Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему
Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием современной открытой образовательной технологии – технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии.
Берденникова Ирина Александровна,
учитель биологии высшей кв.категории
МОУ Дальнезакорская СОШ,
Жигаловского района, Иркутской области
Вызываю вас на ….. мысль!
Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием современной открытой образовательной технологии – технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В настоящее время с новым практическим подходом в образовании, очень важно научить детей самостоятельно добывать знания, уметь находить решения в нестандартных ситуациях, уметь размышлять, структурировать информацию, выделять главное. Часто мы говорим о том, что учебники не соответствуют тому содержанию, которое научит наших детей мыслить нестандартно. Не зря самой популярной фразой сейчас является то, что учебник, программа это всего лишь инструмент в руках педагога, и то как мы им воспользуемся напрямую отразиться на качестве подготовки наших учащихся. Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию и т.д. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания посредством чтения и письма.
Поэтому время диктует нам свои правила и мы вынуждены постоянно находиться в творческом поиске, находя пути повышения качества образования, причем как можно выгоднее с экономической точки зрения. И вот таким инструментом по моему мнению и является ТРКМЧП. Вначале меня подкупила простота некоторых приемов, внешняя схожесть с известными в нашей стране подходами. Теперь, будучи уже тренером-сертификатором программы развития критического мышления в районе, я осознала эффективность данной программы для развития наших учащихся.
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Это современная "надпредметная" универсальная технология.
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление) и различные стратегии.
Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое.
Надеюсь, что вы получите удовольствие от взаимодействия со своими учениками, используя в своей работе учебные стратегии программы «Развитие критического мышления средствами чтения и письма», а также представленные разработки конспектов уроков формате ТРКМЧП будут полезны педагогам.
Урок биологии в формате ТРКМ.
7 класс, тема: «Общая характеристика царства животных»
Задачи урока:
Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе.
Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.
На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема вызов –осмысление - размышление. Стратегией урока является основной прием - кластер. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы в парах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи..
Оборудование: таблицы с изображением различных животных.
Ход урока:
На стадии вызова учащимся предлагается по схеме – кластеру, размещенному на доске, назвать тему урока и обосновать свой выбор.
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.
БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ? ?
В результате рассуждения, основанного на признаках живых организмов и основных характеристиках уже изученных царств бактерий, грибов и растений, схема систематики живых организмов учащимися достраивается и называется тема урока – Общая характеристика царства животные. Грамотный ответ ученика поощряется оценкой.
На следующем этапе стадии вызова учитель предлагает ребятам по схеме «эволюционное древо» (стр. 90 учебника БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006), используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос – О чем может рассказать «эволюционное древо»?
При составлении рассказа ребята используют ключевые слова – эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, происхождение. Данное задание отрабатывает навыки перекодирования информации. Один ученик работает устно – остальные сразу оценивают его ответ и при необходимости поправляют отвечающего. Все выводы совместно записываются в тетрадь или отчетный лист:
Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, это одноклеточные, они имеют самую простую организацию.
Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, это млекопитающие и птицы, они имеют самую сложную организацию.
Работа ребят, достойно справившихся с заданием, оценивается учителем сразу.
Затем совместно учениками и учителем составляется схема систематики царства животные при обсуждении материала, предложенного в учебнике (БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006) на странице 91- 92. Один ученик работает у доски, остальные составляют схему на отчетном листе или в тетради. Данная работа позволяет ребятам закрепить навыки составления схемы систематики, знакомит с основными систематическими категориями царства животные. Работа ученика у доски проверяется и оценивается учениками из класса, а учитель только контролирует этот процесс.
