технологическая карта урока "Жизнь на различных материках", 5 класс, УМК Пономарёва И.Н.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_na_razlichnyh_materikah.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Жизнь организмов на разных материках.
Цель:
образовательная: создать условия для знакомства с жизнью организмов на разных материках, объяснять сущность понятия «местный вид»; познакомить учащихся с ролью путешественников в изучении живой природы; охарактеризовать уникальные виды животного мира материков Земли; систематизировать знания учащихся о жизни организмов на разных материках;
развивающая: характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике; характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания, называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника, описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях;
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного края; оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.
Средства обучения: географическая карта «Природные зоны Земли», «Зоогеографическая карта мира», гербарий растений, изображения растений и животных, атлас «Мир вокруг нас», атлас по природоведению для 3-5 классов, презентация «Растения и животные разных материков», портреты Ч.Дарвина, Н.И. Вавилова.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1) | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | 1).Объясни термины: Приспособленность, природное сообщество, пищевая цепь, производители, потребители, «разлагатели», круговорот веществ в природе 2) Распределите организмы на группы: (1 группа) (Слайд 2) 1. производители 2. потребители 3. разлагатели 3). Составь цепи питания (2 группа) (Слайд 3)
4). Ответьте на вопросы:
| Беседа с учителем. Взаимопроверка взаимооценка Отстаивание своей точки зрения | Ф И П Ф | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Выявление места и причины затруднения | (Показ различных природных зон России) (Слайд4) _ Как можно назвать большие сообщества? ( Природные зоны) | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Это и есть наша тема урока - Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 10) Тема: Природные сообщества Цель: Задачи урока: выяснить:
| Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта. |
Запись определения в тетрадь: Природная зона – территория с о сходной растительностью, почвой, животным миром. 2. Разнообразие природных зон России. 3. Изменение природных зон России с севера на юг Маршрутный лист №1 1).Найдите на карте изучаемую зону. 2).Выясните климатические условия зоны. 3).Изучите растительный и животный мир. Какими особенностями обладают?
Физкультминутка | Работа с различными источниками информации Самостоятельная работа с информационным источникам Представление результатов своей работы | Г Г Г | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | - Что такое природная зона? - Назовите и покажите на карте природные зоны России. | Ответьте на вопросы | Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Тест |
| И | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Включение в систему знаний и повторение. | Вопросы учебника стр.93 | Г | Регулятивные: прогнозирование | |
Итог урока | Возвращаемся к задачам урока | |||
Информация о домашнем задании | изучить текст § 21 учебника Творческое задание: подготовить сообщение о жизни организмов на разных материках с презентацией по материалам Интернета (Слайд ) | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? - Я узнал (а)… - Меня удивило… - Работая в группе, я … - Мне трудно представить, что… (Слайд 19) Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта "Жизнь на разных материках"
Технологическая карта урока по природоведению, составлена в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
технологическая карта урока географии в 5 классе по теме "Путешествие по материкам"
ПЛОТНЫЙ РАБОЧИЙ УРОК ПО УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО МАТЕРИКАМ...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.
Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Фотосинтез". Учебник -И.Н. Пономарёва + дополнительные материалы к уроку
Данный урок является составной частью темы «Питание живых организмов». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Корневое питание растений», знания о внутр...