Открытый урок для 5 класса. "Тип Членистоногие."
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 5 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_tip_chlenistonogie.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тип Членистоногие.
1 урок- 40минут
Учитель: Марышева Екатерина Александровна(1 квалификационная категория, стаж 10 лет)
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный урок
Класс: 5
Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).
Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 5 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – история (история открытия микроскопа).
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ внешнего строения Ракообразных), использование полученного практического опыта.
Методы:
- наглядный
- словесный
- репродуктивный
- практический
- частично-поисковый
- проблемно-исследовательский
Формы организации урока:
- индивидуальная
- фронтальная
Конспект урока:
Цели урока:
Образовательные: 1. Обеспечить расширение знаний о биологической систематике
2. Формирование умения классифицировать представителей животного мира, выделять основные признаки таксонов.
3. Приобретение знаний о разнообразии представителей соответствующих классов, их роли в природе и жизни человека.
Развивающие: Создать у школьников условия развития:
- Исследовательской культуры: умения использовать научные методы познания (наблюдение, сравнительный анализ )
- логического мышления ( на основе сравнительного анализа, поиска причинно-следственных сведений.)
- элементов творческой деятельности
Воспитательные: Создать условия воспитания у школьников
- Желания и умения преодолевать трудности.
- Интересу самостоятельной познавательной деятельности.
- Объективной самооценки
Планируемые результаты: (предметные)
1. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности
2. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности
3. Ученик приобретает навыки безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности при использовании специального оборудования
4. Ученик получит возможность анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщить научную информацию, что послужит основной для формирования целостной научной картины мира
Личностные
- Ученик развивает способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию
- Ученик получит возможность вести диалог с преподавателем и достигать в нем взаимопонимания (т.е. сможет идентифицировать себя как полноправного субъекта общения)
- Ученик продолжит формировании основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
- Ученик продолжит формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
УУД: регулятивные УУД
- Совершенствование умения самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебы и познавательных задач
Коммуникативные УУД
- Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; Формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
- Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникативных технологий.
Познавательные УУД
- Развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить выводы, логическое рассуждение, умозаключение
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
- Развитие навыка смыслового чтения
- Развитие мотивации к овладению культурой активного поиска информации.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1 мин) | Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Постановка темы и цели урока.Здравствуйте, меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу урок биологии в вашем классе. | |
2.Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин) | Представим наш сегодняшний урок как путешествие в мир животных. А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (приложение №1) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. | |
3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. (5 мин) | На какие царства ученые делят живую природу? | бактерии, животные, растения, грибы, вирусы |
Какие из них относятся к одноклеточным? И почему? | бактерии, животные, растения, грибы ; состоят из одной клетки; Бактерии: кишечная палочка Животные: амеба, инфузория Растения: хламидомонада, хлорелла Грибы: дрожжи | |
Какие царства относят к многоклеточным? И почему? | растения, животные, грибы Имеют сложное строение, делятся на органы и системы органов | |
Чем отличаются царства растений от других многоклеточных организмов? | прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, способны производить органические в-ва | |
На какие группы делят растения? | одноклеточные, многоклеточные, водоросли, хвощи, мхи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные | |
Какое царство живых организмов самое многочисленное? | животных, распространены повсеместно | |
Какие группы животных выделяют учёные и почему? |
наличие или отсутствие позвоночника | |
А теперь давайте выполним задание 1 и 2 на маршрутном листе | ||
4. Актуализация учебного материала | Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить, о каком животном идет речь и таким образом мы определим тему нашего сегодняшнего занятия. Нашёл укрытие в цветке И в восемь глаз глядит. Заметив муху на листке, К ней восемь ног бежит. Его собратья сети ткут – Тончайшая работа. А он, как волк; то там, то тут – На мух идет охота! (паук) | Произносят название типа Членистоногие |
5. Изучение нового материала | Пауки относятся к типу Членистоногих. На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению данной группы животных! | |
Как вы считаете, почему данная группа животных называется членистоногие? | ноги имеют членистое строение | |
А знаете ли вы, какие животные относятся к этой группе? | приводят примеры | |
Может вы что-то знаете о этой группе животных? | высказывают своё мнение | |
Кто же входит в тип членистоногие? Это самая многочисленная группа животных на земле. Более 1 млн видов это 2/3 всех живущих на планете существ. Эти организмы освоили все среды жизни. Предками членистоногих были древние морские кольчатые черви. | ||
Для всех членистоногих характерно сегментированное тело, покрытое кутикулой. | ||
Как вы думаете, а что значит сегментировано? | наружный защитный покров | |
В основу покрова входит особое органическое веществово – хитин. Это углевод. При росте животных этот покров приходится сбрасывать, менять. Этот процесс называется линькой. Тело Членистоногих делится на 3 отдела: голова, грудь, брюшко. | ||
Членистоногие:
| Работа в маршрутных листках | |
6.Физкультминутка | А теперь ребята встали, Быстро руки все подняли, В стороны , вперед, назад Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело | |
7. Лабораторная работа. «Изучение внешнего строения Членистоногих на примере класса Ракообразные» | Цель: Изучить особенности строения класса Ракообразных на примере креветки. Оборудование: креветки, фильтровальная бумага, лупа, препаровальные иглы | Работа с приложением 2 |
1.Рассмотреть с помощью лупы креветку. Отметить цвет организма. 2.Рассмотреть конечностей. Наличие усиков. Отметить место прикрепления конечностей (головогрудь) 3. На рисунке креветки отметить головогрудь, брюшко, глаза, усики, конечности | Работа с раздаточным материалом. Заполнение маршрутных листов | |
8. Закрепление | Ребята. На доске появились названия классов, изучаемых сегодня организмов. На столах у вас имеются конверты с животными. Распределите животных по изучаемым сегодня классам Ракообразных, Паукообразных, насекомых | Работа с конвертами и доской |
9. Рефлексия. | Глухой телефончик. И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал … - Я удивился … - Теперь я умею … - Я хотел бы … | |
10. Домашнее задание (2 мин) | Для всех Параграф 18. Закрепить знания о Членистоногих | Записывают задание в дневник. |
Фамилия __________________ Имя ________________Класс______
Членистоногие
Задание 1.
№1. Определите принадлежность следующих организмов к определённому царству: Кишечная палочка, подосиновик, ель, водоросль, лиса, кальмар, карась, паук, молочнокислые бактерии, плесневые грибы, берёза.
№2. Распределите следующих животных по группам ( позвоночные или беспозвоночные). Белка, голубь, улитка, пчела, дельфин, осьминог, акула, дождевой червь. По каким признакам их делят на эти две группы?
Задание 2. Членистоногие
________________ _____________________
_____________________
Задание 3. Заполните таблицу.
№ | Название класса | Представители | Покров тела | Количество пар конечностей |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Задание 4. Практическая работа.
Цель: Изучить особенности строения класса Ракообразных на примере креветки.
Оборудование: креветки, фильтровальная бумага, лупа, препаровальные иглы.
ПЛАН РАБОТЫ:
1.Рассмотреть с помощью лупы креветку. Отметить цвет организма.
2.Рассмотреть конечностей. Наличие усиков. Отметить место прикрепления конечностей (головогрудь)
3. На рисунке креветки отметить головогрудь, брюшко, глаза, усики, конечности
Признак | Креветка |
Размеры тела | |
Части тела | |
Количество ходильных ног | |
Количество глаз | |
Количество усов | |
Образ жизни |
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения креветки.
Вывод.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....