Разработки уроков по биологии
план-конспект урока по биологии


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Классы кольчецов. Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.» Биология 8 класс.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных систематических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Систематика кольчатых червей: класс Многощетинковые, класс Малощетинковые, класс Пиявки; значение в природе и жизни человека

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

1.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)

Класс Малощетинковые, или Олигохеты

Образ жизни. Малощетинковые черви, или олигохеты, живут в почве, пресных и соленых водах, встречаются обитающие сразу в двух средах — в воде и на земле. Среди олигохет есть черви мелкие (длиной 0,5 мм) и крупные (длиной до 40 см). Вместо параподий у большинства олигохет на теле имеются щетинки. Существуют черви, полностью лишенные щетинок или с расположением их в 4 пучках по кругу сегмента, как у дождевого червя

 

C:\Users\bait\Documents\Мария Борисовна\41.2.jpg

Водные олигохеты могут обитать на дне водоема среди гниющих водорослей или сильно загрязненных стоков. Они неприхотливы к содержанию кислорода и могут несколько суток переносить его полное отсутствие. Передний конец тела таких червей погружен в ил, а задний совершает колебательные движения, обеспечивая организм кислородом. Питаются они, заглатывая ил с песком, пропуская его через кишечник и переваривая органические вещества, содержащиеся в иле. Олигохеты очень стойко переносят загрязнение среды обитания.

Среди почвенных олигохет есть виды, встречающиеся даже в суровых условиях Новой Земли и Гренландии. Есть виды, обитающие на высоте 3—4 км над уровнем моря и на стенах горных ледников.

Черви многих почвенных видов питаются растительными остатками, затаскивая их с поверхности в почвенные ходы. Зимовать олигохеты могут на глубине 5—6 м и более. У почвенных видов в случае неблагоприятных условий наступает диапауза: черви уползают на глубину, сворачиваются в клубок и, выделив слизь, образуют защитную капсулу. Количество малощетинковых червей в почве может достигать 2—3 т на 1 га. К почвенным олигохетам относится и хорошо знакомый вам дождевой червь.

Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки. Они улучшают структуру почвы, проницаемость в нее воздуха и влаги, очищают воду от вредных примесей, являются прекрасным кормом для других животных.

Общее определение

Черви (Vermes) - это обширный и разнообразный тип беспозвоночных животных, с удлиненным трубчатым, круглым или плоским мягкокожим телом. Органы движения у червей не членистые или их вовсе нет; тело голое или покрытое иглами, щетинками, ресницами. Кожа некоторых видов червей выделяет слизь или известь для трубок. У многих червей простые глаза, мягкие нити на голове или членистые нити и стяжки.

Некоторые черви имеют органы дыхания и сосудистую систему, глисты дышат и питаются поверхностью кожи. Некоторые черви рождают живых детенышей, многие несут яйца, иные размножаются делением. Многие черви раздельнополы, другие гермафродиты. Почти все черви питаются животн. пищею, многие паразиты. Черви подразделяются на 7 классов:

плоские черви (отряды: ресничные черви, сосальщики и ленточные черви)

нереиды

круглые черви

колючеголовые

щетинкочелюстные

кольчатые

коловратки

 

Кольчатые черви относятся к высшей группе червей – олигохет. Это хорошо известная, но мало изученная группа.

Почвенные олигохеты представляют собой группу, особенно богатую видами. При этом различные почвы характеризуются наличием определённых видов почвенных олигохет. На территории нашей страны известно 400 видов олигохет, 11 занесены в красную книгу. В России из почвенных олигохет распространены 2 семейства: Lumbricidai и Enchytraeidai, причем семейство Lumbricidai представлено почти 50 различными видами, распространёнными в различных почвах и различных районов России. Большинство олигохет - полезные животные. Особенно большое значение в жизни почвы имеют различные виды дождевых червей.

Дождевые черви – постоянные обитатели почв.

Влияние их на почву заключается в том, что они разрыхляют её на большую глубину чем содействуют проникновению воздуха и влаги , что способствует деятельности почвенных микробов, а также проникновению корней растений в глубокие слои почвы и укреплению их.

Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя

Оборудование:

чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.

Ход работы

1.Рассмотрите тело дождевого червя

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она — сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

4.Дайте дождевому червю проползти по листу газетной бумаги. Прислушайтесь внимательно. Напишите замечания и выводы.

5.Какое значение имеют щетинки на поверхности тела дождевого червя для его передвижения?

6.Поднесите к переднему концу дождевого червя не касаясь его кусочек лука. Как реагирует на это червь?

7. Какой можно сделать вывод? Запишите

Кроме того, дождевые черви очень хорошо перепахивают почву, пропуская её через кишечник, они постепенно выносят почву из более глубоких слоёв на поверхность. Ч.Дарвин указывает, что за один год на площади 1 кв м дождевыми червями было вынесено на поверхность до 4 кг. почвы.

При их наличии в почве урожай ячменя, например, возрастает в 1.5 – 2 раза. Затаскивая в свои норы остатки растений, черви погребают их, чем способствуют накоплению в почве органических веществ и образованию перегноя.

