Технологическая карта урока " Покрытосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Корнеева Татьяна Владимировна

урок изучения нового материала по теме " Покрытосеменные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnkarta_uroka_pokrytosemennye_rasteniya_5_kl.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс : 5        

УМК    В.В. Пасечник "Биология  5 класс"; рабочая тетрадь В.В. Пасечник "Биология  5 класс"

Предмет              биология

Тема Покрытосеменные, или Цветковые растения.

Тип урока изучение  нового материала.

Место и роль урока в изучаемой теме:  тема "Голосеменные " изучается после темы "Многообразие споровых растений".

Цель: Выяснения знаний о цветковых растениях о разнообразии жизненных форм растений; выявление признаков однолетних, двулетних и многолетних растений, развитие умения ставить цель и планировать  свою деятельность.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений.

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной  целью; работая по предложенному плану, использовать  необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал);  делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы  в другую,

перерабатывать полученную информацию, применять для решения  познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы  по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и  проявлять активность  для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других,  вступать  в беседу  на уроке; оформлять свою мысль  в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать  важность знаний о покрытосеменных растениях.

Ход урока

Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

Решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Организация учащихся. Приём  «Ладошка к ладошке!» Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие  раздаточного материала для работы на уроке.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы  урока.

Проверяет готовность к уроку.

Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью. Познавательные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Положительный настрой на урок.

2

Проверка домашнего задания

Проверить наличие выполненного домашнего задания

Готовят печатные тетради к проверке.

Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное  домашнее задание

3

Актуализация знаний

Целеполагание

Ставят цели занятия.

Работа в группах. Среди предложенных названий растений выбирают растения, которые   имеют  цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют  цветковые растения.

Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока.

Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся.

Демонстрирует слайды «Цветковые растения»

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми?

Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают  связи между частным и общим, получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: целеполагание  как постановка учебной задачи, выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

Поставленная цель

4

Изучение нового материала

Научиться делать исследование, отстаивать свою точку зрения.

1.Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными?

Работают с рисунком 79 учебника.

2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе

«Жизненные формы цветковых растений», отвечают на вопросы, формируют понятия «деревья», «кустарники», травянистые растения».

Обсуждают вопросы в группах и дают ответы.

1.Покрытосеменные растения.

Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Проводит инструктаж по ТБ.

Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений.

2.Жизненные формы цветковых растений.

Предлагает работу со статьёй учебника на с.128-129 «Многообразие покрытосеменных», рис.80 «Формы растений», заполнить таблицу в рабочей тетради «Жизненные формы цветковых растений».

Ответить устно на вопросы:

-Что общего между деревьями, кустарниками и травами?

-Чем они отличаются?

Задаёт познавательные вопросы.

К какой форме растений относится банан?

К какой группе растений относится ряска?

 Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи, выбирают наиболее эффективные способы решения  поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации,

проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану. Анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

Заполнят таблицу и ответят на вопросы

5

Физминутка

Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся.

Под музыку выполняют действия.

Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.

Травы – присесть.

Кустарники –хлопаем в ладоши.

Деревья – поднимаем руки, дерево качается.

Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация.

6

Изучение нового материала

(продолжение)

Организуется работа в группах с гербариями

3.Учащиеся работают  со статьей учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни» на с.130 учебника в Рабочем листе составляют схему «Продолжительность жизни растений» и приводят примеры.

Работая в группе  с раздаточным материалом и гербарием, определяют  растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы.

Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние.

3.Продолжительность жизни растений.

Предлагает работу со статьёй учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни»,на с.130 учебника в Рабочем листе составить схему «Продолжительность жизни растений» и привести примеры растений.

Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить  к какой группе по продолжительности жизни они относятся.

Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь.


Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения  поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации,

проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.    

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

Работа в группах

Создать мини проект

4.Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные.

Учащиеся  выступают с проектами «Первоцветы»,

«Рекорды растительного мира»,

«Удивительные растения».

4.Значение покрытосеменных растений.

1.На каких примерах можно показать разнообразие  покрытосеменных растений?

2.Проектная деятельность учащихся.

Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение.

Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы  в другую.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске  и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью

Созданный проект от группы

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его.

1.Называют отличительные признаки  покрытосеменных растений, записывают в рабочей тетради.

Используют Приём «Микрофон»

2.Комментируют высказывание

Л.Н. Толстого, «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа».

Вопросы:

1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений?

Использует Приём «Микрофон»

2.Почему эпиграфом урока было высказывание Л.Н.Толстого «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа».

Познавательные:общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске  и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений  в осознание  усвоенного материала.

8

Рефлексия

Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Выставляют оценки в дневник.

Учитель - Достигнуты ли цель и задачи урока?

-Я узнал (а)...

-Меня удивило…

-Работая в группе, я…

-Мне трудно представить, что…

Выставление оценок.

Познавательные:  рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

9

Домашнее задание

Записывают задание в дневник , выставляют оценки

Задаёт домашнее задание

П.23; с. 127-132 Вопросы..

 Задания для учеников, интересующих биологией. Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных, покрытосеменных  в своей местности и составить

презентацию.

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Многообразие растений"

Технологическая карта урока "Многообразие растений" (окружающий мир)...

Технологическая карта урока «Голосеменные растения» 5 класс

p { margin-bottom: 0.21cm; } Введение в биологию, 5 класс, Плешаков А.А.Урок по курсу «Введение в биологию» на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой базового уровня из...

технологическая карта урока "Голосеменные растения"

технологическая карта урока "Голосеменные растения"...

Технологическая карта урока «Ткани растений»

Технологическая карта урока «Ткани растений»...

Технологическая карта урока "Дыхание растений"

Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания...

Технологическая карта урока "Систематика растений"

Целью данного урока является: содействие  формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольны...

Технологическая карта урока "Ткани растений" 5 класс

Подробное описание этапов урока на тему "Ткани растений" в 5 классе...