Обобщение опыта работы по теме "Смысловое чтение на уроках биологии"
методическая разработка по биологии на тему

Десятова Елена Сергеевна

Формирование смыслового чтения на уроках биологии

Учителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx91.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование смыслового чтения на уроках биологии

Учителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Чтобы смысловое чтение и работа с текстами на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включить учащихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу в учебной деятельности.

Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной  деятельности действительно актуальна и требует особого внимания.

Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет биология. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: … умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».

Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы. Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.

В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.

Работа по учебнику

1 .Изучаем строение клетки по учебнику.

Стр 35. Учебника, рис. 19 и 20, выполнение задания №1 в карточке. (приложение 2)

Посмотрим, что у нас получилось. Обменяйтесь карточками с соседом.

2. Изучаем функции частей клетки. В учебнике Стр. 34-36 и работаем с дополнительной информацией.

Выполняем задание №2 в карточке.

А теперь проверим, что у нас получилось.

Задание№3(в карточке): выберите правильные утверждения. Теперь проверим: если все правильно или есть одна ошибка – то отметка «5», если две-три то –«4», если более трех то –«3»

Приложение 1

Большинство клеток имеют маленькие размеры и поэтому их нельзя рассмотреть невооруженным глазом. Поэтому открытие клетки стало возможным только после изобретения увеличительного прибора — микроскопа. Это произошло в конце XVI — начале XVII в. Однако только спустя полвека, в 1665 г. англичанин Роберт Гук применил микроскоп для исследования живых организмов и увидел клетки.

Цитоплазма - обязательная часть клетки, заключенная в клетке. Характерная особенность цитоплазмы клетки — постоянное движение . Оно обнаруживается, прежде всего, по перемещению органоидов клетки, например хлоропластов. Двигаясь цитоплазма перемещает вещества по клетке. Если движение цитоплазмы прекращается, клетка погибает, так как, только находясь в постоянном движении, она может выполнять свои функции. Таким образом функции цитоплазмы: перемещение веществ по клетке и связывание между собой всех частях клетки.

 Ядро -  имеет важнейшее значение в жизнедеятельности клетки, так как регулирует все жизненные процессы клетки, и служит хранилищем наследственной информации, содержащейся в хромосомах. Хромосомы находятся в ядре.

Пластиды:

Различают три вида пластид — лейкопласты, хромопласты и хлоропласты.

Лейкопласты — бесцветные пластиды, которые располагаются в органах растений, недоступных для солнечного света (например, в корневищах, клубнях). На свету в них образуется хлорофилл.

 Хромопласты — пластиды, содержащие желтый, оранжевый, красный и фиолетовый пигменты. Они расположены в основном в плодах и лепестках цветков, что придает этим органам растений соответствующую яркую окраску.

Хлоропласты –содержащие зеленый пигмент хлорофилл.

Пластиды разных видов отличаются друг от друга наличием или отсутствием тех или иных пигментов. В лейкопластах пигменты отсутствуют, в хлоропластах содержится зеленый пигмент, а в хромопластах — красный, оранжевый, желтый и фиолетовый пигменты.

Растительная клетка в отличие от животной имеет вакуоль и пластиды.

Приложение 2

1. Выполните Задание №1 «Строение растительной клетки»

 Обозначьте части клетки на схеме. Что можно обозначить цифрой 6? А чего на рисунке не хватает?

        

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

rastitelnaya-kletka

2. Выполните задание  №2 «Функции органоидов клетки»

Заполните таблицу

Название органоида

Выполняемая функция

  1. Оболочка

Сохраняет целостность клетки, придает форму

  1. Мембрана

  1. Цитоплазма

  1. Ядро

  1. Вакуоль

Задание 1.

Дополни определение 

  1. Целлюлоза – вещество придающее………….
  2. Пигмент- это…..

ЗАДАНИЕ 2.

Какие утверждения верны? («+» или «-»)

1.Клетка – основная единица строения живых организмов

2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток

3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор

4. Живые клетки только питаются

5. Клетки одинаковы по форме и размерам

6. Организм человека состоит из клеток

«+»________________       «-»___________________

 

Задание 3

  1. Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

  Перечень терминов:   1)  кольцевая ДНК   2)  лизосома   3)  эукариотическая   4)  митохондрия   5)  хромосома   6)  прокариотическая   7)  органоид   8)  хлоропласт   А Б В Г Ответ :      

  1. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения. 
    Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…
     Перечень терминов:   1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. Пластиды

Задание 4

Часть В

1)В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции                                        Органоид

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые                1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей         2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

Д). Формируют лизосомы

А

Б

В

Г

Д

Часть В

2)В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции                                        Органоид

А). Содержит пигмент хлорофилл                                        1). Митохондрия

Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке                2). Хлоропласт

В). Осуществляет процесс фотосинтеза

Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы

Д). Основная функция – синтез АТФ

А

Б

В

Г

Д

Задание 5

 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2). Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4). К бактериям также относят простейших. 5). В  благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.

Задание 6.

 Работа с текстом биологического содержания (текст дан).

 Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3)Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Текст «Полезные бактерии».

 Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов. В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.  

Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша. Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Работа по учебнику

1 .Изучаем строение клетки по учебнику.

Стр 35. Учебника, рис. 19 и 20, выполнение задания №1 в карточке.(риложение 2)

Посмотрим, что у нас получилось. Обменяйтесь карточками с соседом.

2. Изучаем функции частей клетки. В учебнике Стр. 34-36 и работаем с дополнительной информацией.

Выполняем задание №2 в карточке.

А теперь проверим, что у нас получилось.

Задание№3(в карточке): выберите правильные утверждения. Теперь проверим: если все правильно или есть одна ошибка – то отметка «5», если две-три то –«4», если более трех то –«3»

  1. Прием «Дополни определение» (задание 1)

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.

  1. Прием «Кластер»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

  1. Прием памятки на полях «Инсерт»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

Данный прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

По мере изучения текста учащиеся ставят карандашом пометки на полях:

+ Я это уже знал

- Я это не знал

? У меня возник вопрос

! Меня это удивило

  1. Прием «Верные и неверные утверждения». (Задание 2)

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

5. Прием «Утраченное словечко» (Задание 3)

6. Прием  «Установите соответствие». (задание 4)

Цель: сформировать умение работать с  информацией, содержащейся в тексте.

Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).

  1. Прием «Лови ошибку» (задание 5)

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

8. Работа с текстом биологического содержания (текст дан).

 Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3)Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Текст «Полезные бактерии».

 Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов. В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.  

Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша. Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Обобщение опыта работы по творческой теме "Интегрированный урок как средство расширения социокультурного кругозора учащихся"

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не являетс...

Обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка

Материал содержит обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе....

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

     Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом зн...

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Обобщение опыта работы "Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства"

    Успех в учении – единственный  источник   внутренних сил,   рождающий  энергию для   преодоления трудностей,  желания ...