По той же причине черви содействуют погружению камней и древних сооружений под почву. Так, некоторые остатки сооружений древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Количество дождевых червей сильно варьирует, достигая в благоприятных условиях до 1000 особей на 1 кв.м. В обычных условиях численность колеблется от нескольких десятков до двух – четырех сотен. Они играют особую роль в почвообразовательном процессе, обогащая почву азотом и биогенными элементами, участвуют в разложении растительного опада. Перемешивая и разрыхляя почву, оно создают благоприятные условия для растений

Пиявки

C:\Users\bait\Documents\Мария Борисовна\пиявки рисунок.png
 

Образ жизни. Для представителей этого класса характерны следующие признаки: постоянное количество сегментов тела (33), наличие присосок, позволяющих прикрепляться к телу жертвы или субстрату, отсутствие щетинок на теле. Все пиявки или хищники, поедающие мелких животных, или паразиты, питающиеся кровью позвоночных

Пиявки живут в основном в пресных водоемах, но могут обитать и в слабосоленых водах, морях, а также в почве и на поверхности суши. Некоторые пиявки живут в холодных водах Чукотки, Камчатки и в озере Байкал. Пиявки, обитающие в холодных водах, могут впадать зимой в анабиоз — такое состояние организма, при котором жизненные процессы (например, обмен веществ) настолько замедленны, что отсутствуют все видимые проявления жизни.

У пиявок лучше, чем у других червей, развита нервная система. Органы чувств воспринимают световые, химические, механические и другие раздражения. Дыхание осуществляется через всю поверхность тела. Нападая на жертву, пиявки выделяют особое вещество — гирудин, препятствующее свертыванию крови как в ранке на теле жертвы, так и в желудке самой пиявки. Однако кровеносная система есть не у всех пиявок. У ряда видов вместо нее развивается система канальцев, по которым переносятся питательные вещества и газы.

Пиявки — гермафродиты. После спаривания они откладывают многочисленные коконы с разным количеством яиц.

Многие виды пиявок очень чувствительны к чистоте воды и в случае ее загрязнения погибают.

Пиявок некоторых видов используют в медицине при гипертонии и угрозе кровоизлияний.

Знаете ли вы, что:

Во многих странах мира дождевых червей разводят для зоологической мелиорации улучшения посевных земель, а также для переработки ила канализационных и сточных вод, для создания компостов.

Наиболее крупные пиявки могут быть длиной до 30 см, а самые мелкие — до 5 мм.

Одна медицинская пиявка может высосать за один сеанс 50 г крови. Этого количества ей хватает на полгода. В то же время она 2 года может обходиться без пищи.

Закрепление знаний

1.Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты?

2.Какие приспособления есть у кольчатых червей для перенесения неблагоприятных условий? Как это происходит?

3.Что позволяет ученым относить полихет, олигохет и пиявок к одному типу?

Дом.зад.

Вопросы и задания в учебнике на стр.58

 


 

 

Ресурсы

Биология: Многообразие живых организмов.8 класс учебник для общеобразоват. учреждений/Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А


 

Рабочая программа по биологии 8класс к УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров (М.: Дрофа).

Рабочая тетерадь к учебнику Н.И.Сонин,В.Б.Захаров. Биология: Многообразие живых организмов. 8 класс. – М.: Дрофа 2014.

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии по теме: «Лишайники», 7 класс

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представлений о лишайниках, особенностях их жизнедеятельности, взаимосвязи строения и выполняемых функций, распространенности и экологической роли в природе; обеспечение практической направленности учебного процесса.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на добывание новых знаний и умение их применять в новой ситуации, расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.

Воспитывающие: знакомство с разнообразием жизненных форм лишайников и их эстетическое значение; воспитание бережного отношения к лишайникам, как биоиндикаторам экологической обстановки данной местности.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные:

Базовый уровень

по стандарту и программе учащиеся должны знать:

основные понятия, относящиеся с строению про- и эукариотической клеток;

строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

понятие о симбиозе;

общую характеристику лишайников;

типы слоевищ лишайников;

особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

по стандарту и программе учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику бактерий и грибов;

объяснять строение грибов и лишайников;

приводить примеры распространенности грибов и лишайников;

объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

Повышенный уровень:

составлять систематику лишайников;

характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, работать с рисунками учебника, сравнивать, находить отличия, составлять опорные схемы, объяснять значение новых слов, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу творческой группы, формирование экологической культуры обучающихся.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, слушать товарища, выражать свои мысли и идеи, обосновывать свое мнение, готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников.

Организация пространства:

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видеоролик «Как размножаются лишайники», учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», дополнительный материал.

  

Тип занятия: комбинированный.

Базовые технологии:  личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность; ИКТ.

Использованные источники:

http://portfolio.nn199mdou.edusite.ru/vis_p27aa1.html

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/09/07/razrabotka-uroka-biologii-v-5-klasse-po-teme-lishayniki

http://festival.1september.ru/articles/624093 /

http://festival.1september.ru/articles/635253 /

http://infourok.ru/tehnologicheskaya_karta_uroka_na_temu_lishayniki_5_klass-167144.htm

Технологическая карта урока по теме «Лишайники», 7 класс

Этапы урока

Цели этапов

Форма/

приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты в соответствии с ФГОС

1. Подго-товитель-ный

Организо-вать инициа-тивное со-трудничест-во в поиске, сборе и структури-ровании ин-формации.

