Технологическая карта урока "Систематика растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Целью данного урока является: содействие формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematika_tehnologicheskaya_karta_uroka_31.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: « Систематика растений» ( учитель Высоцкая Т.Б)
Предмет | биология | |||
Класс | 6 | |||
Тема | Систематика растений. | |||
Цель учебного занятия | Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений. | |||
Основные задачи: | образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, развивающие: научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать. воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся. | |||
Тип учебного занятия | Урок открытия новых знаний | |||
Термины и понятия | Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные | |||
Специфическое сопровождение | мультимедийный проектор | |||
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе); - практические (составление схем, поиск информации); - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) | |||
Планируемые результаты | ||||
Личностные достигаются в течении всего занятия | Предметные достигаются в течении всего занятия | |||
- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям; - представление об основных моральных нормах поведения на уроке; - понимание заданных критериев успешности учебной деятельности - умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий. | - определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию - выявление признаков классов двудольных и однодольных растений как представителей покрытосеменных; - выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов | |||
Метапредметные | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи - предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - осуществлять синтез, как составленное целого из частей; | –формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение. - формировать умения выражать свои мысли и идеи; - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); - иметь представления о правилах общения в классе; - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п); | –формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. - принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результаты своих действий; |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности) Добрый день! Я рада вас видеть. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции, вы получите новые знания и будете еще умнее и как гласит древний китайский афоризм : «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта и размышления– самый тяжелый путь, путём подражания – самый быстрый путь, путём соглашения с увиденным и услышанным - самый легкий путь» (китайский афоризм)( слайд 1) Ребята! Какой из этих путей выберете вы? | Отвечают на приветствие учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности. Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий. Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Просмотр слайдов с видами природы под звучание музыки» Как прекрасен этот мир!» Установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | (Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки) Я предлагаю Вам посмотреть на экран и поразмышлять..в каком замечательном растительном мире мы живем. (слайд 2-12) Ребята! Сколько видов растений известно в настоящее время? Чем различаются растения между собой? Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?( слайд 13) Обратите внимание на слайд. Переставьте правильно буквы и определите тему нашего сегодняшнего урока.( слайд 14) Систематика растений. | Отвечают на поставленные вопросы, используя информационный лист № 1 пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. Определяют тему урока используя проблемно-поисковый метод; Участвуют в постановке познавательной цели урока. | Фронтально-индивидуальная | Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации, структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога. |
3.Выявление места и причины затруднения. 4.Целеполагание , определение цели урока и ее фиксация | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | (Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения) Ребята! Обратите внимание на экран. Вам даны слова и словосочетания. Из предложенных слов и словосочетаний попробуйте выбрать те, которые на Ваш взгляд ассоциируются с понятием «систематика» и самостоятельно дайте определение понятию «систематика»: Раздел биологии; Распределение по группам( систематическим категориям); Движение; Классификация; Дыхание; Сходство и родство растений; Фотосинтез; Систематизация; ( слайд15) (Записываем определения в тетрадь) Систематика – это раздел биологии, в котором растения распределяются на группы ( систематические категории) на основании их сходства и родства. (слайд 16) Кто является основоположником систематики? Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней (1707-1778) – основоположник систематики растений. (слайд 17-18) А теперь давайте попробуем погрузиться в роль ученого систематика и выполнить его работу. Попытайтесь расположить данные систематические категории в порядке возрастания , начиная с наименьшей, наименьшей единицей систематики является « вид» Как Вы думаете. Какая из предложенных категорий будет самой наивысшей?( слайд 19)
Ну давайте попробуем выполнить следующее задание:Растения имеют имя и фамилию. Определите где имя а где фамилия у представленных растений :
1смородина красная 2 смородина черная 3 радиола розовая 4 лапчатка прямостоячая 5 клён татарский 6 клён остролистный( слайд 20-21) Почему не можем выполнить, почему у всех разные ответы. Чего то мы наверное не знаем? На какой вопрос нужно ответить чтобы выполнить это задание? В какой последовательности раполагаются систематические категории и как определить у растения принадлежность к виду и роду? | Определяют понятие систематика растений, классификация растений. Занимаются поиском причин различий осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод. Индивидуальная работа с понятием. Возникновение ситуации интеллектуального конфликта,разрыва между имеющимися знаниями и предложенным заданием. Учащиеся формулируют цель урока. | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят информационный поиск; анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно - следственные связи, обобщают; выполняют знаково - символические действия (кодирование/ декодирование); занимаются построением речевого высказывания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. |
5.Построение группового проекта выхода из затруднения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью решения проблемы и выхода из ситуации интеллектуального разрыва. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение) Самая крупная группа в систематике растений-это ЦАРСТВО. В царстве растений различают разные отделы: ▪Моховидные ▪ Плауновидные ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные ▪ Голосеменные ▪ Покрытосеменные В отделе Покрытосеменные различают два класса: Двудольные и Однодольные. Класс двудольные включает в себя следующие порядки: Порядок камнеломковые Порядок макоцветные Порядок бобовоцветные Класс однодольные включает в себя следующие порядки: Порядок лилиецветные Порядок злакоцветные порядок аироцветные Семейства класса Двудольные: Крестоцветные, Крыжовниковые. Семейства класса Однодольные: Злаки . Лилейные.Семейстов Крыжовниковые включает в себя Род СМОРОДИНА И Род Крыжовник. Род Смородина включает в себя Вид Смородина красная Вид Смородина черная Вид Смородина альпийская и др. Положение вида красная смородина в системе растительного мира: Царство Растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Порядок Камнеломкоые Семейство Крыжовниковые Род Смородина Вид Смородина Красная
| Работа с учебником, работа с проектными листами, с информационным листом №2,обсуждают задания в группах и выполняют его. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. | Индивидуально-групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из информационной карты№2,прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи; Выполняют знаково – символические действия Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: корректируют свои знания. |
6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Представление проеков.Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель организует работу детей для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии. Логическое мышление детей, анализ ответов) Давайте сейчас определим какие систематические категории существуют? (слайд 22-26)
(Обучающиеся отвечают на вопрос, обосновывают свои ответы вопросы Осуществляет коррекцию, организует обсуждение) | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, осуществляют оценку по выработанным критериям. Делают вывод о систематических категориях. Отвечают на вопросы, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. | Групповая | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Корректируют свои знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; построение речевого высказывания. Участвуют в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
7.Работа с проверкой по эталону. 8.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка изученного материала | (Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы) Сколько видов представлено на слайде? Сколько родов? Лютик- род. Лютик едкий, Лютик ядовитый-виды.( слайд 27-28) | Групповая Индивидуальная.Фронтальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Моделируют и формулируют ответы. Коммуникативные: осуществляют взаимооценку. | |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | - Сегодня вы познакомились с наукой систематикой и научились классифицировать растения по группам и видовому родству. Давайте вернемся к цели урока. - Мы ее достигли? - Как мы ее достигли?Я Вам сказала или Вы сами путем размышления. Путем собственных действий и собственного опыта - Понравилось ли вам на уроке? - Дайте оценку нашей работе заполните листок самооценки. – карточку с грустным лицом. (Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке) 2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию. Д/з: Параграф 19.Определить таксономическое положение вида земляника лесная в системе растительного мира .(слайд 29-30) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | Индивидуальная | Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"
Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС
Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний...