Опыт работы "Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития предметных и метапредметных результатов"
учебно-методический материал по биологии
Методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения как метапредметного образовательного результата
Цель смыслового чтения состоит в максимальном точном и полном понимании содержания текста при внимательном прочтении. Если учащийся читает вдумчиво, то у него работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Чтение является видом речевой деятельности, направленным на восприятие и переработку информации письменного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_vahrusheva_g.g_formirovanie_umeniy_smyslovogo_chteniya.docx | 82.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска
управление образования администрации МО «Холмский городской округ» Сахалинской области
Формирование умений смыслового чтения
на уроках биологии – необходимое условие
развития предметных и метапредметных результатов
Автор:
Вахрушева Г.Г., учитель биологии
МАОУ СОШ №8 г. Холмска
г. Холмск
2021 г.
Введение
Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает обучение школьников смысловому чтению. Результаты международных исследований, проведенных в первом десятилетии ХХI века, показали, что у большинства российских школьников на низком уровне сформирован навык читательской грамотности. В международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения поставленных целей, расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни [11].
Цель работы – организация работы учащихся на уроках биологии с использованием типов и видов чтения для формирования смыслового чтения, навыка читательской грамотности.
Задачи:
- Изучить требования ФГОС к смысловому чтению, разные виды чтения.
- Исследовать приемы и операции деятельности учителя и ученика, направленные на освоение навыков осмысленного чтения и формирование понимания текста.
- Апробировать методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения, как метапредметного результата.
Методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения как метапредметного образовательного результата
Цель смыслового чтения состоит в максимальном точном и полном понимании содержания текста при внимательном прочтении. Если учащийся читает вдумчиво, то у него работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Чтение является видом речевой деятельности, направленным на восприятие и переработку информации письменного текста[6].
Можно использовать различные технологии, методы, приемы обучения смысловому чтению, наиболее успешными и результативными приемами, используемые в моей практической деятельности, являются следующие:
Прием «Вопрос к тексту»
Технология развития критического мышления
Как отмечают исследователи С.Е. Левин, Л.П. Довлаев, постановка вопросов перед прочтением текста повышает уровень его понимания в большей степени, чем постановка вопросов после прочтения текста[2,6].
При изучении темы «Обмен веществ и энергии» (8 класс), перед прочтением учебного текста, взятого из учебника, на начальном этапе формирования навыков чтения и понимания учебного текста учащимся предлагаются вопросы разных уровней сложности.
Вопросы первого уровня (репродуктивные) :
- Что такое обмен веществ?
- Где происходит подготовительная фаза обмена?
- Какие процессы жизнедеятельности обеспечиваются обменом веществ?
Вопросы второго уровня (развивающие):
- В чем заключаются различия между питанием растений и животных?
- Где в пищеварительной системе происходят расщепление и всасывание питательных веществ?
- Откуда берется энергия для жизнедеятельности организмов?
Вопросы третьего и четвертого уровней (исследовательские):
- Какие противоречия вы видите в определении обмена веществ?
- Как вы думаете, рост и развитие относятся к процессам жизнедеятельности?
- Почему обмен веществ обслуживает как процессы жизнедеятельности, так и другие процессы?
Следующий этап формирования и развития навыков чтения заключается в обучении самостоятельной постановке вопросов к прочитанному тексту. В качестве приемов обучения чтению и самостоятельной постановке вопросов можно использовать медленное внимательное чтение, фиксацию появляющихся вопросов, письменное или устное изложение текста. Методическая сущность этого приема заключается в постановке учащимися перед собой вопросов, отражающих познавательное содержание текста. Учащимся предлагается составить вопросы с помощью памятки «Какими бывают вопросы».
1 вид. Вопросы на повторение. Ответ на такой вопрос – это повторение уже известного. Такие вопросы используют при проверке домашнего задания или для того, чтобы акцентировать внимание.
2 вид. Уточняющие вопросы. Эти вопросы позволяют уточнить известное или узнать конкретные данные об изучаемом материале: размер, вес, количество, температуру.