На завершающем этапе вызова учитель предлагает ребятам проанализировать свой жизненный опыт, информацию о животных, полученную ранее, из различных источников – уроков, книг, телепередач. Учащиеся вспоминают известные признаки царства животные, называют их и записывают в первую часть кластера цветным фломастером. Учитель составляет вместе с ребятами схему на доске. Учитываются и записываются все мнения по данному вопросу. После составления первой части кластера учитель подводит итог о том, что ребята в классе очень любознательные и внимательные. Достаточно грамотно формулируют свои мысли, анализируя имеющийся опыт и знания. Схема выглядит примерно таким образом:
Гетеротрофное питание активное передвижение есть одноклеточные и
Многоклеточные
Органы для передвижения нет жесткой оболочки
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
На стадии осмысления ребятам предлагается поработать с текстом учебника (БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006) на стр. 92 используя прием – инсерт. При изучении нового материала ребята работают с текстом самостоятельно и делают пометки карандашом на полях:
v знал(а)
+ не знал(а), но узнал(а) из текста
? не понял(а)
После окончания работы с текстом материал обсуждается совместно с учителем. Сначала выясняются вопросы, которые ребята не поняли при самостоятельной работе с текстом. Если такие имеются, то их разбирают с учителем. Затем устно проговаривается материал, являющийся для ребят новым. Ученики отрабатывают умения быстро находить нужную информацию в тексте, четко и кратко формулировать признаки, доказательно исправлять ошибки в схеме, если такие имеются. После вторичного разбора текста учитель предлагает ребятам, используя знаки в тексте, составить вторую часть кластера фломастером другого цвета, чтобы наглядно был видно – сколько нового материала на уроке изучено. Ребята составляют вторую часть кластера на отчетном листе или в тетради. Работа в парах увеличивает скорость выполнения задания: один ищет в тексте, другой – записывает информацию в схему. Такая работа способствует выработке коммуникативных навыков: общения, взаимопомощи, взаимодоверия.
На стадии рефлексии происходит возврат к стадии вызова, к первой части схемы. Используется прием – построение кластера — основные признаки царства животные на доске и его презентация. Совместно с учениками, учитель достраивает вторую часть кластера на доске цветным мелом – ребята называют новые признаки, используя свои записи и одновременно проверяют и достраивают, если необходимо, свою схему. Во время этой работы ребятам важно проявить внимательность, умение четко и кратко формулировать свои мысли, навыки самопроверки. Это важно, так как в конце урока работа каждого ученика будет поощрена оценкой. После завершения составления схемы на доске, учитель вызывает одного учащегося, по желанию, для презентации всего кластера. Звучат признаки царства животные и вывод о том, что на урок ребята пришли с определенным количеством знаний по теме урока, но к концу урока расширили и углубили свои познания по вопросу – признаки царства животные. Кластер выполненный на доске мелом двух цветов и в тетради фломастерами двух цветов красноречиво показывает результаты работы на уроке. Грамотная, четкая презентация оценивается учителем или учениками класса. Это рассказ ученика о признаках царства животные по схеме выполненной на доске.
гетеротрофное питание активное передвижение есть одноклеточные
и многоклеточные
Органы для передвижения нет жесткой оболочки
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
Центриоли - особенности обмена веществ (мочевина) ограниченный
особые структуры клетки рост
системы органов: симметрия тела
пищеварительная и т. д.
двусторонняя лучевая
активное передвижение малоподвижный
образ
приспособлены жизни
к условиям обитания к характеру питания
После презентации кластера и основных выводов урока ребятам предлагается провести самооценку своей деятельности по критериям, предложенным учителем:
,,5,,- при активной работе на уроке и от 0 до 1 исправлений в кластере после презентации
,,4,,---------------------------------------- и от 2 до 3 исправлений в кластере после презентации
Оценка «3» за работу не ставится, так как это урок изучения нового материала. В итоге в сильном классе оценку «4-5» получили учащиеся практически все за исключением единиц. Самые активные ребята за урок имеют несколько оценок.
В конце урока ребятам предлагается составить синквейн на тему признаки царства животные. Ребята составляют синквейн, используя признаки царства записанные в схеме.
ЖИВОТНЫЕ
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ПОЖИРАЮТ, ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ, ПЕРЕДВИГАЮТСЯ.
ИМЕЮТ ГЕТЕРОТРОФНЫЙ ТИП ПИТАНИЯ
ЦАРСТВО
Работа самых активных учащихся поощряется оценкой.
Подводя итоги урока, учитель отмечает слаженную работу всего коллектива при изучении нового материала и объясняет домашнее задание, которое имеет обязательную часть – выучить материал на страницах 92-93 в учебнике (БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006) и творческую для ребят интересующихся биологией и желающих получить дополнительную оценку – подготовить сообщение «Удивительный мир одноклеточных животных», составить и оформить в портфолио синквейны по теме урока.
Урок по биологии в 7-м классе с элементами технологии критического мышления «Общественные насекомые»
Цели урока:
o Обучающая - изучить заданную тему;
o Воспитательная - развивать коммуникативно-психологические способности;
o Развивающая - умение мыслить критически.
Задачи: изучить жизнедеятельность и особенность медоносной пчелы, ее значение в жизни человека и природы, продолжить формирование навыка работы с текстом, умения высказывать свое мнение.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Настрой учащихся на усвоение нового материала. Постановка задач.
2. - Сегодня мы знакомимся с животными, которые с незапамятных времен приносят человеку огромную пользу. На этом уроке мы поговорим о пчелах.
Запишите тему.
Считается, что название "пчела" произошло от старорусского слова "бжела" - жужжащая. На Руси было распространено бортничество. Кто-нибудь уже знает, что это такое? Действительно, сначала собирали мед диких пчел, живущих в дуплах деревьев - бортях, отсюда - бортничество. Позднее люди стали выдалбливать борти в колодах и переносили их ближе к дому. Мед оттуда можно было достать, только убив пчел. Только в 1814 году украинский помещик П. И. Прокопович изобрел разборный рамочный улей и разработал основные принципы пчеловодства. Наша задача сегодня - выяснить, как образуется мед, как живет семья пчел и каковы отношения между членами этой семьи.
П. Основная часть.
1). Изучение нового материала.
Словарь пчеловода.
- Давайте выясним, что вам известно о понятиях, составляющих словарь пчеловода. Эти слова закреплены на доске. Выскажите свое мнение о том. что они означают (учитель записывает варианты на доске):
матка
трутень
рабочая пчела
воск
мед
соты.
Проверьте сами, были ли верны ваши гипотезы, поработав с текстом на листочках, выданных вам (Самостоятельная работа 5 минут, затем - фронтальная корректировка).
Матка - самая умная пчела в ульи. Это самка. Брюшко ее длиннее, чем у других пчел. Труни - самцы, пчелы средней величины. Они отличаются крупными глазами. Рабочие пчелы мельче остальных и являются недоразвитыми самками. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы есть участки, не покрытые волосками, на них образуется воск - это зеркальца. Из воска пчелы строят ячейки - соты. На наружной стороне задних ног имеются углубления, окруженные волосками, корзиночки. На внешней поверхности этих же ног видны щетинки, предназначенные для счесывания в корзиночки налипшей на тело пыльцы. Пыльца, пропитанная медом (перга), - это запас пищи. Из нектара, собранного пчелой и накопленного в медовом зобике (расширение пищевода), под действием его выделений образуется мед.
- Поработав с текстом, вы увидели, что наш словарь явно не полон.
Какие понятия еще нужно добавить? (Мнения). Допишите их в наш словарь.
(Учитель прикрепляет их на доске):
корзиночки
перга
зеркальца
щеточки
медовый зобик.
2). Актуализация полученных знаний.
- Проверим, как вы усвоили эти понятия, с помощью задания
"Закончи предложение", Вы свои ответы кодируете с помощью цветных сигнальных карточек. Вопросы:
1. Пыльца, пропитанная медом...
2. Расширение пищевода рабочих пчел, в котором образуется мед...
3. Углубление на задних ногах пчелы, где скапливается пыльца....
4. Участки на брюшке, где образуется воск...
5. Щетинки, предназначенные для счесывания пыльцы...
- Вы усвоили основные понятия, давайте выясним, как же образуется мед?
(Заслушиваются мнения, их правильность проверяют сами ученики, используя тот же текст, затем дается скорректированный ответ).
2). Взаимоотношения в семье пчел.
- Давайте выясним, какие функции выполняют пчелы в улье. Я вам предлагаю три варианта работы:
1) Составить мини-рассказ о деятельности матки, трутня, рабочих пчел в улье.
2) Выполнить задание "Найди соответствие" (на переносной доске):
матка - уход за личинками
трутень - размножение
рабочая пчела - добыча пищи, защита.
Для тех, кто имеет еще недостаточно знаний - заполнить опорную схему, опираясь на прочитанный текст и рисунок в учебнике (стр. 165).
Пчелы
... ... ...
Функции
... ... ...
Выберите свой вариант работы и выполните задание.
(Проверка: по одному человеку к доске по 1 и П вариантам, а в это время заслушиваются мини-рассказы).
- Вы уже имеете достаточно знаний о пчелиной семье, но я дополню некоторые интересные факты, а вы можете сделать в тетрадях нужные пометки.
Матка откладывает в день около 2000 яиц. Из неоплодотворенных вылупляются трутни, из оплодотворенных - матки и рабочие пчелы. Но рабочие пчелы и трутни выкармливаются пергой, а матки - пчелиным молочком, которое ускоряет развитие. Кстати, даже старые куры приобретали вновь способность нестись, если в их корм добавляли это "молочко". После выхода из ячеек рабочая пчела живет 40-50 дней и за это время меняет несколько специальностей, в зависимости от того, какие железы у нее в данный момент работают. (На магнитную доску укрепляются юмористические рисунки). Перед выходом молодой матки, старая пытается ее убить, но пчелы ей мешают. Тогда она с частью рабочих пчел покидает улей и ищет новое место. Этот процесс называется роением. Занесите это понятие в свои словари.
III. Обобщение.
В заключение нашего урока мы остановимся на тех вопросах, без которых наш материал был бы неполным. Поработайте группами, чтобы найти на них ответы. (Учитель читает вопрос, ученики обсуждают его, предлагают свои варианты. Правильность их проверяет ряд - "эксперты" по вопросу, так как им заранее выданы карточки с ответами). Вопросы:
1) В чем польза пчел?
2) Как происходит передача информации у пчел?
3) Когда яд пчелы приносит пользу, а когда - грозит смертью?
Информация для рядов - экспертов:
1-й вопрос. Пчелы дают мед - ценнейший питательный и лечебный продукт, воск - сырье для промышленности, пчелиный яд - лекартво. Но главное - опыление растений.
2-й вопрос. Информация о местонахожении медоносов передается пчелами-разведчицами с помощью "танца" - то есть своеобразных ритмичных движений. Танец запоминают сборщицы и летят в нужное место.
3-й вопрос. Пчелиный яд у людей с аллергией уже после одного-трех укусов может вызвать резкое недомогание, 500-600 - могут повлечь смерть, а в малых дозах яд употребляется для лечения ревматизма, артрита.
В качестве подсказки учитель предлагает рассмотреть верхнюю часть рисунка в учебнике на стр. 165 (к вопросу № 2).
IV. Домашнее задание .
1). Дополнить свои знания о пчелах, поработав с вопросами (на выбор):
- Что делать при укусе пчелы? (Полезные и вредные советы).
- Что такое прополис и как он используется?
2) Повторить свои записи.
Построенный таким образом урок, несет в себе все необходимые требования для развития у учащихся критического мышления.
Разработка урока биологии
в 7-м классе на тему:
“Класс Земноводные»
Цели урока. Образовательные:
- Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями строения бесхвостых земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой
- Изучить внешнее строение тела лягушки, выявить черты приспособленности к среде обитания
- Провести исследование процессов жизнедеятельности лягушки
- Доказать, что Земноводные нуждаются в охране
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”
- На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха
- Развивающие:
- организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
- продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и приёмы:
- составление списка “известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки
- методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации, дисскусия, написание творческих работ, исследование.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Начертите маркировочную таблицу.
Знаю - V | Хочу узнать - ? | Узнал новое - + |
Типичным представителем фауны Мурманской области является травяная лягушка. Этот урок мы посвящаем ей. Это животное знакомо нам с детства. Казалось бы: “Чем может удивить обычная лягушка”? “Какие у неё могут быть тайны”? Обратите внимание на эпиграф урока:
“Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”. Французский зоолог Жан Ростан.
Сегодня мы постараемся разгадать некоторые секреты этих амфибий.
Первый этап урока “Вызов”. 1. Попытайтесь, используя трафарет, нарисовать лягушку. Изображая лягушку, ребята обычно испытывают ряд затруднений, не знают, как нарисовать конечности, голову глаза, сколько пальцев на ногах. Все, возникающие в ходе работы вопросы, предлагаю записывать в тетрадь. (Хочу узнать). Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о лягушке.
2. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )
№ | Суждения (вопросы) | Знак |
1. | Лягушки не могут жить без воды | |
2. | Лягушки никогда не пьют воду | |
3. | Лягушки меняют кожу | |
4. | Лягушки дышат жабрами и лёгкими | |
5. | Питаются лягушки только водорослями | |
6. | Весной лягушки возвращаются в пруд, где они родились | |
7. | Из оплодотворённой икринки сразу развивается лягушонок | |
8. | В Красную книгу Мурманской области включены: остромордая лягушка и жаба обыкновенная | |
9. | Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред | |
10. | Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса |
- Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о лягушках. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию с которой согласны оба - оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком. Записываю на доске. Учащиеся могут вспомнить, что лягушка мокрая, холодная, пучеглазая, скользкая. Скользкая, так как имеет слизь на коже. Холодная, так как температура её тела непостоянна, она холоднокровная. Квакушка оттого, что весной, во время размножения самцы громко квакают в водоёмах”. Какое происхождение имеет слово “лягушка”? Обычно дети дают толковый, аргументированный ответ о существовании в русском языке глагола “лягать”, то есть сильно толкать, пинать. Это связано со способом передвижения этого животного, как на земле, так и в воде. Также учащиеся высказывают предположение, что лягушки питаются насекомыми, размножаются в воде (из икринок появляются головастики). Но о значении и охране этих земноводных почти ничего не знают.
- А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах. Записываю все вопросы на доске. А, может - быть вы ещё что-то хотели бы узнать? Когда я готовилась к уроку, мне не давал покоя вопрос: “Почему люди так безжалостно относятся к лягушкам”? “ Как защитить лягушек, незаслуженно преследуемых человеком?” Мы часто можем наблюдать, как мальчишки ловят лягушек, мучают их, еще страшней — забивают камнями или палками. С чем связана такая жестокость, почему эти животные незаслуженно презираются людьми? (Приблизительные ответы учащихся: прежде всего с невежеством людей, мы очень мало знаем о лягушках.)
- Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему.
По какому плану мы изучаем живой организм?
Учащиеся вспоминают план изучения и составляют предварительные кластеры.
Давайте обсудим, что у вас получилось.
Питание
Среда
обитания
Дыхание
лягушки
Внешнее
строение
Размно-жение
Значение
Охрана
- Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.
Второй этап урока: “Осмысление содержания”
Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:
“ v” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ ? ” – непонятная информация
- Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять).
Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.
Текст для учащихся
“Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”. Жан Ростан
Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”
Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Мурманской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.
Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды.
Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.
Дыхание. Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает и животное может погибнуть. Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.
Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.
Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца. Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.
Охрана. В Красную книгу Мурманской области включены остромордая лягушка и жаба обыкновенная. Загрязнение водоёмов мазутом у населённых пунктов и дорог, приводит к сокращению численности лягушек. Наибольший вред популяциям травяных лягушек приносит разрушение лесных экосистем (вырубка леса, пожары, кислотные дожди) и осушение водоёмов и болот. Много лягушек гибнет весной на дорогах под колёсами автомобилей, когда они направляются к местам икрометания. Тысячи травяных лягушек ежегодно вылавливают для использования в научных целях.
Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.
Некоторые особенности лягушек давно заинтересовали ученых – биоников. На основе этих особенностей была сконструирована электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами. А особенность строения задней конечности лягушки подсказала конструкцию ласт для подводного плавания. У лягушки есть ещё одно качество, которое может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Существует довольно распространённое мнение, что “славу” лягушке создал учёный Луиджи Гальвани. Он показал, по остроумному выражению французского зоолога Жана Ростана, что “лягушка – это гораздо больше, чем лягушка”. Именно на ней были впервые проведены исследования мышц и нервов, потом выяснилось, что сердце лягушки – прекрасный объект для исследования, и успехами в области изучения физиологии сердца медицина во многом обязана лягушке. Амфибии обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные органы – регенерацией. Учёные отрезали тритонам ноги и хвосты, удаляли глаза, и даже спинной мозг – они восстанавливались. Люди рано или поздно откроют тайны амфибий, ведь искусственная регенерация -–это тысячи спасённых жизней.
Медицина и биология, физиология и генетика обязаны лягушкам своим развитием. И если бы составить список открытий, сделанных благодаря опытам над лягушками, он занял бы не одну страницу. Благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Париже и в Токио. Но лучшей наградой лягушкам за всё, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение.
Третий этап урока: “Рефлексия”.
- Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.
- Обращаю внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка лягушки: остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Например: вопрос: “Пьют ли лягушки воду”? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.
- Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)
- Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.
- Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски.
К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Земноводные – необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не “сумели окончательно порвать связь с водой”. В воде проходит их размножение и личиночное развитие, они должны постоянно пополнять запас воды в организме. В качестве заключения ученикам предлагается подумать над ответом на следующий проблемный вопрос. Что имеют в виду экологи, когда говорят: “Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого”?
Ученики приходят к выводу, что экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды.
Итоги урока: “Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”.
И как призыв к охране, бережному отношению ко всему живому на планете, на доску вывешивается плакат с изображением рук человека, охраняющих планету и все живое на ней, в том числе и Земноводных.
Подведение итогов.
Рефлексия. Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...
- “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)
- Для меня этот учебный материал важен потому что...
- Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)
Домашнее задание
1. Составить более полную структурно-логическую схему (кластеры), подготовить устный развёрнутый ответ.
- Написать мини-сочинение на тему: “ Царевна-лягушка”.
- Составить репродуктивные и проблемные вопросы по теме “Земноводные”. (Задание для консультантов)
- Подготовить сообщения об охране Земноводных (“Защита незаслуженно гонимых амфибий) или электронную презентацию.
- Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента).
Список литературы.
1. Игорь Акимушкин “Мир животных”. Книга 4.
2. Б.Ф. Сергеев “Удивительное об амфибиях”
3. “Красная книга Мурманской области”
4. “Растительный и животный мир Мурманской области”
5. А. Брем “Жизнь животных” Книга 5.
6. В.И. Никишов “Справочник школьника по биологии”.
Урок биологии в формате ТРКМ.
7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение»
Задачи урока:
учебные: получить представление о многообразии голосеменных растений, проследить их роль в биосфере и жизни человека.
развивающие: развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезу, решить творческие задачи.
воспитательные: формировать культуру общения, коммуникативные качества.
На уроке создаются условия для формирования у учащихся следующих ключевых компетенций: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.
