Технологическая карта урока.
учебно-методический материал по биологии

Урнышева Вера Михаловна

5 класс. Биология. "Биология - наукка о живой природе". М.К. И.Н.Пономаревой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._biologiya_5_klass.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Урнышева В.М.

Раздел 1. Биология – наука о живой природе

5 класс /линия Пономаревой И.Н./

Тема урока  Наука о живой природе.

Задачи урока.

Образовательная: иметь представление о многообразии живых организмов, области распространения жизни и роли биологических знаний в жизни человека.

развивающая развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.

воспитательная: формирование навыков группового взаимодействия в процессе учебной деятельности

Тип урока урок «открытия» нового знания

Форма проведения индивидуальная, фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы и приемы обучения частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

 Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; мультимедийная презентация;

 Дидактические материалы и оборудование: презентация, таблица.

Планируемые результаты:

Предметные: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работе , учащиеся знакомятся с  пониманем, что биология – наука о живых организмах; интерес к изучению биологических наук и объектов.

Метапредметные: Познавательные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать в живой природе; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности живых  организмов в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернете и интерпретировать ее; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; обмениваться мнениями в паре, находить ответы на вопросы;  регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников

Личностные: самоопределение:  учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности живых организмов; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к живым организмам и их охрана.

План урока

Этап урока (указать название этапа)

Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)

Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

(УУД)

Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока)

Актуализация прежних знаний

1. Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

Ученик:

1.Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике.

 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Метапредметные УУД: целеполагание – формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно

Частично-поисковый

Проблемный

Формирование новых понятий и способов действия

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

5) Вопросы:

1.Что такое биология?

2.Назовите тему нашего урока.

3.Сформулируйте цель урока.

Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника

6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7

Физкультминутка:

Проводит релаксационные упражнения

8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Учащиеся по очереди объявляют ответы.

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах  (см.приложение № 1)

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю.

Биология – это наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя, составляют клайстера «Биологические дисциплины»

Читают текст, выписывают понятия в тетрадь. Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

Выполняют упражнения

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см.приложение № 1)

Предметные умения:  учащиеся знакомятся с  пониманем, что биология – наука о живых организмах; интерес к изучению биологических наук и объектов.

Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные – используют приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию; формулируют проблему, коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно используют речевые

средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; отвечают на поставленные вопросы, работают с текстом параграфа и его компонентами;

наглядный: просмотр презентации

Частично-поисковый

Работа в группах

Работа в парах

Игровой прием

Наблюдение

Формирование умений и навыков

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Экология – это…, Биосфера - это ….
Биология – это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся выполняют упражнение.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см.приложение № 1)

Личностные умения: самоопределение – владеют коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, владеют адекватной позитивной самооценкой

Метапредметные УУД: целеполагание - осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Личностные умения: самоопределение-

владеют адекватной позитивной самооценкой

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Домашнее задание

В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.

В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5

Дополнительно узнать об одной  из биологических наук больше, чем сказано в учебнике, записать коротко 3-5 предложений в тетрадь о ней. Можно сделать зарисовки, найти фотографии, сделать компьютерную презентацию

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Предметные:

используют приобретенные знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними

Личностные:

проявление

любознательности, интереса к изучению природы

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...