Технологические карты уроков в 7 и 8 классах
план-конспект урока по биологии (7, 8 класс)
В материале даны подробные технологические карты уроков биологии по темам: "Птицы. Внешнее строение" (7 класс), "Класс Млекопитающие. Внешнее строение" (7 класс), "Внутренняя среда организма" (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подробное описание урока 7 класс | 53.49 КБ |
Дно подробное описание урока 7класс | 51.74 КБ |
описание урока биологии 8 класс | 46.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с дидактической структурой урока
«Класс птицы. Внешнее строение» (7 класс)
1. Ф.И.О. учителя:
2. Класс:7 Дата: 21.04.2018 № урока по п/п: 55 № урока в теме: 1 № урока по расписанию: 2
3. Тема урока: Класс птицы. Внешнее строение
4. Место (текущий) и значение (для формирования знаний отличительных особенностях птиц) урока в изучаемой теме: Класс птицы
5. Цель урока:
5.1. Создание условий для ознакомления с классом птиц, их особенностями и отличительными признаками, а также для овладения учениками учебными универсальными действиями
5.2. Предметные результаты обучения
Основные теоретические знания | Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
Знает принципы классификации, общие признаки класса птиц, особенности их внешнего строения, влияние окружающей среды на строение и образ жизни птиц | Различает по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляет отличительные признаки биологических объектов; Выделяет существенные признаки, характеризующие птиц как высокоорганизованных теплокровных позвоночных животных; Находит в тексте основные признаки птиц; Преобразует информацию в схему; Используетпонятия для доказательства принадлежности животных к классу птиц; Сравнивает различные живые объекты и находит сходства и различия; Выявляет примеры и раскрывает сущность приспособленности организмов к среде обитания; Предлагает план работы на уроке по выявлению признаков птиц; Учится основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее; Создает собственные устные сообщения о птицах на основе нескольких источников информации, сопровождая выступление презентацией. |
5.3.Метапредметные результаты обучения:
Личност- ные | Регуляти- вные | Познавательные УУД | Коммуника- тивные | ||
общеу- чебные | логиче- ские | постановка и решение проблемы | |||
развиваются познавательные потребности на основе интереса к изучению строения птиц, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, развивают умения слушать и слышать другое мнение | планирование, прогно-зирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуля-цию | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование. | формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | работает в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планирует совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы, аргументируют свою точку зрения, овладевают навыками выступлений перед аудиторией |
6. Дидактические задачи урока:
Образовательные | Способствовать получению обучающимися знаний об особенностях класса птиц |
Развивающие | Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи |
Воспитательные | Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным |
7. Тип урока: комбинированный
8. Дидактическая структура урока:
- организационный момент,
- проверка домашнего задания,
- изложение нового материала,
- его закрепление,
- задание на дом.
9. План изучения нового материала:
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы.
- Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
- Первичная проверка понимания
- Выявление нового затруднения
- Поиск выхода из затруднения
- Первичная проверка понимания
- Обобщение и закрепление
10. Учебно – методический комплекс:
- Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, фотографии
- Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): - лупа, лоток
- Оборудование, требующее специальной подготовки: - набор перьев
- Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска
- Вспомогательное оборудование: магнитная доска
- Дидактическое сопровождение:тексты, карточки, оценочные листы
- Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия, www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн
- Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Л.Н. Сухорукова В.С. Кучменко Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. УМК «Сфера».
- Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-
11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ
12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения), география (места обитания), экология (взаимосвязь животных с окружающей средой)
13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее – признаки типа и классов, влияние среды на строение организма
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) | Планируемые результаты обучения | Компоненты УМК | Деятельность | |||
предметные | метапред- метные (Р,К,П) | лично- стные | учителя | обучающихся | ||
Организованное начало урока (1 мин) | ||||||
Оргмомент |
| Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
| Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата | Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя. |
Проверка домашнего задания (2 минуты) | ||||||
1.Понятия и умения, выносимые на контроль | Знают особенности хордовых животных | П: Выделяют основные признаки биологических объектов | Слайд с изображением хордовых животных | Рассказывает: В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Задает вопрос:Какой тип животных мы сейчас изучаем? Каковы особенности данного типа? | Ребята слушают и отвечают: Тип хордовые. Наличие хорды (или позвоночника). Над хордой расположена нервная система, под хордой – пищеварительная система и сердце. | |
Изучение нового материала (30 минут) | ||||||
1.Актуализа-ция знаний | Знают основные признаки классов типа хордовые | П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства К: умеют оформлять свои мысли в устной форме | Слайды презентации, на которых изображены представители разных классов типа хордовых, c отдельными частями тела птиц . среди которых страус, пингвин, полярная сова, стриж, киви, утка | Предлагает задание « Узнай компонент» (представлены представители хордовых) | Ребята на каждом слайде находят часть тела, которая не характерна для данного животного и объясняют свой выбор. | |
2.Постановка проблемы. | Узнают класс птиц. Все ли птицы умеют летать? | П: постановка и формулиро-вание проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | На одном слайде страус, пингвин, полярная сова, стриж, киви, утка | Показывает на слайде «лишних» животных и задает вопрос: К какому классу можно их отнести и почему? Что их объединяет? Рассказывает: Птиц распространены по всему миру и встречаются на всех континентах и на большинстве существующих островов. Задает вопрос: Какие особенности класса вам известны? По каким признакам различаются изображенные виды птиц? | Ребята называют класс птиц. Отвечают, что все они имеют перьевой покров, крылья, клюв… Ребята затрудняются ответить о причинах распространения по всему миру. Размеры крыльев, места обитания, образ жизни, питание… | |
3.Постановка цели и задач урока.Построение проекта выхода из затруднения. | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование | Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает определить тему и цель урока. Задает вопросы: - Где мы с вами можем получить более подробную информацию о данных птицах? - Каким образом можно выявить общие черты? - Как лучше организовать работу, если на руках по одному описанию птицы? - Как будем оценивать эффективность работы групп? | Ребята обозначают тему «Внешнее строение класса птиц» и цель – выявить общие черты птиц. Ребята предлагают рассмотреть описания птиц из интернета или энциклопедий, и сравнить их между собой. Ребята предлагают поработать в группах. Каждой группе предлагают рассмотреть одного представителя класса птиц, найти его черты строения, а потом сравнить черты между собой. Оговаривают критерии для оценки выступления (желательно до 10 баллов, например: четкость, последовательность + отсутствие ошибок + хорошая речь + полнота ответа + бонус + правильно выбранные характеристики по 0,5 баллов за характеристику) | |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Выделяют отличительные признаки птиц | П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | Тексты с описанием страуса, пингвина, полярной совы, стрижа, утки набор карточек с характеристика-ми | Предлагает поработать в группах по следующему плану: Прочитайте данный вам текст. Выберите из предложенных карточек характеристики, относящиеся к вашему животному. | Ребята работают в группе, выбирая характеристики данного животного. | |
5.Первичная проверка понимания | Знают основные признаки класса птиц | П: анализ объек-тов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить К: владениемонологичес-кой и диалогической формами речи | Слайды с изображением необходимого животного, карточки, магнитная доска и магниты, слайды с эталоном ответов | Предлагает продемонстрировать результаты работы группы. Предлагает оценить работу группы, а в группе активность каждого участника. Предлагает сравнить характеристики животных и найти совпадения. Задает вопрос о том, что значат эти совпадения. | Выступает представитель от группы, развешивают характеристики данного животного на доске. Выставляют баллы в оценочном листе. Ребята находят обще черты и оговаривают, что совпадающие данные и являются особенностями класса птиц, по которым можно узнать их представителей. | |
