Программа кружка "В мире живой природы"
рабочая программа по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по экологии
«В мире живой природы»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии обучающиеся научатся:
1.освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации и жизненного опыта;
3. воспитание экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
5.формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, целесообразности его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6.развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:
Личностными результатами изучения предмета «Экология»
- Результаты освоения внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в течении всего периода обеспечит формирование у учащихся УУД.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
. Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 34 часа.
Содержание курса
Расширяем экологическую грамотность
Введение.Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология Ученые экологи.
Азбука народной мудрости. Законы природы в пословицах и поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.
Экологическая опасность и безопасность. Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни. Моя Красная книга. Безопасность ближайшего окружения ( продукты питания, химия в быту, ядовитые животные и растения).
Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды. Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества продуктов питания.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Ков-во час. | Кол-во контр., лаборатор., практич. работ |
Введение | 6 | 2+1 | |
Раздел 1. | 7 | 5 | |
Раздел 2 | 3 | ||
Раздел 3. | 6 | 3 | |
Раздел 4. | 12 | 6 | |
Резерв | 0 | ||
Итого | 34 | 14 л/р, 3 пр/р. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата | Вид деятельности | |
План | Факт | |||
1 | Введение Анкетирование. Правила поведения | |||
2 | Экологические термины | словарик | ||
3 | Галерея ученых | |||
4-5 | Экологические проблемы родного края | газета | ||
Азбука народной мудрости | ||||
6-7 | Законы природы в пословицах и поговорках | Интеллектуальная игра | ||
8 | Биологические способы защиты растений | Работа с информацией | ||
9 | Лишайники – показатели чистоты воздуха | Мини исследование | ||
10 | Практикум «Жаворонок или сова» | |||
11 | У природы нет плохой погоды… | Мини проект | ||
12 | История аптекарского дела | Лекция | ||
13 | Лекарственные растения | Час общения | ||
14 | Правила сбора растений и грибов | обсуждение | ||
15 | Экологическая опасность и безопасность Понятие опасности и безопасности | Лекция | ||
16 | Читаем книгу леса | Практ. раб. | ||
17 | Читаем состав используемых товаров | Практ.раб. | ||
18 | Человек - царь природы или…. | Эколог сказка | ||
19 | Свалка по имени Земля | Эколог игра | ||
20 | Акция «Чистая планеты – начни с себя» | Трудовой десант | ||
21 | Это должен знать каждый | Газета | ||
22 | Уникальность планеты Земля | Видео лекция | ||
23 | Сохраняя видовое разнообразие – бережем планету | |||
24 | Моя Красная книга | Мини проект | ||
25-26 | Экологический практикум. Этапы проведения экологического исследования | Алгоритм | ||
27 | Определение загрязненности воздуха в кабинете | |||
28 | Определение качества питьевой воды | |||
29 | Определение качества и срока годности продуктов по упаковке, внешнему виду. | |||
30 | Определение условий для жизни дрожжей хлебопекарных | |||
31 | Определение видового состава злаковых на пришкольной территории | |||
32 | Определение взаимосвязей компонентов живой и неживой природы | |||
33 | Влияние человека на природу | |||
34 | Итоговое тестирование | |||
35 | Достижения года | Подведение итогов | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Школа докторов природы"
Программа, предназначенная для проведения кружка "Школа докторов природы"....
Программа ДО "Уголок живой природы". 7 класс.
Для реализации программы необходим Уголок живой природы, организованный в школе, например, в лаборантской кабинета биологии....
Рабочая программа кружка "Юный помощник природы"
Рабочая программа экологического кружка в основной школе...
Программа апробации УМК "Живая природа Иркутской области"
УМК "Живая природа Иркутской области" включает в себя учебное пособие "Живая природа Иркутской области", рабочую тетрадь, электронный учебник и программно-методические материалы дл...
Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (7 класс)
Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.Ведущая идея программы &nda...
Программа дополнительного образования "В мире живой природы"
Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с одаренными детьми.Цели программы:развитие интеллектуального и творческого потенциала уча...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...