Самосто-ятельная работа с дополни-тельными источни-ками лите-ратуры, ресурсами сети Интернет.

Знакомится со специальной литературой.

Готовит презентацию, чтобы наиболее наглядно представить информацию о лишайниках (Приложение 1).

Готовит раздаточный материал (тесты для закрепления знаний по новой теме).

На предыдущем уроке учащиеся получают задание подготовить материал о лишайниках (условия жизни, местообитание, роль в природе, фотографии, история открытия и т.п.), оформить его в виде сообщения или презентации.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

Регулятивные: учатся самостоятельно подбирать материал для урока, пользоваться поисковыми системами Интернета.

Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.

2.Органи-зацион-ный (самооп-ределение к деятель-ности)

Организо-вать само-оценку уча-щимися го-товности к предстоя-щей дея-тельности на уроке.

Подвести учащихся к формули-ровке темы и цели урока.

Проинстру-ктировать учащихся относитель-но форм работы на уроке.

Коллек-тивная или фронталь-ная беседа.

Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Настраивает на плодотворную работу.

С помощью вопросов подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.


 

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетради, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок

Воспринимают рассказ учителя, формулируют тему урока: «Лишайники».

Формулируют цель урока: изучить строение лишайников и выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также сформировать умения узнавать лишайники, характеризовать их роль в природе.

Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: учатся самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

3. Актуа-лизация знаний (введение нового знания)

Организо-вать дея-тельность учащихся по восприятию, осмыслению и первично-му запоми-нанию но-вых знаний.

Вступи-тельная беседа, проблем-ное изло-жение с элемен-тами беседы.

Сообщает основные сведения о лишайниках, выясняются личный опыт учащихся, их знания о лишайниках.

Историческая справка (как были открыты лишайники, имена ученых).

Направляет поток вопросов учащихся в рациональное русло.

Включаются в деятельность по освоению содержания нового материала.

Познавательные: осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.

Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свои действия; учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

4. Воспро-изведение нового знания

Организо-вать совмес-тную дея-тельность учителя и учащихся.

Самостоя-тельная работа в творчес-ких групп-пах, вы-ступления учащихся у доски с использо-ванием опорных схем и таблиц, заслуши-вание со-общений (презен-таций), фронталь-ное об-суждение.

Зачитывает «Необыкно-венную историю Гриба и Водоросли» (Приложение 2).

Организует групповую работу, результатом которой должны стать опорные схемы и таблицы.

Учитель поясняет задачу каждой группе:

1 группа - строение лишайников.

2 группа - питание лишайников.

3 группа - типы слоевищ лишайников (кустистые, накипные лишайники, листоватые).

4 группа - размножение лишайников + просмотр видеоролика (Приложение 3).

5 группа - значение лишайников в природе.

Организует контроль выполнения задания.

Делятся на творческие группы. Работают в творческих группах.

Представляют результаты проделанной работы (в т.ч. домашней), заполняют схемы и таблицы.


 


 


 


 

Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, учится работать с учебником, рабочей тетрадью.

Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.

 

 

 

Проводит физкультми-нутку (Приложение 4).

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

 

5. Первич-ное за-крепление знаний

Через ана-лиз строе-ния и значе-ния лишай-ников соз-дать условия для более глубокого подтверж-дения выво-дов обучаю-щихся о взаимосвязи всех органов лишайника.

Групповая самосто-ятельная работа, индиви-дуальное тестиро-вание.

Организует закрепление знаний, используя загадки, упражнение на выбор верного суждения, тест (Приложение 5).

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Отгадывают головоломки, загадки, выбирают верные суждения, отвечают на вопросы теста.

Самопроверка и взаимопроверка теста.

Предметные: осваивают основные понятия: симбиоз, биоиндикатор, типы слоевищ, особенности строения и жизнедеятельности лишайников, их значение. Развивают информационную компетентность, учатся моделировать понятие, выбирают верное суждение.

Познавательные: формулируют ответы, осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: слушают учителя, работают по алгоритму.

Личностные: проявляют интерес к изу-чаемой теме и результатам её освоения.

6. Рефлек-сия дея-тельности на уроке

Организо-вать пони-мание цен-ности вы-полненной деятельнос-ти.

Диалог с учащими-ся по ре-зультатам

работы на уроке.

Проводит рефлексию

Задает вопросы:

Чему учились?

Зачем вам нужно новое знание?

Что было интересным?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оценивает работу учащихся на уроке.

Выдает домашнее задание к следующему уроку.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившие-ся моменты урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Высказывают, аргументируют своё мнение.

С помощью сигнальных карточек выражают своё отношение к уроку

Записывают в дневник домашнее задание (стр. 32-36, ответить на вопрос: «Почему лишайники называют пионерами растительного мира?»

Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.

Приложение 1

Отдельные слайды презентации

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360ad.png https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360ae.png

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360af.png https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360ag.png

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360ah.png https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360ai.png Приложение 2

Необыкновенная история Гриба и Водоросли

Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Кругом росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль.

- Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше.

