технологическая карта урока "Жизнь на различных материках", 5 класс, УМК Пономарёва И.Н.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_na_razlichnyh_materikah.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь организмов на разных материках.

Цель:

образовательная:  создать условия для знакомства с жизнью организмов на разных материках, объяснять сущность понятия «местный вид»; познакомить учащихся с ролью путешественников в изучении живой природы; охарактеризовать уникальные виды животного мира материков Земли; систематизировать знания учащихся о жизни организмов на разных материках;

развивающая: характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике; характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания, называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника, описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях;

  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного края; оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. 

Средства обучения: географическая карта «Природные зоны Земли», «Зоогеографическая карта мира», гербарий растений, изображения растений и животных, атлас «Мир вокруг нас», атлас по природоведению для 3-5 классов, презентация «Растения и животные разных материков», портреты Ч.Дарвина, Н.И. Вавилова.

 Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие 

1).Объясни термины:

Приспособленность, природное сообщество, пищевая цепь, производители, потребители,  «разлагатели», круговорот веществ в природе

2) Распределите организмы на группы: (1 группа)                   (Слайд 2)

1. производители    

2. потребители

3. разлагатели

3). Составь цепи питания    (2 группа)                   (Слайд 3)

  • ястреб, гусеница, бактерии, синица, дуб
  • лягушка, одуванчик, кузнечик, бактерии, уж

 4).   Ответьте на вопросы:

  • Как взаимодействуют обитатели одной территории между собой?
  • Что такое круговоротом веществ?
  • В чём отличие круговорота веществ, который происходит  в лесу в районе Раздолья и тайге? Почему?

Беседа с учителем.

Взаимопроверка

взаимооценка

Отстаивание своей точки зрения

Ф

И

П

Ф

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция,  оценка действий партнёра.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

(Показ различных природных зон России)    (Слайд4)   

_  Как можно назвать большие сообщества? ( Природные зоны)                                             

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Это и есть наша тема урока

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                  (Слайд 10)

Тема: Природные сообщества

Цель: 

Задачи урока:

   выяснить:

  • что значит «природная зона»;
  • познакомиться с разнообразием природных зон России;
  • охарактеризовать обитателей природных зон;
  • выяснить, как связаны между собой живые организмы в каждой природной зоне.

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

  1. Так что же такое «Природное сообщество»?

Запись определения в тетрадь:

Природная зона – территория с о сходной растительностью, почвой, животным миром.

2. Разнообразие природных зон России.

      3.  Изменение природных зон России с севера на юг

Маршрутный лист №1

1).Найдите на карте изучаемую зону.

2).Выясните климатические условия зоны.

3).Изучите растительный и животный мир. Какими особенностями обладают?

  • Тундра
  • Тайга
  • Широколиственные ласа
  • Степи

Физкультминутка

Работа с различными источниками информации

Самостоятельная работа с информационным источникам

Представление результатов своей работы

Г

Г

Г

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Что такое природная зона?

- Назовите и покажите на карте природные зоны России.

Ответьте на вопросы

Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест

 

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Включение в систему знаний и повторение.

Вопросы учебника стр.93

Г

Регулятивные: прогнозирование

Итог урока

Возвращаемся к задачам урока

Информация о домашнем задании

изучить текст § 21 учебника
и выполнить задания в конце параграфа.

   Творческое задание: подготовить сообщение о жизни организмов на разных материках с презентацией по материалам Интернета                 (Слайд )                                                        

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                (Слайд 19)

 Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Жизнь на разных материках"

Технологическая карта урока по природоведению, составлена в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

технологическая карта урока географии в 5 классе по теме "Путешествие по материкам"

ПЛОТНЫЙ РАБОЧИЙ УРОК ПО УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО МАТЕРИКАМ...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.

Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Фотосинтез". Учебник -И.Н. Пономарёва + дополнительные материалы к уроку

Данный урок является составной частью темы «Питание живых организмов». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Корневое питание растений», знания о внутр...