Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Землякова Галина Михайловна
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков  учащихся на уроках биологии».

Содержание

Введение

І «Технология развития критического мышления» как общепедагогическая технология

1.1  Основные особенности, цели, задачи «Технологии  развития критического мышления»

1.2  Приёмы «Технологии развития критического мышления»

ІІ Основные общеучебные умения и навыки учащихся

2.1 Классификация общеучебных умений и навыков

2.2 Приемы и методы технологии критического мышления для формирования общеучебных  умений и навыков учащихся.

ІІІ Опытно-экспериментальная работа

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Актуальность: педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное формирование общеучебных умений и навыков ученика.

Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники биологии  либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся, либо перегружены фактическим материалом

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся,  не всегда могут ответить на поставленный вопрос.

        Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов  и методов технологии критического мышления.

В соответствии с темой были определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

Объектом моего исследования является процесс преподавания биологии, а предметом - применение технологии критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

Цель:

    Создание условий для формирования общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии через использование элементов
технологии развития критического мышления.

Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить методическую и педагогическую  литературу по теме исследования;

    2. Применять приемы технологии развития критического мышления на уроках биологии;

    3. Проанализировать результативность обучения с использованием    технологии развития критического мышления;

  1. Подготовить методические и дидактические материалы для использования в учебном процессе.

Была выдвинута гипотеза: если на уроках биологии   в  школе использовать методы и приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ), то учащиеся будут самостоятельно систематизировать новый материал, активно работать с информацией, системно мыслить,  рассматривать объект в целостности связей и характеристик, будут активно развиваться творческие способности учеников.

Методы:

  • Изучение педагогической и методической литературы
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Анализ продуктов деятельности учащихся
  • Педагогический эксперимент

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей биологии

І  «Технология развития критического мышления» как общепедагогическая технология

В данной главе необходимо рассмотреть понятие педагогической технологии и выявить особенности технологии «развития критического мышления»: ее цели, задачи, методы и приемы.

1.1  Основные особенности, цели, задачи «Технологии  развития критического мышления»

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?  Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

        -        не объем знаний или количество информации является целью образования,
а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим
способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

        -        не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое
рождается в процессе обучения;

        -        коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

В        технологии          критического        мышления        выделяются социокультурный, технологический и методический аспекты.

Социокультурный аспект - основой его является идея нравственного воспитания граждан открытого общества. Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем, учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Технологический аспект - основу составляет модель из трех стадий: вызов - осмысление - рефлексия.

В методическом аспекте - технология включает совокупность методик, включающих  приемы  по  видам учебной деятельности не  зависимо     от предметного содержания. Базовая модель технологии критического мышления состоит из трех стадий:

  • вызов - постановка задач
  • осмысление - изучение нового материала
  • рефлексия - закрепление, обобщение

Выделяют следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления».

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации[1].

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.[2]

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

1.2  Приёмы «Технологии развития критического мышления»

Формы урока «Технологии развития критического мышления» отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.[3]

Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

1) ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

2) Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

3) Групповая дискуссия.

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

4) Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.

5) Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

6) Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

7) «Продвинутая лекция».

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

8) Эссе.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

10) Перепутанные логические цепочки.

В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

11) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

12) Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.[4]

13) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

ІІ Основные общеучебные умения и навыки учащихся

2.1 Классификация общеучебных умений и навыков

Однозначная классификация ОУУН в психолого-педагогической литературе отсутствует. Нет не только четкого определения понятию "общие учебные умения и навыки", но и существуют разногласия в их наименованиях. Их называют "специальные умения", "надпредметные умения", “метапредметные умения и навыки”, "универсальные способы получения и применения знаний", "базовые умения учебной деятельности", "первичные умения", "способы учения", "обобщенные умения", "навыки учебного труда" и т. д. (А.А.Боброва, Б.М.Богоявленский, В.А.Кулько, Н.А.Менчинскоя, А.В.Усова, Т.Д.Цехмистрова, Г.И.Щукина, Н.А.Лошкарева, Ю.К.Бабанский и др.).

