"Это у меня хорошо получается"
статья по биологии на тему
В статье описывается опыт работы учителя биологии, рассматриваются способы эффективного планирования урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_u_menya_horosho_poluchaetsya.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Нефтекумск Ставропольского края
Это у меня хорошо получается.
Учитель биологии категории
соответствие занимаемой должности
Оразмагамедова
Зарема Алитбековна
2017 год
Проблемы обычного школьного урока всегда привлекали к себе особенно пристальное внимание.
Главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Оно обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира.
В первый год работы я вела свои уроки биологии для ребят 9 класса, которые немного младше меня самой. На уроках они, как мне казалось, внимательно слушали мои объяснения, все понимали, поэтому с урока я уходила удовлетворенной. Но первая же контрольная работа озадачила меня. Класс 40 минут тихо писал что-то, когда же я проверила работы, результат был плачевным. На уроке ученики ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не смогли. Меня охватила паника.
Глядя на свои конспекты уроков, я пришла к выводу, что многое надо менять.
Однажды мое внимание привлекло выступление Брайна Тресси, великого мастера, гуру в постановки целей. Брайан говорил о том, что в 1952 году в одном из исследований. Опросили выпускников Йельского университета, одного из лучших университетов мира. Им задали вопрос: имеют ли они цели? В результате выяснили, что 3% записывали свои цели, 14% опрошенных выпускников держали свои цели в голове и 83% вообще не имели иных целей, кроме как закончить университет и разъехаться в разные концы страны, отдыхать, ведь впереди лето.
Двадцать лет спустя провели опрос тех же людей и выяснили, что те 3%, которые записали свои цели, заработали в своей жизни больше, чем остальные вместе взятые 97% . И эта разница между 3% лидеров и остальными 97% постоянна. Это подтверждается всеми исследованиями, которые проводятся сегодня. Именно эти 3% были собранными и как следствие стали успешными людьми, которые и контролируют большую часть человеческой деятельности. Меня поразили эти исследования, и я взглянула на возможность постановки целей на одном уроке, на блоке уроков и курса в целом.
Поэтому мои ученики обязательно проговаривают цели отдельных этапов урока. Вместе с ними мы обговариваем цели изучения целого блока материала, проектируем пути их реализации, контролируем и оцениваем свои достижения. Цели моих учеников личностные. Нельзя двигаться к цели только потому, что кто то другой хочет ее достичь. И ещё, если цели невероятно высоки и не реальны, то они не могут мотивировать на продвижении в учении. Например "в конце первой четверти ученик хочет иметь отметку "5" по биологии, но в конце сентября у него только одна "4" и семь "3". В таких случаях я помогаю ученику поэтапно пересдать изучаемый материал, который вызвал затруднение и скорректировать цели.
Второй момент это мотивация. Перефразируя известный афоризм, можно утверждать: ничто не даётся в педагогике так дёшево и не дает такого быстрого положительного эффекта, как мотивация. Я как учитель не имею права забывает о том, что многое важное и полезное, лишено смысла для ученика.
Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и неперспективно.
Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы деятельности школьников.
I.Эмоциональные.
1 – поощрение,
2 – порицание,
3 – учебно-познавательная игра,
4 – создание ярких наглядно-образных представлений,
5 – создание ситуаций успеха,
6 – стимулирующее оценивание,
7 – свободный выбор задания,
8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
II.Познавательные
1 – опора на жизненный опыт,
2 – познавательный интерес,
3 – создание проблемной ситуации,
4 – побуждение к поиску альтернативных решений,
5 – выполнение творческих заданий,
6 – «мозговая атака»,
7 – развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III.Волевые
1 – предъявление учебных требований,
2 – информирование об обязательных результатах обучения,
3 – формирование ответственного отношения к учению,
4 – познавательные затруднения,
5 – самооценка деятельности и коррекции,
6 – рефлексия поведения,
7 – прогнозирование будущей деятельности.
IV.Социальные
1 – развитие желания быть полезным обществу,
2 – побуждение подражать сильной личности,
3 – создание ситуации взаимопомощи,
4 – поиск контактов и сотрудничества,
5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 – взаимопроверка,
7 – рецензирование.