6.Выявление нового затруднения | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить П: постановка и формулиро-вание проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Магнитная доска, карточки характеристики | Рассказывает: Одной из общих черт птиц является перьевой покров Задает вопрос: -Все ли перья одинаковые? Какова их роль (функция)? -За счет чего различные перья выполняют свою функцию? | Ребята отвечают, что перья у птиц разные – различаются по расположению, длине, внешнему виду, выполняют разную функцию – обогревают, обеспечивают полет. Это связано со строение перьев. | ||
7. Поиск выхода из затруднения | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование | Наборы перьев. | Предлагает выполнить практическую работу по инструкции «Особенности строения перьев птиц». | Ребята работают по инструкции, выполняя рисунки, выделяя отличительные особенности различных видов перьев, соотносят их с выполняемой функцией. | ||
8.Проверка понимания | Знают особенности строения перьев, исходя из их функций | П: сравнение, анализ К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Слайд с ответом | Предлагает сверить с эталоном и прокомментировать ошибки, оценить выполнение задания и выставить баллы. | Ребята сверяют с эталоном, комментируют и исправляют ошибки Баллы выставляют в ЛО. | |
Обобщение и закрепление нового материала (7 минут) | ||||||
1.Обобщение | Знают общие признаки класса птиц | П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние Р: коррекция | Предлагает вспомнить и записать характерные особенности в тетрадь в виде схемы-кластера и ответить на вопрос: С чем связаны различия в строении птиц? Предлагает сверить результаты | Зарисовывают схему в тетрадь, Отвечают: Различия связаны с образом жизни и местом обитания птиц. Сверяют схемы-кластеры | ||
2.Закрепле-ние | Выявите признаки класса птиц у археоптерикса | П: построение логической цепи рассуждений, доказательст-во | Самоопреде-ление | Задает вопрос: К какому классу вы отнесете это животное? Докажите свое мнение. | Отвечают, приводят признаки птиц | |
Диагностика результатов обучения (3 минут) | ||||||
1. Контроль усвоения (3 минуты) | Знают признаки классов типа хордовых | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Самоопреде-ление | Слайды с изображением разных частей тела представителей разных классов животных | Я предлагаю вам индивидуально проверить знание особенностей классов, решив небольшой тест. | Решают предложенный тест и выставляют баллы в лист самооценки, капитан команды проверяет правильность выставления. |
2.Рефлексия (2 минуты) |
| П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мыысли Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий | Смыслообра-зование | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает написать отзыв об уроке, начиная предложения с букв П- Т- И- Ц- Ы- Предлагает подсчитать баллы в оценочном листе и выставить отметку за урок | Ребята пишут отзыв и сдают учителю (желающие озвучивают свои отзывы) Выставляют отметку |
Организация домашнего задания (2 мин) | ||||||
1.Домашнее задание (1,5 минуты) | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Слайд с домашним заданием | Прочитайте п. ___ Докажите, что данное животное является птицей (1в - киви; 2в – цапля) Для желающих предлагаются сообщение «Самые необычные птицы» или нарисовать несуществующее, но принадлежащее классу птиц животных (привести доказательства принадлежности к классу). | Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы | ||
2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут) |
|
|
| Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня | Благодарят учителя за урок вставанием. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с дидактической структурой урока
«Класс млекопитающие. Внешнее строение» (7 класс)
1. Ф.И.О. учителя: Чернова Наталия Владиславовна
2. Класс:7 Дата: 21.03.2017 № урока по п/п: 55№ урока в теме: 1№ урока по расписанию: 2
3. Тема урока: Класс млекопитающие. Внешнее строение
4. Место (текущий) и значение(для формирования знаний отличительных особенностях млекопитающих животных) урока в изучаемой теме:Класс млекопитающих
5. Цель урока:
5.1. Создание условий для ознакомления с классом млекопитающие, их особенностями и отличительными признаками, а также для овладения учениками учебными универсальными действиями
5.2. Предметные результаты обучения
Основные теоретические знания | Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
Знает принципы классификации, общие признаки класса млекопитающих, особенности их внешнего строения, влияние окружающей среды на строение и образ жизни животных | Различает по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляет отличительные признаки биологических объектов; Выделяет существенные признаки, характеризующие млекопитающих как высокоорганизованных теплокровных позвоночных животных; Находит в тексте основные признаки млекопитающих животных; Преобразует информацию в схему; Используетпонятия для доказательства принадлежности животных к классу млекопитающих; Сравнивает различные живые объекты и находит сходства и различия; Выявляет примеры и раскрывает сущность приспособленности организмов к среде обитания; Предлагаетплан работы на уроке по выявлению признаков млекопитающих животных; Учится основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее; Создает собственные устные сообщения о животных на основе нескольких источников информации, сопровождая выступление презентацией. |
