Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии
статья по биологии (7, 8 класс)
Статья на тему: "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_aktivatsii_myshleniya_i_pamyati.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности активации мышления и памяти
незрячих обучающихся на уроках биологии.
Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение незрячих детей, анализ состояния их знаний и практических умений даёт основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство незрячих детей достигают высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учёбе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.
Известно, что незрячие люди воспринимают окружающую действительность с помощью осязательного восприятия. Различные осязательные ощущения воспринимаются нервными окончаниями кожи и слизистых оболочек и передаются в кору головного мозга Наибольшие размеры в коре головного мозга имеет отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Это объясняется тем, что рука связана с познавательной и трудовой деятельностью человека. Со времён И.М. Сеченова среди физиологов и психологов утвердился взгляд на общность осязания и зрения.
И.М. Сеченов писал, что осязательное определение мало, чем отличается от зрительного. С помощью осязающей руки дети с нарушением зрения могут обмерить предмет, определить форму, сравнить с другим предметом, выделяя пространственные свойства.
Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.”
Наглядность играет огромную роль для незрячих детей. С помощью наглядных пособий незрячие дети лучше запоминают материал, делают маленькие открытия, размышляют . При изучении темы «Класс птицы» уч-ся 7–г класса предложила чучела разных птиц (орлик, ласточку, утку крякву). Дети изучили их внешнее строение , размеры и сделали вывод , что птицы имеют разный клюв ,размеры и конечности в зависимости от места обитания, питания. На этом же уроке провожу Л.Р. «Строение пера». Перед проведением лабораторной работы, ставлю поисковые вопросы создаю проблемную ситуацию, что заставляет учащихся сопоставлять факты и искать объяснение увиденному.
Вопросы следующие: Какое значение имеют перья для птиц?
Все ли перья на теле одной птицы одинаковы?
Отличается перьевой покров птиц летом и зимой или нет?
Ребята не всегда правильно отвечают на поставленные вопросы. Тогда предлагаю им разные перья (контурные, пуховые, покровные) и в ходе Л.Р. все вопросы решаются.
Например, в 8 классе в теме: «Зависимость работы мышц от частоты ритма сокращений» перед классом ставятся вопросы: «Кто утомляется быстрее, человек, который идёт пешком несколько остановок или тот, который неподвижно стоит на остановке, в ожидании автобуса? Почему?» или «Почему у альпиниста после длительных переходов устают плечи, а не ноги?» Создание подобных проблемных ситуаций при постановке и демонстрации опытов и решение познавательных задач активизирует познавательную деятельность учащихся, приучает их к самостоятельному поиску знаний, вызывает интерес к изучаемому предмету.
Мышление является обобщённым и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей степенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Чувственное познание является базой мышления. Опосредование мышления идёт путём знания и слова, без которого мышление не существует.
Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Поэтому необходимо развивать познавательную деятельность слепых и слабовидящих учащихся.
Следующий важный момент управления - контроль над процессом обучения и его коррекция. Школьная биология важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растениям, человеку как удивительному и бесценному вселяет в сердце школьника добро и милосердие, без чего нет личности, нет человека. С потребностью познания человек рождается. Познавательную потребность с самого детства надо поддерживать, укреплять, развивать. Если это не делается, то познавательная потребность искажается, превращается в развлекательную потребность. Поэтому надо создавать необходимые условия максимального развития ребёнка. Лишь на фоне “умственной радости” может развиваться познавательная способность.
Речь, конечно, в первую очередь идёт о внимании, которое без всякого преувеличения можно назвать началом всех начал умственного развития. Надо чтобы ребёнок овладел навыками произвольного внимания.
Следующее важное условие укрепления познавательной потребности - развитие памяти. Развитие познавательной деятельности на этапе практических действий имеет огромное значение, так как воспринимаемый объект находится в динамическом состоянии. Это в свою очередь предполагает необходимость тонких чувственных различий, осуществление которых требует включения в познавательный процесс мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза.
Одним из основных приёмов педагогического мастерства учителя становится его умение организовать самостоятельную деятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания. Приобретение умений и навыков по самостоятельному усвоению знаний наиболее эффективно формируется у учащихся:
В процессе выполнения ими различных работ с раздаточным материалом.
При наблюдении за растениями и животными в естественных условиях
При самонаблюдении в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, в ходе постановки опытов, при проведении лабораторных работ.
Особенно эффективным приёмом является создание проблемной ситуации, когда для решения поставленной проблемы уч-ся должны активно мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
Чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше усвоение программного материала. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интерес к изучаемому предмету.
Большую помощь по выявлению и закреплению знаний уч-ся могут оказать различного рода дидактические карточки с заданиями, дающие за короткое время выявить усвоение изученного материала, как отдельными учениками, так и в целом. Карточки-задания могут быть различными по форме и содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии
Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием современной открытой образовательной технологии – технологии...
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»
Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...
Особенности восприятия, мышления и памяти детей дошкольного возраста
В данном докладе речь пойдет о психологических особенностях познавательных процессов в период дошкольного возраста...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...
Доклад на тему "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии".
Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Зол...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...