Технология: Урок разработан на основе ТРКМ.
Урок включает 3 стадии: вызов- осмысление – рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся решают творческие задачи (ТРИЗ).
Стратегия урока: «Зигзаг-1».
Оборудование и материалы: тексты о голосеменных растениях, гербарный материал, фотографии растений, карточка - задание, презентационная карточка, карточка с задачами.
Ход урока.
1.На стадии вызова учащимся предлагается вставить недостающее слово (названия голосеменного растения) в предложение. Карточки с «загадками» висят на доске.
От века в семечке заложен шум ветвей,
Но __________ не знает, что родится скрипкой.
Величав ее сказочный рост,
Да она и растет на горе.
По ночам она шарит меж звезд
И пылает огнем на заре
Растение в себе содержит время,
Как форму листьев, запах, цвет и сок.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Шатер раскинув навесной,
Покрытая загаром,
__________смолой исходит в зной
И пахнет скипидаром.
Ребята высказывают свои предположения, пытаются аргументировать ответы.
Правильные ответы: ель, сосна, гинкго, тис, сосна.
2.На стадии осмысления класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся в группе получает свой текст и карточку- задание. Ребенок работает со своим текстом, выделяет главное, обращает внимание на вопросы, затронутые в карточке.
Примечание. Учитель предложил тексты о сосне, лиственнице, тисе, гинкго, ели. Тексты подбирает учитель. Количество тестов равно количеству учащихся в группе.
Карточка- задание.
Особенности биологии и экологии растений.
СОСНА.
Признаки | Особенности |
Жизненная форма | |
Корневая система | |
Крона | |
Хвоя | |
Шишки |
Экология растений.
Роль в природе
Роль в жизни человека
Роль в природе. Практическое значение.
Сосна
По окончании работы ребята переходят в другие группы- группы экспертов.
Стадия размышления (рефлексии): работа в группе экспертов.
Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена информацией ребятами заполняется карточка- задание и составляется рассказ по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Подготавливается карточка для презентации. Она большего размера по сравнению с рабочей карточкой.
Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные рабочие группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит всех со своей темой, пользуясь своей карточкой. Ребята заносят информацию о растениях в таблицу в тетради.
Один из экспертов (его ребята выбрали заранее) от каждой экспертной группы проводит презентацию по своей теме. Презентационная карточка (большого размера) вывешивается на доске. Другие эксперты этой группы вносят дополнения, отвечают на вопросы.
Таким образом, ребята прослушивают информацию 2-ой раз. После такой работы каждый ребенок из группы может сообщить информацию о любом из изучаемых растений.
Прослушав информацию, учащиеся возвращаются к «загадкам», заданным им на стадии вызова и исправляют допущенные ошибки.
Эту стадию усиливаем решением творческих задач (ТРИЗ), которые ребята решают в режиме мозгового штурма. Карточки с задачами получает каждая рабочая группа. Нерешенные задачи учитель задает ребятам на дом.
Творческие задачи
Ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле хвоя, мох и трава. Почему?
Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?
Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников или в березовом? Почему?
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал вам прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?
У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?
Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?
В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных. Объясните это явление.
Семена тиса, побывавшие в желудке птиц, прорастают лучше, чем опавшие. Почему так происходит?
В березовом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление?
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
Это хвойный лес?
Хвойный.
А где хвоя?
Опала.
По чьей вине?
Природы.
Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Список литературы, использованной при составлении текстов:
Рульков В.В. основы ботаники, лесоводства и лесных культур. – М.: Высшая школа, 1981.
Холявко В.С., Глоба-Михайленко Д.А. Дендрология и основы зеленого строительства. – М.: Высшая школа, 1980.
Буруковская Т.Г. и др. Сад неожиданных встреч. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1985.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»
Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы
Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы...
Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного простран...
Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы
Статья о применении элементов данной технологии на конкретных примерах....
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии
Данная работа является зачётной на курсах ПК...