5.3.Метапредметные результаты обучения:
Личност- ные | Регуляти- вные | Познавательные УУД | Коммуника- тивные | ||
общеу- чебные | логиче- ские | постановка и решение проблемы | |||
развиваются познавательные потребности на основе интереса к изучению строения зверей, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, развивают умения слушать и слышать другое мнение | планирование, прогно-зирование,оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуля-цию | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;постановка и формулирование проблемы; моделирование; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование. | формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | работает в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планирует совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы, аргументируют свою точку зрения, овладевают навыками выступлений перед аудиторией |
6. Дидактические задачи урока:
Образовательные | Способствовать получению обучающимися знаний об особенностях класса млекопитающих |
Развивающие | Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи |
Воспитательные | Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным |
7. Тип урока: комбинированный
8. Дидактическая структура урока:
- организационный момент,
- проверка домашнего задания,
- изложение нового материала,
- его закрепление,
- задание на дом.
9. План изучения нового материала:
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы.
- Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
- Первичная проверка понимания
- Выявление нового затруднения
- Поиск выхода из затруднения
- Первичная проверка понимания
- Обобщение и закрепление
10. Учебно – методический комплекс:
- Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, фотографии
- Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): -
- Оборудование, требующее специальной подготовки: -
- Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска
- Вспомогательное оборудование: магнитная доска
- Дидактическое сопровождение:тексты, карточки, оценочные листы
- Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия, www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн
- Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова Биология. Учебник для 7 класса. Линия «Ракурс».
- Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-
11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ
12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения):география (места обитания), экология(взаимосвязь животных с окружающей средой)
13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее – признаки типа и классов, влияние среды на строение организма
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) | Планируемые результаты обучения | Компоненты УМК | Деятельность | |||
предметные | метапред- метные (Р,К,П) | лично- стные | учителя | обучающихся | ||
Организованное начало урока (1 мин) | ||||||
Оргмомент |
| Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
| Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата | Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя. |
Проверка домашнего задания (2 минуты) | ||||||
1.Понятия и умения, выносимые на контроль | Знают особенности хордовых животных | П: Выделяют основные признаки биологических объектов | Слайд с изображением хордовых животных | Рассказывает: В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Задает вопрос:Какой тип животных мы сейчас изучаем? Каковы особенности данного типа? | Ребята слушают и отвечают: Тип хордовые. Наличие хорды (или позвоночника). Над хордой расположена нервная система, под хордой – пищеварительная система и сердце. | |
Изучение нового материала (30 минут) | ||||||
1.Актуализа-ция знаний | Знают основные признаки классов типа хордовые | П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства К: умеют оформлять свои мысли в устной форме | Слайды презентации, на которых изображены представители разных классов типа хордовых, среди которых крот, дельфин, летучая мышь, волк | Предлагает задание «Четвертый лишний» (представлены представители хордовых) | Ребята на каждом слайде находят лишнее животное и объясняют свой выбор. | |
2.Постановка проблемы. | Узнают класс млекопитаю-щих, называют смысл слова «млекопита-ющие» | П: постановка и формулиро-вание проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | На одном слайде крот, дельфин, летучая мышь, волк | Показывает на слайде «лишних» животных и задает вопрос: К какому классу можно их отнести и почему? Что их объединяет? Рассказывает: Млекопитающие распространены по всему миру и встречаются на всех континентах, во всех океанах и на большинстве существующих островов. Задает вопрос:В каких средах живут млекопитающие? Какие особенности класса вам известны? | Ребята называют класс млекопитающих. Отвечают, что все они выкармливают своих детенышей молоком. Ребята затрудняются ответить. Отвечают: В наземно-воздушной, почвенной и водной | |
3.Постановка цели и задач урока.Построение проекта выхода из затруднения. | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование | Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает определить тему и цель урока. Задает вопросы: - Где мы с вами можем получить более подробную информацию о данных животных? - Каким образом можно выявить общие черты? - Как лучше организовать работу, если на руках по одному описанию животного? - Как будем оценивать эффективность работы групп? | Ребята обозначают тему «Внешнее строение класса млекопитающих»и цель – выявить общие черты млекопитающих. Ребята предлагают рассмотреть описания животных из интернета или энциклопедий, и сравнить их между собой. Ребята предлагают поработать в группах. Каждой группе предлагают рассмотреть одного животного, найти его черты строения, а потом сравнить черты между собой. Оговаривают критерии для оценки выступления (желательно до 10 баллов, например: четкость, последовательность + отсутствие ошибок + хорошая речь + полнота ответа + бонус + правильно выбранные характеристики по 0,5 баллов за характеристику) | |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Выделяют отличительные признаки животных | П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболееэффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | Тексты с описанием крота, дельфина, летучей мыши и волка, набор карточек с характеристика-ми | Предлагает поработать в группах по следующему плану: Прочитайте данный вам текст. Выберите из предложенных карточек характеристики, относящиеся к вашему животному. | Ребята работают в группе, выбирая характеристики данного животного. | |
5.Первичная проверка понимания | Знают основные признаки класса млекопитаю-щих | П: анализ объек-тов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить К: владениемонологичес-кой и диалогической формами речи | Слайды с изображением необходимого животного, карточки, магнитная доска и магниты, слайды с эталоном ответов | Предлагает продемонстрировать результаты работы группы. Предлагает оценить работу группы, а в группе активность каждого участника. Предлагает сравнить характеристики животных и найти совпадения. Задает вопрос о том, что значат эти совпадения. | Выступает представитель от группы, развешивают характеристики данного животного на доске. Выставляют баллы в оценочном листе. Ребята находят обще черты и оговаривают, что совпадающие данные и являются особенностями класса млекопитающих животных, по которым можно узнать их представителей. | |
6.Выявление нового затруднения | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить П: постановка и формулиро-вание проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Магнитная доска, карточки характеристики | Рассказывает: Одной из общих черт млекопитающих является теплокровность. Задает вопрос: -Что такое теплокровность? Что она дает? -За счет чего во внешнем строении поддерживается постоянная температура тела? | Ребята отвечают, что теплокровность – это способность поддерживать температуру на постоянном уровне, которая позволяет быть активными круглый год и жить в разных средах. Она связана со строением кожи | ||
7. Поиск выхода из затруднения | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование | Карточки с изображением кожи и текст к ней | Предлагает заполнить пробелы в рисунке «Строение кожи млекопитающих», используя текст. | Ребята работают по тексту, вписывая недостающие термины на рисунке. | ||
8.Проверка понимания | Знают особенности строения кожи млекопитаю-щих, исходя из ее функций | П: сравнение, анализ К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Слайд с ответом | Предлагает сверить с эталоном и прокомментировать ошибки, оценить выполнение задания и выставить баллы. | Ребята сверяют с эталоном, комментируют и исправляют ошибки Баллы выставляют в ЛО. | |
Обобщение и закрепление нового материала (7 минут) | ||||||
1.Обобщение | Знают общие признаки класса млекопитаю-щих | П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние Р: коррекция | Предлагает вспомнить и записать характерные особенности в тетрадь в виде схемы-кластераи ответить на вопрос: С чем связаны различия в строении млекопитающих? Предлагает сверить результаты | Зарисовывают схему в тетрадь, Отвечают: Различия связаны с образом жизни и средой обитания млекопитающих Сверяют схемы-кластеры | ||
2.Закрепле-ние | Доказывают принадлеж-ность человека к классу млекопитаю-щих | П: построение логической цепи рассуждений, доказательст-во | Самоопреде-ление | Задает вопрос: К какому классу вы отнесете себя? Докажите свое мнение. | Отвечают, приводят признаки млекопитающих животных | |
Диагностика результатов обучения (3 минут) | ||||||