Лошкарёва Н.А. классифицировала   общеучебные умения  на  четыре группы: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные (учебно-логические) и учебно-коммуникативные умения).

Сейчас чаще всего используют термин «универсальные учебные действия».

 В новых стандартах образования учебные умения разделены на два блока: универсальные и предметные. Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные действия, стимулирующие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных областях познания. Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре блока:

  • личностные  
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

         

Сформированные мыслительные операции или учебно-логические (инструментальные) умения и навыки (УЛУН)  являются основой для формирования учебно - информационных (ориентировочных) умений и навыков (УИУН).

Классификатор ОУУН

1. Учебно-информационные умения (поиск, переработка, использование информации)

1.1. Умения поиска и отбора необходимой информации (библиографическая грамотность)

1.2. Умения первичной обработки информации.

1.2.1. Умения свертывания информации.

1.2.2. Умения развертывания информации:

1.3. Умения последующей обработки и использования информации

1.3.1. Умения перевода текста в другой вид информации.

1.3.2. Умения критического осмысления информации.

1.3.3. Умения творческой переработки текста.

1.4. Умения переработки информации с использованием различных каналов восприятия (модальностей)

2. Учебно-логические (Учебно-интеллектуальные) умения (владение методами познавательной деятельности, решение известных и неизвестных познавательных задач)

3. Учебно-организационные умения (планирование, организация, контроль, регулирование, анализ деятельности, целеполагание, деятельность, рефлексия, самооценка, самоконтроль, самообразование, саморазвитие)

4. Учебно-коммуникативные умения (обмен и передача информации, сотрудничество, сотворчество, общение)

5. Учебно-технологические умения (компьютерная грамотность)

2.2 Приемы и методы технологии критического мышления для формирования общеучебных  умений и навыков учащихся.

         Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей.

Технология состоит из трех фаз:

Вызов – Реализация смысла (осмысление содержания) – Рефлексия (размышление).

         Стадия вызова настраивает учащихся на достижение целей урока, стимулирует интерес к новому знанию, выявляется известное и формулируются вопросы, появившиеся у учеников.

        На стадии реализации смысла учащиеся активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс. На этой стадии идет работа индивидуально или в группах, или в парах.

        На стадии рефлексии полученная информация встраивается в уже имеющуюся картину мира ученика. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане приращения знаний. Кроме того, рефлексия зачастую представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы и требуется дополнительная учебная деятельность.

        Для выполнения индивидуальных и групповых самостоятельных заданий использую разные приемы, в зависимости от этапа урока и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

  • Прием «Знаю, хочу знать, узнал»

Учащиеся чертят в тетради таблицу из 3 колонок: знаю, хочу знать, узнал. Таблица заполняется по ходу урока. Такой прием можно использовать  при изучении темы «Бактерии» - 6 кл., «Вирусы» - 9кл., «Солнечная система» - 5кл.

  • Разметка текста

Учащиеся работают с текстом учебника или источником, расширяющим образовательное пространство и делают пометки карандашом: √ - известно, + новые знания, ? не понятно,  - не согласен, надо обсудить.

  • Самостоятельная работа со средствами массовой информации.

В настоящее время дети имеют доступ практически к любой продукции средств массовой коммуникации. В связи с этим необходимо научить школьников оценить качество информации, отделять главное от второстепенного.