- Ошибаешься, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.

- Так что же нам делать? - спросила Водоросль.

- Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб. - А ты подумай.

Водоросль задумалась.

- Надо обратиться к Солнцу, - сказала, наконец, она. - Ты попроси у него прощения, и оно дарует тебе силу, а я постараюсь выпросить себе корни. Давай попробуем, Солнце доброе.

- Безнадежная идея! - махнул Гриб. - Пробовал уже. Солнце никогда не простит меня. Да и очищать воздух мне, честно говоря, не очень хочется. И корни тебе ни к чему, где это видано, чтобы у водоросли росли корни? У меня идея!

- Какая же? - оживилась Водоросль.

- Давай дружить, быстро ответил Гриб. - Ты в ладах с Солнцем, а в ладах с землей. Вот и будем обмениваться, я тебе пищу, а ты мне силу Солнца. Понимаешь?

- Понимать-то я понимаю, задумчиво ответила Водоросль. - Да только как мы будем жить вместе? Ты привык к Земле, а я живу в воде. Пойдем в воду - ты утонишь, выйдем на сушу - я засохну и умру.

- Не падай духом, - усмехнулся Гриб. - Жить мы с тобой будем в любом уголке, где есть влага.

- В таком случае я согласна! - радостно воскликнула Водоросль.

С тех пор Гриб и Водоросль живут вместе. Они настолько сдружились, что не могут прожить друг без друга. Гриб и Водоросль, заключившие союз, настолько сдружились, что их стали называть даже одним именем - Лишайник. Такая дружба в мире животных и растений называется симбиозом.

Приложение 3

Отдельные фрагменты видеоролика «Размножение лишайников»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360an.jpg https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u152497/t1488868360ao.jpg

Приложение 4

Физкультминутка

Приложение 5
 

Загадки, тест по теме «Лишайники»

Загадки:

Гриб и водоросль дружно жили.

Вместе ели, вместе пили.

Чтобы я и дальше рос,

Очень важен… (Симбиоз)

Тундра очень им богата,

Ест его олень рогатый. (Ягель)

Я в еловом лесу,

Бородой своей трясу. (Лишайник бородач)

Не цветет, а растение,

Не рыба, а живет в воде,

Капуста, но не растет в огороде. (Водоросль)

На полене иногда вырастает борода. (Лишайник-бородач)

На коре, на стенке –

Золотые пенки. (Стенная золотянка)

Тест по теме «Лишайники»

1. Какие два компонента сочетают в себе лишайники?

А) Гриб и бактерия Б) Бактерия и водоросль

В) Гриб и водоросль Г) Водоросль и водоросль

2. Взаимополезное сожительство двух компонентов в лишайнике - это…

А) Симбиоз Б) Паразитизм

В) Биоиндикация Г) Фотосинтез

3. Тело лишайников называется …

А) Таллом Б) Мицелий

В) Микориза Г) Спорангий

4. Какого типа слоевищ не существует у лишайников?

А) Накипной Б) Листоватый

В) Кустистый Г) Побеговый

5. Самый сложноорганизованный тип слоевища – это …

А) Накипной Б) Листоватый

В) Кустистый Г) Побеговый

6. В слоевище различают…

А) Корковые слои и древесину Б) Корковые слои и сердцевину

В) Древесину и сердцевину Г) Корковые слои и проводящие ткани

7. Чем крепится лишайник к дереву?

А) Корнями Б) Водорослями

В) Сердцевиной Г) Ризоидами

8. Хлорофилл содержится в …

А) Гифах гриба Б) Клетках водорослей

В) Рибосомах Г) Ядре

9. По способу питания лишайники относят к …

А) Гетеротрофам Б) Автотрофам

В) Автогетеротрофам Г) «Прожорливым» организмам

10. Где не растут лишайники?

А) На почве Б) На деревьях

В) На скалах Г) В воде

11. Какой из лишайников употребляют в пищу олени?

А) Ягель Б) Леканора

В) Пармелия Г) Гипогимния

12. К какому царству живых организмов относят Лишайники?

А) Бактерии Б) Грибы

В) Растения Г) Животные

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии класс 5 ФГОС

Тема урока: « Отдел Голосеменные растения» 

                                                                        

                                                                             

Цели урока: познакомить учащихся с характерными особенностями отдела Голосеменных, их многообразием, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Образовательная задача: организация деятельности учащихся по изучению сведений о  голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.

Развивающая задача:    формирование умений  определять цель и планировать свою деятельность , способствовать развитию  умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Воспитательная  задача: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе , слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание  бережного отношения и любви к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный ( сочетание различных видов деятельности на одном уроке)              

Предполагаемые результаты:

Предметные :

-умение характеризовать признаки голосеменных растений;

- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека

- умение выполнять лабораторную работу

Личностные:

 проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

 воспитание у учащихся любви к природе

Метапредметные:

 Познавательные:

- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;

- умение вести наблюдение.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана голосеменных.

 Оборудование: ПК, медиапроектор,  побеги, шишки кедра, ели, лиственницы, маршрутные листы, проверочные тесты

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения:

А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)

Б) по характеру познавательной деятельности (частично -поисковый, репродуктивный)

                                                                             Содержательная часть урока:

Цель: создание  эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.  

Добрый день! Начинаем урок. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно!

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с  плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда  изучить растения с которыми вы все очень хорошо знакомы.  О некоторых из них написаны стихи, песни, картины.

(работа на интерактивной доске)

Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом - одним цветом? Колючая красавица, главная героиня новогоднего праздника? О каких растениях идёт речь?

        

Учащиеся настраиваются на работу на уроке. 

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники. На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают ,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке – современные голосеменные растения.

 Попробуйте  обсудить в паре  и назвать признаки этих растений.

Отвечают на вопросы

Работают в паре.

Работа в парах

Познавательные (общеучебные) :осознанное   и   произвольное   построение речевого высказывания

Коммуникативные: учет разных мнений,

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проанализируйте свои ответы .Какой вывод можно сделать?

Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения

Логические: 

Построение логической цепи рассуждений,

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Определите  тему  урока.
Сформулируйте цель  урока и предложите способы достижения поставленной цели.

Предлагаю провести исследование по маршрутам.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия:

  • согласовывают тему урока,
  • ставят цель,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели

 Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять . 

.

Маршрут №1 «Признаки голосеменных растений»

1) Жизненные формы: деревья, кустарники или лианы

( показ слайдов)

2)Строение голосеменного растения.( показ слайда)

 Голосеменные растения  имеют стебель, корень и листья.

3)Почему растения называются голосеменными?

Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? 

 Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо.

Голосеменные –ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

4)Многообразиеголосеменных.Хвойные растения (показ слайда)

5) Строение хвои 

(демонстрация слайда).

Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды .

Физкульт.минутка .

  1. Стоя руки вниз, поднять их через стороны вверх, прогнуться, встать на носки (вдох), вернуться в и.п. (выдох).
  2. Стоя руки в стороны, сгибание и разгибание рук в локтях. При сгибании пальцы сжимать в кулак, при разгибании – выпрямлять.
  3. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, пружинистые наклоны вперед-назад, вправо-влево.

Стоя правая (левая) рука опирается о парту, полуприседания на одной ноге, другая в сторону. Повернувшись кругом, то же на другой ноге.

Продолжительность комплекса упражнений 2-3 минуты. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза.

Маршрут №2 Лабораторная работа  на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»

( см.маршрутный лист)

Маршрут №3  «Значение  и охрана голосеменных»( показ слайда)

1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125

Значение голосеменных

1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе.

2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника.

 Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.

 Отображают информациюв  таблице.

 Обсуждают результаты записи в группе.

Делают выводы по проделанной работе

3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125

4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений.


Познавательные логические:
синтез как составление целого из частей;       

  Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации .

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,

 контроль в форме сличения способа действия и его результата.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель:  выбор  способа решения

разноуровневыхзаданий .

Маршрут №4. 1задание.

Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.

2 зад-е .Выполнение лабораторной работы «Строение хвои и шишек хвойных»

Выполняют  по выбору задание №4, проговаривают вслух.

Выполняют лабораторную работу в рабочих тетрадях.

  Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации .

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,

 контроль в форме сличения способа действия и его результата.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Маршрут №5  Оценка.

   Считаете ли вы , что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета.

Оцените свою работу на уроке

.

Выбирают начало фразы и формулируют ответ.

Оценивают работу на уроке.

Работа с листом самооценки.

C:\Users\Мыла\Desktop\ученеки\лист самооценки.jpg

Личностные: самооценка на основе критерия успешности ;

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений

8. Домашнее задание

1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.

Записывают домашнее задание

Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб.лит.» , 1996.-192 с. : ил.

2.Сонин Н.И . Биология.7кл. Многообразие живых организмов .Бактерии, грибы, растения: Учеб.дляобщеобразоват. учеб. Учреждений/- М.: Дрофа, 2018г.-126,

3. Рабочая тетрадь к учебнику Биология 7 класс. Бактерии. Грибы. Растения.

4. Презентация к уроку « Голосеменные. Хвойные».

5. Интернет ресурсы.

                                         

Маршрутный лист_______________________________ (Фамилия Имя ученика.)

               Исследование на тему « Голосеменные растения»

Маршрут №1.  Признаки растений отдела голосеменные.

 Просмотрев видеофрагмент и пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), запиши основные признаки голосеменных растений. 

1.Жизненные формы: деревья, ……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

2. Голосеменные имеют: корень, ………, ………….. .

3. Своё название голосеменные получили  потому, что…………………………………….

…………………………………………………………………………………………………..

4.К хвойным относятся…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

5.Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые  - так называемая ……………………. .

Маршрут №2  

 Лабораторная работа  на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Закаменскогорайона республики Бурятия»

Ход работы

1.  Пользуясь текстом учебника (стр.120-124) и раздаточным материалом, заполните  таблицу .

2. Запишите вывод по работе.

Название растения    _______________________________________________________

Маршрут №3 Значение голосеменных

Составь кластер по тексту учебника стр.124-125.

Значение голосеменных

Маршрут №4    Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.

1  Составитьсинквейн по теме урока

  1. Существительное________________________________________________________
  2. Два прилагательных______________________________________________________
  3. Три глагола_____________________________________________________________
  4. Предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выбрать верные утверждения, отметив  их знаком +

-Голосеменные растения  имеют стебель, корень, лист.