1. Контроль усвоения (3 минуты) | Знают признаки классов типа хордовых | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Самоопреде-ление | Слайды с изображением разных частей тела представителей разных классов животных | Я предлагаю вам индивидуально проверить знание особенностей классов, решив небольшой тест. Из выбранных букв составьте слово. Это второе название класса млекопитающих. | Решают предложенный тест и выставляют баллы в лист самооценки, капитан команды проверяет правильность выставления. |
2.Рефлексия (2 минуты) |
| П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мыысли Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий | Смыслообра-зование | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает написать отзыв об уроке, начиная предложения с букв З- В- Е- Р- И- Предлагает подсчитать баллы в оценочном листе и выставить отметку за урок | Ребята пишут отзыв и сдают учителю (желающие озвучивают свои отзывы) Выставляют отметку |
Организация домашнего задания (2 мин) | ||||||
1.Домашнее задание (1,5 минуты) | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Слайд с домашним заданием | Прочитайте п. 48 Докажите, что данное животное является млекопитающим животным (1в - броненосец; 2в – тюлень) Для желающих предлагаются сообщение «Странная внешность млекопитающих» или нарисовать несуществующее, но млекопитающее животное (привести доказательства принадлежности к классу). | Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы | ||
2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут) |
|
|
| Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня | Благодарят учителя за урок вставанием. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с дидактической структурой урока
«Внутренняя среда организма» (8 класс)
1. Ф.И.О. учителя: Дроздова Л.А., Ярошенко А.Ф.
2. Класс:8 Дата: _________№ урока по п/п: 14 № урока в теме: 1 № урока по расписанию: 2
3. Тема урока: Внутренняя среда организма человека.
4. Место (текущий) и значение (для формирования знаний отличительных особенностях внутренней среды организма человека) урока в изучаемой теме: Кровь и кровообращение
5. Цель урока:
5.1. Создание условий для ознакомления с составом внутренней среды, ее особенностями и свойствами, а также для овладения учениками учебными универсальными действиями
5.2. Предметные результаты обучения
Основные теоретические знания | Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
Знает состав внутренней среды, ее свойства, взаимосвязь компонентов, особенности строения и функции крови. | Различает компоненты внутренней среды, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляет отличительные признаки биологических объектов; Выделяет существенные признаки, характеризующие компоненты крови в соответствии с их функциями, как разновидности соединительной ткани. Находит в тексте основные характеристики форменных элементов крови; Преобразует информацию в схему; Использует понятия для доказательства принадлежности крови к типу соединительных тканей; Сравнивает различные форменные элементы и находит сходства и различия; Выявляет примеры и раскрывает сущность приспособленности форменных элементов к выполняемым функциям; Предлагает план работы на уроке по выявлению особенностей внутренней среды, форменных элементов крови; Учится основам исследовательской деятельности по изучению строения клеток крови, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее; Создает собственные устные сообщения о роли форменных элементов крови на основе нескольких источников информации, сопровождая выступление презентацией. |
5.3.Метапредметные результаты обучения:
Личност- ные | Регуляти- вные | Познавательные УУД | Коммуника- тивные | ||
общеу- чебные | логиче- ские | постановка и решение проблемы | |||
развиваются познавательные потребности на основе интереса к изучению строения внутренней среды, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к человеку, происходит осознание необходимости бережного отношения к здоровому образу жизни, развивают умения слушать и слышать другое мнение | планирование, прогно-зирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуля-цию | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование. | формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | работает в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и выполняемой функции внутренней среды, планирует совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы, аргументируют свою точку зрения, овладевают навыками выступлений перед аудиторией |
6. Дидактические задачи урока:
Образовательные | Способствовать получению обучающимися знаний об особенностях внутренней среды организма человека |
Развивающие | Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи |
Воспитательные | Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к здоровью, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к человеку |
7. Тип урока: комбинированный
8. Дидактическая структура урока:
- организационный момент,
- проверка домашнего задания,
- изложение нового материала,
- его закрепление,
- задание на дом.
9. План изучения нового материала:
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы.
- Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
- Первичная проверка понимания
- Выявление нового затруднения
- Поиск выхода из затруднения
- Первичная проверка понимания
- Обобщение и закрепление
10. Учебно – методический комплекс:
- Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, фотографии
- Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): - микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы
- Оборудование, требующее специальной подготовки: - микроскопы
- Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска
- Вспомогательное оборудование: магнитная доска
- Дидактическое сопровождение: тексты, карточки, оценочные листы
- Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия, www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн
- Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология. Человек, 8 класс.Вентана-Граф, М., 2014
- Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-
11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ
12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения ), экология(здоровый образ жизни человека), физика (транспорт через полупроницаемые мембраны)
13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, связь строения и функций, влияние среды на организм человека
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) | Планируемые результаты обучения | Компоненты УМК | Деятельность | |||
предметные | метапред- метные (Р,К,П) | лично- стные | учителя | обучающихся | ||
Организованное начало урока (1 мин) | ||||||
Оргмомент |
| Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
| Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата | Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя. |
Проверка домашнего задания (2 минуты) | ||||||
1.Понятия и умения, выносимые на контроль | Знают особенности опорно-двигательной системы человека как представителя типа Хордовых, класса Млекопитающих, отряда Приматы | П: Выделяют основные признаки ОПДС | Слайд с изображением ОПДС | Рассказывает: Особенности ОПДС человека в связи с прямохождением Задает вопрос: Каковы эти особенности? | Ребята слушают и отвечают: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, плоская грудная клетка, массивные нижние конечности, широкий таз. | |
Изучение нового материала (30 минут) | ||||||
1.Актуализа-ция знаний | Знают разновидности соединительной ткани | П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства К: умеют оформлять свои мысли в устной форме | Слайды презентации, на которых изображены разные типы тканей с одной лишней(разновидностью соединительной) | Предлагает задание «Четвертый лишний» ( представлены разновидности тканей) | Ребята на каждом слайде находят лишнее изображение и объясняют свой выбор. | |
2.Постановка проблемы. | Узнают кровь как вид соединительной ткани | П: постановка и формулиро-вание проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | На одном слайде кровь, костная ткань, жировая ткань, хрящевая ткань | Показывает на слайде «лишние» изображения и задает вопрос: К какому типу тканей относятся? Что их объединяет? Задает вопрос: эти ткани контактируют с окружающей средой? А с какой средой контактируют? Задает вопрос: Как связаны между собой компоненты внутренней среды? | Ребята называют соединительную ткань Отвечают, что клетки расположены отдельно друг от друга, с большим количеством межклеточного вещества Отвечают: нет. внутренней
Отвечают: О взаимосвязи компонентов внутренней среды, выстраивая логическую цепочку. | |
3.Постановка цели и задач урока.Построение проекта выхода из затруднения. | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование | Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает определить тему и цель урока. Задает вопросы:
- Каким образом можно выявить общие черты компонентов? - Как лучше организовать работу, если на руках по одному информационному тексту о компоненте внутренней среды? - Как будем оценивать эффективность работы групп? | Ребята обозначают тему « Внутренняя среда организма»и цель – выявить особенности и свойства внутренней среды и ее компонентов Ребята предлагают рассмотреть каждый компонент из интернета или энциклопедий, и сравнить их между собой. Ребята предлагают поработать в группах. Каждой группе предлагают один компонент, найти его черты строения, а потом сравнить черты между собой. Оговаривают критерии для оценки выступления (желательно до 10 баллов, например: четкость, последовательность + отсутствие ошибок + хорошая речь + полнота ответа + бонус + правильно выбранные характеристики по 0,5 баллов за характеристику) | |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Выделяют отличительные признаки каждого компонента внутренней среды | П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболееэффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | Тексты с описанием крови, лимфы, тканевой жидкости, набор карточек с характеристика-ми | Предлагает поработать в группах по следующему плану: Прочитайте данный вам текст. Выберите из предложенных карточек характеристики, относящиеся к вашему компоненту. | Ребята работают в группе, выбирая характеристики данного компонента. | |