При изучении тем «Химический состав клетки» предлагаю учащимся следующие задания:

  1. Какую информацию из средств массовой коммуникации вы получили о продуктах питания и лекарственных препаратах, содержащих железо? Приведите примеры.
  2. Какие известные вам поливитамины содержат микроэлементы? Какой из них выберите вы и почему?
  3. В каких журналах и газетах, телепередачах вы познакомились с понятием рН? С какой целью была дана такая информация?
  4. В рекламе косметических средств ухода за кожей рекомендуется мыло с липидами. Используя знания о строении молекул жиров, объясните эту рекомендацию.
  5. Из рекламы средств декоративной косметики известно, что в состав помады, содержащей витамины А, Е входит масло ростков пшеницы, Объясните, почему косметика с витаминами содержит жиры или масла?
  6. Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с понятием «жиры» или «энзимы»?

          Использование подобных заданий на уроках и при подготовке домашнего задания          позволяет обучать учащихся восприятию и переработке информации,умению находить требуемую информацию и применять ее лично для себя, а также помочь подготовке школьников к жизни в информационном пространстве.

  • Работа с терминами

Например,  домашнее задание: найти определение понятия «родословная», «генеалогия», «цитогенетика», «биохимия» (тема «Генетика человека» 11кл.).

       Этимологический разбор слов.      

        Подбор однокоренных слов, и в каком контексте они встречаются?

        Например, «приматы».    

  • Решить биологическую или экологическую задачу.

При изучении темы « Оболочка клетки. Поступление веществ в клетку» использую логические задачи:

  1. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
  2. Почему соленые огурцы нередко теряют форму?
  3. Почему в 0,9% растворе NaCl эритроциты сохраняются, а в среде с большим или меньшим содержанием NaCl они разрушаются?
  4. Что произойдет с эритроцитами, если вместо физиологического раствора в кровь будет введена дистиллированная вода?

Логические задачи требуют  развернутого ответа, привлечения    знаний из предыдущих курсов, других дисциплин.

  • Экспериментальная задача, которую дети выполняют дома

Например, при изучении темы «Рефлекс. Рефлекторная дуга» предлагаю выполнить дома лабораторную работу «Изучение мигательного рефлекса. Торможение мигательного рефлекса».

         На следующем уроке дети докладывают результаты опыта, обсуждаем, совместно приходим к выводу о роли рецепторов  в рефлекторной деятельности.

        Такие задания помогают учащимся произвести необходимые наблюдения исследовательского характера, произвести анализ, сравнение, сделать вывод или обобщение. С уверенностью могу сказать, что знания, приобретенные таким способом более прочные.

  • Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы, правила, изучаемые на уроке.

Например, привести примеры из жизни, иллюстрирующие применение закона гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

  • Оформить отчет об экскурсии с рисунками, фотографиями, с использованием ПК.

Например, оформить отчет об экскурсии «Осенние явления в жизни растений» (6кл.).

  • Практическая групповая работа на единую цель.

Такая форма работы эффективна для обеспечения статистически достоверных данных, например, при построении вариационных кривых(11 класс «Закономерности изменчивости»), или при заполнении таблиц с большим количеством данных («Центры происхождения культурных растений», «Доказательства эволюции»).

  • Составление интеллект-карт по теме.

Интеллект-карта отличается от системы понятий тем, что при ее создании проектирование начинается из центра  - от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.

       Сама готовая карта, как правило напоминает рисунок нервной клетки с множеством отростков.  Причем, линии могут быть разной толщины, символизируя важность, очередность или логику взаимоотношения понятий. В интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки и т.д.

Интеллект-карта позволяет построит объемную модель изучения темы, алгоритм поиска решения проблем.

Психофизиологи утверждают, что такое визуальное представление информации отражает распространение информации в нашем мозгу-из каждого нейрона во все стороны. А стрелки на интеллект-карте моделируют те связи, которые психофизиологии называют ассоциативными.

Пример незаконченной интеллект-карты.

  • Лабораторные работы.

В школьном курсе биологии большое количество лабораторных работ.

При выполнении работ деятельность учащихся планирую таким образом, чтобы отражался ход приобретения знаний, т.е. от фактов, полученных в ходе проведения опыта или наблюдения через обсуждение гипотез к знаниям.

