Это у меня хорошо получается!
методическая разработка по биологии
Я участник конкурса "Педагогичесая проба". Хочу поделиться своим выступлением на этапе конкурса - "Это у меня хорошо получается".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_u_menya_horosho_poluchaetsya.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Это у меня хорошо получается
Прокопчук Наталья Викторовна – учитель биологии
Здравствуйте! Меня зовут Прокопчук Наталья Викторовна . Я учитель биологии МБОУ СШ №42.
Я работаю с детьми с ОВЗ и сталкиваюсь с проблемой подачи материала таким образом, чтобы она легко воспринималась и усваивалась школьниками. Я хочу вам рассказать о моих наработках в этом направлении.
Нельзя полюбить то, чего не знаешь! Эта фраза говорит нам о том, что если ребёнок не усвоит материал предмета, на урок к учителю он не будет ходить с интересом и старанием заниматься.
Чтобы ребёнок понял и полюбил предмет необходимо объяснять тему, проводя ассоциации с объектом изучения, понятные ему.
Зачастую дети с ОВЗ не могут воспроизвести простое понятие, пройденное на предыдущем уроке. Я борюсь с подобной проблемой с помощью ассоциаций.
Например, когда мы проходим тему «Ткани». Я предлагаю каждому ребенку стать клеткой и выбрать подходящую для себя форму. После того, как дети определились с формой я прошу выйти к доске, например, детей которые стали на время круглыми клетками.
И только после этого начинаю говорить, объясняя всем остальным.
Ткань - это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению и строению
Но пока рано говорить о том, что это группа круглых клеток – ткань, так как они должны выполнять одинаковую функцию, а пока они просто стоят.
Я прошу одну из клеток показать движение, а других повторить это движение.
И только после этого мы записываем термин – ткань в тетрадях.
Ткань — группа клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями. Так у детей происходит лучшее запоминание термина.
Вот тоже пример, ассоциации, слегка необычный. Когда мы проходим Бесчерепных(ланцетника) после изучения материала на слайд вывожу следующее утверждение: «Ланцетник – безмозглое (т.е. не имеет головы, а следовательно и мозга), бессердечное (не имеет сердца) и бесхребетное (хорда сохраняется в течении всей жизни, нет позвоночника) существо!
Ещё одной интересной находкой на уроке о которой я вам расскажу будет - Анализ мультфильмов и сказок с точки зрения биологии.
Все мы привыкли анализировать сказки с точки зрения морали, а почему бы это не сделать с точки зрения науки.
После прохождения изучения темы на уроках биологии: «типы взаимоотношений живых организмов». Я включаю детям пятиминутную сказку «Теремок», прошу во время просмотра записать персонажей, которые появляются в сказке и задаю следующий вопрос: смогли ли жить вместе животные из сказки теремок? Какие типы взаимоотношений в природе образуют данные персонажи?
В современной среде мы сталкиваемся с проблемой, что фильмами и презентациями школьников уже не удивишь. У меня есть предложение как можно разнообразить презентации к урокам, так чтобы привлечь внимание школьников.
Такие презентации с добавлением научных шуток замотивируют ребёнка к обучению и улучшат качество запоминания материала.
Закрыли учебники, достали шпаргалки!
Сейчас мы с вами перейдём уже к нашему мастер-классу. Я познакомлю вас с законными шпаргалками на уроках. Идея не новая, а своего рода «опорный конспект» Ви́ктора Фёдоровича Шата́лова — российский и украинский педагог-новатор.
Смысл которого заключается в том, чтобы изобразить текст, который необходим для запоминания с помощью символов, знаков, условных обозначений, рисунков. Расположенные определенным образом символы в шпаргалке должны отражать главную мысль текста так, чтобы её можно было воспроизвести по памяти.
Дети дома рисуют шпаргалки к определённому смысловому тексту, не используя слов, а используя различные символы, картинки.
А затем на уроке ребята по шпаргалке воспроизводят этот текст. Чтобы усложнить задание рябят можно попросить поменяться шпаргалками и попытаться воспроизвести текст не по своим ассоциациям. Здесь уже у детей начинает включаться собственная память
На слайде представлен один вариант шпаргалки на тему: «Органоиды растительной клетки». В шпаргалке зафиксированы 4 предложения (выделенные цветами), понятные только тому, кто её изготавливал.
- Жизнедеятельность клетки обеспечивают клеточные органоиды, которые выполняют разнообразные функции.
- У растительных клеток в хлоропластах происходит фотосинтез.
- Клеточный сок содержится в вакуолях.
- Ядро хранит наследственную информацию.
В этом виде работы начинают проскальзывать межпредметные связи - тут начинают появляться и символы из математики, физики. Я даже разрешаю единично использовать в шпаргалках иностранные слова.
Данный вид работы можно использовать в разных интерпретациях.
Вот, например, на уроке можно поводить такой вид групповой работы:
Нарисуй слайд к презентации.
Ученики делятся на группы и каждая группа получает свой текст для пересказа. Но ученики не просто запоминаю определённый материал, а рассказывают его, демонстрируя при этом слайды с рисунками с минимальным количеством текста.
Вот пример такого слайда на тему питания, в котором ребята отразили следующие моменты:
- Человек на 80 % состоит из воды.
- Существуют заменимые и незаменимые аминокислоты
- Наибольшее значение в питании представляют незаменимые аминокислоты, которые не могут синтезироваться в организме и поступают только извне – с продуктами питания.
Можно такой вид работы задавать в качестве домашней работы.
Подобные задания можно давать и для старшеклассников, как дополнительный, творческий, групповой проект. Например, изготовить плакат: белки и их свойства с ассоциативными картинками.
Теперь я хочу рассказать, как я использую свои навыки стихосложения на уроках биологии.
Когда мы проходим тему: «Систематика растений» - ребята сложно запоминают последовательность систематических групп. Хотя такое задание есть в ОГЭ и ЕГЭ. Задания подобного рода, - когда мы предлагаем описать любой вид растения и его систематику, не решают задачу. Поэтому я написала для детей стихотворение в котором зашифрованы слова систематических групп растений.
Хочу вам предложить, так же как и детям найти эти зашифрованные слова.И подчеркнуть.
Все справились с заданием?
Хорошо. На этом я хочу завершить своё выступление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самопрезентация "А это у меня хорошо получается".
Данный текст является примером того, как можно рассказать о себе и своей работе перед публикой. Сопровождался презентацией в Prezi....
"Это у меня хорошо получается"
В статье описывается опыт работы учителя биологии, рассматриваются способы эффективного планирования урока....
Конкурсное испытание «Презентация педагогического проекта по теме: «У меня это хорошо получается».
Конкурсное испытание «Презентация педагогического проекта по теме: «У меня это хорошо получается»...
Это у меня хорошо получается. Педагогический дебют
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют" на этапе "Это у меня хорошо получается"...
Педагогический проект "Это у меня хорошо получается"
Материал+буклет...
Это у меня хорошо получается - самопрезентация
Использование игровых технологий в образовании действительно является эффективным способом привлечения внимания детей и подростков к учебе. Игры позволяют сделать процесс обучения более интересным...
Презентация "У меня хорошо получается..."
Презентация "У меня хорошо получается..."...