5.Первичная проверка понимания | Знают основные признаки внутренней среды | П: анализ объек-тов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить К: владением монологичес-кой и диалогической формами речи | Слайды с изображением необходимого компонента, карточки, магнитная доска и магниты, слайды с эталоном ответов | Предлагает продемонстрировать результаты работы группы. Предлагает оценить работу группы, а в группе активность каждого участника. Предлагает сравнить характеристики компонентов и найти совпадения. Задает вопрос о том, что значат эти совпадения. | Выступает представитель от группы, развешивают характеристики данного компонента на доске. Выставляют баллы в оценочном листе. Ребята находят обще черты и оговаривают, что совпадающие данные и являются особенностями внутренней среды, по которым можно узнать ее компоненты. | |
6.Выявление нового затруднения | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить П: постановка и формулиро-вание проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Магнитная доска, карточки характеристики | Особой разновидностью соединительной ткани является кровь. Кто обращал внимание на листок с анализом крови? Задает вопрос: - Что входит в состав крови?, Какую функцию она выполняет? Каждой группе дается задание по по заполнению таблицы с характеристикой одного форменного элемента. - Что обеспечивает выполнение этих функций? Трудность: Что обеспечивает эритроцитам выполнять свою функцию? | Ребята отвечают, что в состав крови входит плазма крови и форменные элементы: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Функции: газообмен, свертывание крови, защита. Предположение: клетки имеют особое строение.
| ||
7. Поиск выхода из затруднения | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование | Слайд с изображением эритроцитов лягушки и человека | Предлагает выполнить лабораторную работу: «Сравнение строения эритроцитов лягушки и человека» | Ребята работают по инструкции, выполняя рисунки и заполняя сравнительную таблицу | ||
8.Проверка понимания | Знают особенности строения клеток крови и их функций | П: сравнение, анализ К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Слайд с ответом | Предлагает сверить с эталоном и прокомментировать ошибки, оценить выполнение задания и выставить баллы. | Ребята сверяют с эталоном, комментируют и исправляют ошибки Баллы выставляют в ЛО. | |
Обобщение и закрепление нового материала (7 минут) | ||||||
1.Обобщение | Знают состав внутренней среды организма человека, строение и функции крови | П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние Р: коррекция | Предлагает вспомнить и заполнить схему «Состав крови»( более сложный вариант «Состав внутренней среды»)_ в тетрадь в виде схемы-кластера Предлагает сверить результаты | Зарисовывают схему в тетрадь,
Сверяют схемы-кластеры | ||
2.Закрепле-ние | Доказывают взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови. | П: построение логической цепи рассуждений, доказательст-во | Самоопреде-ление | Задает вопрос: Как выполняемая функция связана со строением форменных элементов? | Отвечают, приводят доказательства связи строения с функцией | |
Диагностика результатов обучения (3 минут) | ||||||
1. Контроль усвоения (3 минуты) | Знают признаки форменных элементов | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Самоопреде-ление | Слайды с изображением разных форменных элементов | Я предлагаю вам индивидуально проверить знание особенностей внутренней среды, решив небольшой тест. Из выбранных букв составьте слово. Это второе название свойства внутренней среды (гомеостаз) | Решают предложенный тест и выставляют баллы в лист самооценки, капитан команды проверяет правильность выставления. |
2.Рефлексия (2 минуты) |
| П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мыысли Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий | Смыслообра-зование | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает написать отзыв об уроке, начиная предложения с букв Л- И- М- Ф- А- Предлагает подсчитать баллы в оценочном листе и выставить отметку за урок | Ребята пишут отзыв и сдают учителю (желающие озвучивают свои отзывы) Выставляют отметку |
Организация домашнего задания (2 мин) | ||||||
1.Домашнее задание (1,5 минуты) | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Слайд с домашним заданием | Прочитайте п. 14 Докажите, что строение эритроцитов позволяет выявить общую закономерность организации структур организма человека. Для желающих предлагаются сообщения по выбору на данную тему | Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы | ||
2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут) |
|
|
| Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня | Благодарят учителя за урок вставанием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...