Как сделать интересным изучение животного мира? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о строении земноводных? Я, сталкиваясь с этими проблемами, нахожу оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых верю.
Например, на уроке по теме «Многообразие земноводных их значение и охрана» предлагаю ребятам выяснить следующее:
1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?
В результате дискуссии мы получаем верный ответ. Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки , втягиваются внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды. У лягушки действительно глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.
Звучит музыка:
«В траве сидел кузнечик». Сейчас вы прослушали отрывок известной детской песенки. Какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?
1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.
2. Лягушка не может ходить , она передвигается прыжками.
Это еще один из приемов работы на уроке, который повышает интерес к предмету биологии.
Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. (самообразование). На второе место среди источников информации вышел Интернет. Создание сплава учитель + Интернет делает учебный процесс современным. Я широко использую ресурсы и возможности Интернета в своей практике и обучение школьников при этом становится более эффективным.
Даже онлайн-игры могут прийти мне на помощь. Существует онлайн-головоломка Foldit, где задачей игрока является оптимальный фолдинг белка, то есть сворачивание полипептидной цепи в пространственную структуру.
В подобных играх игроки выполняют задания не только для набора очков — лучшие варианты анализируются биологами и зачастую становятся решением реальных научных проблем. Например, в 2011 году благодаря проекту за 10 дней удалось расшифровать структуру вируса, вызывающего СПИД у обезьян, хотя учёные не могли сделать это на протяжении 15 лет.
Биология – это один из самых интереснейших предметов, одна из самых величайших наук на Земле.
В повседневной жизни мы не задумываемся о том, откуда взялись такие выражения : «лить крокодильи слезы», «упрямый как осёл», «крутиться как белка в колесе». На уроках, внеурочных занятиях, при создании личных проектов, при выполнении творческих работ мои ученики находят ответы на эти вопросы и многие другие загадки природы.
А сколько невероятного можно узнать о живых организмах…
(Любовь к предмету)
Самым сильным ядом, выделяемым кожными железами, - батрахотоксином — обладает лягушка ужасный листолаз (кокои), ее длина всего лишь 2 — 3 см, и весит она не более 1 г. Обитает в западной части Колумбии. В среднем одна лягушка содержит яда столько, что его достаточно для умерщвления почти 1500 человек, а 30 мг яда этой лягушки хватит, чтобы умертвить 300 000 мышей. Высушенный яд остается смертельным в течение 15 лет.
А скольких поэтов, композиторов, художников вдохновили на творчество кудрявые березки и золотые осенние березовые рощи. Поражает цвет коры березы. Это единственное в мире дерево с белой корой.
Вот они, чудеса! А объясняется всё просто. В коре есть особое вещество - бетулин.
Как можно все это не любить и не желать узнать?
Моя задача - научить читать книгу природы своих учеников, привить любовь ко всему живому на Земле, научить бережно относиться к окружающей природе.
Я свято помню, что знания (поставить крышу) будут прочными только на четырех столпах. Верно поставленные цели, высокая мотивация к учению, самообразование и безграничная любовь моих учеников к предмету биологии - это верный путь к успеху.
Результаты Всероссийских проверочных работ доказывают, что это у меня хорошо получается.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самопрезентация "А это у меня хорошо получается".
Данный текст является примером того, как можно рассказать о себе и своей работе перед публикой. Сопровождался презентацией в Prezi....
Конкурсное испытание «Презентация педагогического проекта по теме: «У меня это хорошо получается».
Конкурсное испытание «Презентация педагогического проекта по теме: «У меня это хорошо получается»...
Это у меня хорошо получается. Педагогический дебют
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют" на этапе "Это у меня хорошо получается"...
Презентация к проекту "У меня это хорошо получается"
Обобщение опыта работы за 2 года....
Презентация из опыта работы "У меня это хорошо получается"
Презентация из опыта работы "У меня это хорошо получается" соответствует тематике. В ней представлены материалы, демонстрирующие самые удачные формы работы с детьми. Они полностью соответств...
Это у меня хорошо получается!
Я участник конкурса "Педагогичесая проба". Хочу поделиться своим выступлением на этапе конкурса - "Это у меня хорошо получается"....
Педагогический проект "Это у меня хорошо получается"
Материал+буклет...