Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)

Рабочая программа по биологии составлена  для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  В.В. Пасечника «Программы основного общего образования по биологии 6-9 классы» М.: Дрофа. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.  

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень   лабораторных  работ.

Программа знакомит учащихся с особенностями  анатомии и физиологии организма человека.

Школьный курс «Биология. Человек» имеет комплексный характер, включая основы различных  биологических наук:   анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии,   содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курсов «Биология. Растения» и «Биология. Животные» и частью специального курса цикла биологических дисциплин

При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности   организма человека, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной и гуморальной системами.  

  Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения  к своему здоровью.  

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
  • понимание ценности знаний о месте человека в системе природы и его роли в ней;
  •  сформировать основополагающие понятия о  строении  организма человека, об организме как сложной  многофункциональной и взаимосвязанной системе; о функциональных возможностях нашего организма, о влиянии факторов на здоровье;
  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

В соответствии с учебным планом школы  на изучение  биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю.

Программа реализуется с помощью учебника: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  окружающей среде,   правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Биология.  Человек»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам полугодия и года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, использование презентаций и сообщений, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система с использованием информационных технологий. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Планируемые результаты изучения предмета

   

  Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;

- объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;

- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-получать информацию об организме человека из разных источников

Метопредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

- проводить исследовательскую и проектную работу;

- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;

- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД,наркомания,алкоголизм

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;

- следить за соблюдением правил поведения в природе;

- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего

- уметь рационально организовывать труд и отдых;

- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

-  признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

- принимать ценности семейной жизни;

- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Содержание учебного предмета

 

Введение. Науки, изучающие человека (2 ч).  

      Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных.

     Науки о человеке: анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина. История и методы изучения человека.

    Значение знаний о человеке для охраны его здоровья.

Обучающиеся должны знать:

- определение и методы наук анатомия,  физиология, психология, гигиена;

- вклад учёных в развитие наук о человеке.

Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- находить общность и различие человека и млекопитающих животных;

- работать с учебником: с текстом, рисунками.

Происхождение человека (3 ч).  

      Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей.

Расы человека.

Обучающиеся должны знать:

- систематическое положение человека;

- строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людях;

- становление рас.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов.

Строение организма:

Общий обзор. Клеточное строение. Рефлекторная регуляция (4 ч).

      Общий обзор организма. Уровни организации организма. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Внешняя и внутренняя среда.

     Строение животной клетки. Строение и функции ядра. Органоиды клетки и их функции (клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы). Деление клетки. Жизненные процессы клетки (обмен веществ и энергии, рост и развитие клетки, покой и возбуждение клеток). Ферменты.

      Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Особенности строения и функции тканей. Рефлекторная регуляция. Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Обучающиеся должны знать:

- расположение внутренних органов;

- строение животной клетки;

- особенности строения и функции основных тканей;

- функцию нервных клеток.

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать органы и их топографию; системы органов;

- пользоваться анатомическими таблицами;

-пользоваться микроскопом;

- анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.

Опорно-двигательная система (8 ч)

       Значение опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Макроскопическое и микроскопическое строение кости. Типы костей.

      Функции скелета. Осевой скелет: череп, туловище. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы.

       Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Гиподинамия. Осанка. Предупреждение и лечение плоскостопия. Понятия: ушибы, переломы, растяжение связок, вывихи суставов, первая помощь.

Лабораторные работы:  

1. Мышцы человеческого тела (выполняется в дома).

2. Утомление при статистической и динамической работе.

3.Осанка и  плоскостопие.

Обучающиеся должны знать:

- строение и функции скелета и мышц;

- о приспособлении организма к труду и прямохождению;

- о нервной регуляции работы мышц;

- о тренировочном эффекте и вреде гиподинамии.

Обучающиеся должны уметь:

- выявлять нарушение осанки и плоскостопие;

- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах.

Внутренняя среда организма (5 ч).  

       Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость – как внутренняя среда живого организма. Кровь – соединительная ткань. Значение крови и её состав. Клетки крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Функции крови: транспортная, информационная, защитная, поддержание постоянства температуры тела, сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаз). Болезни крови. Значение анализа крови для диагностики заболеваний. Лимфа, её движение, свойства и значение. Тканевая совместимость и переливание крови.

      Кроветворные органы человека. Иммунная система человека. Иммунный ответ организма. Открытие и обоснование процесса фагоцитоза И.И. Мечниковым. Вакцинация. Инфекционные заболевания. Профилактика гриппа, СПИДа. Аллергические заболевания человека. Резус-фактор.

Обучающиеся должны знать:

- состав крови, лимфы, тканевой жидкости;

- об иммунной системе;

- причины возникновения и способы профилактики инфекционных заболеваний;

- о переливании крови;

- о пересадке органов и преодолении тканевой несовместимости.

Обучающиеся должны уметь:

- определять форменные элементы крови;

- распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения;

- бороться с болезнетворными микроорганизмами.

Кровеносная и лимфатическая системы (7 ч).  

        Органы кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды: артерии вены и капилляры.

Лимфатическая система. Строение артерий, капилляров, вен и лимфатических сосудов.

Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения.

Сердце, его строение и функции. Особенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца и их функции. Кровоснабжение и проводящая система сердца. Работа сердца. Пульс. Болезни сердца. Кровяное давление.

Влияние различных факторов окружающей среды на работу сердца. Курение и алкоголь – факторы риска. Первая помощь при стенокардии, кровотечениях.

Лабораторные работы:  

4. Функция венозных клапанов.

5 . Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

6. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

7. Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.

8. Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой ситемы на дозированную нагрузку (выполняется дома).

Обучающиеся должны знать:

- как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы;

- работу сердца;

- как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов;

- что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях.

Обучающиеся должны уметь:

- с помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы;

- подсчитывать число пульсовых ударов;

- оказывать первую помощь при кровотечениях.

Дыхание (4 ч)

      Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания: рефлекторная и гуморальная.                     Значение чистого воздуха для здоровья человека. Курение как фактор риска.

 Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Источники загрязнения атмосферного  воздуха.

       Основные заболевания дыхательной системы, их лечение и профилактика. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.

Лабораторная работа:

9. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Обучающиеся должны знать:

-  строение и функции органов дыхания, голосообразование;

-  способы укрепления дыхательных мышц и повышение жизненной ёмкости лёгких;

-  как предупредить заболевания органов дыхательной системы;

-  меры первой помощи при утоплении, завалах землёй, электротравмах;

-  клиническая и биологическая смерть и способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Обучающиеся должны уметь:

-  определять состояние миндалин и аденоидов;

-  измерять обхват грудной клетки;

-  проводить дыхательные функциональные пробы;

-  оказывать доврачебную помощь при нарушении дыхания.

Пищеварение (6 ч)

     Пища – источник энергии и строительного материала. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Рецепторы вкуса. Этапы процессов пищеварения.

     Строение зубов. Уход за зубами. Заболевания зубов.

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Нервная регуляция пищеварения. Условные и безусловные рефлексы. Гуморальная регуляция пищеварения.

Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Лабораторные работы:

10. Действие ферментов слюны на крахмал.

Обучающиеся должны знать:

- строение и функции органов пищеварения;

- значение пищеварительных желёз;

- строение зубов;

- условные и безусловные рефлексы.

Обучающиеся должны уметь:

- определять местоположение желудка, печени, аппендикса;

- распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать первую помощь при их проявлении;

- соблюдать правила ухода за зубами.

Обмен веществ и энергии (3 ч)

      Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Обмен жиров, углеводов, белков, воды, минеральных солей.

      Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Авитаминоз.

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лабораторные работы:

11. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

Обучающиеся должны знать:

- превращения белков, жиров и углеводов в организме, о значении воды и минеральных солей в организме;

- подготовительную, основную и заключительную фазы обмена

- об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых веществ;

- правила рационального питания;

- значение витаминов.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат;

- проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч).  

    Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Заболевания  кожи и их предупреждение.

   Терморегуляция организма. Закаливание. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

   Значение выделения. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Нефроны.

Болезни органов выделения, их предупреждение.

Обучающиеся должны знать:

- защитную роль кожных покровов от потери влаги и микроорганизмов;

- участие кожных покровов в поддержании температуры тела;

- как происходит удаление жидких продуктов распада из организма;

- как регулируется содержание питательных веществ в крови.

Обучающиеся должны уметь:

- ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью;

- предупреждать заболевания кожи;

- оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе;

- закаливать организм;

- предупреждать заболевания почек.

Нервная система (5 ч).  

      Значение и строение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Строение и функции отделов головного мозга и спинного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.

Лабораторные работы:

12. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.

Обучающиеся должны знать:

- строение и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов;

- врождённые и приобретённые рефлексы;

- функционирование соматического и автономного (вегетативного) отделов нервной системы.

Обучающиеся должны уметь:

- проводить функциональные пробы, позволяющие выявить особенности нервной деятельности.

Анализаторы. Органы чувств (5 ч).  

      Анализаторы. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.

      Зрительный анализатор. Значение зрения. Положение и строение глаза. Строение сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Предупреждение глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости, косоглазия. Катаракта. Травмы глаз.

     Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение органа слуха. Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо. Гигиена органов слуха.

    Органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Орган вкуса. Иллюзия. Компенсация одних анализаторов другими.

Лабораторные работы:

13. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.

14.Поиск слепого пятна

Обучающиеся должны знать:

- строение и работу органов чувств.

Обучающиеся должны уметь:

- оценивать работу органов чувств;

-  предупреждать возможные нарушения органов чувств;

-  овладеть некоторыми методами тренировки ряда анализаторов.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 ч).  

       Понятие высшая нервная деятельность. И. М. Сеченов и И. П. Павлов, их вклад в разработку учения о высшей нервной деятельности. Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Торможение условного рефлекса. Метод условных рефлексов.

Разные формы торможения. Доминанта. Врождённые и приобретённые программы поведения.

     Сон и сновидения. Потребности людей и животных. Речь.

Познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение, мышление.

Воля, эмоции, внимание. Стресс.

Лабораторные работы:

15. Выработка навыка зеркального письма.

Обучающиеся должны знать:

- врождённые и приобретённые программы поведения;

- природу сна и сновидений, памяти, мышлении, об эмоциях и волевых действиях;

- значение речи и трудовой деятельности.

Обучающиеся должны уметь:

- разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;

- оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путём тренировок улучшать их.

Эндокринная система (2 ч).  

       Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Функция желёз внутренней секреции.

Обучающиеся должны знать:

- действие гормонов на организм;

- признаки эндокринных нарушений и способы их устранений у людей.

Обучающиеся должны уметь:

- определять расположение некоторых эндокринных желёз;

- распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Индивидуальное развитие организма (5 ч).  

      Размножение: бесполое и половое. Система органов размножения; строение и гигиена.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. Сифилис. Гепатит В.

Рост и развитие ребёнка. Темперамент. Характер. Индивид и личность. Интересы, склонности, способности.

Обучающиеся должны знать:

- развитие человеческого организма;

- изменения в организме в подростковом возрасте;

- болезни передающиеся половым путём;

- типы темперамента и особенности характера;

- понятие интерес и склонности, о развитии способностей к той или иной деятельности.

Обучающиеся должны уметь:

- доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами;

- определять темперамент;

- различать интересы и склонности;

- использовать знания о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути.

(+1 ч – контрольный урок по курсу)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

(68 часов в год, в том числе 15 лабораторных работ)

Тема

количество

часов

количество

лабораторных

работ

Введение

2

-

Происхождение человека

3

-

Строение организма

4

-

Опорно-двигательная система

8

3

Внутренняя среда организма

5

-

Кровеносная и лимфатическая системы

7

5

Дыхание

4

1

Пищеварение

6

1

Обмен веществ и энергии

3

1

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

-

Нервная система

5

1

Анализаторы и органы чувств

5

2

Высшая нервная деятельность

4

1

Эндокринная система

2

-

Индивидуальное развитие организма

6

-

Итого:

68

15

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы, урока

Домашнее задание

Срок

предвар.

фактич.

1. Науки, изучающие организм человека (2 ч.)

1

Введение. Науки о человеке. Здоровье и его охрана

§ 1.

04.09.

2

Становление наук о человеке.

§ 2

06.09

2. Происхождение человека. (3 ч.)

3

Систематическое положение человека.

§ 3.

11.09

4

Историческое прошлое людей.

§ 4.

13.09

5

Расы человека. Среда обитания

§ 5

18.09

3. Строение организма. (4 ч. )

6    

Общий обзор организма человека.

§ 6

20.09

7

Клеточное  строение организма.

§ 7

25.09

8

Ткани.

§ 8

27.09

9

Рефлекторная регуляция.

 § 9  

2.10

4. Опорно-двигательный аппарат. (8 ч.)

10

Значение опорно-двигательного аппарата,  его состав. Строение костей

§ 10

04.10

11

Скелет человека. Осевой скелет.

§ 11

9.10

12

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей

§ 12.

16.10

13

Строение мышц. Лабораторная работа №1 «Мышцы человеческого тела»

§ 13.

18.10

14

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №2  «Утомление статической работой»

§ 14 .

23.10

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №3 «Осанка и плоскостопие».

§ 15.

25.10

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

§ 16.

6.11

17

Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательный аппарат»

8.11

5.Внутренняя среда организма (5 ч.)

18

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

§17

13.11

19

Состав крови.

§17

15.11

20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

§ 18.

20.11

21

Иммунология на службе здоровья.

§ 19.

22.11

22

  Контрольно-обобщающий урок «Внутренняя среда организма»

27.11

6. Кровеносная и лимфатическая системы. (7 ч.)

23

Транспортные системы организма.

§ 20.

29.11

24

Круги кровообращения.

Лабораторные работы №4: «Функция венозных  клапанов» и №5 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

§ 21

4.12

25

Строение и работа сердца.

§ 22

06.12

26

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторные работы:№6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»., №7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»  

§ 23

11.12

27

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа №8: «Функциональная проба. Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

§ 24

13.12

28

Первая помощь при кровотечениях.

§ 25

18.12

29

Классно-обобщающий урок « Кровеносная и лимфатическая системы»

20.12

7.Дыхание.(4 ч.)

30

Значение дыхания.

§ 26

25.12

31

Лёгкие. Газообмен в легких и других тканях

§ 27

27.12

32

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

§ 28

15.01

33

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Лабораторная работа №9«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

§ 29

17.01

8. Пищеварение.(6 ч.)

34

Питание и пищеварение.

§ 30

22.01

35  

Пищеварение в ротовой полости.

§ 31

24.01

36

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов Лабораторная работа № 10«Действие слюны на крахмал».

§ 32

29.01

37

Всасывание. Барьерная роль печени. Функции толстого кишечника

§ 33.

31.01

38

Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

§ 34, 35

5.02

39

Классно-обобщающий урок «Дыхание», «Пищеварение»

7.02

9. Обмен веществ и энергии. (3 ч.)

40

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

§ 36        

12.02

41

Витамины.

§ 37

14.02

42

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа №11 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

§ 38

19.02

10. Покровные органы. Терморегуляция.

 Выделение. (4 ч.)

43

Покровы тела. Строение и функции кожи.

§ 39

21.02

44

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

§ 40

26.02

45

Терморегуляция организма. Закаливание.

§ 41

28.02

46

Выделение.

§ 42

4.03

11. Нервная система. (5 ч).

47

Значение нервной системы.

§ 43.

6.03

48

Строение нервной системы. Спинной мозг.

§ 44

11.03

49

Строение головного мозга. Продолговатый мозг мост, мозжечок, средний мозг. Лабораторная работа №12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

§ 45

13.03

50

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.

§ 46

18.03

51

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

§ 47

20.03

12. Анализаторы. Органы чувств. (5 ч).

52

Анализаторы.

§ 48

1.04

53

Зрительный анализатор. Лабораторная работа №13«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,          №14      «Поиск слепого пятна».   Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.                 

§ 49, 50

3.04

54

Слуховой анализатор.

§ 51

8.04

55

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

§ 52

10.04

56

Классно-обобщающий урок «Нервная система». «Анализаторы»

15.04

13. Высшая нервная деятельность.

