Мероприятие "Мы познаем себя"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Межпредметное мероприятие дает начальное представление об органах чувств человека. В шуточной форме, с частушками, поговорками, стишками ученики 5 класса знакомятся с органами чувств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_my_poznayom_sebya.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕРОПРЯТИЕ: «МЫ ПОЗНАЁМ СЕБЯ».
Цели и задачи
Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.
Методы и приёмы
Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).
Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
Мероприятие могу провести ученики 8 класса для учеников начальной школы
Учитель: Ребята, мы собрались сюда, чтобы поговорить с вами об органах чувств человека. Отгадайте загадки и вы узнаете какие органы чувств бывают.
1) Лежит бревно в болоте, но не гниёт.
2) Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.
3) Два братца близнеца по обе стороны лица.
4) Круглое озерцо, никогда не застывает.
Сначала мы посетим станцию «Ушарино». Там нас встречают ребята 8 класса.
- Ребята, знаете ли вы как устроены наши уши? Снаружи располагается ушная раковина. Звук проходит по звуковому канала к барабанной перепонке. Это плёнка , которая колеблется, когда в неё ударяются звуковые волны. За ней находится среднее ухо. В нём есть три косточки, молоточек, наковальня, стремечко. У нас в ухе происходит кое-что подобное работе кузнецов в кузнеце: молоточек ударяет по наковальне и мы слышим звук. (слайды презентации)
- Наше ухо очень сложно устроено. Поэтому нужно его беречь, беречь слух. Нельзя ковыряться в ухе острыми предметами, застужать уши. Нельзя постоянно слушать громкую музыку. И, конечно, уши нужно содержать в чистоте.
- Есть очень много крылатых выражений об ушах. Попробуйте их объяснить. Что означает: «хлопать ушами», «ухо режет», «уши вянут», « не видать как своих ушей».
-Вы знаете, что форма ушей бывает разная. Бывают маленькие уши и большие. Бывают оттопыренные уши. Конечно же всем хочется иметь идеальные уши, но не всегда так бывает. И если вам чем-то не нравятся ваши уши – не отчаивайтесь. Главное слух, а не красота. Вот, например, у одного мальчика были большие уши… Впрочем он сам о себе расскажет.
- Зеркала у витрины и лужи
Далеко обхожу стороной.
Эх вы, уши, несчастные уши
Что вы сделали с бедным со мной.
У других же обычные уши:
Чуть побольше, поменьше слегка…
Почему, почему, почему же,
Вы растёте как два лопуха?
Все смеются над вами, ушами.
Видно мне пропадать не за грош
Хорошо ещё нравлюсь я маме
Потому что на папу похож.
- Что вы посоветуете мальчику? Стоит ли так страдать из-за больших ушей?
Теперь мы отправляемся на станцию «Носарино». Там нас ждут герои сказок: Мистер Моркоу, Буратино.
БУРАТИНО: Ребята, сначала мы проведём игру «Вспомни запах». Закройте глаза. Вспомните запах черёмухи, вспомните аромат розы, а теперь запах бензина, вспомните запах душистого мыла, а теперь запах жжёной резины. Вы вспомнили всё. Спросите: почему я догадался. Я видел как вы меняли выражение лица. Бывают запахи приятные и неприятные. С помощью какого органа вы можете отличать запахи? Правильно при помощи носа. Эта способность называется обонянием.
МИСТЕР МОРКОУ: Нос очень важный орган для человека. Вы знаете где находиться ваш нос. Покажите! А я знаю ребят, которые не знают где находиться их нос. Вы мне верите? Нет? Я вам докажу. Покажите ещё раз свой нос, теперь покажите потолок, теперь покажите пол. Ещё раз нос, пол, потолок. Нос, пол, потолок. Нос, пол, потолок. Ха-ха-ха. Оказывается и вы не знаете точно где ваш нос. (ведущий - мистер Моркоу показывает рукой специально неверно, например говоря «нос» показывает рукой в пол)
БУРАТИНО: Это конечно же шутка. Но нос действительно очень важный орган. Воздух в носовую полость проникает через носовые отверстия – ноздри. Носовая полость делиться продольной перегородкой на правую и левую половины. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. В слизистой оболочке носовых раковин есть обонятельные области. (слайды презентации)
ЧАСТУШКИ про нос
1) Учитель задал мне вопрос
Где расположен Канин Нос
А я не знал, который Канин
И указал на свой и Ванин
2) Наш Иван доверчив очень
Верит он всему и вот
Его Петя водит за нос
Весь почти учебный год
3) Что за крик
У всех вопрос
Прищемили Але нос
Потому что наша Ала
Нос суёт куда попало
4) Знать не хочет наша Таня
Абсолютно ничего
Оттого она не видит
Дальше носа своего
5) Как не ладить нам с Мариной
Мы теперь подружки
У неё и у меня
На носу веснушки
Перед нами «Глазарино». Необычная станция. Давайте побываем на улице «Строение глаз».