3 вид. Исследовательские вопросы. Позволяют вскрыть суть изучаемого объекта, помогают делать обобщения, содержат в себе исследовательское начало. Такие вопросы ещё называют «сильными». Примеры «сильных» вопросов: Что общего…? Как работает…? Каким образом…? Как устроена…? А как сейчас…? Что будет, если…? Как поведет себя…? Какие еще…? А как раньше…?
На следующем этапе учащимся предлагаются открытые вопросы по принципу: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто… .
Прием составления учебного текста из предложений,
данных в случайном порядке
Технология развития критического мышления
Школьники выстраивают логически связный текст из предложенных фрагментов текста. Тема «Особенности строения растительной клетки» (6 класс): закончите составление текста, в котором даны первое и последнее предложения.
№ п/п | Предложения текста | № правильного ответа |
1. | Растительная клетка, как и животная, окружена цитоплазматической мембраной. | (1) |
2. | Питание и дыхание растений стали зависеть от поверхности тела, контактирующей с окружающей средой. | (5) |
3. | Наличие клеточной стенки обусловило малую подвижность растений. | (3) |
4. | Это привело в процессе эволюции к расчлененности тела, значительно более выраженной, чем у животных. | (4) |
5. | В хлоропластах осуществляется фотосинтез. | (8) |
6. | Другой особенностью растительных клеток является наличие пластид. | (6) |
7. | К ним относятся хлоропласты, лейкопласты и хромопласты. | (7) |
8. | Однако кроме мембраны у растительных клеток имеется плотная клеточная стенка из целлюлозы. | (2) |
9. | Остальные пластиды отвечают за накопление белков и жиров (лейкопласты) и окраску цветов и плодов (хлоропласты). | (9) |
Прием выделения главных идей в тексте,
оценке информативности текста
Технология развития критического мышления
Учащимся предлагается задание: – Прочитайте текст:
1.Клетка – самостоятельная живая система. 2.Она обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. 3.В клетке происходят все процессы, характерные для живых организмов. 4.Одним из таких, наблюдаемых под микроскопом, процессов жизнедеятельности клетки можно считать движение цитоплазмы в клетках листа элодей. 5.Если в течение некоторого времени наблюдать за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки.
– Укажите номера предложений, содержащих главные мысли текста (1,2,3).
– Укажите предложение, доказывающее мысль, высказанную в предложении №3 (4).
– Напишите, что осталось неясным, нераскрытым в этом тексте.
Прием составление тезисов «Пять предложений»
Технология развития критического мышления
Данный прием помогает учащимся кратко сформулировать основные идеи по определенной теме, используется на этапе контроля домашнего задания, а также для закрепления и отработки умений. Тезис – это кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
Учащимся предлагается преобразовать текст в пять тезисов:
тезис 1 – введение (поясняет, о чем идет речь в тексте; составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи);
тезис 2 – раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов);
тезис 3 – может быть в виде вопроса или призыва (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна);
тезис 4 – новый аргумент (повторяться нежелательно) в пользу значимости изучаемой проблемы или ответ на вопрос, поставленный в тезисе 3;
тезис 5 – заключение (подведение итогов задания).
Прием «Шпаргалка»
Технология развития критического мышления
Учащимся на этапе открытия новых знаний для повышения мотивации предлагается сделать шпаргалку с одним условием: шпаргалка не должна содержать готовый текст. Учащиеся выбирают форму написания, чаще всего графическую форму записи в виде схем. К шпаргалке необходимо составить и записать 2-3 вопроса. После окончания работы, проводится конкурс шпаргалок (лучшие шпаргалки и вопрос). (Приложение 3 «Конспект урока по теме: «Закономерности наследственной изменчивости. Мутации. Получение и значение мутаций», 9 класс.)
