Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии» с примерами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии»

Смышляева Надежда Георгиевна,

учитель биологии,

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является формирование учебной деятельности. Учителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Блок познавательных УУД включает общеучебные умения, составной часть которых является и смысловое чтение.

В международных исследованиях оцениваются учебные достижения, в том числе функциональная грамотность 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов (грамотность чтения). И хотя эти исследования не дают полной картины учебной подготовленности школьников, они позволяют выявить общие тенденции, сильные и слабые стороны Российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

Чтобы смысловое чтение и работа с текстами на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним).

Умения смыслового чтения тесно связаны с умениями работать с информацией. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.

Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет биология. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: … умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».

Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы. Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.

Прием «Дополни определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.

Пример 1.

  1. 5 класс. Тема: Грибы, параграф 12.

Прочитайте текст на с. 64. Допишите текст.

Грибы – это ________________________________________________________________.

  1. 6 класс. Тема: Органы цветковых растений, параграф 6.

Прочитай текст на с. 36. Допиши текст.

        Орган – это _______________________________________________________________.

Прием «Сконструируй определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

Пример 2.

  1. 5 класс. Тема: Природные зоны Земли, параграф 25

Вариант 1. Прочитайте текст на с. 115-117, рассмотри рисунки. Дай определение. Приведи примеры представителей растительного и животного мира.

Тундра – это _________________________________________________________________.

Тайга – это __________________________________________________________________.

Вариант 2. Прочитайте текст на с. 115-117, рассмотри рисунки. Дай определение. Приведи примеры представителей растительного и животного мира.

Широколиственный лес – это  -_____________________________________________________.

Пустыня – это __________________________________________________________________.

  1. 6 класс. Тема: Питание и пищеварение, параграф 10.

Прочитайте текст на с. 62-64, рассмотри рисунки. Дай определение.

  1. Питание – это ________________________________________________________________.
  2. Фотосинтез – это _____________________________________________________________.
  3. Пищеварение – это ____________________________________________________________.

Прием «Установление соответствие»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

Пример 3.

7 класс. Тема: Тип Моллюски. Тренировочные задания уровня В.

Моллюски:                                                       Тип дыхания:

А) садовая улитка                                            1) Жаберное

Б) беззубка                                                        2) легочное

В) перловица

Г) виноградная улитка

Д) большой прудовик

Е) устрица

А

Б

В

Г

Д

Е

Прием «Ответы на вопросы»

Цель: сформировать умение грамотно строить ответ, исключив «излишнюю многословность», научить давать краткие и точные формулировки.

Пример 4.

  1. 6 класс. Тема: Скелет – опора организма, параграф 14.

Прочитай текст в учебнике на с. 98-99.

Дополни предложения.

К скелету крепятся __________________. При их сокращении части скелета приводятся в ______________. У позвоночных ______________________ ______________ состоит из трех отделов - ____________ ___________, ______________ _____________, ____________ ______________.

Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Прием «Усовершенствование учебника»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций. Используются новые и чаще всего практико – ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.

Пример 5.

5 класс. Тема: Жизнь на разных материках, параграф 24.

Внимательно рассмотри карту «Растения и животные Земли» на с. 112-113.

Заполни таблицу.

Название материка

Растения

Животные

Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?», составьте вопросы к параграфу.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто.

Пример 6.

5 класс. Тема: Простейшие.

Прочти текст. Составь 3 вопроса к тексту.

 Амёба – обитатель пресных водоеёмов. Её тело не имеет постоянной формы, образует вытягивающиеся ложноножки (псевдоподии). Оно состоит из цитоплазмы, ядра, органоидов и тонких мембраны. Питается амёба с помощью ложноножек, захватывая ими одноклеточные водоросли и бактерии.

Прием памятки на полях «Инсерт»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

Данный прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

По мере изучения текста учащиеся ставят карандашом пометки на полях:

+ Я это уже знал

- Я это не знал

? У меня возник вопрос

! Меня это удивило

Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Пример 7.

 5 класс. Тема: Мхи, параграф 12.

Утверждения перед началом чтения на доске.

Укажите, какие из перечисленных признаков свойственны мхам. Запишите номера этих признаков через запятую:

  1. Не имеют корня, но многие имеют ризоиды – нитевидные отростки.
  2. Имеют цветки.
  3. Размножаются семенами.
  4. Размножаются спорами.
  5. У большинства имеются стебли и листья.
  6. Встречаются в сырых местах.

Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Пример 8.

 5 класс. Тема: Жизнь в морях и океанах, параграф 26.

        Найди ошибки в тексте. Выпиши номера предложений, в которых допущены ошибки, и далее напишите их правильный вариант.

  1. На поверхности океана плавают родственники медуз – парусники.
  2. Планктон составляют мелкие рачки, водоросли и одноклеточные  животные.
  3. Самое богатое видами сообщество – донное.
  4. Все киты кормятся рыбой.
  5. Активноплавающие животные имеют обтекаемое тело, развитые мышцы и плавники.

Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Пример 8.

 7 класс. Тема: Пресмыкающиеся.

Заполните таблицу.

Черты сходства и различия в строении земноводных и пресмыкающихся

общие признаки

отличительные признаки

земноводные

пресмыкающиеся

Список использованной литературы

  1. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./под ред. А.Г. Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – с 103.
  2. Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. МИТС-НАУКА № 2 – М.: 2007. – с. 67
  3. Бондарко Л.В., Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.: УРСС, 2001, – 207 с.
  4. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003. – с 280 с.
  5. Гин А.А.. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
  6. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. – с 176с.
  7. Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе, – 2011, № 6, – 2011, с.28 – 34.
  8. Максимович О. Второй уровень. Дальше поезд не идет [Электронный ресурс]//Учительская газета. – 2011 № 01 – Режим доступа:

http://www.ug.ru/archive/38520

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Технология РКМЧП на уроках литературы и курса по МГП "Вокруг тебя Мир..."

Овладевая стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительно...

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках математики"

Аналитическая справкаоб обобщении опыта работыучителя математики МОУ – сош №7 г.Клинцы Зиновьевой Татьяны Викторовны. Тема: «Использование ИКТ на уроках математики» Объект исследования: обра...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Обобщение опыта работы по теме: «Метод проектов на уроках технологии (утилитарное рукоделие)»

Использование утилитарного рукоделия на уроках технологии (метод проектов)...

Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"

МОУ «Шерагульская  средняя  общеобразовательная  школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕна  урокахизобразительного  искусстваобобщение  опыта  работы Автор :...

Обобщение опыта работы по теме "Смысловое чтение на уроках биологии"

Формирование смыслового чтения на уроках биологииУчителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в ос...

Опыт работы "Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития предметных и метапредметных результатов"

Методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения как  метапредметного образовательного результатаЦель смыслового чтения состоит в максимальном точном и полном понимании ...