-Голосеменные -  древняя группа низших растений.

-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.

-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.

-Сосна - тенелюбива.

-Лиственница – холодостойкая порода.

3.  Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

              ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ                                                                 ОТДЕЛ

1)  не выносят засушливых условий                                                  А)  Папоротниковидные

2)  представлены только деревьями и кустарниками                       Б)  Голосеменные

3)  имеют семязачаток

4)  размножаются спорами

5)  для полового размножения необходима вода

Выполнение лаб. работы» Строение хвои и шишек хвойных» в рабочей тетради стр . 124 ( при наличии времени)

Оценивание результатов работы:

1.1балл – задания маршрута №1 выполнены полностью.

  1. балл – задания маршрута №2 выполнены.

3.1балл - заполнен кластер

4.1балл – выполнено одно  задание  на маршруте №4

2 балла -  выполнены два и более заданий.

                            Количество баллов за работу:



Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс: Паукообразные.

Предмет: биология

Класс: 8 класс

Технологии и программы, которые были использованы при создании работы: thinglink.com , learningapps.org, bubbl.us,  youtube.com , realtimeboard.com, docs.google.com, puzzlecup.com, linoit.com, MS Word,  MS PictureManager.

УМК:

"Биология: 7класс": учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.   Кучменко  - М., издательский  центр "Вентана - Граф", 2014 г.

«Биология. Животные»: методическое пособие, 7  класс /  В.С. Кучменко, С.В. Суматохин - допущено Министерством образования Российской Федерации, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2004г.

"Уроки зоологии":  методическое пособие, 7  класс / Е.Т. Бровкина, Н.И. Кузьмина - М., "Просвещение", 1981 г.

1.Цель урока :

  Сформировать понятие об особенностях строения  паукообразных представление о

специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека

Задачи урока:

1)Обучающая:

раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить

знания о признаках класса рассказать о многообразии паукообразных, их значение в

природе и жизни человека

2) Развивающая:

продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем     тему и делать

логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на

поставленные вопросы; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы

продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника,

дополнительной литературой, развивать творческие способности учащихся.

3) Воспитывающая.

формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде

Планируемые результаты

Личностные:

         Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к   саморазвитию  и самообразованию

         Ответственно относятся  к выполнению учебных задач

         Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека

 Предметные:

         Выделение отличительных  признаков пауков

         Выявление приспособлений у пауков к среде обитания

         Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе

         Различение на таблицах животных класса паукообразных и ракообразных

Метапредметные:

         Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней

          Работают с информацией и преобразуют её

         Находят причинно-следственные связи

         Оценивают свою работу и работу своих одноклассников

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

                                                  Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1 Организационный момент

Создает комфортную ситуацию для начала урока. Приветствует обу­чающихся, просит  их проверить  готов­ность к уроку

Осуществляют само­проверку готовности к уроку

2 Актуализация знаний

Мотивация и целеполагание

Какую тему вы изучили  на прошлом уроке?

Читает миф об Арахне, предлагает сформулировать тему и цель урока. Слайд2.

Умение слушать и вступать в диалог.

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Принимают учебную цель и задачи, дополняют,уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.

3  Новый материал

Слайд4-6.

Организует проверку заполнения таблицы, слушает ответы на поставленные  вопросы

Физминутка

 Многообразие пауков

(Путешествие Кузи). слайды7-14.

 Систематика класса Паукообразные. Слайд15

 Смысловое чтениеРаботают с текстом параграфа, заполняют таблицу.

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Работа в парах по систематике пауков.(Собери пауков в сачок)

  Работа в парах "Назови паука".

Анализируют схему

 Изложение собственных мыслей.

Формулировка правильных ответов.

 Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре . Работают в парах, обсуждают ответы.

Формирование монологической речи.

Самопроверка

Умение слушать и слышать другого,учитывать мнение товарища.

Умение слушать, дополнять и корректировать ответ .

4. Закрепление учебного материала

Организует работу обучающихся Слайд17

Самостоятельная работа с тестами

Взаимопроверка по слайду.

5. Домашнее задание

Слайд25 Объясняет сущность домашнего задания.

1 уровень. Прочитать параграф. Повторить признаки паукообразных

2 уровень. Сообщение о пауке по плану.

3 уровень. Заполнить кроссворд с элементами следующей темы

Использовать информационные ресурсы для поиска информации .

6. Рефлексия и подведение итогов

«Паучок с вопросами»

Оценивают результативность своей деятельности на уроке.

Оценивают уровень своего эмоционального состояния на уроке.

Результаты оценки оставляют на онлайн-доске.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Ресурсы

https://bubbl.us

http://puzzlecup.com

https://docs.google.com

http://learningapps.org

https://realtimeboard.com

http://linoit.com

youtube.com

http://puzzlecup.com

http://infourok.ru/razrabotka_uroka_po_teme_paukoobraznye_7_klass-107342.htm

http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%22%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5%22&img_url=http%3A%2F%2Fp.unikhand.ru%2F2013%2F06%2F07%2F16370%2F124320%2F1230x990%2Fe18e024948da5c0.jpg&pos=3&rpt=simage&stype=image&lr=65&no

http://didaktor.ru/kollekciya-video-fizminutok/

"Биология: животные": учебник, 7 класс /  В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.   Кучменко  -

М., издательский  центр "Вентана - Граф", 2014 г.

