Рабочая программа по биологии. авторы: Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов М.: Дрофа ,2016г
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. авторы: Пасечник, ВВ Латюшин М. Дрофа , 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-5kl.docx | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Алейск Алтайского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 «__»_______________2018 г. | «Принято» На заседании Педагогического совета от « »_______2018 г. № __ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 ___________ Приказ от«_____»_____2018 г. №__ |
Р А Б О Ч АЯ П Р О Г Р А М М А
Предметная область Предмет | Естественно-научная Биология |
основное общее образование
5 класс
Срок реализации программы 01.09.2018 – 31.05.2019 гг.
Разработана__Г.Х.Чуевой_,
учителем биологии___
Алейск- 2018
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
-Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5.
-Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов М.: Дрофа ,2016г (Сборник: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/составитель Г.М. Пальдяева. -5-е издание,стериеотип.-М.:Дрофа, 2016)
- УМК.
УМК:
•Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа.2015
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа. 2016 г
•Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: диагностические работы. — М.: Дрофа. 2017г
Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов,
1 час в неделю. Программа в полном объеме соответствует авторской программе.
Рабочая программа адаптирована для детей ОВЗ, т.е. предполагает изучение материала в несколько облегчённом варианте, однако не ниже государственного уровня обязательных требований.
Содержание тем учебного курса и планируемые результаты
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растенийиживотных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние наживые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жил ни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Раздел 1. Клеточное строение организмов(10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правит работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, paссматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов,рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание подмикроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные Объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактерий и грибов ;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни
человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природеижизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение иpaзнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитании, значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемым растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зелёных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местные видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений в биосфере;
- давать характеристику основных групп растений(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основныеэтапов развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
- Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- знание правил поведения в природе;
- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
- воспитание в учащихся любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
умение слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 3 ч
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Лабораторные работы |
1. | ВВЕДЕНИЕ | 6 | №1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.стр.14( учебник) Ведение дневника наблюдений. |
2 | Клеточное строение организмов | 10 | №2,3 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. стр.32( учебник) № 4 Изучение клеток растения с помощью лупы. стр.31( учебник) №5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, paссматривание его под микроскопом. стр.36 ( учебник) №6.Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов,рябины, шиповника. стр. №7. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. стр.37( учебник) №8.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. стр.47( учебник) |
3 | Царство бактерии | 2 | - |
4 | Царство грибы | 5 | №9. Строение плодовых тел шляпочных грибов. стр.77( учебник) № 10.Строение плесневого гриба мукора. стр.78( учебник) № 11.Строение дрожжей. стр.80) |
5 | Царство растений | 9 | №12. Строение зелёных водорослей. стр.95( учебник) №13.Строение мха (на местных видах). стр.109( учебник) №14. Строение спороносящего хвоща. стр.115( учебник) №15.Строение спороносящего папоротника. стр.115( учебник) №16. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местные видов стр.124 |
Резерв | 3 | ||
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Биология — наука о живой природе | 1 | 1 неделя | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | 2 неделя | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | 3 неделя | |
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | 4 неделя | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 5 неделя | |
6 | Обобщающий урок Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Лабораторные и практические работы №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | 1 | 6 неделя | |
7 | Устройство увеличительных приборов Лабораторные и практические работы №2№3 Устройство лупы и светового микроскопа. Рассматривание строения растения с помощью лупы | 1 | 7неделя | |
8 | Строение клетки | 1 | 8неделя | |
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Лабораторные и практические работы №4 Строение клеток кожицы чешуи лука + | 1 | 9 неделя | |
10 | Пластиды Лабораторные и практические работы №5 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | 1 | 10неделя | |
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | 11неделя | |
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | 12неделя | |
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Лабораторные и практические работы №6 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | 1 | 13 неделя | |
14 | Деление клетки | 1 | 14 неделя | |
15 | Понятие «ткань». Лабораторные и практические работы №7 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | 1 | 15 неделя | |
16 | Обобщающий урок | 1 | 16 неделя | |
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | 17 неделя | |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 18 неделя | |
19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | 19 неделя | |
20 | Шляпочные грибы Лабораторные и практические работы №8 Строение плодовых тел шляпочных грибов | 1 | 20 неделя | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторные и практические работы №9 Особенности строения мукора и дрожжей | 1 | 21 неделя | |
22 | Грибы-паразиты | 1 | 22неделя | |
23 | Обобщающий урок по теме : «Царство: грибы» | 1 | 23 неделя | |
24 | Ботаника — наука о растениях | 1 | 24 неделя | |
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторные и практические работы №10 Строение зелёных водорослей | 1 | 25 неделя | |
26 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 1 | 26 неделя | |
27 | Лишайники | 1 | 27 неделя | |
28 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны Лабораторные и практические работы №11 №12№13 Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) | 1 | 28 неделя | |
29 | Голосеменные растения. Лабораторные и практические работы №14 Строение хвои и шишек хвойных | 1 | 29 неделя | |
30 | Покрытосеменные растения Лабораторные и практические работы №15 Строение цветкового растения | 1 | 30 неделя | |
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | 31 неделя | |
32 | Заключительный урок по курсу «Биология . 5 класс» Летние задания | 1 | 32 неделя | |
33 | резерв | 1 | 33. неделя | |
34 | резерв | 1 | 34 неделя | |
35 | резерв | 1 | 35 неделя |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Выписка
из протокола №3 заседания городского методического объединения учителей биологии от 28.08.2017 года
вопрос №3. Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию.
По данному вопросу выступила председатель МО Травянова Е.А. В связи с тем, что в школах нет некоторых необходимых биологических объектов для изучения, многие лабораторные работы небольшие по содержанию, она предложила решить коллективно, какие лабораторные работы обязательно оценивать.
Решили:
Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию в 5 классе:
Лабораторные и практические работы
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Лабораторные работы оформлять в тетрадях для лабораторных работ
Председатель МО: Е.А. Травянова
Секретарь: Н.Г. Терешина
Лист изменений в программу
№ п/п | № урока | Тема урока | Причина изменений | Корректировка (изменен, внесен, аннулирован) | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова ...
Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.
Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г.
Рабочая программа «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г. для 5 класса с календарно-тематическим п...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....