        Например, лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» (8 кл.).

         Учащиеся рассматривают препараты крови человека и лягушки, делают рисунки, сравнивают строение эритроцитов. В качестве проблемного задания выступает вопрос – чья кровь, человека или лягушки, переносит больше кислорода в единицу времени?

        На основе проведенного сравнения дети приходят к выводу, что отсутствие ядра и форма эритроцита человека позволяет переносит кислорода больше.

        Итак, по нашему мнению, для предложенной концепции адаптивной  образовательной среды ученика средствами предмета технология развития критического мышления особенно значима т.к.:

  • Содержит ситуацию выбора, которую делают ученики, ориентируясь на собственные ценности;
  • Выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

        Эта технология позволяет учителю на каждом учебном этапе быть умелым  сопровождающим учеников в процессе поиска знаний, а не транслировать им готовые истины.

ІІІ Опытно-экспериментальная работа

Целью исследовательской  работы является реализация экспериментальной системы обучения с использованием методов и  приемов  технологии развития критического мышления школьников для формирования общеучебных умений и навыков учащихся  по биологии.

Экспериментом в общей сложности будет охвачено 11 школьников  пятого классов.

Мною были разработаны следующие критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников:

  1. уровень восприятия учебного текста
  2. умение анализировать, синтезировать и обобщать

В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики:

  • диагностика уровня восприятия учебного текста;
  • умение составлять синквейн;

           

 С целью выявления уровня восприятия учебного текста учащимися, нами была составлена диагностика, которая решала следующие задачи:

  • выявление умения отвечать на поставленные вопросы;
  • выявление умения ставить вопросы к учебному тексту.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Оно предполагает овладение рядом умений: умение оценивать, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями, осваивать идею темы. Ответы учащихся на  каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим выступать задавать вопросы к тексту. Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием.

После прочтения текста учащимся было предложено поставить пять вопросов. Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопросы на воспроизведение событийной стороны оценивались в 1 балл; вопрос на оценку событий, личности и установления причинно-следственных связей – в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла.

Анализ полученных результатов представлен в диаграмме.

      В  практике синквейн оказался быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Следующая диаграмма показывает  динамику развития мыслительных процессов и речевых умений моих учеников через овладение ими умением составлять синквейн.

Заключение

В ходе нашего исследования были выявлены педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследована и апробирована в опытно-экспериментальной работе технология развития критического мышления школьников в процессе обучения биологии. Разработаны, описаны и апробированы приемы развития критического мышления школьников 8,9 классов.

В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что:

- целенаправленное развитие критического мышления школьников  8,9 классов в процессе обучения их биологии возможно при учете  особенностей школьников подросткового возраста;

- для развития критического мышления школьников в процессе обучения их биологии необходим отбор соответствующего учебного материала;

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель реализована и гипотеза подтверждена эмпирически.

В практической же деятельности учителю биологии необходимо помнить о том, что никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда ученики имеют достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Литература.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.
  3. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006. – 144 с.
  4. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.  Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

