Рабочая программа по биологии в 9 классе
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии в 9 классе к учебнику Каменского, Криксунова, Пасечника. 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_1_kurs_2019-2020.docx | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, примерной программы по биологии основного общего образования и составленной на ее основе авторской программы основного общего образования по биологии 9 класса В.В. Пасечника. Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник. Биология. 5-9 классы: программа. – М: Дрофа, 2014.
Рабочая программа разработана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Учебно - методический комплекс:
Учебник: Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Пасечник, А.А Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – 3-е издание, стереотипное. – М: Дрофа, 2016.
1. Планируемые результаты
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения основной школы программы по биологии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и суворовцами, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметные результаты освоения изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:
- характеризовать науки о человеке (антропология, анатомия, физиология, медицина, гигиена, экология человека, психология) и их связи с другими науками и техникой;
- приводить доказательства отличия человека от животных и их родства (место человека в системе органического мира); взаимосвязи человека и окружающей среды (человеческие расы) и его приспособленности к различным экологическим факторам (адаптивные типы людей);
- приводить примеры вклада российских (в том числе И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников,, П.К. Анохин) и зарубежных (У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) ученых в развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
- использовать биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, организм человека, обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, движение, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, научные методы познания) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- раскрывать общие признаки организма, уровни организации организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов, организм человека; части тела человека: голова, шея, туловище, грудь, живот, верхние конечности, нижние конечности;
- различать по внешнему виду (изображению), схемам и описаниям клетки разных тканей (нейрон, мышечная клетка, эпителиальная клетка, клетки крови,
- фоторецепторные клетки), ткани (эпителиальные ткани, соединительные ткани, мышечные ткани, нервная ткань), органы (головной мозг, спинной мозг, нерв, сердце, кровеносные сосуды, кожа, желудок, печень, тонкая кишка, толстая кишка, лёгкое, трахея, гортань, бронх, щитовидная железа, гипофиз, тимус, эпифиз, поджелудочная железа, семенник, яичник, надпочечник, почка, глаз, ухо, скелетная мышца, кость) системы органов (покровная, опоры и движения, пищеварительная, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделительная, половая, иммунная, эндокринная, нервная) организма человека;
- характеризовать положение человека в системе органического мира, его происхождение от животных;
- сравнивать человеческие расы, их родство и происхождение;
- проводить описание клеток, тканей, органов, систем органов человека по заданному плану;
- сравнивать клетки, ткани, органы, системы органов, процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
- характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, регуляция функций, поведение, сон, развитие, размножение организма человека;
- выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями;
- использовать биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;
- объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
- приводить примеры безусловных и условных рефлексов, программ поведения, особенностей высшей нервной деятельности (речь, мышление, память, сознание) человека;
- различать наследственные (гемофилия, дальтонизм) и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека;
- выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
- называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, укрепление иммунитета, позитивное эмоционально-психическое состояние;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью исключения факторов риска для здоровья человека: утомления, стресса, гиподинамии, переохлаждения, инфекционных и простудных заболеваний, ВИЧ-инфекции, нарушения осанки, зрения, слуха; отказа от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- владеть приемами оказания первой помощи человеку при отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и обморожениях;
- показывать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями по физике, химии, географии, ОБЖ, физической культуре, математике, истории;
- использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности; проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
- создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников, грамотно используя понятийный аппарат и сопровождая выступление презентацией.
II. Основное содержание
Введение (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (47 часов + 5 к/р)
Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов).
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке. Практическая работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».
Тема 2. Клеточный уровень (15 часов).
Основы цитологии. Методы цитологии. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом. Реализация наследственной информации в клетке. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Тема 3. Организменный уровень (13 часов).
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Практическая работа №2 «Выявление изменчивости организмов»
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (4 часа).
Вид. Критерии вида. Популяции. Практическая работа №3 «Изучение морфологического критерия вида». Практическая работа № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».
Тема 5. Экосистемный уровень (6 часов).
Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. Практическая работа№ 5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
Тема 6. Биосферный уровень (4 ч).
Биосфера. Учение В.И. Вернадского. Ноосфера.
Раздел 2. Эволюция органического мира. (6 часов + 1 к/р).
Развитие эволюционного учения. Учение Ч. Дарвина. Механизм эволюционного процесса.
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа +1 к/р).
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа (1 ч).
Резерв (1 ч).