Поведение, психика (4 ч)

57

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

§ 53,

17.04

58

Врождённые и приобретённые программы поведения. Лабораторная работа № 15 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

Сон и сновидения.

§ 54, 55

22.04

59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

§ 56

24.04

60

Воля, эмоции, внимание.

§ 57

29.04

14. Эндокринная система. (2 ч.)

61

Роль эндокринной регуляции.

§ 58

6.05

62

Функция желёз внутренней секреции.

§ 59

8.05

15. Индивидуальное развитие организма.(5ч.)

63

 Размножение. Половая система

§ 60

13.05

64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

§ 61

15.05

65

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передаваемые половым путём.

§ 62

20.05

66

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

§ 63

22.05

67

Интересы, склонности, способности

§ 64  

27.05

68

   Контрольный урок   по курсу

29.05

Приложение

Контрольная работа по теме:

« Опорно – двигательная система ».

Часть А.

1. Какую из функций не выполняет костная ткань:

А. соединительную                Б. роста

В. транспортную                     Г. защитную

2. Из перечисленных ниже костей к плоским относится:

А. височная                            Б. плечевая

В. ключица                              Г. бедренная

3. Ткань, из которой состоят кости скелета:

А. соединительная                 Б. эпителиальная

В. мышечная                           Г. нервная

4.Тип соединения костей мозгового отдела черепа:

А. полуподвижный                Б. подвижный

В. неподвижнный                   Г. малоподвижный

5. В состав грудной клетки входит:

А. ключица                             Б. грудина

В. лопатка                                Г. кость плеча

6.Упругость кости придают:

А. соли железа                       Б. органические вещества

В. соли калия и натрия          Г. соли кальция и магния

7. Рост кости в длину происходит благодаря:

А. делению клеток надкостницы

Б. делению клеток хрящевой ткани

В.  делению клеток хрящей и надкостницы

Г. делению клеток мышечной ткани

8. Рост человека регулируется гормоном:

А. щитовидной железой            Б. гипофизом

В. поджелудочной железой       Г. надпочечниками

9.К непарным костям черепа относятся:

А. лобная                                     Б. теменная

В. скуловая                                  Г. височная

10. Не соединены с грудиной:

А. одна пара ребер                    Б. две пары ребер

В. три пары ребер                      Г. четыре пары ребер

11.У какого из пальцев кисти 2 фаланги:

А. у большого                            Б. у мизинца

В. у безымянного                       Г. у указательного

12. Для предотвращения отека тканей при вывихе рекомендуется:

А. холод и тугая повязка           Б. тепло и наложение шины

В. холод и наложение шины     Г. тепло и тугая повязка

13. Чтобы предупредить плоскостопие, надо носить обувь:

А. на высоком каблуке большого размера

Б. на низком каблуке соответствующего размера

В. совсем без каблука

Г. на высоком каблуке маленького размера.

14. Чтобы  предупредить искривление позвоночника следует:

А. носить тяжести только в левой руке

Б.  носить тяжести только в правой руке

В. равномерно нагружать обе руки

Г. никогда не носить груз

15. Шина при переломе костей предплечья должна быть наложена

А. только на предплечье         Б. на предплечье и плечо

В. на предплечье и кисть         Г. на плечо, предплечье и кисть

Часть В

В задании В1 выберите три верных ответа из шести

В1. Какие  особенности скелета характерны только для человека?

  1. наличие ключиц
  2. наличие подбородочного выступа
  3. облегчение массы костей верхних конечностей
  4. наличие пятипалых конечностей
  5. S  - образная форма позвоночного столба
  6. сводчатая стопа

При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

 В2. Установите соответствие между  отделами  скелета  и костями, которые их образуют

КОСТИ СКЕЛЕТА                                                ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА

А) ключица                                                        1) Пояс верхней конечности

Б) локтевая кость                                                2) Свободная верхняя конечность

В) лопатка

Г) лучевая кость

Д) плечевая кость

Е) кости кисти

При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических  процессов

В3. Установите последовательность расположения отделов  позвоночника

А) Копчиковый

Б) Поясничный

В)Крестцовый

Г) Шейный

Д) Грудной

Часть С  

Почему кость относят к соединительной ткани?

Школа перевода баллов в школьную отметку

Максимальный балл за работу – 24 баллов

"5" – 21- 24 балла               "4" – 18 -20 баллов

"3" – 12– 17 баллов           "2" – менее 12 баллов

Контрольная работа по теме

«Внутренняя среда организма»

1. Тесты

1. Внутреннюю среду организма образуют...

А) полость тела

Б ) кровь, лимфа и тканевая жидкость

В) внутренние органы

2. Жидкая часть крови называется...

А) плазмой              Б) лимфой                   В) тканевой жидкостью

3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

А) участие в свертывании крови      Б) выработка антител                В) перенос кислорода

4. Способность организма вырабатывать антитела обеспечивают ему...

А) превращение фибриногена в фибрин

Б) иммунитет

В) постоянство внутренней среды

5. Какой болезнью вероятнее всего можно заразиться через атмосферный воздух?

А) ангиной                Б) гриппом                   В) холерой

6. Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести...

А) вакцину                     Б) сыворотку                 В) антигены

7. Антигенами называют...

А) чужеродные для организма вещества способные вызвать ответную иммунную реакцию

Б) форменные элементы крови

В) особый белок который назвали резус-фактором

8. Что из перечисленного ниже не относится к внутренней среде организма?