«Биология. Животные»: методическое пособие, 7  класс /  В.С. Кучменко, С.В. Суматохин –

допущено Министерством образования Российской Федерации, М.,

Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.

"Уроки зоологии":  методическое пособие, 7  класс / Е.Т. Бровкина, Н.И. Кузьмина –

М., "Просвещение", 1981 г.

Приложение

Тест "Паукообразные"

Начало формы

1.Кто не относится к паукообразным?

 каракурт

 скорпион

 сенокосец

 цикада

2.Чего нет у паукообразных?

 конечностей

 брюшка

 головогруди

 усиков

3. Какое оплодотворение характерно для пауков?

 внутреннее

 внешнее

 кишечное

 полостное

4.Какую болезнь переносят клещи?

 чесотку

 сибирскую язву

 Вариант 3

 сонную болезнь

 таежный энцефалит

5.Чем покрыто тело пауков?

 Хитином

 Эпителием

 Раковиной

 Кутикулой

6.В чем особенность пищеварения паукообразных?

7.Как вредит человеку зудень?

8.Каковы меры профилактики клещевого энцефалита?

Кроссворд “Пауки”

По горизонтали:

4. Отдельные сегменты конечностей пауков.   8. Самый крупный вид скорпионов.   9. Отряд Насекомых.   11. Органы выделения пауков.   13. Паук, освоивший водную среду.  

По вертикали:

1. Опасный представитель паукообразных.   2. Название одной из пар конечностей Членистоногих.   3. Вредители сельского и лесного хозяйства.   5. Органы осязания пауков.   6. Состоит из паутины.   7. Наружный покров пауков.  10. Число конечностей у пауков.   12. Как называются железы пауков.  

Опубликовано 27.09.18 в 1



Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Классы кольчецов. Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.» Биология 8 класс.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных систематических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Систематика кольчатых червей: класс Многощетинковые, класс Малощетинковые, класс Пиявки; значение в природе и жизни человека

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

1.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)

Класс Малощетинковые, или Олигохеты

Образ жизни. Малощетинковые черви, или олигохеты, живут в почве, пресных и соленых водах, встречаются обитающие сразу в двух средах — в воде и на земле. Среди олигохет есть черви мелкие (длиной 0,5 мм) и крупные (длиной до 40 см). Вместо параподий у большинства олигохет на теле имеются щетинки. Существуют черви, полностью лишенные щетинок или с расположением их в 4 пучках по кругу сегмента, как у дождевого червя

 

C:\Users\bait\Documents\Мария Борисовна\41.2.jpg

Водные олигохеты могут обитать на дне водоема среди гниющих водорослей или сильно загрязненных стоков. Они неприхотливы к содержанию кислорода и могут несколько суток переносить его полное отсутствие. Передний конец тела таких червей погружен в ил, а задний совершает колебательные движения, обеспечивая организм кислородом. Питаются они, заглатывая ил с песком, пропуская его через кишечник и переваривая органические вещества, содержащиеся в иле. Олигохеты очень стойко переносят загрязнение среды обитания.

Среди почвенных олигохет есть виды, встречающиеся даже в суровых условиях Новой Земли и Гренландии. Есть виды, обитающие на высоте 3—4 км над уровнем моря и на стенах горных ледников.

Черви многих почвенных видов питаются растительными остатками, затаскивая их с поверхности в почвенные ходы. Зимовать олигохеты могут на глубине 5—6 м и более. У почвенных видов в случае неблагоприятных условий наступает диапауза: черви уползают на глубину, сворачиваются в клубок и, выделив слизь, образуют защитную капсулу. Количество малощетинковых червей в почве может достигать 2—3 т на 1 га. К почвенным олигохетам относится и хорошо знакомый вам дождевой червь.

Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки. Они улучшают структуру почвы, проницаемость в нее воздуха и влаги, очищают воду от вредных примесей, являются прекрасным кормом для других животных.

Общее определение

Черви (Vermes) - это обширный и разнообразный тип беспозвоночных животных, с удлиненным трубчатым, круглым или плоским мягкокожим телом. Органы движения у червей не членистые или их вовсе нет; тело голое или покрытое иглами, щетинками, ресницами. Кожа некоторых видов червей выделяет слизь или известь для трубок. У многих червей простые глаза, мягкие нити на голове или членистые нити и стяжки.

Некоторые черви имеют органы дыхания и сосудистую систему, глисты дышат и питаются поверхностью кожи. Некоторые черви рождают живых детенышей, многие несут яйца, иные размножаются делением. Многие черви раздельнополы, другие гермафродиты. Почти все черви питаются животн. пищею, многие паразиты. Черви подразделяются на 7 классов:

плоские черви (отряды: ресничные черви, сосальщики и ленточные черви)

нереиды

круглые черви

колючеголовые

щетинкочелюстные

кольчатые

коловратки

 

Кольчатые черви относятся к высшей группе червей – олигохет. Это хорошо известная, но мало изученная группа.