- Глаз – это шаровидное тело 5-6 грамм. Более 85% знаний об окружающем мире мы получаем благодаря способности видеть. У вас может возникнуть вопрос: «Почему у человека 2 глаза, а не один и не 21?» 2-х глаз как раз достаточно, чтобы определить удалённость предмета. Одним глазом это сделать трудно. Трёх и более глаз не нужно, так как человек и 2-мя глазами видит достаточно хорошо. Возникающее в каждом из глаз изображение немного отличается друг от друга и на основании этого головной мозг решает, как далеко расположен рассматриваемый предмет. (слайды презентации)
- Ребята, бывало ли с вами такое. Вы из освещённой комнаты вошли в тёмную. Сначала вы не чего не видите, а потом начинаете различать окружающие предметы. Или наоборот. Вы входите из темноты в освещённую комнату. Глаза режут от яркого света. Сейчас я вам объясню, почему так происходит. В глазу есть зрачок. Зрачок может ссужаться и расширяться. Когда светло и хорошо всё видно зрачок сужен. Когда темно и плохо видно – зрачок расширен. При быстрой смене света на темноту или темноты на свет зрачок не успевает изменить положение. Возникают временные проблемы с видимостью.
- У глаз есть защитники. Это веки, ресницы, брови. Веки работают по принципу «дворников» на автомашине. Они отталкивают попавшие на глаза частички пыли. Этому способствует и слёзная жидкость, которая течёт из внешнего угла к носу постоянно. Ресницы тоже защищают от пыли. Они моргают 8-10 раз в минуту. Брови защищают от пота, стекающего со лба. В слезах содержится уничтожающие микробов вещества, а так же поваренная соль. Человек может выплакать до 10 мл в день.
- Глаза надо беречь. Вот некоторые правила, которые помогут вам сохранить зрение хорошим:
1) Нельзя читать лёжа, потому что рука, держащая книгу, постоянно колеблется и глаза устают.
2) Свет при чтении и при письме должен падать всегда слева, чтобы не было тени.
3) Расстояние от вас до телевизора должно быть больше 3-х метров.
Стихотворение «Фонарь» (Григорий Рубцов)
Я шёл домой и плакал –
Весь левый глаз горел!
Но засмеялся папа,
Когда открыл мне дверь.
И весело воскликнул:
- Ну, заходи, вратарь!
Я вижу глаз подбитый.
Вот это, брат, фонарь!
И цвет темно-лиловый,
Фонарь-то непростой!
Гляди, какой здоровый!
Да-а-а! Истинно мужской!
Такой красы наружной
Нельзя не ставить в грош.
Да им гордиться нужно,
А ты стоишь, ревёшь.
Хоккей – не кошки-мышки.
Вот завтра поутру
Увидишь: все мальчишки
От зависти умрут!
Я шёл домой и плакал
Совсем, выходит, зря!
Эх, жаль, что нет у папы
Такого ж фонаря!
- Наверное вы знаете, что о глазах есть много «крылатых» фраз. «Вырасти в глазах», это значить понравиться. «Строить глазки», это значить кокетничать. «Лезть в глаза», «мозолить глаза», это значить надоедать. «Есть глазами», это значить пристально смотреть. «Намётан глаз» - опыт. «С глаз долой» - уйти.
А теперь послушайте мой рассказ и перескажите его.
«Чтобы вырасти в глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Человек, у которого намётан глаз, смерит вас глазами и скажет: «С глаз долой
И снова в путь. Нам предстоит побывать в «Языкарино». Там нас заждались говоруны. Как вы понимаете слово «язык»? Это слово имеет много значений: язык – орган пищеварения, язык – орган общения. Математики вычислили, что с того времени как возникла речь, люди наговорили в целом 10 миллионов биллионов слов. Это 1 и 19 нулей. Слова и составляют наш язык, нашу речь. Если мы будем знать значение слов, правильно их употреблять, грамотно строить предложения, то и язык наш будет звонкий, лёгкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный и самый самый языкастый. А помогут вам правильно говорить правила. Давайте их расшифруем. (слайды презентации)
- Расшифруйте 1-е правило общения.
Если у вас заплетается язык, то лучше держать язык за зубами. Иначе потом вы будете корить себя: «Чёрт дёрнул меня за язык».
- Расшифруйте 2-е правило общения.
Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить им на язык и вы тут же увидите, что их как корова языком слизала.
- Расшифруйте 3-е правило общения.
Когда вы захотите найти общий язык с малознакомым человеком, не нужно тянуть его за язык.
- Расшифруйте 4-е правило общения.
Если вы сами попадёте на язык к злым языкам, то не бегайте от них, высунув язык. А скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык».
- Ребята правила эти, конечно, шуточные. Мы их вам прочитаем для того, чтобы вы поняли, какие возможности есть у нашего родного языка.
Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, что оно было для вас не очень утомительным и пошло вам на пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познай себя"
Интегрированный урок-практикум физика и физкультур «Познай себя!» (2 часа)...
Программа "Познаю себя и других".
Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других"....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания.С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека....
Воспитательная программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личност...
Внеклассное мероприятие для 8-ых классов игра "Познай себя".
Внеклассное мероприятие игра "Познай самого себя" Цель: обобщить знания по теме пищеварение, обмен веществ и энергии ...
Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.
Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя"
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя" ФГОС НОО внеурочная деятельность....