Доклад на тему "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии".
учебно-методический материал по биологии
Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.”Наглядность играет огромную роль для незрячих детей. С помощью наглядных пособий незрячие дети лучше запоминают материал, делают маленькие открытия, размышляют, задают вопросы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_i_pamyat.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии.
Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение незрячих детей, анализ состояния их знаний и практических умений даёт основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство незрячих детей достигают высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учёбе, в разностороннем развитии познавательной деятельности. Известно, что незрячие люди воспринимают окружающую действительность с помощью осязательного восприятия. Различные осязательные ощущения воспринимаются нервными окончаниями кожи и слизистых оболочек и передаются в кору головного мозга. Наибольшие размеры в коре головного мозга имеет отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Это объясняется тем, что рука связана с познавательной и трудовой деятельностью человека. Со времён И.М. Сеченова среди физиологов и психологов утвердился взгляд на общность осязания и зрения. И.М. Сеченов писал, что осязательное определение мало, чем отличается от зрительного. С помощью осязающей руки дети с нарушением зрения могут обмерить предмет, определить форму, сравнить с другим предметом, выделяя пространственные свойства. Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.” Наглядность играет огромную роль для незрячих детей. С помощью наглядных пособий незрячие дети лучше запоминают материал, делают маленькие открытия, размышляют, задают вопросы . На уроке Чешуекрылые(Бабочки) ребята знакомятся с разными видами бабочек, изучают их строение, рассказываю и показываю самую большую бабочку, размер которой вызывает удивление. Появляется масса вопросов, размышлений, предположений. На лабораторных работах при развитии наглядно - образного мышления, памяти использую методы наблюдения обследования. Лабораторные работы по биологии вызывают массу положительных эмоций и желание ещё открыть и увидеть что-то новое. Процесс мышления невозможен и без сравнения , что в биологии очень важно, так как это позволяет понять процесс эволюции животного мира. При выполнении Л.Р. «Изучение внешнего строения птиц »(7-Г класс) обучающиеся рассматривают чучела разных видов птиц ( ласточка, орлик, утка-кряква), сравнивают строение клюва, конечностей, размеры птиц. В качестве проблемного задания ставлю вопрос: «Почему птицы отличаются размерами, строением клюва, строением конечностей ?» , «Почему ласточки почти никогда не садятся на землю, а в основном сидят на проводах?» . На основе проведённого сравнения, беседы ученики приходят к выводу, что разные условия обитания, способы питания в процессе эволюции наложили свой отпечаток на внешнее строение птиц. У ласточек крылья длинны ,а ноги короткие и им трудно взлететь с земли нужен трамплин, поэтому в процессе эволюции они приспособились даже пищу ловить в воздухе.
Мышление является обобщённым и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей степенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Чувственное познание является базой мышления. Опосредование мышления идёт путём знания и слова, без которого мышление не существует.
Мыслительные операции - выделение главного и сравнение непременно должны заканчиваться выводом, обобщением т.е. выделением наиболее общих, существенных признаков, характеристик Мышление в свою очередь тесно взаимосвязано с памятью. Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Поэтому необходимо развивать познавательную деятельность незрячих обучающихся, активацию мышления и памяти. Особенно эффективным приёмом является создание проблемной ситуации, когда для решения поставленной проблемы обучающиеся должны активно мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Очень важно подготовить обучающихся к активному восприятию нового материала. При этом надо использовать такие приёмы и средства, которые бы вызвали познавательный интерес, возбудили мыслительную деятельность учащихся. В 8-г классе в теме: «Зависимость работы мышц от частоты ритма сокращений» создаётся проблемная ситуация. Перед классом ставятся вопросы: «Кто утомляется быстрее, человек, который идёт пешком несколько остановок или тот, который неподвижно стоит на остановке, в ожидании автобуса? Почему?» или «Почему у альпиниста после длительных переходов устают плечи, а не ноги?» Создание подобных проблемных ситуаций при постановке и демонстрации опытов и решение познавательных задач активизирует мышление и память обучающихся, приучает их к самостоятельному поиску знаний, вызывает интерес к изучаемому предмету. Чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше усвоение программного материала. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интерес к изучаемому предмету. В своей деятельности я использую такой прием, как “обрати вред в пользу”, т.е. обучение через удивление. Удивление способствует возникновению интереса к объекту изучения. Это трудный, но в то же время интересный прием в формировании логического мышления. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу. Например: В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего? Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше. Например: Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего? Ответ: Это закалило его волю, и он создал эволюционную теорию. Для развития мышления и памяти учащихся использую на уроках творческие биологические задачи, которые активизируют мыслительные операции на абстракцию, конкретизацию и сравнение предметов исследования. 1. Задачи на исправление ошибок. Например: Терек прыгает, как львица, с косматой гривой на хребте (М.Ю.Лермонтов). 2. Задачи на сравнение. Сравните внешнее строение насекомых и паукообразных 3. Задачи на установление причинно-следственных связей. Почему туркменам не жарко в ватных халатах в 40-градусную жару? 4. Задачи на выявление приспособлений. Почему у птиц разная окраска ? 5. Задачи на наблюдательность. Когда на уроке физкультуры вы выполняете команду «Положите руки на бедра!», в действительности на какие кости опираются ваши руки? 6. Задачи на выбор информации. Выберите наиболее существенные признаки характерные для … 7. Задачи на постановку опытов. Попробуйте кусочек хлеба на вкус. Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии
Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием современной открытой образовательной технологии – технологии...
Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
презентация "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...
Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...
Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...
Доклад по теме: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"
Материал интересный, поможет педагогу грамотно выступить с докладом на семинаре...
Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии
Статья на тему: "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии"...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...