Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_po_biologii_6_kl_1ch_2011-2012.doc_2.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии (по авторской программе В. В. Пасечника)
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой// сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 ,-172с., с учетом количества часов, отводимых на изучение биологии в Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для шестого класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные ниже.
Цели и задачи:
- обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов изучаемых царств растений, бактерий и грибов; об их индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира; структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;
- обеспечить понимание научной картины мира, характера биологических процессов и явлений;
- добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной промышленности, природоохранной деятельности, современных отраслей производства, в которых используются биологические системы;
- добиться установления гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- формировать умения по выращиванию растений, охране природы;
- обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране;
- формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.
Рабочая программа по биологии для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80 с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения учащихся узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
В данную программу на основе решения школьного методического объединения были внесены изменения:
- сокращение лабораторных работ с 25 до 5, и 7 из них заменены демонстрациями опытов или микропрепаратов учителем;
- исключены из программы темы природные сообщества и развитие растительного мира, так как эти темы более подробно изучаются в 9 и 11 классе;
- отведены 2 часа на резервное время.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2005. – 272с.;
а также методического пособия для учителя:
Н.В. Дубинина, В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004. - 128с.
дополнительной литературы для учителя:
Е. М. Бенуж. «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тесты по биологии. – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 94 с.
Н. Л. Галеева. Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 96 с.- (Методическая библиотека).
О. А. Пустохина, Н. А. Селезнева, Е. В. Трахина. Биология. 6-11 классы: конспекты уроков: технологии, методы, приемы.–Волгоград: Учитель, 2008.–134 с.
Р. М. Евдокимова. Внеклассная работа по биологии.– Саратов: Лицей, 2005.– 288 с.
Н. Г. Петрова, Т. А. Яковлева. Декоративные древесные растения (применение и уход): Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 60 с.
для учащихся:
Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80 с.: ил.
Дополнительная литература из базы школьной библиотеки.
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Календарно – тематическое планирование
уроков биологии
6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Дата | Тема и тип урока | Планируемые результаты | Формы и средства контроля | Практическая часть программы | Домашнее задание |
Введение ( 1ч) |
1. | Биология – наука о живой природе. Вводный | Использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать. | Стр. 9 – 12, |
Клеточное строение организмов (3 ч) |
2. | Устройство увеличительных приборов. Комбинированный | Знать устройство увеличительных приборов | Лаб. работа №1: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы». | § 1 задания в рабочей тетради (далее з.в р/т) |
3. | Клетка и ее строение. Комбинированный | Знать строение растительной клетки и функции ее органоидов | Лаб. работа №2: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | §2 з.в р/т |
4. | Жизнедеятельность клетки. Ткань. Комбинированный | Знать основные процессы жизнедеятельности клетки | Работа по карточкам | Демонстрация микропрепаратов различных тканей | § 3, 4 |
Царства Бактерии и Грибы (4 ч) |
5. | Бактерии. Комбинированный | Знать строение, питание, рост и развитие бактерий, роль в природе и жизни человека, разнообразие | Тестовый контроль «Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Ткани» | §5,6 |
6. | Общая характеристика грибов. Комбинированный | Знать строение и жизнедеятельность грибов, значение. | Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи) | §. 7,8 з.в р/т |
7. | Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы – паразиты. Комбинированный | Знать строение, условия жизни грибов, болезни растений и животных, вызванные грибами - паразитами | § 9, 10 з.в р/т |
8. | Лишайники. Комбинированный | Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников, значение. | Тестовый контроль «Грибы» | § 13 |
Царство Растения (5 ч) |
9. | Ботаника. Общая характеристика растений. Вводный | Знать методы изучения растений, общую характеристику растений, роль в биосфере. | § 11 з.в р/т |
10. | Водоросли. Комбинированный | Строение и жизнедеятельность водорослей, значение | § 12 з.в р/т |
11. | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Комбинированный | Знать строение мхов, папоротников, хвощей, плаунов | Тестовый контроль «Водоросли» | § 14,15 |
12. | Голосеменные. Комбинированный | Знать строение и разнообразие, среду обитания, размножение, распространение голосеменных. | §16, 42 |
13. | Цветковые растения. Комбинированный | Знать признаки цветковых растений, многообразие | § 17 з.в р/т |
Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч) |
14. | Строение семян однодольных и двудольных растений. Комбинированный | Знать строение семян однодольных и двудольных растений. | Лаб. работа №3: «Строение семени фасоли и пшеницы» | § 18 |
15. | Корень. Видоизменения корней. Комбинированный | Знать виды корней, типы корневых систем, видоизмененные корни | § 19, 20 |
16. | Побег. Почки и их строение. Комбинированный | Знать строение почки, рост и развитие побега | § 21,22 з.в р/т |
17. | Строение листа. Видоизменение листьев. Комбинированный | Знать строение листа, видоизмененные листья | § 23, 24, 25 |
18. | Строение стебля. Видоизменение побегов. Комбинированный | Знать строение, рост, многообразие и видоизменение стебля | § 26, 27 з.в р/т |
19. | Цветок и его строение. Соцветия . Комбинированный | Знать строение цветка | Тестовый контроль «Строения стебля» | Лаб. работа №4: «Изучение строения цветка» | §28 |
20. | Соцветия Комбинированный | Знать типы соцветий | § 29 |
21. | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Комбинированный | Знать классификацию, распространение плодов и семян | Лаб. работа №5: «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | § 30, 31 |
Жизнь растений (6 ч) |
22. | Минеральное питание растений. Комбинированный | Знать о передвижении воды и мин. веществ по стеблю | Тестовый контроль «Цветок. Соцветие. Плод» | §32, 33, 37 |
23. | Фотосинтез и дыхание Комбинированный | Знать механизм фотосинтеза и дыхания | Демонстрации опытов: доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала , дыхание растений. | § 34, 35 з.в р/т |
24. | Испарение воды растениями. Листопад. Комбинированный | Знать причины испарения воды и листопада | Демонстрация опыта: испарение воды листьями | § 36 з.в р/т |
25. | Рост растений. Комбинированный | Знать, как происходит рост растений | § 38, 39 з.в р/т |
26. | Способы размножения растений. Размножение споровых растений Комбинированный | Знать о размножении споровых растений | §.40,41 |
27. | Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений Комбинированный | Знать о способах вегетативного размножения | §43, 44 з.в р/т |
Классификация растений (4 ч) |
28. | Основы систематики растений. Вводный | Знать основные систематические категории | § 45, 46, повторение |
29. | Класс Двудольный растения. Комбинированный | Знать морфологические признаки растений семейств. | Демонстрация живых и гербарных растений семейств, районированных сортов с/храстений. | §. 47, 48, 49 повторение |
30. | Класс Однодольные растения. Комбинированный | Знать морфологические признаки растений семейств. | Демонстрация живых и гербарных растений семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений. | § 50,51, повторение |
31. | Итоговая контрольная работа за год. Итоговый урок по курсу биологии 6 класса. | Тестовый контроль по темам: Растения. Грибы. Бактерии. | дополнительная литература |
Приложение 2 к пояснительной записке.
В связи с больничным листом с 29.10 по 15.11 в рабочей программе внесены изменения: резервного времени на уроки нет, совмещен урок «Цветок и его стороение» и урок «Соцветие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2часа в неделю...
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. 2часа в неделю...
Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В.
Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В....
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой...
рабочая программа 6 класс по курсу "Бактерии. Грибы. Растения"
рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК под редакцией В. В. Пасечника....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, ...