Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Шило Светлана Анатольевна

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Выполнила: Шило Светлана Анатольевна,

учитель МОУ «Коршуновская СОШ»

Михайловского района, Амурской области

Предмет, класс

Биология, 6 класс

№ урока по теме его название

Урок  №   6.    Тема «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Образовательная

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их ролью и значением в природе и в жизни человека.

Деятельностная

Создание  условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Планируемые результаты

Предметные

Знать отличительные признаки бактериальной  клетки, уметь находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;

Иметь представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

Называть примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций

Метапредметные

Формирование умения учащихся определять учебную задачу, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, работать с источниками информации, проводить самооценку.

Личностные

Формирование  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Формирование УУД

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, нравственно-этические нормы усвоения темы. Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД

умение организовать свою учебную деятельность и выполнение заданий учителя: постановка целей, планирование, коррекция деятельности. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Познавательные УУД

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации,

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и учениками: умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы,  участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Технологии

Проблемное обучение

Методы

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа, диалог); наглядный (работа с таблицами, рисунками, схемами); практический (поиск информации,  составление схем и таблиц); дедуктивный (анализ, синтез, обобщение).

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5. Физ. минутка.

6. Закрепление изученного материала.

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8. Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.

Содержание материала

Строение и формы клетки бактерий, отличительные признаки бактерий от других организмов;

Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;

Значение бактерий в природе и в жизни человека;

Меры профилактики бактериальных инфекций.

УМК

Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения.  6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. В. Пасечник М.: Дрофа 2011 г.;

Рабочая тетрадь к учебнику;

Образовательные ресурсы

ЦОР «Строение бактериальной клетки», «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий»;

Презентация «Бактерии».

Оборудование

ПК, мультимедийный  проектор, мультимедийная презентация, таблица «Строение бактерий»

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

Приветствует учащихся, осуществляет проверку их готовности к уроку.

Настраиваются на работу, проверка наличия учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

  1. Актуализация знаний

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Выполняют задание, оценивают совместно с учителем одноклассников

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

  1. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока и определить  учебную задачу, составить план урока.

Называют тему урока, формулируют учебную задачу (цель), составляют план работы

Личностные: формируется потребность в получении новых знаний.

Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Рассказывает о строении бактериальной клетки.  Предлагает  обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.

Организует работу с учебником по изучению формы и процессов жизнедеятельности бактерий.

Используя презентацию, организует эвристическую беседу о способах питания бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.

Используя ЦОР и текст учебника, организует работу групп по изучению способов размножения и спорообразования.

Заслушивает отчет групп, организует коррекцию.

Организует первичное закрепление материала.

Делают вывод о малом размере и об одноклеточности  бактерий.

Выявляют признаки их сходства и различия с клетками растений.

Работают с текстом учебника, изучают особенности процессов жизнедеятельности  бактерии.

Отвечают  на проблемные вопросы. Высказывают предположения о способах питания бактерий.

Используя текст учебника и ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий», делают вывод о  разнообразных способах питания бактерий и значении спорообразования. Выполняют задание в рабочей тетради. Готовят рассказ. Заслушивают отчет других групп, задают вопросы, осуществляют оценку.

Личностные: формируется потребность  к самообразованию. Осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: целеполагание; планирование; контроль; оценка и самооценка.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать связи между ними, выявлять причины и следствия.

Коммуникативные: Осуществляют   сотрудничество по поиску и сбору информации. Выражение своих мыслей. Аргументация своего мнения, учёт мнений других участников образовательного процесса.

  1. Физминутка
  1. Закрепление изученного материала

Организует закрепление материала

Выполняют тест по теме «Бактерии»

Регулятивные:  оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки

Познавательные: Систематизируют и обобщают информации, структурируют знания

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Подводит итог учебной деятельности, организует рефлексию учащихся

Осуществляют рефлексию

Личностные: Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: Участие в подведении итогов урока. Самооценка. Коммуникативные: используют языковые средства для отображения своих мыслей.

  1. Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок

Даёт информацию о домашнем задании

Определяются с выбором домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Рабочая карта урока по теме "Строение и разнообразие бактерий"

Представле подбор заданий для изучения нового материала. Использованы приемы самостоятельной работы,  смыслового чтения...

Технологическая карта урока на тему: "Строение и функции почек."

Почки - жизненно важный орган, сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз...

Открытый урок на тему Строение и жизнедеятельность бактерии

Изучение строения бактерии. Особенности бактериальной клетки. Многообразие бактерии. Процессы жизнедеятельности. Значение бактерии в природе и жизни человека....

Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"

Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"....

Методическая разработка технологической карты урока по теме “Строение клетки: цитоплазма и её органоиды”

Для развития умений переносить знания из познавательной области в практическую, важно развивать умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы. На данном уроке применяется метод-интеллект карт...