачу всему классу у доски. В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы, также рассматриваются другие способы решения. Это метод - «публичная защита». Гузеев, В. В. Семинар-практикум - гибкая, мобильная форма урока / В. В. Гузеев Директор школы. - 1994. - № 6. - С.29-38, с.37

Оценка, полученная отчитывающимся во втором и третьем случаях, ставится всем членам группы. А так как в группе заранее не знают, кого назначат отвечающим, то все ее члены заинтересованы в хорошей подготовке каждого, что создает дополнительные стимулы для эффективной работы малой группы.

Оценка, выставленная за работу в группе учеником-контроллером, а затем подтвержденная учителем, воспитывает у каждого ответственность за порученное дело.

Итак, среди преимуществ технологии с использованием групповых форм учебной работы, по мнению Л. А. Якимовой, можно отметить следующие:

Во-первых, в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом.

Во-вторых, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим. Якимова, Л. А. Использование групповых форм обучения математике / Л. А. Якимова Педагогика. - 2001. 6. - С.68-76, с.74

Работая в небольших группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Групповая организация деятельности учащихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде оперативной помощи сильных учеников более слабым. По мнению ученых, коллективная учебная деятельность в группе рождает так называемый групповой эффект - прибавку к возможностям каждого, т.е. обеспечивает каждому ученику возможность развития его задатков. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В.Петровского. - М.: Педагогика, 1979 365 с., с.215.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука, реагируя на все изменения социальных условий и требований, создает все новые и новые подходы и формы.

Во-первых, в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом.

Во-вторых, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим

ЛИТЕРАТУРА

1. Абасов, З. Форма обучения - групповая работа / З. Абасов // Директор школы. - 1999. - № 5. - С.12-16

2. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1981. - 310 с.

3. Гузеев, В. В. Семинар-практикум - гибкая, мобильная форма урока / В. В. Гузеев // Директор школы. - 1994. - № 6. - С.29-38

4. Дьяченко, В. К. Диалоги об образовательных технологиях / В. К. Дьяченко // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С.16-19

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2005. - 271 с.

6. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В.Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 365 с.

7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 220 с.

8. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

9. Чошанов, М. Малая группа в учебном процессе / М. Чошанов // Директор школы. - 1999. - № 4. - С.29-36

10. Якимова, Л. А. Использование групповых форм обучения математике / Л. А. Якимова // Педагогика. - 2001. - № 6. - С.68-76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в малых группах по методике сотрудничества

Данный теоретический материал может быть использован в работе школьных методических объединений учителей русского языка,  а также для выступлений на педсовете....

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Урок по обществознанию "Малая группа"

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса....

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Технология работы в малых группах как средство формирования универсальных учебных действий

В работе представлена личностно-ориентированная технология - технология работы в малых группах. Проанализировано использование технологии для формирования универсальных учебных действий обучающих...

Технология подготовки к ОГЭ обучающихся по географии в малых группах (практика работы учителя)

Популярность групповой формы работы связана с тем, что она позволяет решать следующие задачи:Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материалаПовышение познавательной мотивацииР...