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности. Темы исследовательских проектов:
- Планета в пластиковой упаковке
- Роль человека в сохранении разнообразия видов в природе
- Эволюция вокруг нас
- Вода – основа жизни на Земле
- Биологическое оружие
III. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | часы | Контроль | Практика | Планируемые сроки /дата проведения | ||||
Введение 2 часа | ||||||||||
1 | Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | 1ч | . | ||||||
2 | Сущность жизни и свойства живого. | Уровни организации живого. Жизнь. Обмен веществ. | 1ч | |||||||
Раздел 1. Уровни организации живой природы (47 часов + 5 к/р) Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов) | ||||||||||
3 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | Биологическая система. Уровни организации живых организмов. | 1ч | . | ||||||
4 | Углеводы. | Химический состав клетки. | 1ч |
| ||||||
5 | Липиды. | Химический состав клетки. | 1ч | |||||||
6 | Состав и строение белков. | Белки - органические вещества и их роль в клетке. | 1ч | |||||||
7 | Функции белков. | Белки - органические вещества и их роль в клетке. | 1ч | |||||||
8 | Нуклеиновые кислоты. | Нуклеотид, азотистые основания. | 1ч | |||||||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | АТФ, АДФ, АМФ. | 1ч |
| ||||||
10 | Биологические катализаторы. | Кофермент. | 1ч | Практическая работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | ||||||
11 | Вирусы. | Вирусы: сложные и простые. | 1ч | |||||||
12 | Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы «Молекулярный уровень», отвечают на задания. | 1ч | Контрольная работа по теме «Молекуляр- ный уровень организации живой природы». | ||||||
Тема 2. Клеточный уровень (15 часов) | ||||||||||
13 | Основные положения клеточной теории. | Клеточный уровень: общая характеристика. | 1ч | |||||||
14 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1ч | |||||||
15 | Ядро. | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1ч | |||||||
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Основные клеточные структуры и их функции. | 1ч | |||||||
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | Основные клеточные структуры и их функции. | 1ч | |||||||
18 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | Основные клеточные структуры и их функции. | 1ч | |||||||
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1ч | |||||||
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1ч | |||||||
21 | Энергетический обмен в клетке. | Гликолиз, этапы гликолиза. | 1ч | |||||||
22 | Типы питания клетки. | Хемотрофы, фототрофы, автотрофы. | 1ч | |||||||
23 | Фотосинтез и хемосинтез. | Фотолиз воды. Фазы фотосинтеза. | 1ч | |||||||
24 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | Генетический код. Транскрипция. | 1ч | |||||||
25 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | Белки. Строение. | 1ч | |||||||
26 | Деление клетки. Митоз. | Формы бесполого размножения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. | 1ч | |||||||
27 | Контрольная работа по теме «Клеточный уровень». | 1ч | Контрольная работа по теме «Клеточный уровень». | |||||||
Тема 3. Организменный уровень (13 часов) | ||||||||||
28 | Размножение организмов. Оплодотворение. | Размножение – свойство организмов. Половое и бесполое размножение. | 1ч | |||||||
29 | Мейоз. Оплодотворение | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1ч | |||||||
30 | Индивидуальное развитие организмов. | Биогенетический закон. | 1ч | |||||||
31 | Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Моногибридное скрещивание. Чистые линии, аллельные гены. Доминантные и рецессивные признаки. | 1ч | |||||||
32 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1ч | |||||||
33 | Дигибридное скрещивание. | Закон независимого наследования признаков. | 1ч | |||||||
34 | Сцеплённое наследование признаков. | Закон Т. Моргана. | 1ч | |||||||
35 | Генетика пола. | Сцепленное с полом наследование. Решение задач по заданной теме. | 1ч | |||||||
36 | Модификационная изменчивость. | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | 1ч | Практическая работа №2 «Выявление изменчивости организмов». | ||||||
37 | Наследственная изменчивость человека. | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Мутационная изменчивость. | 1ч | |||||||
38 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | 1ч | |||||||
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1ч | |||||||
40 | Контрольная работа по теме «Организменный уровень организации живого». | Основные закономерности наследственности и изменчивости. | 1ч | Контрольная работа по теме «Организационный уровень организации живого». | ||||||
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (4 часа) | ||||||||||
41 | Вид. Критерии вида. | Вид. Критерии вида. | 1ч | Практическая работа №3 «Изучение морфологического критерия вида». | ||||||
42 | Популяция-форма существования вида. | Биологическая классификация. | 1ч | |||||||
43 | Экологические факторы и условия среды. | Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. | 1ч | |||||||
44 | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | 1ч | Практическая работа № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)». | |||||||
Тема 5. Экосистемный уровень (6 часов) | ||||||||||
45 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз | Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. | 1ч | |||||||
46 | Состав и структура сообщества. | 1ч | ||||||||
47 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. | Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1ч | |||||||
48 | Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. | 1ч | Практическая работа № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | |||||||
49 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. | Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. | 1ч | |||||||
50 | Контрольная работа по теме: «Экосистемный уровень». | 1ч | Контрольная работа по теме «Экосистем- ный уровень». | |||||||
Тема 6. Биосферный уровень (4 часа) | ||||||||||
51 | Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. | 1ч | |||||||
52 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | Вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. | 1ч | |||||||
53 | Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. | Экологические кризисы. Рациональное природопользование. | 1ч | |||||||
54 | Контрольная работа по теме: «Биосферный уровень». | 1ч | Контрольная работа по теме «Биосферный уровень». | |||||||
Раздел 2. Эволюция органического мира (6 часов + 1 к/р) | ||||||||||
55 | Развитие эволюционного учения. | Понятие эволюция. Предпосылки учения Ч. Дарвина. | 1ч | |||||||
56 | Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. | Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции. | 1ч | |||||||
57 | Борьба за существование. Естественный отбор. | Борьба за существование. | 1ч | |||||||
58 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Приспособленность и ее относительность. | 1ч | |||||||
59 | Образование видов - микроэволюция. | Сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. | 1ч | |||||||
60 | Макроэволюция. | Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | 1ч | |||||||
61 | Контрольная работа по теме: «Эволюция органического мира». | 1ч | Контрольная работа по теме «Эволюция органического мира». | |||||||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа + 2 к/р) | ||||||||||
62 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | Этапы развития жизни. | 1ч | |||||||
63 | Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | Начальные этапы биологической эволюции. Растения и животные, существовавшие в архее, протерозое и палеозое. | 1ч | |||||||
64 | Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Растения и животные, существовавшие в мезозое и кайнозое. | 1ч | |||||||
65 | Контрольная работа по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1ч | Контрольная работа по теме: «Возникнове-ние и развитие жизни на Земле». | |||||||
66 | Обобщение и повторение. | Повторение. | 1ч | |||||||
67 | Промежуточная аттестация. | Контрольная работа. | 1ч | Контрольная работа. | ||||||
68 | Резерв. | 1ч | ||||||||
Итого: | 68 ч | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....