А) плазма крови              Б) лимфа                          В) пищеварительный тракт

9. Донор 4 группы может дать кровь больному с группой крови:

А ) любому                    Б) только 2 группы                              В) только своей группы

10. Транспорт кислорода к тканям и углекислого газа к легким осуществляют:

А) лейкоциты                           Б) эритроциты                               В) тромбоциты  

2) Дайте определения понятиям:

Иммунитет -…..

Антигены - …..

Антитела - ……

Вакцина - ……

Донор -….

Реципиент - ……

3) Заполните схему:

Контрольная  работа по теме «Кровеносная и лимфатическая системы»

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Кровь от сердца течёт по

  1. венам             2) капиллярам       3) артериям                        4) венам и артериям

А2. Внутри околосердечной сумки находится

  1. воздух    2) жидкость         3) жировая прослойка                   4) мышечная прослойка

A3. Створчатые клапаны регулируют поступление крови из

  1. желудочков в предсердия         3) желудочков в артерии
  2. предсердий в желудочки        4)вен в предсердия

А4. Малый круг кровообращения начинается в

  1. правом предсердии            3) левом предсердии
  2. правом желудочке            4)левом желудочке

А5. Длительность сокращения предсердий

  1.  0,1с                2) 0,4 с          3) 0,3 с                4) 0,8 с

А6. Работу сердца регулирует

  1. соматическая нервная система
  2. вегетативная нервная система
  3. соматическая и вегетативная нервная система
  4. только гуморальная система

А7. Нормальное артериальное давление человека

  1. 100/60                2) 120/80              3) 150/90                                   4) 180/100

А8. Наименьшая скорость движения крови в

  1. Артериях          2) аорте          3) капиллярах   4) венах

А9. Лимфатические сосуды впадают в

  1. крупные артерии шеи       3) крупные вены нижних конечностей
  1. крупные вены шеи         4) артерии брюшной полости

А10. Лимфатическая система является частью

  1. кровеносной системы          3) пищеварительной системы
  2. иммунной системы                4) мочевыделительной системы

A11. Суммарное сечение всех капилляров тела человека

  1. равно сечению аорты
  2. в 10 раз меньше сечения аорты
  3. в 100 раз больше сечения аорты
  4. в 1000 раз больше сечения аорты

А12. Прибор для измерения давления крови -

  1. манометр        2) тахометр     3) тонометр            4) спирометр

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Стенка крупных кровеносных сосудов состоит из тканей

  1. эпителиальной        4) хрящевой
  2. жировой                    5) нервной
  3. мышечной                    6) соединительной

В2. Большой круг кровообращения

  1. начинается в правом желудочке
  2. начинается в левом желудочке
  3. обеспечивает доставку кислорода к органам и тканям
  4. обеспечивает газообмен в лёгких
  5. заканчивается в правом предсердии
  6. заканчивается в левом предсердии

В3. Венозная кровь течёт по

  1. лёгочным венам 2) аорте 3) нижней полой вене

4)верхней полой вене 5)лёгочным артериям 6) сонной артерии

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между сосудами и кругами кровообращения.

СОСУДЫ        КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

А) аорта        1) малый

Б) лёгочные артерии                      2) большой

В) лёгочные вены

Г) полые вены

Д) сосуды головного мозга

Е) лёгочный ствол

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

2

2

1

В5. Установите соответствие между фазами сердечного цикла и его характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) продолжительность 0,4 с

Б) продолжительность 0,1 с

В) продолжительность 0,3 с

Г) сокращение желудочков, расслабление предсердий

Д) сокращение предсердий, расслабление желудочков

Е) общее расслабление

ФАЗЫ

  1. I фаза      2) II фаза    3)  III фаза

А

Б

В

Г

Д

Е

3

1

2

2

1

3

В6. Установите соответствие между типом крови и сосудов, по которым она перемещается.

СОСУДЫ

А) верхняя полая вена

Б) лёгочная вена

В) сонная артерия

Г) лёгочная артерия

Д) аорта

Е) лучевая артерия

ТИПЫ КРОВИ

  1. венозная кровь      2) артериальная кровь

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

2

2

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В7. Установите последовательность этапов прохождения крови по кругам кровообращения, начиная с левого желудочка.

А) правое предсердие        Г) капилляры лёгких

Б) аорта         Д) левое предсердие

          В) левый желудочек                                Е) правый желудочек             ВБАЕГД

Контрольная работа по темам  «Пищеварительная и дыхательная система»

Вариант №1

При выполнении заданий  А1-А14 из предложенных вариантов ответов выберите тот,  который вы считаете правильным.

А1. Сущность процесса дыхания состоит в:

1) Обмене газами между организмом и внешней средой

2) Окислительных процессах в клетках                              3) Транспорте газов кровью

А5. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:

1) Щитовидный хрящ                    2) Зерновидный хрящ                          3) Надгортанник

А3. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется за счет действия:

1) Углекислого газа, содержащегося в крови           2) Адреналина            3) Ацетилхолина

А4. Куда попадает воздух из носовой полости и носоглотки при вдохе:

1)  в трахею                 2) в бронхи              3) в лёгкие                    4) в гортань

А5. Бронхи, являются продолжением:

1) Гортани                    2) Трахеи                      3) Носовой полости                 4) Легких

А6. Согревание, увлажнение и очищение воздуха происходит в:

1) Носовой полости               2) Гортани              3) Трахеи                  4) Легких

А7. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец – это:

1) Гортань               2) Глотка                    3) Бронхи                          4) Трахея

А8. Какой из перечисленных отделов не относится к пищеварительной системе:

1)  глотка           2)  пищевод                 3)  поджелудочная железа                          4)  печень

А9.  Аминокислоты — это структурная единица:

1) жиров                                    2) белков                                     3) крахмала

А10. Что такое пищеварение?

