Технологическая карта урока "Дыхание растений"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_dyhanie_rasteniy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дыхание растений»
____________________________________________________________________
Цели урока: Дидактическая: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися результатов:
Предметные результаты:
- выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание); - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
Метапредметные результаты: - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Личностные результаты: – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов; – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Формируемые Универсальные Учебные Действия:
Познавательные:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса;
Регулятивные:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Задачи урока:
- Образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
- Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал», выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации, развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
- Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.
Методы обучения:
Организации и осуществления УВП: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.
Тип урока: Комбинированный.
Контроль: Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.
Каналы общения: Ученик – учитель. Класс – учитель. Ученик – ученик.
Средства обучения:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- Таблицы «Фотосинтез», «Поперечный срез листа», «Поперечный срез ветки липы»;
- Презентация к уроку с видеофрагментом «Дыхание растений», рисунками, изображающими опыты Пристли.
- Раствор известковой воды в стаканчиках, стеклянные трубочки с резиновым наконечником.
Психологический аспект урока: Восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Ход урока
Слайд №1 «Я дышу, а значит, я живу!»
Владимир Семенович Высоцкий
1. Оргмомент
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента.
Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.
Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).
2. Актуализация и пробное учебное действие Слайд №2
Запись в тетради темы урока "Дыхание растений".
Для работы нам потребуется таблица Слайд №3
Знаю | Узнал | Важно |
Кислород, углекислый газ, … Дыхание-свойство живых организмов |
|
|
А сейчас вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний в первую графу. На основе ответов учащихся сделать записи на доске.
3. Выявление места и причины затруднения Слайд №4
Создание проблемной ситуации - Работы Пристли: Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
1. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
У нас возникла проблема:
Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.
5. Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания (Изучение нового материала)
1. Работа с текстом учебника Слайд №5
Давайте сначала мы выясним, что такое дыхания. Для этого прочитайте в § 30 на стр. 109 1-3 абзацы, найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.
Слайд №6
Дыхание – процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности.
2. Работа с видеофрагментом
А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.
Запустить в/фрагмент со слайда №6
Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение? Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле. Слайд №7
Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)
- поступление кислорода через устьица и межклетники к клеткам растения – внешнее дыхание;
- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;
- удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица.
Со слайда №8 Сделать записи в тетрадь
3. Лабораторные опыты:
Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.
Давайте убедимся в этом и проведем опыты: А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.
Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.
Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло- тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.
3. Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работать на карточках с таблицами и первым столбиком)
Слайд №9 сделать проверку с этого слайда
Черты процесса | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? |
|
2. Какой газ поглощается? |
|
3. Какой газ выделяется? |
|
4. В какое время суток происходит? |
|
5. Что происходит с органическими веществами? |
|
6. Что происходит с энергией? |
|
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
1. Вопросы: 1. Какие органы дыхания есть у растений? (работа с таблицами «Поперечный срез листа», Поперечный разрез ветки липы»- показать учителю или предложить это сделать учащимся)
2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?
3. Что понимают под дыханием у растений?
2. Вернемся к опыту Пристли: Слайд №10
Пристли писал: «Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых».
Какие выводы можно сделать из его наблюдений?
- газ, образующийся при дыхании для дыхания не пригоден;
- растение истратило плохой газ и выделило газ, который используется для дыхания.
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?
3.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Заполнение таблицы на слайде презентации «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» на основе рисунка 79 на с.110 учебника, и формулирование вывода.
Найдите черты сходства и отличия Слайд №11
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? | В зеленых клетках | Во всех клетках |
2. Какой газ поглощается? | Углекислый газ | Кислород |
3. Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
4. В какое время суток происходит? | Днём | Круглые сутки |
5. Что происходит с органическими веществами? | Образуются | Распадаются |
6. Энергия накапливается или выделяется? | Накапливаются | Освобождается |
Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
И снова Пристли: «Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку. Это дало мне замечательное ощущение свободы и лёгкости в груди. До сих пор, однако, только две мыши и я сам имели привилегию дышать им».
О чем идет речь? Кем вырабатывается кислород?
Слайд №12
Основным источником кислорода на Земле являются леса. В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?
Проверка решения Слайд №13
Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.
1. Сущность процесса.
а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.
б. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.
в. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.
г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
2. Клетки, осуществляющие процесс.
а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.
б. Процесс осуществляется всеми клетками листа .
в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.
3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.
а. В процессе участвуют листья.
б. В процессе участвует корень.
в. В процессе участвуют все органы растения.
4. Время суток.
а. Процесс протекает в течение суток.
б. Процесс происходит днём на свету.
Проверка решения - Слайд №14, 15, 16, 17
Ответы: 1- г, 2-в, 3- в, 4- а.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заполнение графы в таблице “Узнал”. Обсудить, спросить детей
Знаю | Узнал | Важно |
Дыхание-свойство живых организмов | Растения дышат через чечевички и устьица |
|
10. Домашнее задание (на выбор). Слайд №18
- Прочитать текст учебника.
- Заполнить графу «Важно»: что важно, для кого важно, почему важно.
Благодарю за работу Слайд №19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"
Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС
Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний...