Инновационный педагогический опыт.
рабочая программа по биологии

Демкин Александр Викторович

Инновационный педагогический опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Представление инновационного педагогического опыта

 учителя биологии МБОУ “Дубёнская СОШ” Дубёнского муниципального района Республики Мордовия

Дёмкина Александра Викторовича

Введение.

Тема опыта: "Конструирование современного урока биологии с использованием метода проектов и компьютерных технологий".

Сведения об авторе:

  1. ФИО: Дёмкин Александр Викторович
  2. Число, месяц, год рождения: 13 октября 1983 года.
  3. Образование: высшее.
  4. Специальность по диплому:  биоэколог.
  5. Когда и какое учебное заведение закончил: 30 июня 2006 года, МГУ им. Н.П. Огарева биологический факультет.
  6. Аттестация (год): февраль 2015 год.
  7. Педагогический стаж работы: общий) 13 лет,  б) в данной организации: 7 лет.

Технология опыта.

        Моя деятельность проходит в педагогической системе МБОУ «Дубенская средняя общеобразовательная школа» и действует в рамках его концепции, основываясь на идее развития личности и гуманизации образовательного процесса. В рамках этой концепции я работаю над проблемой реализации личностно ориентированного обучения на уроках биологии, созданием условий, которые бы обеспечили включение растущего человека в систему общечеловеческих ценностей, а научно-методическая проблема –   повышение  качества знаний путем использования принципа новизны.

       Тема самообразования: изучение прогрессивного педагогического опыта и новых технологий. К своей работе стараюсь подходить творчески. В своей педагогической деятельности применяю различные формы, типы и методы проведения уроков: комбинированные, уроки – лекции, уроки – зачеты, семинары, экскурсии (с применением компьютера, магнитофона). Для контроля знаний провожу опрос, диктанты, самостоятельные работы, тесты, контрольные работы из учебников, дополнительной литературы и составленные мной. К каждому уроку пишу планы, использую при этом дополнительный материал по биологии различных  пособий и материалы из сети Интернет. Я активно применяю компьютерную технику на уроках и во внеурочной деятельности, создаю уроки – презентации, внеклассные разработки с использованием ИКТ. Основные принципы работы: вера, доверие, творчество и успех.

        При разработке уроков руководствуюсь задачами, которые ставлю перед  учебным предметом – развитие умений сравнивать, анализировать биологические объекты, развитие навыков выполнения лабораторных работ, умения вести диалог.

  Провожу практические уроки различных типов: уроки – объяснения, уроки – презентации и т.д. На каждом уроке биологии стараюсь сформулировать цель урока, поставить конкретную задачу: что учащиеся должны усвоить, чему научится, какие навыки приобрести. Объяснение нового материала стараюсь проводить четко, конкретно и доступно. Часто для того, чтобы помочь учащимся глубже усвоить материал, практикую следующие виды домашних заданий, рассчитанные на самостоятельное осмысление изучаемого: ответить на вопросы устного и письменного задания, подобрать примеры аналогичные тем, которые рассматривались в классе,  использую карточки, раздаточный материал и т.д. Провожу уроки – семинары, уроки – тесты, уроки с ИКТ.

        Посещаю методические объединения учителей биологии школы,  и района, где выступаю с докладами и сообщениями, обмениваюсь опытом работы по изучению тех или иных разделов преподавания биологии. Систематически работаю под совершенствованием педагогического мастерства. Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей школы и района, посещаю уроки своих коллег. Провожу с учителями – предметниками олимпиады, готовлю учащихся к олимпиадам.

1. Актуальность и перспективность педагогического опыта.

         Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания биологии.

        Основной целью обучения на современном этапе развития образования является личность учащегося. В результате изучения биологии обучающиеся развивают логическое и биологическое мышление, получают представление о биологических моделях; овладевают биологической логикой; учатся применять биологические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают биологическую интуицию.

Практическая значимость. Таким образом, современный урок не может быть ограничен учебником, доской и учителем. Нужны  другие инновационные подходы к конструированию современного урока биологии. Решением этой проблемы является использование в образовательном процессе средств информационных технологий.

        Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Таким образом, применение проектной  методики можно обосновать следующим образом: в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определёно образовательным стандартом для базового уровня;

-это технология, которая позволяет при интеграции её в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.

Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

        Метод проектов я использую в своей работе много лет. За эти годы стараюсь творчески подходить к своему делу, ищу новые пути для более эффективного обучения учащихся. В практике своей деятельности опробовал различные инновационные технологии. Считаю, что одним из эффективных способов организации занятий и учебной деятельности учащихся, повышающих мотивацию к изучению биологии и развивающих активность и творчество, является проектная форма работы.

Разработка проекта позволяет вовлечь школьников в процесс формирования своего знания и умения применять полученные биологические и междисциплинарные знания в различных видах практической деятельности, самостоятельно планировать конечный продукт проекта и, кроме этого, совместно с учителем строить индивидуальную образовательную траекторию на неделю, месяц, четверть и т.д. Современные подходы к обучению биологии подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками.

        В своей работе я опробовал несколько типов проектов: исследовательские, творческие, игровые и т.д. Все проекты выполняются согласно тематическому планированию. В ходе работы над проектом учащиеся должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем биологической подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями

        В своей практике я применяю проекты средней продолжительности:       «Клетка – основа жизни», «Как стать успешным человеком» и другие); долгосрочные проекты: «Программа по защите окружающей среды», «Экологические проблемы современности»» и др., а также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: составление и комментирование расписания уроков, экскурсия по школе, «Школа будущего», «Дом моей мечты» и другие.

2. Концептуальность опыта.

        Проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.

        Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.

       Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации.

Своеобразие и новизна опыта. Своеобразие и новизна моего опыта заключается в использовании информационно-образовательной среды, создании собственных цифровых образовательных ресурсов,  отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким как повышение  доступности, качества и эффективности современного урока.

Обоснование выдвигаемых принципов и приемов. В основу моего опыта положены следующие принципы:

  • доступность в обучении;
  • наглядность в обучении;
  • практическая направленность обучения.

Использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, такие как дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.

Для реализации применяемых принципов и приемов обучения биологии, отвечая требованиям стандартам второго поколения необходимо использовать средства информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения биологии, что позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке.

3.Наличие теоретической базы опыта.

   Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по биологии (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

        Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая литература, презентации, дети осваивают простые примеры выполнения заданий. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, сочинение, презентация.

        В обучении биологии метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний биологии.

        В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида, и как члена проектной группы. Самое важное то, что учащийся, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

     В современных УМК, (в частности, УМК «Биология. Общие закономерности» под редакцией Н.И. Сонина) проекты включены в учебный процесс. Рекомендации в этом УМК по выполнению того или иного проекта не ограничивают свободы учителя, не сковывают его инициативы и не исключают возможности выполнять другие проекты.

  1. Ведущая педагогическая идея.

     Ведущей  педагогической идей является  применение развивающих возможностей информационных технологий на уроках биологии, с целью повышения эффективности урока и направленное на создание ситуации успеха, дающая  возможность позитивного самоутверждения учащегося. Создания системы организации практической деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время с целью повышения мотивации к изучению биологии.

5. Оптимальность и эффективность средств.

        В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха. Иногда мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество.

6. Результативность опыта.

        Первые два-три года изучения биологии мои учащиеся выполняют мини - проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют плакаты, открытки.

        В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты, написания сочинений-рассуждений, создания презентаций.

 Наиболее интересные проекты получаются по следующим темам

 6 класс- «Мир растений», «Зоология»,

 7 класс – «Бактерии», «Развитие жизни на Земле», «Плесени: за или против», «Вирусы», «Многообразие живого мира»,

 8 класс «Витамины »,

 9 класс «Клонирование », «Генетика, и ее методы исследования»,

 10 класс «Трансгенные организмы: за или против»

        Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

1. Значительное повышение уровня владения биологическим материалом и знание основных эволюционных процессов;

2. Повышение уровня внутренней мотивации учащихся;

3. Повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;

4. Повышение общего интеллектуального развития учащихся.

        Применение проектной методики на занятиях биологии даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:  достигают хороших результатов в изучении биологии, имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики, понимают необходимость междисциплинарных связей.

         Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

повышение мотивации учащихся при изучении биологии, наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы, простор для творческой и созидательной деятельности.

7. Возможность тиражирования.

 Данная тема представлена на школьном сайте  dubenki.edurm.ru

Считаю главным способом тиражирования накопленного опыта  –  это общение с коллегами на заседаниях методических объединений, семинарах-практикумах на различных уровнях, консультации, беседы.

  • Выступления на муниципальном уровне:

Августовский семинар учителей биологии Дубенского района «Использование компьютерных технологий на уроках биологии. Из опыта работы» - 2017 - 2018 уч. год.

Августовский семинар учителей биологии Дубенского района «Информационно-коммуникационные средства обучения биологии в школе» - 2018 - 2019 уч.год.

Августовский семинар учителей биологии Дубенского района «Активные формы обучения биологии» - 2019 - 2020 уч. год.

  • Проведение открытого урока на муниципальном  уровне:

16. 02. 2017 года на семинаре «Активные формы обучения биологии» провел нтегрированный урок по биологии – экологии на тему: «Биосфера – открытая система» для учителей биологии и экологии общеобразовательных школ Дубенского муниципального района.

 30.04.2018 году провёл открытый урок при участии депутата Государственного Собрания Республики Мордовия Раимова Рината Рафиковича на тему: «Вода – источник жизни на Земле».

 12.03.2019 году провёл открытый урок в рамках акции Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» на тему «Правильное питание – активное долголетие».

Публикация лучших материалов на сайтах:

 http://nsportal.ru/user

 infourok.ru

Публикация  в  районной газете «Новая жизнь» - Современный урок биологии в рамках введения ФГОС.

8) Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.

       В своей работе я стараюсь применять и другие не менее важные

элементы современных образовательных технологий.

Наименование технологии

Уровень использования

на уровне отдельных элементов

апробация в эксперимен-

тальном режиме

системное использование

(в течение нескольких лет)

1. Развивающее обучение 

Разработано  программно-методическое обеспечение

2. Проблемное обучение

Отдельные уроки по биологии

3. Технология исследовательского обучения

Разработаны уроки-исследования

по биологии

Системная работа с одаренными детьми над исследовательскими проектами

Участие школьников в школьных, муниципальных конкурсах исследовательских работ

4. Проектные методы учения

Реализация метода проектов на уроках биологии

6. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Разработаны урок-КВН, урок-игра, урок-соревнование

7. Здоровьесберегающие технологии

Системное использование на всех уроках

8. Информационно-коммуникационные технологии

Преподавание биологии с использованием мультимедиа

9. Тестовые технологии

Разработаны тесты по всем курсам биологии

   

        В процессе обучения предмету и  внеурочной деятельности я использую информационные технологии.

        Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источниками знаний. А сочетание света, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей (картины, карты, слайды, видеофрагменты, анимационные схемы и пр.) можно хранить в цифровом варианте  и при  необходимости выводить на большой экран.

       Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложности, интересы и др.

       Использование информационных технологий на уроках биологии позволили улучшить обработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, способствуют  развитию наглядно – образного  мышления – все эти перечисленные факторы ведут к эффективности обучения.

       Мои учащиеся успешно участвуют в Научно-исследовательских конференциях и компьютерная поддержка помогает им при защите их работ.

Компьютерная поддержка преподавания включает в себя использование новых информационных технологий во всех формах и на всех этапах обучения. Кабинет биологии имеет свой компьютер, проектор и интерактивную доску SMARTBoard, которые помогают учителям эффективнее проводить уроки.

         Результативность использования ИКТ: разработанные учителем учебно-методические и дидактические средства для учебно-воспитательного процесса.

        Мною разработаны и используются следующие электронные ресурсы:

электронная  картотека учебно-методического материала

компьютерные уроки-презентации.

        Мои авторские разработки применяют учителя биологии  на своих уроках.

       Постоянно участвуя  и выступая на муниципальных  семинарах, я обобщаю свой опыт работы по использованию новых информационных и коммуникативных технологий.

       В течение нескольких лет я работаю над проблемой  «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время». По данной проблеме я изучил, исследовал, разработал методики по  вышеперечисленным аспектам обучения биологии.

       В плане профессионального саморазвития на ближайшие 3 года я запланировал:

1. Разработать компьютерные уроки-презентации по разделу учебника 11 класса «Общие закономерности».

2. Разработать практические, развивающие задания для каждого урока по биологии в 5-11 классах.

3. Разработать элективные курсы  для 10-11 классов.

4. Разработать блок уроков по элективному курсу «Человек и его здоровье» с использованием компьютерных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...

инновационный педагогический опыт

«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение  речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...

Мой инновационный педагогический опыт.

Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....

Инновационный педагогический опыт

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...

Инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...