1) предварительная обработка пищи                               2) механическая обработка пищи

3) механическая и химическая обработка пищи.

А11. Как называется мягкая часть в центре зуба?

1) эмаль                     3) пульпа                            3) дентин                         4) корковое вещество

А12.Где происходит всасывание воды?

1) в желудке                    2) в тонком кишечнике                      3) в толстом кишечнике.

А13.  В каком отделе пищеварительного тракта начинают расщепляться углеводы:

1) ротовая полость                        2) пищевод                              3) желудок                      4) кишечник

А14. Жиры в двенадцатиперстной кишке расщепляются под действием фермента:

1) Пепсина                    2) Трипсина                         3) Лизоцима                 4) Желчи

В заданиях В1-В2  Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В1. К функциям дыхательной системы относятся:

1) Обеспечивает газообмен                                  4) Всасывание питательных веществ

2) Регулирует пищеварение                                 5) Участвует в голосообразовании

3) Участвует в терморегуляции                        6)  Транспортировка кислорода к тканям и органам

В2. Зуб состоит:

1) Коронки                                4) Трипсина

2) Альвеол                                 5) Корня

3) Шейки                                   6)  Гемоглобина

В заданиях В3-В4 установите соответствие.  Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В3. Установите соответствие между пищеварительными железами и их видом.

Пищеварительные железы

Тип желез

А) Железы желудка

1) Внутренние

Б) Слюнные железы

2) Внешние

В) Печень

Г) Железы кишечника

Д) Поджелудочная железа

А

Б

В

Г

Д

В4. Установите соответствие между органами дыхательной системы и дыхательными путями:

Отделы

Дыхательные пути

А) Носовая полость

1) Верхние

Б) Гортань

2) Нижние

В) Трахея

Г) Носоглотка

Д) Бронхи и легкие

Е) Глотка

А

Б

В

Г

Д

Е

Для задания С1 дайте полный развернутый ответ.

С1(5 баллов). Вставьте пропущенные слова

1. Дыхательные пути человека начинаются... полостью, в которой воздух..., увлажняется, очищается от пыли и....  2. После носоглотки воздух поступает в..., состоящую из нескольких..., в которой расположены голосовые.... 3. Гортань переходит в..., скелет которой состоит из... полуколец, выполняющих... функцию и позволяющих пище свободно проходить по.... 4. Трахея делится на два..., стенки которого выстланы... эпителием, удаляющим частицы... из дыхательных путей. 5. В грудной полости расположены..., покрытые... и состоящие из мельчайших тонкостенных пузырьков – ...

        Контрольная работа по теме «Пищеварительная и дыхательная система»                        Вариант №2

При выполнении заданий  А1-А14 из предложенных вариантов ответов выберите тот,  который вы считаете правильным.

А1. В носовой полости воздух:

1) Очищается от пыли и микроорганизмов                       2) Увлажняется и согревается

3) Происходят все перечисленные процессы

А2. Соединение гемоглобина с кислородом называется:

1) Карбоксигемоглобин                     2) Оксигемоглобин                                3) Миоглобин

А3. При вдохе воздух из гортани попадает:

1) В бронхи              2) В  носоглотку                  3) В трахею              4) В ротовую полость

А4. Газообмен совершается в:

1) лёгочных альвеолах       2) носовой и ротовой полостях         3)  гортани и трахее             4) бронхах

А5. В легочных альвеолах происходит газообмен между:

1) Окружающей средой и кровью         2) Кровью и клетками тканей          3) Все указанные процессы

А6. Каким видом соединительной ткани образованна гортань:

1) Костной              2) Хрящевой                     3) Жировая                   4) Рыхлая соединительная

А7. Какая среда в желудке:

1) нейтральная                          2)  щелочная                        3)  кислая

А8. В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление белков:

1) в ротовой полости       2) в желудке              3) в тонком кишечнике            4) в толстом кишечнике

А9. Какое значение для организма имеет пища?

1) строительная функция      2) энергетическая функция           3) строительная и энергетическая функция

А10. Ученый, изучавший работу пищеварительной системы:

1) И.П. Павлов                    2) И.М. Сеченов                              3) И.И. Мечников.

А11. Вещества, ускоряющие химические реакции в организме человека называются

1) ферменты                2) витамины               3) Соли                          4) вода

А12. Пища измельчается, перетирается и смачивается слюной в:

1) ротовой полости                        2) пищеводе                              3) желудке                      4) кишечнике

А13. Всасывание воды происходит в:

1) в желудке      2) в тонком кишечнике           3) в толстом кишечнике         4) в ротовой полости

А14. Лимфатической системой происходит всасывание продуктов распада:

1) Белков                      2) Жиров                        3) Углеводов

В заданиях В1-В2  Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В1. Этапы газообмена включают в себя:

1) Обмен газов между воздушной средой и легкими              4) Всасывание питательных веществ

2) Газообмен в тканях                                                       5) Обмен газами между легкими и кровью

3) Участие в терморегуляции                                            6)  Измельчение поступающих веществ

В2. Роль печени в организме человека заключается в то что она:

1) Вырабатывает желчь                                                    4) Выполняет барьерную функцию