  1. Дубовицкая Т.Д. Опросник: Диагностика значения учебных предметов для развития личности. //Педагогическая диагностика. – 2004. - № 2. – С.104 – 114.
  2. Захаров В.Б. Биология. Тематические тестовые задания /В.Б.Захаров, А.Ю. Цибулевский, Н.И.Сонин, Я.В. Скворцова.- М.: Дрофа, 2011.- 281 с.- (Готовимся к ЕГЭ).
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2002. – 304 с.: ил.
  2. Коростелева Т.В.  Диагностика учебных мотивов школьников: Опросник на выявление мотивов учебной деятельности школьников при обучении биологии. // Биология в школе. – 2005. - № 4. - С. 23 - 27.
  3. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. /Российская акад. Наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., доп. – М.: А Темп, 2004. – 944 с.
  2. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию 9 кл.: рабочая тетрадь. – 8-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2009. – 91 с.: ил.  к  учебнику общей биологии Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  4. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков. // Школьный психолог. – 2006. - № 7.
  5. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. - Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1986. - 160 с., ил.
  6. http://www.education.rekom.ru/3_2009/36.html Николаева Л.Н Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования
  7. http://portal.loiro.ru/index.php?module=users&action=view&id=1279 Формирование и развитие ОУУН как способ повышения качества обучения
  8. http://ooguvr.68edu.ru/met/sistem.pod.rtf  Шевякова И.А., Ярославцева М.Ю. Системный подход к формированию общеучебных умений и навыков.
  9. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm  Развитие критического мышления через чтение и письмо.
  10. https://docs.google.com/View?id=dhjwzhtd_45ffqwbvgz  ОУУН, которыми должны овладеть учащиеся школы (по Н.А.Лошкаревой).
  11. http://www.uchportal.ru/forum/45-473-1 Качество образования: хорошо ли учат в школе

Приложение.

Тема урока «Строение сердца»

Цель: создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека.

Задачи
- помочь учащимся в раскрытии значения терминов «эндокард», «венечные сосуды», «полулунные клапаны», «створчатые клапаны»; 
- создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать отделы сердца на рисунках, устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемой функцией,
- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению; 
- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), раздаточный материал (задания из рубрики «Верите ли вы, что…», задания для работы в группах), учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

Ход урока:

I. Определение темы урока, вызов:

Учитель: На протяжении нескольких уроков вы изучаете кровеносную систему. Вы уже узнали о существовании двух кругов кровообращения, познакомились с особенностями строения кровеносных сосудов.
А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который, по сути, является сложноустроенной мышцей. Но так считали не всегда.
Так в Древнем Китае полагали, что этот орган участвует в пищеварении; в Египте были убеждены, в том, что он причастен к образованию мочи. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей вот как писал об этом органе: « Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» (слайд 1).
О каком органе сегодня на уроке пойдёт речь?
Ученики: О сердце.
Учитель:На уроках биологии в прошлом году вы уже немало узнали об особенностях строения и функциях сердца многих животных. А сегодня мы постараемся углубить ваши представления.
Но прежде я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Знаете ли вы, что…?» (слайд 2). Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».
Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь.
Задания рубрики «Верите ли вы, что…»
1. …сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
2. …в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерии?
3. … 
эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
4. … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию 
венечных (коронарных)сосудов?
5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены 
полулунные клапаны?
7. … 
створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям. Прежде чем приступить к проверке выполнения задания учитель выбирает «экспертов» - учащихся, задача которых сравнить их предположения с мнением других ребят и выявить противоречия.

Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока разрешить все противоречия.
Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели?
Неизвестные термины: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны. Целесообразно термины в виде вставок поместить на доске и вернуться к ним в конце урока.
Учитель: Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.
После того, как учащиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и  определяет тему: «Строение сердца» (слайд 3).

