Технологическая карта урока "Среды жизни"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока "Среды жизни" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hlobystova_k.a.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии «Среды обитания организмов»
Предмет | Класс | Тема урока |
биология | 5 | «Среды обитания организмов» |
Используемый учебник
Название | Класс | Авторы |
Биология. Бактерии, грибы, растения | 5 класс | Пасечник В. В. |
Планируемые образовательные результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- формирование понятий «живой организм» и «среда обитания» - формирование представление о четырех средах обитания, характеризовать особенности среды. - выявление приспособления живых организмов – типичных представителей различных сред обитания. | - умение принимать и сохранять цель и учебные задачи; - умение работать с информацией; - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - умение оценивать свою деятельность; - умение грамотно строить речевые высказывания; - умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; | - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие умения работать в группах. - осознание единства и целостности окружающего мира - формирование экологического мышления |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный урок- урок изучения нового материала, четвертый в разделе «Введение». Урок построен в логике системно - деятельностного подхода и использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Содержание и формы проведения урока обеспечивают преемственность начального и основного общего образования. В рамках изучения предмета «Окружающий мир» 2 класс тема «Удивительная природа» учащиеся изучают свойства воздуха, воды, почвы.
Тема урока: «Среды обитания организмов»
Тип урока: Изучения нового материала
Цель урока: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
- осознание единства и целостности окружающего мира
- формирование экологического мышления
задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- развитие умения работать с информацией;
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- формировать умения оценивать свою деятельность;
-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- продолжить формирование понятий «живой организм» и «среда обитания»
- сформировать представление о четырех средах обитания, характеризовать особенности среды.
- научиться выявлять приспособления живых организмов – типичных представителей различных сред обитания.
- определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Оборудование: учебник биологии, разноцветные конверты, карточки с изображениями животных, электронная доска. схемы для индивидуальной работы, ЭФУ биологии
Литература для учителя:
- Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.
- Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9
- Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Учебник. – М.: Дрофа, 2004.
Литература для учащихся:
1. Сергеев, Б. Ф. Я познаю мир. Биология /. – М. : АСТ, 2004.
2. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология /. – М. : АСТ, 2005.
Организационная структура урока
№ п/п | Этапы урока | Образовательные задачи | Используемые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Длительность этапа в минутах | |||
Мотивационно - ориентировочный этап урока | |||||||||
Организационный этап | Приветствует учащихся. Распределяет учащихся по 4 группам (5-6 человек в группе) (прием «цвета из шляпы») | Приветствуют учителя. Организуют группы согласно критерию. Выбирают капитана команды. | 2 | ||||||
Этап актуализации | Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог Познавательные - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные. - выбор оснований для сравнения Регулятивные- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их | Раздает конверты с одинаковыми для каждой группы изображениями растений и животных обитателей водной, наземно-воздушной, почвенной, и среды обитания «другой живой организм» Формулирует вопросы: - Что объединяет все изображения? - По каким признакам вы определили, что это живые организмы? | Работая в малых группах изучают изображения живых организмов и отвечают на вопросы учителя. По очереди заполняют сектора пустого круга (см. приложение №1) | 5 | |||||
Этап проблематизации | Раздает по 4 цветных пустых конверта (цвета соответствуют цветам команд) и дает задание: -Распределите организмы на 4 группы. -Объясните, по какому признаку вы разделили живые организмы. -Предложите, как можно назвать тему нашего урока? | Определяют признак классификации. Распределяют организмы на обитателей разных сред жизни. Капитаны команд на доске с помощью магнитов прикрепляют карточки с изображениями обитателей одной из сред (соответствующих цвету конверта и цвету команды) Проверяют правильность выполнения задания. Исправляют выявленные ошибки Формулируют тему урока записывают ее в тетрадь | 5 | ||||||
Этап целеполагания | Коммуникативные - умение грамотно выражать свои мысли Познавательные – умение формулировать познавательные задачи. | Помогает сформулировать задачи урока используя вопросы: Что вы уже знаете о среде обитания? Какие среды обитания вам известны? Где вы получили эти знания? Что хотели бы узнать? | Предлагают формулировки задач урока: - используя имеющиеся знания дать определения понятию «среда обитания» - выяснить какие выделяют среды обитания (дать им верные названия) - назвать характерные черты каждой среды - определить какие приспособления есть у живых организмов – типичных представителей каждой среды. | 5 | |||||
Операционно-исполнительский | Операционно-исполнительский | ||||||||
Изучение нового материала А) Характеристика сред обитания | Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками -владение монологической и диалогической формами речи Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности (работа со схемой) | ЭФУ учебника биологии Биология Бактерии, грибы, растения. Пасечник В.В 5 класс стр. 21,22,23 | Организует работу с эфу просмотр видеофайлов Координирует работу в парах Определяет порядок учащихся для работы на доске. Подводит итог выполнения задания. (прием – кластер) | Читают параграф и заполняют схему в тетрадях (см. приложение № 3) Обсуждают результаты в парах С помощью файла и электронной доски составляют общую схему (по одному человеку от пары в произвольном порядке) А затем фронтально обсуждают полученную схему Исправляют выявленные ошибки | 15 | ||||
Б) Приспособления организмов к среде обитания | Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | LearningApps Приспособления к среде обитания Хлобыстова К.А | Организует работу с приложением с целью выполнения задания по определению типичных приспособлений организмов к среде обитания. | Выполняют задание | |||||
Первичное закрепление знаний | Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях | ЭФУ учебника биологии Биология Бактерии, грибы, растения. Пасечник В.В 5 класс стр. 25 | Выполняют задание ЭФУ Предлагает составить синквейн по теме «Среда обитания» | Составляют синквейн (см. приложение № 2) | 5 | ||||
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексивно-оценочный этап | ||||||||
Этап рефлексии | Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли Познавательные – умение соотносить цель и результат Регулятивные – осознание учащимся, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование | Формулирует выводы совместно с учениками Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами) До начала урока я не знал… На уроке я узнал и научился … Хочу еще узнать и научиться … | Выполняют задание (письменно отвечают на вопросы) | 5 | |||||
Оценочный этап | Отмечает наиболее активных учащихся выставляет отметки по результатам работы на уроке. | Слушают комментарии учителя. | 1 | ||||||
Домашнее задание | Домашнее задание | ||||||||
Домашнее задание | Коммуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной задачи. Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях | Формулирует домашнее задание (параграф № 4 подготовить полный или краткий пересказ, ответить на вопрос № 7 после & 4) Дополнительное задание (по желанию) Из пластилина или полимерной глины вылепить вымышленный персонаж, который сочетал бы в себе черты обитателей всех четырех сред, придумать ему имя и краткую историю про него. | Формулируют уточняющие вопросы, оформляют домашнее задание в дневнике. | 2 |
Приложение
Приложение 1
Синквейн
Синквейн(от французского «5») – малая стихотворная форма, которая используется для фиксации оценок участников обучения Ученик сам себе дает отчет в том, принял он изучаемый материал или нет. Синквейн строится по следующим правилам:
1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);
3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;
4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.
Пример синквена
СЕРДЦЕ
мышечное, четырехкамерное
работает, сокращается, перекачивает
жизненно важный орган
МОТОР
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Жизнь египетского вельможи 5 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта. Разнообразие жизни в океане.
План – конспект урока по теме: «Разнообразие жизни в океане»Технология: технология проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ...
Технологическая карта проекта "Жизнь петербургской молодежи: система школьных отношений"
Технологическая карта исследовательского проекта, выполненного учащимся 10 класса на основании социологического опроса. В помощь учителю....
Технологическая карта урока "Жизнь египетского вельможи"
История 5 класс...
технологическая карта урока "Жизнь на различных материках", 5 класс, УМК Пономарёва И.Н.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»
ОДНКНР 5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой»,...
Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".
ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов. ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...