Технология подготовки к ОГЭ обучающихся по географии в малых группах (практика работы учителя)
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему
Популярность групповой формы работы связана с тем, что она позволяет решать следующие задачи:
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.
Организация работы с позиции деятельности обучающихся в рамках кооперации позволяет также реализовывать и приоритеты Образовательной программы нашей гимназии, такие как:
- воспитание лидерских качеств,
- умение работать в команде и с командой,
- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_podgotovki_k_oge_po_geografii_v_malyh_gruppah.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Технология подготовки к ОГЭ обучающихся 9-х классов по географии в малых группах (практика работы учителя)
Тезисы выступления
учитель географии
Популярность групповой формы работы связана с тем, что она позволяет решать следующие задачи:
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.
Организация работы с позиции деятельности обучающихся в рамках кооперации позволяет также реализовывать и приоритеты Образовательной программы нашей гимназии, такие как:
- воспитание лидерских качеств,
- умение работать в команде и с командой,
- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Для реализации нашей деятельности мы обозначили следующие вопросы:
- Цель и задачи организации групповых форм работы
- Принципы групповой работы
- Роль учителя при организации групповой работы
- Принципы выбора заданий при групповой работе, требования к учебному материалу
- Варианты комплектования групп
- Развитие умений и способностей в процессе групповой работы
- Критерии эффективности групповой работы
Цели и задачи групповой работы
До работы в творческой группе акцент нашей работы был направлен на решение таких задач как:
- Развитие коммуникативных навыков:
- ведение дискуссии
- развитие коллективного мышления
- развитие организаторских способностей
- умение распределять роли
- развитие навыков публичного выступления
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности:
- умение планировать
- умение осуществлять самоконтроль
- умение вычленять задачу
- Обучающие цели:
- специфические по предмету
- развитие ОУН
Изучение теоретических положений дало возможность упорядочить представления о групповой работе, акцентировать внимание на наиболее важных вопросах, которые связаны с ее эффективностью. Анализ педагогической литературы позволил «нарастить» знания по данной проблеме.
Наши педагогические цели дополнились следующими позициями:
- развитие у учащихся определенных умений: рефлексии, анализа, ведения дискуссии, учебной самостоятельности;
- создание условий, где ученик становился главным субъектом процесса учения;
- развитие мотивации учащихся к саморазвитию, самокоррекции;
- формирование межличностных отношений в группе;
- активизация познавательной деятельности ученика
Принципы групповой работы
Принцип – это основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Ещё одно из значений этого слова – основная особенность в устройстве чего-нибудь. Опираясь на данное определение, в процессе работы по данному направлению был изучен ряд научных статей и выявлены основные принципы групповой работы.
1. Уровень образовательных возможностей учащихся.
2. Особенности состава группы. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе (разнородность учебных успехов), где создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. В зависимости от содержания и характера предстоящей работы, для достижения максимально эффективного результата состав группы может меняться. Однако, по данным И. М. Чередова, процесс адаптации учащихся занимает до 10 уроков, что доказывает нецелесообразность частой смены состава группы. Оптимальное количество учащихся в группе 5-7 человек (из статьи Осмоловской И.М. «Групповая работа на уроке»).
3. Задание для групповой работы должно быть равномощным исключительно совместному поиску решения, т. е. решить которые за ограниченное время посильно только в группе.
4. Распределение ролей между участниками группы. Например, один ученик в роли организатора, другие – собственно участники. Независимо от того, кому принадлежит идея или исполнение решения, любой член группы может быть вызван для презентации результата и его защиты перед оппонентами.
5. Организация коммуникации как в группе, так и между группами. Каждый ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Без соблюдения данного принципа результат деятельности достигается только за счёт активных учеников. В этом случае групповая работа неэффективна.
6. Анализ способа деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности, т. е. умение фиксировать результаты анализа в особых схемах и представлениях
Роль учителя при организации групповой работы
При организации групповой работы роль учителя заключается в выполнении следующих функций:
- Консультант
- Контролер
- Помощник
- Наблюдатель (в том числе с позиции организации пед. диагностики)
- Создатель мотивации
Чтобы работа над заданиями приносила пользу и, одновременно, удовольствие, сложность материала должна находиться в «зоне актуального развития» детей (Л.С.Выготский), то есть задания должны быть посильными, но сложными.
Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся:
Учебный материал и применяемые при его изучении методы должны дать каждому ученику в рамках групповой работы возможности реализовать свои способности, уже имеющиеся знания и умения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Личная копилка учителя
Алгоритм в помощь обучающимся, для решения сложных заданий ОГЭ
Задание № 29
Возможны IVтипа заданий (используем данные в таблице к заданиям №28 и29)
- Тип Солнце поднимается над горизонтом (раньше) (позже). Работаем с данными долготы (в.д. или з.д.)
-раньше поднимается над горизонтом? (Находим самый высокий показатель в.д.)
(Находим самый низкий показатель з.д.)
-позже поднимается над горизонтом? (Находим самый низкий показатель в.д.)
(Находим самый высокий показатель з.д.)
- Продолжительность светового дня? (наибольшая) или (наименьшая). Работаем с данными широты (с.ш. или ю.ш.)
22 июня | 22 декабря | ||
с.ш. | лето | ю.ш. | лето |
Наибольшая: находим самый высокий показатель широты | Наибольшая: находим самый высокий показатель широты | ||
Наименьшая: находим самый низкий показатель широты | Наименьшая: находим самый низкий показатель широты | ||
ю.ш. | зима | с.ш. | зима |
Наибольшая: находим самый низкий показатель широты | Наибольшая: находим самый низкий показатель широты | ||
Наименьшая: находим самый высокий показатель широты | Наименьшая: находим самый высокий показатель широты |
- Угол падения солнечных лучей (наибольший); (наименьший). Работаем с данными широты (с.ш. или ю.ш.)
22 июня- день солнцестояния | 22 декабря- день солнцестояния | ||
с.ш. | лето | ю.ш. | лето |
Наибольший: находим широту близкую или равную к широте Северного тропика- 23,5 градуса. | Наибольший: находим широту близкую или равную к широте Южного тропика- 23,5 градуса. | ||
Наименьший: находим самый высокий показатель широты | Наименьший: находим самый высокий показатель широты | ||
В дни равноденствий (21 сентября и 23 марта)- Солнце в зените над экватором. |
- Высота Солнца над горизонтом (выше) (ниже). Работаем с данными широты (с.ш. или ю.ш.)
22 июня | 22 декабря | ||
с.ш. | лето | ю.ш. | лето |
Выше: находим широту близкую или равную к широте Северного тропика- 23,5 градуса. | Выше: находим широту близкую или равную к широте Южного тропика- 23,5 градуса. | ||
Ниже: находим самый высокий показатель широты | Ниже: находим самый высокий показатель широты | ||
В дни равноденствий (21 сентября и 23 марта)- Для любого из полушарий (с.ш. или ю.ш.) 21 сентября и 23 марта (с.ш. или ю.ш.) Выше- находим самый маленький показатель широты Ниже- находим самый высокий показатель широты | |||
ю.ш. | зима | с.ш. | зима |
Выше: находим самый низкий показатель широты | Выше: находим самый низкий показатель широты | ||
Ниже: находим самый высокий показатель широты | Ниже: находим самый высокий показатель широты |
ЗАДАНИЕ №6
Заповедник | Где и что охраняется? | |
А |
| В дельте р. Волга. Охрана нерестилищ осетровых рыб, пеликанов, бакланов, и растения лотос. |
| Телецкое озеро | |
Б |
| (Основан на Байкале) соболь. Байкальская нерпа(тюлень) |
| Нетронутый лес горного Предуралья | |
| (В Астраханской обл) бессточное солёное озеро. | |
В |
| (Центральная часть Западной Сибири, река Таз) ненарушенная тайга |
| (Поволжье) ненарушенная природа | |
| Речной бобр | |
Г |
| (Ямало-ненецкий АО) перелет птиц. Тундровые ландшафты. |
Д |
| (Ю-В Забайкалья) Гнездовья птиц |
З |
| Родильный дом белого медведя. Для акклиматизации на остров были завезены северные олень и овцебык. |
12. Зейский | (р.Зея Амурская обл) изюбр, монгольский дуб | |
И |
| (Урал) минералогический заповедник в природе |
К |
| (Мурманская обл, Карелия) Тайга. Водоплавающая птица-гага |
| (о-ва Командорские, около Камчатки) лежбища морских млекопитающих. Гнездования птиц. | |
| (На Камчатке) термальный источники и гейзеры. Лежбища сивучей. Места нереста лосося | |
| (Карелия) водопад Кивач | |
| (Карелия) северный олень. Нерест лосося | |
| (Курильские острова) уникальная природа | |
| Зубробизон | |
| (Хабаровский край) изобилие растений Красной книги | |
| (Приморье) реликтовые растения | |
| (Нижегородская обл) Выхухоль, бобр, выдра | |
Л |
| (Юг Приморья) Амурский тигр, утка-мандаринка |
| (Мурманская обл) Дикая природа. Северный олень. | |
Н |
| (Амурская обл) Крупнейшее поголовье сибирской косули |
О |
| (Оренбургская обл) Степные и полупустынные ландшафты |
| (Рязанская обл) Выхухоль | |
| (Крым) Степные ландшафты | |
П |
| (юг Московской обл) смешанный и широколиственный лес |
| (Сев. Урал, республика Коми) Нетронутая тайга, соболь. | |
| (Мурманская обл) Охрана водоплавающих птиц | |
С |
| (на Среднерусской возвышенности) Участки реликтовой растительности на известняках |
| (Забайкалье) животные тайги | |
Т |
| Тундра Таймырского полуострова |
| (в горах Кавказа) Природа | |
| (Алтайский край) нетронутая «девственная» природа | |
У |
| (Краснодарский край) Можжевелово-фисташковый лес |
Х |
| (Воронежская обл) лесостепь, выхухоль |
Ч |
| (Калмыкия) степнные, полупустынные и пустынные ландшафты. |
Ш |
| (Оренбургская обл) охрана дубровой лесостепи |
Э |
| (Ингушетия, Кавказ) чистая природа |
Моя копилка алгоритмов помогает решать ОГЭ при работе в малых группах обучающихся 9-х кл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ технологий в практике работы учителя истории
Обобщение опыта работы по применению ИКТ на уроках истории в сельской школе...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...
Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога
Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания
Стать "Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания"...
Современные образовательные технологии в практике работы учителя
Материал будет полезен всем педагогам для организации эффективной работы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Статья для учителей, интересующихся современными педагогическими технологиями....
Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы
ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...