II. Осмысление:

Учитель: Прежде чем говорить о строении сердца, вспомните, где располагается этот орган?
Дети припоминают всё, что знают, делятся мнениями с одноклассниками.
Учитель: А сейчас обратите внимание на рисунок, появившийся на экране (слайд 4). Дополните свои представление о расположении сердца.
Организуется беседа по вопросам:
1. В какой полости тела расположено сердце?
(Сердце располагается в грудной полости сразу позади грудины).
2. Верно ли утверждение, что сердце располагается слева? Почему?
(Сердце расположено близ средней линии тела: между правым и левым лёгкими).
3. Почему биение сердца принять прослушивать слева?
(Широкое основание сердца направлено вверх и назад, а суженная верхушка – вперёд и влево, именно благодаря такому расположению сердца оно лучше прослушивается слева).
4. Что вам известно о размерах сердца взрослого человека?
(Сердце взрослого человека соизмеримо с его кулаком. Достаточно сжать кисть в кулак, чтобы определить размер своего сердца).
Учитель: Сердце – небольшой орган, расположенный в грудной полости. Очень часто в источниках информации можно найти сведения о том, что сердце – полый мускульный мешок. Как вы думаете, с чем связано такое определение? Правомерно ли оно? Посоветуйтесь с соседом по парте и найдите ответы на поставленные вопросы.
Учащиеся советуются друг с другом, делятся своими предположениями с одноклассниками.
Учитель: Чтобы убедиться в ваших предположениях, я предлагаю подробнее изучить особенности строения стенки сердца. Причём сделать это можно двумя способами: 1 – с помощью рисунка, появившегося на экране (слайд 5); 2 – с помощью текста учебника: параграф 22, страница 110 (I и II абзац). Ваша задача составить рассказ об особенностях строения стенки сердца, воспользовавшись одним из источников информации.
После выполнения задания целесообразно выслушать сначала учащихся, обратившихся к рисунку, а затем дополнить их рассказы с помощью ответов учеников, работавших с текстом учебника.
Учитель: Почему же сердце называют мускульным мешком?
Ответы школьников необходимо проиллюстрировать с помощью рисунка с изображением строения сердца (слайд 6).
Учитель: Общеизвестно, что сердце – орган, обладающий колоссальной работоспособностью, работающий в течение всей жизни. Но ведь для работы любого органа необходимо, чтобы к нему доставлялись питательные вещества и кислород, без которых жизнедеятельность любой клетки, ткани, органа будет немыслима.
Как на ваш взгляд осуществляется доставка этих веществ к сердечной мышце?
Рассмотрите рисунок, появившийся на экране (слайд 7), найдите ответ на поставленный вопрос.
Возможный ответ учащегося: снаружи сердце оплетено густой сетью кровеносных сосудов, они называются коронарными или венечными. По ним к сердцу доставляется кровь богатая кислородом и питательными веществами, а из сердца выводятся продукты жизнедеятельности.
Учитель: Сердечная мышца получает достаточное количество необходимых для работы веществ. А в чём заключается работа сердца?
Ученик: Работа сердца заключается в обеспечении постоянного однонаправленного тока крови в организме.
Учитель: Как вы думаете, какие особенности строения сердца обеспечивают однонаправленный ток крови? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я предлагаю изучить некоторые особенности строения сердца. Для работы вам необходимо объединиться в группы по четыре человека. 
Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.
Учитель: Чтобы лучше запомнить информацию о клапанном аппарате сердца, я предлагаю вам заполнить таблицу «Клапанный аппарат сердца» (слайд 8,9).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после чего проводится беседа по вопросам: 
1. Почему створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий?
2. Какие изменения могут произойти в организме при нарушении работы клапанного аппарата сердца?

III. Рефлексия

Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности строения сердца. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока (слайд 10).
Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)

Домашнее задание: целесообразно предложить ребятам выполнить творческое домашнее задание, так например, они могут составить кроссворд на тему «Строение сердца», или подготовить сообщение на тему «Современные методы исследования сердца». Школьникам следует порекомендовать воспользоваться текстом учебника (параграф 22), а так же детской энциклопедией издательства «Аванта» (том 18 «Биология. Человек») при выполнении любого из этих заданий.

Урок: « Строение и функции кожи»

     Задачи урока:

Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи.

Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.

     Оборудование: таблица «Кожа», микроскопы, набор микропрепаратов, карточки – задания для лабораторной работы, информационные листы, лупы, листы бумаги, фломастеры, ПК, мультимедийный проектор,  Презентация PPT к уроку.

     Тип урока: усвоение новых знаний.

    Технология развития критического мышления.

    Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт»,  кластеры, синквейн.

   Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

    Методы:

Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

перцептический аспект (аспект восприятия): словесно – наглядные методы;

гностический аспект (познание): эвристические (частично-поисковые);

логический аспект (мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала): дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация;

управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная работа с элементами беседы.

Стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- стимулирование и мотивация долга и ответственности: убеждение, приучение, поощрение;

- стимулирование и мотивация познавательного интереса: неожиданность, новизна, ситуация успеха.

Контроля и самоконтроля учебной деятельности:  устные, фронтальные, групповые.

     Каналы общения:

Ученик – литературный источник;

 Ученик – ученик;

 Ученик – учитель.

     План урока (40 мин.):

1. Организационный момент (1 мин.)

 2. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) (6 мин.)

 3. Стадия осмысления (получение новой информации) (22 мин.)

 4. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации) (9 мин.)

 5. Подведение итогов урока, задание на дом. (2 мин.)

      ХОД УРОКА

1. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

– Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

2. Стадия вызова

Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

 – Что же является главным в жизни каждого человека?

 – Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.

– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.

 Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 2)

– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

 – Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

 – Это самый тяжёлый орган человеческого тела.

 – Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.

 – Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).

– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.

 Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–».  Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока (Слайд 3)

Задание «Верите ли вы, что…» (Слайд 4)

… кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

… секрет потовых желёз не имеет запаха.

… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

… кожа – сложный орган со многими функциями.

… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

… кожа тесно связана с нервной системой.

… в коже происходит образование витамина Д.

… 2% кислорода в организм поступает через кожу.

… молочные железы – это изменённые потовые железы.

– Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.

 – К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.

 – Кто не согласен с предположениями поднимите руки.

 – Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока. (Слайд 5)

Обучающиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и функции кожи». Школьники записывают тему в тетрадь.

– Ключевое слово нашего урока – кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. (Слайд 6) Какова цель нашего урока?

Ученики высказывают своё мнение, учитель обобщает.

– Целью нашего урока является выяснить особенности строения  кожи в связи с выполняемыми функциями.

3. Стадия осмысления

– По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?

– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». (Слайд 7) У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. (Слайд 8) Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 9), здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?

– Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к тексту.

 Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 174-175 (учебник «Биология. Человек. 8 класс» Авторы: Сонин Н.И., Сапин М.Р.) и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения (слайд 10):

«!»  – знакомая информация.

«+» – новая информация.

«–» – думал иначе.

«?» – непонятно.

– Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы (Приложение 1). Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в  ваших учебниках.

Ученики работают с текстом.

– К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.

 Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (слайд 11):«!» – знакомая информация        «+» – новая информация        «–» – думал иначе        «?» – непонятно                  

– Работаем в группах (по 4 человека): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе.

Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске.

4.Стадия рефлексии

– Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.

Беседа по вопросам:

– Что было вам известно о коже?

 – Что было новым для вас?

 – О чём думали иначе?

 – Какие у вас остались вопросы?

 – Вы видите, что одну  и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.

 – Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными. (Слайд 12)

Упражнение на понимание и запоминание (Слайд 13)

– Вернёмся к ключевому слову нашего урока – коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах,  составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.

– Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.

Защита кластеров у доски. Зачитывание синквейнов.

Беседа по вопросам:

– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

 – В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд 14)

 Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.

 – Скажите, специалист имеет право на ошибку?

 – Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?

 – Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. (Слайд 3) Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.

– Спасибо,  сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы (Приложение 1)

5. Домашнее задание (слайд 15)

Всем: прочитать материал учебника на странице 174-175.

По желанию:

 1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить её рисунком или картинкой.

 2. Составить кроссворд по теме.

 3. Написать стихотворение о пользе закаливания.

 4. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам:

«Закаливание организма»;

«Заболевание кожи»;

«Гигиена одежды и обуви»;

«Дактилоскопическое исследование».


[1] Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.

[2] Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

[3] Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

[4] Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии

разработка урока с применением технология развития критического мышления.  Комбинируя  приемы технологии развития критического мышления  учитель может планировать уроки в соответствии с...

Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО

Технология  критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, ...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...