Рабочая программа дополнительного образования "Юный друг природы"
рабочая программа
Рабочая программа "Юный друг природы" предназначена для учащихся 5-6 классов коррекционных школ для дополнительного образования. Новизна программы в том, что она совмещвет в себе экологическое воспитание и занятия художественно - прикладным творчеством. А, также сочетает в себе традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка посредством природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunyy_drug_prirody.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новошинская специальная (коррекционная) школа»
«Принята» «Утверждена» приказом
на заседании педагогического совета ГБОУ «Новошинская С (К) Ш
ГБОУ «Новошинская С (К) Ш» 30.08.2023 № 91/1
Протокол от 30.08.2023 № 1
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Юный друг природы»
Пояснительная записка.
Современное образование требует развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Одним из направлений для организации образовательного процесса в коррекционной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательное, в частности одна из его частей «Познание окружающего нас мира».
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.
Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Объём программы: Программа рассчитана на 34 учебных часа — 1 час в неделю.
Срок освоения программы: 1 год. Занятия проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия — 30 минут.
Цель программы: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков, а также формирование целостного представления о малой Родине.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать систему эколого-биологических знаний.
- Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
- Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
- Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Корреционно - развивающие:
- Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
- Развивать индивидуальные способности детей.
- Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
- Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
- Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
- Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
- Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
- Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
- Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
По итогам Программы ожидаются следующие результаты:
- Привлечение учащихся к просветительской деятельности;
- Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;
- Организация и проведение школьных экологических акции;
- Оформление памяток, листовок, стенгазет, буклетов, презентаций;
- Работа по озеленению территории школы.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результативность. Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результаты изучения курса представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
Личностными результатами являются:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
- установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России,
- какую пользу приносят представители животного мира;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Формы контроля
Творческие работы представляются в виде:
- Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
- Отчётов по наблюдению за природными объектами;
- Оформленных исследовательских работ;
- Экологических сказок;
- Стихотворений;
- Книг-раскладушек и т.д.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Методическое обеспечение программы
Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы планируется использование групповых и индивидуальных занятий:
- Проектная деятельность учащихся
- Озеленение территории школы
- Организация и участие в экологических акциях различного уровня.
Учитывая возрастные, психолого-педагогические возможности учащихся, отобраны следующие методы работы по данной программе:
- Беседы
- Метод наблюдения
- Исследовательская работа
- Экскурсия
- Метод проектов
Условия реализации программы
- Для реализации программы необходимо:
- Мотивационная готовность учащихся к работе
- Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
- Условия для проведения занятий
- Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.
Содержание программы
Тема 1. Введение (2 часа)
Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Роль экологии в деле охраны природы.
Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические занятия:
- Изучение календаря экологических дат
Тема 1. Взаимосвязи в природе (5 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.
Практические занятия:
«Составление осеннего букета. Осенние зарисовки». «Осенний пейзаж».
Экскурсии:
«Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (4 часа). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах.
Практические занятия:
- Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
- Изучение растений классного зелёного уголка
- Составление памяток за растениями в классной комнате и цветочного календаря.
Тема 3. Уникальный мир живой природы (9 часов). Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
- В гостях у Флоры и Фауны
- «Веселая зима».
- Аппликации «Птички».
Экскурсии:
- Зимующие птицы. Акция «Покормите птиц зимой!»
Исследовательская работа: «Растения леса».
Тема 4. Охрана природы (14 часов). Занимательная экология. Экологические игры. Выпуск стенгазеты. Уборка пришкольной территории. Посадка растений.
Практические занятия:
- Подготовка материалов для брошюры «Сохраним первоцветы!»
- Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес».
- Составление экологической тропы нашей школы.
- Коллективная работа «Весенние цветы в вазе».
- Выпуск экологической газеты.
- Посадка цветов на рассаду.
- «Озеро с кувшинками».
- Подготовка почвы к посадке. Посадка цветов.
Экскурсии:
- Наблюдение за сезонными изменениями.
Учебно – тематический план
Наименование раздела | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии |
Введение | 2 | 1 | 1 | |
Взаимосвязи в природе | 5 | 2 | 3 | 1 |
Природа в жизни человека | 4 | 3 | 3 | |
Уникальный мир живой природы | 9 | 4 | 6 | |
Охрана природы | 14 | 3 | 10 | 1 |
Тематическое планирование 34 часа
Дата | № | Содержание работы |
1 | Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Роль экологии в деле охраны природы | |
2 | Экологические организации, их значение. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат. Практическая работа. | |
3 | «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала. Экскурсия в природу. | |
4 | Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Практическая работа «Составление осеннего букета. Осенние зарисовки». | |
5 | Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» | |
6 | Коллективное панно из природного материала «Осенний пейзаж». Практическая работа. | |
7 | Приведение в порядок школьной территории. Уборка мусора с клумб. Практическая работа. | |
8 | Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. | |
9 | Изучение растений классного зелёного уголка. Практическая работа. | |
10 | Практическая работа. Составление памяток за растениями в классной комнате и цветочного календаря. | |
11 | Пересадка и уход за растениями класса. Практическое занятие. | |
12 | 30 ноября – Всемирный день домашних животных. | |
13 | Оформление выставки «Наши маленькие друзья». Практическое занятие. | |
14 | Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. | |
15 | Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов. Выставка рисунков растений. | |
16 | В гостях у Флоры и Фауны. Практическое занятие. | |
17 | Аппликация из ватных дисков. «Веселая зима». Практическая работа. | |
18 | Исследовательская работа: «Растения леса» | |
19 | Зимующие птицы. Акция «Покормите птиц зимой!» | |
20 | Аппликации «Птички». | |
21 | Подготовка материалов для брошюры «Сохраним первоцветы!». Практическое занятие. | |
22 | Занимательная экология. Игротека. | |
23 | Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес». | |
24 | Выпуск экологической газеты. | |
25 | Выпуск экологической газеты. | |
26 | Коллективная работа «Весенние цветы в вазе». | |
27 | Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы. Практическое занятие. | |
28 | Целевая прогулка – наблюдение за сезонными изменениями. Экскурсия. | |
29 | Посадка цветов на рассаду. Практическая работа. | |
30 | Уборка мусора на школьной территории. | |
31 | Коллективная работа. «Озеро с кувшинками». | |
32 | Экологическая игра «Что? Где? Когда?» | |
33 | Подготовка почвы к посадке. Посадка цветов. Практическая работа. | |
34 | Выставка рисунков «Лето». |
Список использованной литературы
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
- Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
- Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
- Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
- Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
- Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
- Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
- Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
Программа дополнительного образования "Исследователи природы"
Программа дополнительного образования "Исследователи природы"...
Программа дополнительного образования "Друзья природы"
Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей нын...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для дополнительного 1 класса (ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
Методическая разработана создана для учителей начальных классов, работающих по данной программе. Программа содержит пояснительную записку, раскрывающую актуальность предмета, цели и задачи, место пред...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык»
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык».Отличительными особенностями программы кружка являются:&bull...