Итоговая диагностическая работа по биологии 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Работа предназначена для оценки индивидуальных достижений планируемых результатовобучения по предмету "Биология" в соответствии ФГОС ООО на момент окончания 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_diagnosticheskaya_rabota_po_biologii_8_klass.docx | 179.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецификация итоговой диагностической работы по биологии для учащихся, заканчивающих обучение в 8 классе
1. Назначение диагностической работы
Работа предназначена для оценки индивидуальных достижений планируемых результатов обучения предмету «Биология» в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой основного общего образования на момент окончания учащимися 8 класса.
Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по биологии, используемые в 8-х классах.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
3. Структура диагностической работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 20 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа (ВО), 7 заданий с кратким ответом (КО) и 3 задания с развёрнутым ответом (РО).
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания №№ 1-9, оцениваются в 1 балл. Задания №№ 11-20 оцениваются в 2 балла согласно критериям оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 31 баллов.
7. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
Таблица 1
Распределение заданий по темам курса биологии в 6 классе
Код | Темы курса биологии | Число заданий |
Биология как наука | 1 | |
Человек и его здоровье | 19 | |
Итого: | 20 |
В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 2
Распределение заданий по планируемым результатам
Код | Планируемые результаты обучения | Число заданий |
1.1 | Признаки биологических объектов | 1 |
1.2 | Сущность биологических процессов | 2 |
1.2.1 | Обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ | 2 |
1.3 | Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения | 3 |
2.1.11 | Роль гормонов и витаминов в организме | 1 |
2.2.2 | Описывать биологические объекты | 1 |
2.3.2 | Распознавать на рисунках органы и системы органов человека | 3 |
2.5 | Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения | 4 |
2.8 | Проводить самостоятельный поиск биологической информации о процессах и явлениях | 2 |
3.2 | Оказание первой помощи при ожогах, обморожения, травмах | 1 |
20 |
План итоговой диагностической работы по биологии для учащихся, оканчивающих 8 класс
Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторе контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по биологии
№ задания | Код ПРО | Код КЭС | Тип задания | Примерное время на выполнение задания, мин. | Макс. балл за задание |
1 | 1.1 | 2.1.1 | В.О | 1 | 1 |
2 | 1.2.1 | 4.3 | В.О | 1 | 1 |
3 | 1.3 | 4.5 | В.О | 1 | 1 |
4 | 1.3 | 2.2 | В.О | 1 | 1 |
5 | 2.5 | 4.3 | К.О | 2 | 1 |
6 | 3.2 | 4.15 | В.О | 1 | 1 |
7 | 1.3 | 2.2 | В.О | 1 | 1 |
8 | 2.3.2 | 4.3 | В.О | 1 | 1 |
9 | 1.2.1 | 4.2 | К.О | 2 | 1 |
10 | 2.5 | 4.11 | В.О | 2 | 2 |
11 | 1.2 | 4.6 | Р.О | 4 | 2 |
12 | 2.3.2 | 4.12 | К.О | 3 | 2 |
13 | 1.22 | 1.1 | В.О | 3 | 2 |
14 | 2.5 | 4.5 | В.О | 3 | 2 |
15 | 2.5 | 4.9 | К.О | 4 | 2 |
16 | 1.3 | 2.2 | К.О | 2 | 2 |
17 | 2.2.2 | 4.12 | К.О | 4 | 2 |
18 | 2.8 | 4.6 | К.О | 5 | 2 |
19 | 2.1.11 | 4.7 | Р.О | 4 | 2 |
20 | 1.2 | 4.5 | Р.О | 4 | 2 |
ИТОГО: | ВО – 10 КО – 7 РО – 3 | 45 | 31 |
Итоговая диагностическая работа по биологии за курс 8 класса
Вариант 1
1.Наука, изучающая жизненные функции целостного организма, отдельных органов и их систем:
1) гигиена
2) физиология
3) анатомия
4) микробиология
2. Какую роль в пищеварении выполняет желчь?
1) содержит ферменты, расщепляющие белки
2) обеспечивает механическое измельчение пищи
3) превращает жиры в мелкие капельки
4) содержит ферменты, расщепляющие жиры
3. После болезни ветряной оспой у человека формируется иммунитет:
1) естественный пассивный 3) естественный активный
2) искусственный активный 4) искусственный пассивный
4. Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?
А. Основные свойства ткани – это возбудимость и проводимость.
Б. По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Функция |
Пепсин | Расщепление белков |
... | Транспорт газа |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
6. При обморожении нижних конечностей необходимо:
1) растереть обмороженный участок кожи пострадавшего снегом
2) втереть масло, жир в кожу поражённого участка
3) наложить согревающую повязку-компресс, дать горячее питьё
4) обработать повреждённый участок кожи спиртом.
7. Почему печень относят к железам внешней секреции?
1)она участвует в регуляции обмена веществ
2)в ней обезвреживаются ядовитые вещества
3) в ней происходит превращение глюкозы в гликоген
4) Эта железа имеет выводные протоки.
8. На рисунке изображен фрагмент челюсти с внутренним строением зуба. Какой цифрой на нем обозначена пульпа?
9. Рассмотрите предложенную схему классификации нервной системы. Запишите в ответе пропущенный термин.
симпатическая
? ?
Нервная система парасимпатическая
Соматическая
Запишите пропущенный термин.
10.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие кости относят к костям, образующим грудную клетку?
- Ребра
- Ключицы
- Грудина
- Грудные позвонки
- Лопатки
- Плечевые кости
11.В каком из перечисленных сосудов кровеносной системы наблюдается наименьшая скорость движения крови? Поясните с чем это связано.
1) нижняя полая вена
2) капилляр альвеолы
3) верхняя полая вена
4) сонная артерия
12. Какой цифрой обозначена часть анализатора, превращающая звуковые колебания в нервный импульс? Запишите ее название и особенности строения.
13. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?
1) резко падает, а затем медленно растёт
2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает
3) медленно растёт, а потом медленно снижается
4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает
14.Выберите в приведенном списке три признака, характерные для эритроцитов человека, и запишите номера, под которыми они указаны.
1)теряют ядра при созревании
2)имеют форму двояковогнутых дисков
3) склеиваются при повреждении сосудов
4)могут выходить в межклеточное пространство
5)обеспечивают клетки организма кислородом
6)увеличивают численность при воспалении.
15.Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОИ КОЖИ
А)содержит кровеносные сосуды I. Эпидермис
Б)состоит из живых и мертвых клеток II. Дерма
В)включает сальные железы
Г)представлен многослойным эпителием
Д)ороговевая, образует ногти
Е)содержит мышцы, поднимающие волос.
16. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) почечная артерия
2) капсула нефрона
3) извитой каналец
4) собирательная трубка
Какой процесс происходит в этой части нефрона?
17. Установите правильную последовательность прохождения света в органе зрения.
А) рецепторы сетчатки
Б)роговица
В)передняя камера
Г)зрачок
Д)стекловидное тело
Е)хрусталик
18. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вена | 2) артерия | 3) капилляр | 4) левый желудочек |
5) правый желудочек | 6) правое предсердие | 7) артериальная кровь | 8) венозная кровь |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
19. Юрий Никулин в книге «Почти серьезно» рассказывает, что во времена ленинградской блокады бойцы потеряли способность видеть в сумерках и только прием рыбьего жира помог восстановить зрение. Какое заболевание было у бойцов? Ответ поясните.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Часто на спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных можно встретить специальные нашивки. Что обозначает нашивка, приведённая
в задании? Для чего это необходимо?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Задания №№ 1-9 оцениваются в 1 балл, №№ 11-20– в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 31 баллов.
Оценка «5» ставится если набрано 26 – 31 балл.
Оценка «4» за 20 – 25 баллов
Оценка «3» за 15 – 19 баллов
Оценка «2» за 0 – 14 баллов.
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | ||||
1 | 2 | 11 | См. критерии | ||||
2 | 3 | 12 | 3. Улитка | ||||
3 | 3 | 13 | 4 | ||||
4 | 1 | 14 | 125 | ||||
5 | Гемоглобин | 15 | I - БГД II - АВЕ | ||||
6 | 3 | 16 | 2. фильтрация | ||||
7 | 4 | 17 | БВГЕДА | ||||
8 | 4 | 18 | А | Б | В | Г | |
7 | 2 | 4 | 6 | ||||
9 | Автономная | 19 | См. критерии | ||||
10 | 134 | 20 | См. критерии |
Критерии оценивания ответов на задание 11
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Капилляр альвеолы. В капиллярах легких происходит газообмен: кислород проникает через тонкие стенки альвеол в капилляры, а углекислый газ в диффундирует в альвеолы. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Верно назван кровеносный сосуд. Указана причина низкой скорости движения крови – газообмен. | 2 |
Верно назван кровеносный сосуд, но причина не раскрыта. | 1 |
ответ неправильный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 19
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: 1. Заболевание «Куриная слепота» возникает при недостатке витамина «А», необходимого для образования зрительного пигмента. 2. Рыбий жир содержит витамин «А». | |
Указания к оцениванию | Баллы |
В ответе указано заболевание и причины его возникновения | 2 |
В ответе верно указано заболевание, но не назван витамин, вызывающий заболевание. Или: названа причина возникновения заболевания – отсутствие витамина «А», но не названо заболевание. | 1 |
ответ неправильный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 20
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: На нашивке указана группа крови 0 (1) и резус фактор Rh+. Это необходимо знать при переливании крови в случае ранения. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
В ответе верно указано значение символов на нашивке, есть пояснения для чего это необходимо. | 2 |
В ответе верно указано значение символов на нашивке, но отсутствуют пояснения. | 1 |
ответ неправильный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая диагностическая работа для 6 класса.
итоговый тест для 6 класса...
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС 2013-2014 учебный год
Диагностическая работа, 7 класс по учебнику Л.Н.Боголюбова...
Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по биологии 5 класс ФГОС
Контрольная работа по биологии в 5 классе представлена в виде комбинированной работы в формате ГИА. Работа расчитана на 40 минтуный урок....
Итоговая диагностическая работа в 5 классе (вариант 1)
Работа в формате ГИА для проверки знаний по русскому языку на конец учебного года...
Итоговая диагностическая работа в 5 классе (вариант 2)
Работа в формате ГИА для проверки знаний по русскому языку на конец учебного года...
Итоговая диагностическая работа по курсу биологии «Многообразие покрытосеменных растений», 6класс
Итоговая диагностическая работа по курсу биологии «Многообразие покрытосеменных растений» составлена в формате ОГЭ и рассчитана на учащихся 6 класса.Назначение диагностической работы - выя...
Итоговая диагностическая работа по биологии за курс 7 класса в формате ОГЭ
Итоговая диагностическая работа по биологии за курс 7 класса в формате ОГЭ....