Почвенные олигохеты представляют собой группу, особенно богатую видами. При этом различные почвы характеризуются наличием определённых видов почвенных олигохет. На территории нашей страны известно 400 видов олигохет, 11 занесены в красную книгу. В России из почвенных олигохет распространены 2 семейства: Lumbricidai и Enchytraeidai, причем семейство Lumbricidai представлено почти 50 различными видами, распространёнными в различных почвах и различных районов России. Большинство олигохет - полезные животные. Особенно большое значение в жизни почвы имеют различные виды дождевых червей.

Дождевые черви – постоянные обитатели почв.

Влияние их на почву заключается в том, что они разрыхляют её на большую глубину чем содействуют проникновению воздуха и влаги , что способствует деятельности почвенных микробов, а также проникновению корней растений в глубокие слои почвы и укреплению их.

Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя

Оборудование:

чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.

Ход работы

1.Рассмотрите тело дождевого червя

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она — сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

4.Дайте дождевому червю проползти по листу газетной бумаги. Прислушайтесь внимательно. Напишите замечания и выводы.

5.Какое значение имеют щетинки на поверхности тела дождевого червя для его передвижения?

6.Поднесите к переднему концу дождевого червя не касаясь его кусочек лука. Как реагирует на это червь?

7. Какой можно сделать вывод? Запишите

Кроме того, дождевые черви очень хорошо перепахивают почву, пропуская её через кишечник, они постепенно выносят почву из более глубоких слоёв на поверхность. Ч.Дарвин указывает, что за один год на площади 1 кв м дождевыми червями было вынесено на поверхность до 4 кг. почвы.

При их наличии в почве урожай ячменя, например, возрастает в 1.5 – 2 раза. Затаскивая в свои норы остатки растений, черви погребают их, чем способствуют накоплению в почве органических веществ и образованию перегноя.

По той же причине черви содействуют погружению камней и древних сооружений под почву. Так, некоторые остатки сооружений древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Количество дождевых червей сильно варьирует, достигая в благоприятных условиях до 1000 особей на 1 кв.м. В обычных условиях численность колеблется от нескольких десятков до двух – четырех сотен. Они играют особую роль в почвообразовательном процессе, обогащая почву азотом и биогенными элементами, участвуют в разложении растительного опада. Перемешивая и разрыхляя почву, оно создают благоприятные условия для растений

Пиявки

C:\Users\bait\Documents\Мария Борисовна\пиявки рисунок.png
 

Образ жизни. Для представителей этого класса характерны следующие признаки: постоянное количество сегментов тела (33), наличие присосок, позволяющих прикрепляться к телу жертвы или субстрату, отсутствие щетинок на теле. Все пиявки или хищники, поедающие мелких животных, или паразиты, питающиеся кровью позвоночных

Пиявки живут в основном в пресных водоемах, но могут обитать и в слабосоленых водах, морях, а также в почве и на поверхности суши. Некоторые пиявки живут в холодных водах Чукотки, Камчатки и в озере Байкал. Пиявки, обитающие в холодных водах, могут впадать зимой в анабиоз — такое состояние организма, при котором жизненные процессы (например, обмен веществ) настолько замедленны, что отсутствуют все видимые проявления жизни.

У пиявок лучше, чем у других червей, развита нервная система. Органы чувств воспринимают световые, химические, механические и другие раздражения. Дыхание осуществляется через всю поверхность тела. Нападая на жертву, пиявки выделяют особое вещество — гирудин, препятствующее свертыванию крови как в ранке на теле жертвы, так и в желудке самой пиявки. Однако кровеносная система есть не у всех пиявок. У ряда видов вместо нее развивается система канальцев, по которым переносятся питательные вещества и газы.

Пиявки — гермафродиты. После спаривания они откладывают многочисленные коконы с разным количеством яиц.

Многие виды пиявок очень чувствительны к чистоте воды и в случае ее загрязнения погибают.

Пиявок некоторых видов используют в медицине при гипертонии и угрозе кровоизлияний.

Знаете ли вы, что:

Во многих странах мира дождевых червей разводят для зоологической мелиорации улучшения посевных земель, а также для переработки ила канализационных и сточных вод, для создания компостов.

Наиболее крупные пиявки могут быть длиной до 30 см, а самые мелкие — до 5 мм.

Одна медицинская пиявка может высосать за один сеанс 50 г крови. Этого количества ей хватает на полгода. В то же время она 2 года может обходиться без пищи.

Закрепление знаний

1.Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты?

2.Какие приспособления есть у кольчатых червей для перенесения неблагоприятных условий? Как это происходит?

3.Что позволяет ученым относить полихет, олигохет и пиявок к одному типу?

Дом.зад.

Вопросы и задания в учебнике на стр.58

 


 

 

Ресурсы

Биология: Многообразие живых организмов.8 класс учебник для общеобразоват. учреждений/Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А


 

Рабочая программа по биологии 8класс к УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров (М.: Дрофа).

Рабочая тетерадь к учебнику Н.И.Сонин,В.Б.Захаров. Биология: Многообразие живых организмов. 8 класс. – М.: Дрофа 2014.

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...