Прием «Гипертекст»
Технология творческих мастерских
Текст разбивается на крупные смысловые блоки по отдельным частям темы, с которыми на уроке работают ученики. Структурирование гипертекста (деление на смысловые части и выделение основных мыслей) проводит сам ученик. Для эффективности работы памяти и мышления тексты можно сопроводить поясняющими рисунками, что особенно полезно для младших школьников. На занятии информация может зачитываться вслух, в данном случае работают одновременно зрительная и слуховая память. Кроме работы с учебными текстами и учебником, словарями и энциклопедиями на уроках используются отрывки из научно-популярной и художественной литературы, биологических и экологических сказок, басен, стихотворений, пословицы, афоризмы. Такая литература позволяет затронуть эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств личности. После работы с гипертекстами, учащимся предлагается решить учебную задачу (Приложение 4. План урока по теме: «Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Тип Иглокожие» 7 класс).
Прием трансформации текста в таблицы и графики и обратно
Технология творческих мастерских
Учащиеся переводят информацию, содержащуюся в тексте, в табличную и графическую форму.
В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно размножаться, затем скорость размножения становится относительно постоянной, а потом падает. После эксперимента были получены следующие данные: при температуре 5градусов количество бактерий в единице объема, было равно 30; при температуре 48 градусов - 140, при температуре 70 градусов – 280, при температуре 80 градусов – 279, при температуре 100 градусов - 65. Отразите эти данные в таблице, на графическом рисунке и на графике.
Таблица | Диаграмма | График | |
Темпера-тура /градус/ | Коли-чество бактерий в единице объема | ||
5 | 30 | ||
48 | 140 | ||
70 | 280 | ||
80 | 279 | ||
100 | 65 |
Прием «Почта»
Технология творческих мастерских
Данный прием используется для формирования таких универсальных учебных действий как комбинирование известных средств для нового решения проблем. Учащиеся получают задание составить вопросы к тексту параграфа и адресовать его конкретному ученику. Учитель помогает ученикам определить свой адрес в классе: ряды парт выполняют роль улиц, сами столы – домов. Ученики на листках записывают вопросы, которые касаются текста домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника: улица Экологическая (1 ряд), дом 3, Елене, свой обратный адрес и с помощью учителя - почтальона отправляют записки адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопрос и отослать его обратно. По команде учителя игра останавливается и «письма» с ответами оценивают получатели. Наивысшую оценку получают те, кто задал интересный вопрос и получил на него правильный ответ.
Прием «Решение ситуационных задач»
Кейс – технология
Ситуационно-познавательные задачи – это задачи, которые позволяют учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Ситуационная задача носит практико-ориентированный характер, а для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательный элемент задачи – проблемный вопрос, который учитель формулирует таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. На уроке по теме: «Свойства живых организмов – движение» в 6 классе учащиеся выполняют ситуационно-познавательную задачу. Профессор Умников Гений Евгеньевич, отправившись в тропики для изучения животного мира, нашел три вида ранее неизвестных животных. Первый вид при движении быстро отталкивался от земли, второй – оставлял самые большие следы, а представителям третьего вида он порекомендовал бы танцевать в балете. Профессор без труда расположил животных в ряд по скорости их движения. Объясните, как он это сделал и какой ряд получился?
Задания для учеников:
1.Найдите информацию в учебнике о движении живых организмов (на карточках, в дополнительных материалах…).
2.Вспомните и напишите разнообразные типы движения организмов, существующие в природе.
3.Какой способ наиболее распространен и почему?
4.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между особенностями движения живых организмов и их средой обитания.
5.Классифицируйте движение млекопитающих животных.
Ответьте на проблемный вопрос задачи. Обоснуйте свой ответ.
Ученики следуют инструкции учителя, решают ситуационно-познавательную задачу, работают с текстовым материалом, делают выводы. Данный прием способствует самостоятельному творческому использованию сформированных компетенций.
Вахрушева Галина Геннадьевна «Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития предметных и метапредметных результатов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг сформированности умения смысловое чтение
Исследование проблемы в основной школе....
Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Э...
Развитие умения смыслового чтения
Развитие умения смыслового чтения от начальных классов до ЕГЭ и ВПР....
Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.
Учебно-методический материал....
Методическая тема "Развитие умений смыслового чтения в процессе обучения биологии в 9-ом классе"
Анализ работы по развитию умений смыслового чтения у обучающихся с девиантным поведением....
«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания....