Рабочая программа по биологии. авторы: Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов М.: Дрофа ,2016г
рабочая программа по биологии (5 класс)

Чуева Галина Хабибуловна

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. авторы: Пасечник, ВВ Латюшин М. Дрофа , 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b-5kl.docx45.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Алейск Алтайского края

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5

 «__»_______________2018 г.

«Принято»

На заседании  Педагогического

совета

от  «   »_______2018  г.

№ __

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №5

___________

 Приказ от«_____»_____2018 г. №__

Р А Б О Ч АЯ    П Р О Г Р А М М А

Предметная область

Предмет

Естественно-научная

Биология

основное общее образование  

5 класс

Срок  реализации программы 01.09.2018 – 31.05.2019 гг.

Разработана__Г.Х.Чуевой_,

                                                                                учителем биологии___

 Алейск- 2018

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

-Требований Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Основной образовательной программы  основного общего образования МБОУ СОШ №5.

-Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов  М.: Дрофа ,2016г (Сборник: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/составитель Г.М. Пальдяева. -5-е издание,стериеотип.-М.:Дрофа, 2016)

- УМК.

УМК:

•Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа.2015

  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа. 2016 г

    •Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: диагностические работы. — М.: Дрофа. 2017г

Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов,

1 час в неделю. Программа в полном объеме соответствует авторской программе.

Рабочая программа адаптирована для детей ОВЗ, т.е. предполагает изучение материала в несколько облегчённом варианте, однако не ниже государственного уровня обязательных требований.

Содержание тем учебного курса и планируемые результаты

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растенийиживотных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние наживые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жил ни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • о многообразии живой природы;
  • царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
  • основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  • экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

  • правила работы с микроскопом;
  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  • отличать живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  • характеризовать среды обитания организмов;
  • характеризовать экологические факторы;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Раздел 1. Клеточное строение организмов(10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правит работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, paссматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов,рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание подмикроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение клетки;
  • химический состав клетки;
  • основные процессы жизнедеятельности клетки;
  • характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
  • работать с лупой и микроскопом;
  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать объекты под микроскопом;
  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные Объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба  мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;
  • роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий и грибов ;
  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  • отличать съедобные грибы от ядовитых;
  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни

человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природеижизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение иpaзнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитании, значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемым растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зелёных водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местные видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;
  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые),  их строение и многообразие;
  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;
  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику растительного царства;
  • объяснять роль растений в биосфере;
  • давать характеристику основных групп растений(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  • объяснять происхождение растений и основныеэтапов развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • знание правил поведения в природе;
  • понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
  • воспитание в учащихся любви к природе;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

умение слушать и слышать другое мнение.

Резервное время — 3 ч

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

1.

ВВЕДЕНИЕ

6

№1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.стр.14( учебник)

Ведение дневника наблюдений.

2

Клеточное строение организмов

10

№2,3 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. стр.32( учебник)

№ 4 Изучение клеток растения с помощью лупы. стр.31( учебник)

№5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, paссматривание его под микроскопом. стр.36 ( учебник)

№6.Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов,рябины, шиповника. стр.

№7. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. стр.37( учебник)

№8.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. стр.47( учебник)

3

Царство бактерии

2

-

4

Царство грибы

5

№9. Строение плодовых тел шляпочных грибов. стр.77( учебник)

№ 10.Строение плесневого гриба  мукора. стр.78( учебник)

№ 11.Строение дрожжей. стр.80)

5

Царство растений

9

№12. Строение зелёных водорослей. стр.95( учебник)

№13.Строение мха (на местных видах). стр.109( учебник)

№14. Строение спороносящего хвоща. стр.115( учебник)

№15.Строение спороносящего папоротника. стр.115( учебник)

№16. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местные видов стр.124

Резерв

3

ИТОГО

35

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Биология — наука о живой природе

1

1 неделя

2

Методы исследования в биологии

1

2 неделя

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

3 неделя

4

Среды обитания живых организмов

1

4 неделя

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

5 неделя

6

Обобщающий урок

Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Лабораторные и практические работы №1

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

6 неделя

7

Устройство увеличительных приборов Лабораторные и практические работы №2№3 Устройство лупы и светового микроскопа.

Рассматривание строения растения с помощью лупы

1

7неделя

8

Строение клетки

1

8неделя

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Лабораторные и практические работы №4

Строение клеток кожицы чешуи лука +

1

9 неделя

10

Пластиды Лабораторные и практические работы №5

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

1

10неделя

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

11неделя

12

Жизнедеятельность

клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

12неделя

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Лабораторные и практические работы №6

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

1

13 неделя

14

Деление клетки

1

14 неделя

15

Понятие «ткань». Лабораторные и практические работы №7

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

1

15 неделя

16

Обобщающий урок

1

16 неделя

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

17 неделя

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

18 неделя

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

19 неделя

20

Шляпочные грибы

Лабораторные и практические работы №8 Строение плодовых тел шляпочных грибов

1

20 неделя

21

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторные и практические работы №9

Особенности строения мукора и дрожжей

1

21 неделя

22

Грибы-паразиты

1

22неделя

23

Обобщающий урок по теме : «Царство: грибы»

1

23 неделя

24

Ботаника — наука о растениях

1

24 неделя

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторные и практические работы №10 Строение зелёных водорослей

1

25 неделя

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

1

26 неделя

27

Лишайники

1

27 неделя

28

Мхи, папоротники, хвощи, плауны  Лабораторные и практические работы №11 №12№13

Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)

1

28 неделя

29

Голосеменные растения.

Лабораторные и практические работы №14

Строение хвои и шишек хвойных

1

29 неделя

30

Покрытосеменные растения Лабораторные и практические работы  №15

Строение цветкового растения

1

30 неделя

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

31 неделя

32

Заключительный урок по курсу «Биология . 5 класс» Летние задания

1

32 неделя

33

резерв

1

33. неделя

34

резерв

1

34 неделя

35

резерв

1

35 неделя

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выписка

из протокола №3 заседания городского   методического объединения учителей биологии от 28.08.2017 года

вопрос №3. Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию.

 По данному вопросу выступила председатель МО Травянова Е.А.  В связи с тем, что в школах нет некоторых необходимых биологических объектов для изучения, многие лабораторные работы небольшие по содержанию, она предложила решить коллективно, какие лабораторные работы обязательно оценивать.

Решили:

Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию в 5 классе:

Лабораторные и практические работы

Строение клеток кожицы чешуи лука.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Лабораторные работы оформлять в тетрадях для лабораторных работ

Председатель МО:                                Е.А. Травянова

 Секретарь:                                              Н.Г. Терешина

Лист изменений в программу

п/п

№ урока

Тема урока

Причина изменений

Корректировка

(изменен, внесен, аннулирован)

Подпись учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс  составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова ...

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова

Рабочая программа по биологии  класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова...

Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г.

Рабочая программа  «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г. для 5 класса с календарно-тематическим п...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....