2) Вырабатывает фермент трипсин                                 5) Переносит кислород к тканям

3) Вырабатывает фермент пепсин                                   6)  Участвует в обмене веществ

В заданиях В3-В4 установите соответствие.  Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В3. Установите соответствие между органами пищеварительного канала и типом мышц

Органы пищеварительного канала

Тип мышц

А) Ротовая полость

1) Гадкая

Б) Начало пищевода

2) Поперечнополосатая

В) Желудок

Г) Толстый и тонкий кишечник

Д) Прямая кишка

А

Б

В

Г

Д

В4. Установите соответствие между изменениями органов дыхательной системы и Механизмами вдоха и выдоха:

Изменения дыхательной системы

Механизм дыхания

А) Диафрагма опускается вниз

1) Вдох

Б)Межреберные мышцы расслабляются

2) Выдох

В) Межреберные поднимают грудную клетку вперед, вверх и в стороны

Г) Диафрагма поднимается вверх

Д) Давление в легких больше атмосферного

Е) Давление в легких меньше атмосферного

А

Б

В

Г

Д

Е

Для задания С1 дайте полный развернутый ответ.

С1(5 баллов). Вставьте пропущенные слова

1. В грудной полости расположены..., покрытые... и состоящие из мельчайших тонкостенных пузырьков – ...

2. Альвеолы легких пронизаны густой сетью..., в которые при вдохе поступает... и кровь становится...

3. Из артериальной крови кислород поступает в..., где расходуется на... процессы и выработку...

4. При вдохе активно участвуют... мышцы и..., выдох является... процессом.

5. Дыхание регулируется с помощью... центра, расположенного в... мозге.

Контрольная работа по темам «Нервная система», « Анализаторы».

А1.Нервная система образована клетками нервной ткани, особенностью которой являются

1.Быстрая регенерация                            2.Возбудимость и проводимость

3.Возбудимость и сократимость            4.Волокнистое строение

А2. Из перечисленных функций для спинного мозга не характерна следующая

1. Осуществление простейших рефлексов

2. Проведение сигналов от рецепторов тела в головной мозг

3. Проведение команд головного мозга к скелетным мышцам

4. Управление произвольными движениями скелетных мышц

А3. Величину зрачка и кривизну хрусталика  регулируют нервные центры расположенные

1. В продолговатом мозге

2. В среднем мозге

3. В мозжечке

4. в затылочных долях больших полушарий

А4.Центры условных рефлексов расположены

1.в коре больших полушарий

2.в продолговатом мозге

3.в промежуточном мозге

4.в спинном мозге

А5. Парасимпатическая нервная система активизируется

1.при большой физической нагрузке      2. в случае опасности    3. при стрессе  

4. во время отдыха

А6. Анализатором называют систему, включающую в себя

1.симпатические и парасимпатические волокна

2.рецептор, чувствительный путь, участок центральной нервной системы, двигательный путь, исполнительный орган

3.нейроны, воспринимающие, проводящие и обрабатывающие информацию

4.различные отделы головного мозга

А7. Прикасаясь кончиком языка к горькой таблетке, человек не чувствует горького вкуса, т. к

1.рецепторы, воспринимающие горький вкус, находятся в стенках пищевода

2.рецепторы, воспринимающие горький вкус, расположены на стенках ротовой полости

3.рецепторы, воспринимающие горький вкус, расположены ближе к корню языка

4.у человека нет рецепторов воспринимающих горький вкус

А8. Сумеречное зрение обеспечивается

радужной оболочкой           2. Колбочками    3.палочками      4. Хрусталиком

А9.В результате раздражения пылью или попадания микробов слизистая оболочка глаза воспаляется – развивается

1.близорукость        2.дальнозоркость        3.конъюктивит        4. Катаракта

А. 10 Слуховая труба среднего уха обеспечивает

1.колебания жидкости в улитке внутреннего уха

2.передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки к суховым косточкам среднего уха

3.преобразование механических колебаний в нервные импульсы

4.Выравнивание давления по разным сторонам барабанной перепонки

                                           Часть2

В1. Выберите три правильных ответа из шести.    При близорукости

1.глазное яблоко укороченное                                                                                                                     2.изображение фокусируется перед сетчаткой

3. необходимо носить очки с двояковыпуклыми линзами                                                                                                     4. Глазное яблоко имеет удлиненную форму

5.изображение фокусируется за сетчаткой                                                                                                                                6. рекомендуются очки с фокусирующими линзами

В2. Установите соответствие между отделом нервной системы и его функциями

Функции

Отдел нервной системы

А) обрабатывает информацию от рецепторов кожи и мышц

Б) управляет работой сердечно-сосудистой системы

В) регулирует расширение и сужение зрачка

Г) управляет мимическими мышцами

Д) поддерживает постоянство внутренней среды

Е) управляет работой скелетных мышц

1. соматической

2. автономной

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 В3. Вставьте в  текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Головной мозг человека состоит из нескольких отделов, Продолжением спинного мозга является ______(А). В нем находятся жизненно важные нервные центры, например ________(Б). В ________(В) находятся центры, регулирующие температуру тела и отвечающие за чувство жажады, голода, и насыщения, За координацию движений и равновесие отвечает ______(Г),  расположенный в затылочной части мозга.

Термины:

1.Мозжечок           2.Центр речи         3. Дыхательный центр         4. Продолговатый мозг        5. Мост                                  6. Промежуточный мозг

А

Б

В

Г

С1. Объясните, почему в момент прицеливания невозможно одинаково отчетливо видеть и мушку и ружье?

