Технологическая карта урока "Среды жизни"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Хлобыстова Карина Александровна

Технологическая карта урока "Среды жизни" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hlobystova_k.a.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии  «Среды обитания организмов»

Предмет

Класс

Тема урока

биология

5

«Среды обитания организмов»

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Биология. Бактерии,  грибы, растения

5 класс

Пасечник В. В.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование понятий «живой организм»  и   «среда обитания»

-  формирование представление о  четырех средах обитания, характеризовать особенности среды.

-  выявление приспособления  живых организмов – типичных представителей различных сред обитания.

- умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- умение работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- умение оценивать свою деятельность;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

- осознание единства и целостности окружающего мира

- формирование экологического мышления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленный урок- урок изучения нового материала, четвертый  в разделе «Введение». Урок построен в логике системно - деятельностного подхода и использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Содержание и формы проведения урока обеспечивают преемственность начального и основного общего образования. В рамках изучения предмета «Окружающий мир» 2 класс тема «Удивительная природа» учащиеся изучают свойства воздуха, воды, почвы.

Тема урока: «Среды обитания организмов»

Тип урока: Изучения нового материала

Цель урока: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

- осознание единства и целостности окружающего мира

- формирование экологического мышления

задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-  продолжить формирование понятий «живой организм»  и   «среда обитания»

-  сформировать представление о  четырех средах обитания, характеризовать особенности среды.

-  научиться выявлять приспособления  живых организмов – типичных представителей различных сред обитания.

-  определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

 

Оборудование: учебник биологии,  разноцветные конверты, карточки с изображениями животных, электронная доска. схемы для индивидуальной работы, ЭФУ биологии

Литература для учителя:

  1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.
  2. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Учебник. – М.: Дрофа, 2004.

Литература для учащихся:

1. Сергеев, Б. Ф. Я познаю мир. Биология /. – М. : АСТ, 2004.

2. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология /. – М. : АСТ, 2005.

Организационная структура урока

№ п/п

Этапы урока

Образовательные задачи

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Длительность

этапа в минутах

Мотивационно - ориентировочный этап урока

Организационный этап

Приветствует учащихся. Распределяет учащихся по 4 группам (5-6 человек в группе) (прием «цвета из шляпы»)

Приветствуют учителя. Организуют группы согласно критерию. Выбирают капитана команды.

2

Этап актуализации

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог

Познавательные - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные.

- выбор оснований для сравнения

Регулятивные-  умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их

Раздает конверты с одинаковыми для каждой группы изображениями растений и животных обитателей водной, наземно-воздушной, почвенной, и среды обитания «другой живой организм»

Формулирует вопросы:

- Что объединяет все изображения?

- По каким признакам вы определили, что это живые организмы?

Работая в малых группах изучают изображения живых организмов и отвечают на вопросы учителя. По очереди заполняют сектора пустого круга (см. приложение №1)

5

Этап проблематизации

Раздает по 4 цветных пустых конверта (цвета соответствуют цветам команд)  и дает задание:

-Распределите организмы на 4 группы.

-Объясните, по какому признаку вы разделили живые организмы.

-Предложите, как можно назвать тему нашего урока?

Определяют признак классификации. Распределяют организмы на обитателей разных сред жизни.

Капитаны команд на доске с помощью магнитов прикрепляют карточки с изображениями обитателей одной  из сред (соответствующих цвету конверта и цвету команды)

Проверяют правильность выполнения задания.

Исправляют выявленные ошибки

Формулируют тему урока записывают ее в тетрадь

5

Этап целеполагания

Коммуникативные - умение  грамотно выражать свои мысли

Познавательные – умение формулировать познавательные задачи.

Помогает сформулировать задачи урока используя вопросы:

Что вы уже знаете о среде обитания?

Какие среды обитания вам известны?

 Где вы получили эти знания?

Что хотели бы узнать?

Предлагают формулировки задач урока:

- используя имеющиеся знания дать определения понятию «среда обитания»

- выяснить какие выделяют среды обитания (дать им верные  названия)

- назвать характерные черты каждой среды

- определить какие приспособления есть у живых организмов – типичных представителей каждой среды.

5

Операционно-исполнительский

Операционно-исполнительский

Изучение нового материала

А) Характеристика сред обитания

Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками

-владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте

Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности  (работа со схемой)

ЭФУ учебника биологии  Биология Бактерии, грибы, растения. Пасечник В.В 5 класс

стр. 21,22,23

Организует работу с эфу просмотр видеофайлов

Координирует работу в парах

Определяет порядок учащихся для работы на доске.

Подводит итог выполнения задания.

(прием – кластер)

Читают параграф и заполняют схему в тетрадях (см. приложение № 3)

 Обсуждают результаты в парах

С помощью файла и электронной доски составляют  общую схему (по одному человеку от пары  в произвольном порядке)

А затем фронтально обсуждают полученную схему

Исправляют выявленные ошибки

15

Б) Приспособления организмов к среде обитания

Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

LearningApps Приспособления к среде обитания Хлобыстова К.А

 Организует работу с приложением    с целью выполнения задания по определению типичных приспособлений организмов к среде обитания.  

Выполняют задание

Первичное закрепление знаний

Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях

ЭФУ учебника биологии

Биология Бактерии, грибы, растения.

Пасечник В.В 5 класс

стр. 25

Выполняют задание ЭФУ

Предлагает составить синквейн по теме «Среда обитания»

Составляют синквейн (см. приложение № 2)

5

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексивно-оценочный этап

Этап рефлексии

Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения 

Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли

Познавательные – умение соотносить цель и результат

Регулятивные – осознание учащимся,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Формулирует выводы совместно с учениками

Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами)

До начала урока я не знал…

 На уроке я узнал и научился …

 Хочу еще узнать и научиться …

Выполняют задание

(письменно отвечают на вопросы)

5

Оценочный этап

Отмечает наиболее активных учащихся выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Слушают комментарии учителя.

1

Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Коммуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной задачи.

Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях

Формулирует домашнее задание (параграф № 4 подготовить полный или краткий пересказ, ответить на вопрос  № 7 после & 4)

Дополнительное задание (по желанию)

 Из пластилина или полимерной глины  вылепить  вымышленный персонаж,  который сочетал бы в себе черты обитателей всех четырех сред, придумать ему имя и краткую историю про него.

Формулируют уточняющие вопросы, оформляют домашнее задание в дневнике.

2

Приложение

Приложение 1

Синквейн

Синквейн(от французского «5») – малая стихотворная форма, которая используется для фиксации оценок участников обучения Ученик сам себе дает отчет в том, принял он изучаемый материал или нет. Синквейн строится по следующим правилам:

1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);

3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;

4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквена

СЕРДЦЕ

мышечное, четырехкамерное

работает, сокращается, перекачивает

жизненно важный орган

МОТОР


Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Разнообразие жизни в океане.

План – конспект урока по теме: «Разнообразие жизни в океане»Технология: технология проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ...

Технологическая карта проекта "Жизнь петербургской молодежи: система школьных отношений"

Технологическая карта исследовательского  проекта, выполненного учащимся 10 класса на основании социологического опроса. В помощь учителю....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»

ОДНКНР  5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,...

Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.     ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...