Доклад на тему "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии".
учебно-методический материал по биологии

Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся.  Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.”Наглядность играет огромную роль  для незрячих детей. С помощью наглядных пособий  незрячие дети лучше запоминают материал, делают маленькие открытия, размышляют, задают вопросы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_i_pamyat.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии.

                                                                                                       

Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение незрячих детей, анализ состояния их знаний и практических умений даёт основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство незрячих детей достигают высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учёбе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.                                                                                                                                       Известно, что  незрячие  люди воспринимают окружающую действительность с помощью осязательного восприятия. Различные осязательные ощущения воспринимаются  нервными окончаниями кожи и слизистых оболочек и передаются в кору головного мозга. Наибольшие размеры в коре головного мозга  имеет отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Это объясняется тем, что рука связана с познавательной и трудовой деятельностью человека. Со времён И.М. Сеченова среди физиологов и психологов утвердился взгляд на общность осязания и зрения.                                                                                                                                   И.М. Сеченов писал, что осязательное определение мало, чем отличается от зрительного.              С помощью осязающей руки дети с нарушением зрения могут обмерить предмет, определить форму, сравнить с другим предметом, выделяя пространственные свойства.                    Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся.  Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.”                                                                                                                                                           Наглядность играет огромную роль  для незрячих детей. С помощью наглядных пособий  незрячие дети лучше запоминают материал, делают маленькие открытия, размышляют, задают вопросы . На уроке  Чешуекрылые(Бабочки) ребята знакомятся с разными видами бабочек, изучают их строение, рассказываю и показываю самую большую бабочку, размер которой вызывает удивление.  Появляется масса вопросов, размышлений, предположений.                                                                                  На  лабораторных работах при развитии  наглядно - образного  мышления, памяти  использую методы  наблюдения  обследования.  Лабораторные работы по биологии вызывают массу положительных  эмоций и желание ещё открыть и увидеть что-то новое.                                           Процесс мышления невозможен и без сравнения , что в биологии очень важно, так как это позволяет понять  процесс  эволюции животного мира.                                                                                                                                      При выполнении  Л.Р. «Изучение внешнего строения  птиц »(7-Г класс) обучающиеся рассматривают чучела разных видов птиц ( ласточка, орлик, утка-кряква), сравнивают строение клюва, конечностей, размеры птиц. В качестве проблемного задания ставлю  вопрос:      «Почему птицы отличаются  размерами, строением клюва, строением конечностей ?» ,     «Почему ласточки почти никогда не садятся на землю, а в основном сидят  на проводах?» .  На основе проведённого сравнения, беседы  ученики приходят к выводу, что разные условия обитания, способы питания  в процессе эволюции наложили свой отпечаток на внешнее строение птиц.  У ласточек крылья длинны ,а ноги короткие и им трудно взлететь с земли нужен трамплин, поэтому в процессе эволюции они приспособились даже пищу ловить в воздухе.                                                                                    

Мышление является обобщённым и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей степенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Чувственное познание является базой мышления. Опосредование  мышления идёт путём знания и слова, без которого мышление не существует.                                                                        

Мыслительные операции  - выделение  главного и сравнение непременно должны заканчиваться выводом, обобщением т.е. выделением наиболее общих, существенных признаков, характеристик                                                                                                                   Мышление в свою очередь тесно  взаимосвязано с памятью. Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Поэтому необходимо развивать познавательную деятельность незрячих обучающихся,   активацию мышления и памяти. Особенно эффективным приёмом является создание проблемной ситуации, когда для решения поставленной  проблемы обучающиеся должны активно мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Очень важно  подготовить  обучающихся к активному восприятию нового материала.  При этом надо использовать такие  приёмы и средства, которые бы вызвали познавательный интерес,  возбудили мыслительную деятельность учащихся.                                                                                                                            В 8-г классе в теме: «Зависимость работы мышц от частоты ритма сокращений»  создаётся проблемная ситуация.  Перед классом ставятся вопросы: «Кто утомляется быстрее, человек, который идёт пешком несколько остановок или тот, который неподвижно стоит на остановке, в ожидании автобуса? Почему?» или «Почему у альпиниста после длительных переходов устают плечи, а не ноги?» Создание подобных проблемных ситуаций при постановке и демонстрации опытов и решение познавательных  задач активизирует мышление и память  обучающихся, приучает их к самостоятельному поиску знаний, вызывает интерес к изучаемому предмету.                                                                                                                             Чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше усвоение программного материала. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интерес к изучаемому предмету.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В своей деятельности я использую такой прием, как “обрати вред в пользу”, т.е. обучение через удивление. Удивление способствует возникновению интереса к объекту изучения. Это трудный, но в то же время интересный прием в формировании логического  мышления. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.                                                                                   Например:  В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?                                            Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.                       Например: Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?              Ответ: Это закалило его волю, и он создал эволюционную теорию.                                                                                                                                                      Для развития мышления  и памяти учащихся использую на уроках творческие биологические задачи, которые активизируют мыслительные операции на абстракцию, конкретизацию и сравнение  предметов исследования.                                                                                              1. Задачи на исправление ошибок.                                                                                                   Например: Терек прыгает, как  львица, с косматой гривой  на хребте (М.Ю.Лермонтов).        2. Задачи на сравнение. Сравните  внешнее строение насекомых и паукообразных                                                                                                       3. Задачи на установление  причинно-следственных  связей.                                       Почему туркменам не жарко в ватных халатах в 40-градусную жару?                                       4. Задачи на выявление приспособлений.                                                                          Почему у птиц разная окраска ?                                                                                                          5. Задачи на наблюдательность.                                                                                              Когда на уроке физкультуры вы выполняете команду «Положите руки на бедра!», в действительности на какие кости опираются ваши руки?                                                              6. Задачи на выбор информации.                                                                                                                Выберите наиболее существенные  признаки характерные для …                                                          7. Задачи на постановку опытов.                                                                                 Попробуйте кусочек хлеба на вкус. Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии

Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием    современной  открытой  образовательной  технологии –    технологии...

Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...

Доклад по теме: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Материал интересный, поможет  педагогу грамотно выступить с докладом    на семинаре...

Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии

Статья на тему: "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии"...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...