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

1 вариант.

  1.  выберите один правильный ответ.
  1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности живых организмов:

А) анатомия    Б) физиология     В) гигиена

2. Клеточная структура, отвечающая за передачу наследственной информации:

А) митохондрия    Б) лизосома    В) хромосома

3. Какая ткань способна возбуждаться и передавать возбуждение:

А) мышечная      Б) нервная       В) соединительная

4. Выберите из перечня железу внутренней секреции:

А) гипофиз       Б) слюнные       В) потовая

5. Нервная система не выполняет функции:

А) нервной регуляции    Б) транспорта питательных веществ      В) связи организма с внешней средой

6. За счёт чего происходит регенерация костей после перелома:

А) губчатое вещество     Б) надкостница      В) компактное вещество

7. К дистантным анализаторам относится:

А) вкусовой       Б) кожно-мышечный     В) слуховой

8. Заболевание, не передающееся воздушно-капельным путём:

А) грипп      Б) туберкулёз      В) кессонная болезнь

9. Ферменты, участвующие в расщеплении белков:

А) пепсин, трипсин      Б) амилаза, мальтаза       В) липаза, мальтаза

10. Какую функцию не выполняют почки:

А)  биологический фильтр      Б) расщепление питательных веществ     В) солевой баланс

11. Сосредоточенность на чём-то важном:

А) речь         Б) память        В) внимание

12. При запоминании движений танца работает вид памяти:

А) образная     Б) двигательная      В) эмоциональная

13. Постоянные рефлексы:

А) безусловные          Б) условные          

14. К мужской половой системе не относится:

А)  яичник            Б) семенники        В) семяпровод

2 задание.  Установите соответствие между типом крови и кровеносным сосудом, которую он содержит:

Кровеносный сосуд

Кровь

А) лёгочная артерия

Б) аорта

В) нижняя полая вена

Г) лёгочная вена

Д) сонная артерия

1) артериальная

2) венозная

А

Б

В

Г

Д

3 задание. Запишите в порядке возрастания выбранные цифры.

Вегетативная нервная система участвует в регуляции:

  1. Частоты сердечных сокращений
  2. Координации движений
  3. Работы пищеварительного тракта
  4. Процесса мышления
  5. Кровяного давления
  6. Двигательных актов

4 задание.  Ответьте на вопрос.

При длительном пребывании на солнце кожа человека становиться тёмной. С чем это связано,  и какое это имеет значение?

                  Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

2 вариант.

  1. Выберите один правильный ответ.

1.  Наука о создании условий, способствующих сохранению здоровья:

А) гигиена     Б) физиология      В) анатомия

2.  Отличительный признак человека от млекопитающих:

А)  дифференцированные зубы     Б) млечные железы        В) мышление, сознание, речь

3. Клетки,  какой ткани  расположены рыхло, хорошо развито межклеточное вещество:

А) нервной       Б) соединительной       В) мышечной

4. Выберите из перечня железу внешней секреции:

А) печень       Б) эпифиз        В) половые

5. При гипофункции щитовидной железы в ранней возрасте  развивается:

А) сахарный диабет     Б) бронзовая болезнь    В) кретинизм

6. Нервные клетки:

А) эритроциты      Б) нейроны         В) аксоны

7. К контактным анализаторам относится:

А) вестибулярный аппарат     Б) зрительный      В) обонятельный

8. Каким образом нельзя заразиться СПИДом:

А) половым путём      Б) при рукопожатии        В) при рождении ребёнка  

9. Ферменты, участвующие в расщеплении углеводов:

А)  птиалин, амилаза        Б) пепсин, трипсин         В) мальтаза, пепсин

10. Какую функцию не выполняет подкожная жировая клетчатка:

А) сберегает тепло      Б) амортизирует        В) содержит рецепторы

11. Теорию о 2-х сигнальных системах разработал:

А) И.П.Павлов              Б) И.И.Мечников          В) И.М.Сеченов

12. Выберите фактор, помогающий человеку засыпать:

А) беспокойные мысли       Б) свежий воздух              В) боль

13. Орган, не относящийся к женской системе:

А) яички         Б) яичники           В) маточные трубы

14. Теорию клеточного иммунитета предложил:

А) Пауль Эрлих       Б) И.И.Мечников            В) И.П.Павлов  

2 задание. Установите соответствие между типом мышечной ткани и её особенностями:

Особенность

Тип мышечной ткани

А) непроизвольные сокращения

Б) малое утомление

В) имеется в диафрагме

Г) медленное сокращение

Д) быстрое сокращение

1) скелетная поперечно-полосатая

2) гладкая

 

А

Б

В

Г

Д

3 задание. Запишите в порядке возрастания выбранные цифры:

Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет:

  1. Прямой позвоночник без изгибов
  2. Сводчатую стопу
  3. Позвоночник с S-образным изгибом
  4. Массивные челюсти
  5. Сжатую с боков грудную клетку
  6. Широкий чашевидный пояс нижних конечностей

4 задание. Ответьте на вопрос.

Какие функции выполняет плацента у млекопитающих?

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС (ИТОГОВЫЙ)

1 задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Б

В

Б

А

Б

Б

В

В

А

Б

В

Б

А

А

2 задание

А

Б

В

Г

Д

2

1

2

1

1

3 задание

1,3,5

2 вариант

1 задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

В

Б

А

В

Б

А

Б

А

В

В

Б

А

Б

2 задание

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

2

1

3 задание

2,3,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....