Биология 6 класс. 2018-2019.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» Примерные основные образовательные программы общего основного образования Биология: 5–9 классы: программа: пособие для учителей общеобразовательных учреждений В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей
самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Представленный курс биологии посвящён изучению растений. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 5 класса (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова). В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (35 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
- представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
.
Цели биологического образования.
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю. В том числе 17 часов отводится на выполнение лабораторных работ. С целью более качественного достижения требований образовательного стандарта 1 час на изучение учебного предмета «биология» введён из компонента образовательного учреждения. Таким образом, календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год (2 часа в
неделю).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В ходе реализации рабочей программы у учащихся буду сформированы следующие планируемые результаты:
Личностные:
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе).
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принятие и самостоятельная постановка учебных задач;
- умение планировать пути достижения намеченных целей;
- умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
- умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- владение эффективными способами решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- владение навыками смыслового чтения;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные УУД:
- умение понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);
- умение определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;
- умение планировать общие способы работы группы;
- умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов,
- классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием растительного организма.
5. В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. 6 класс.
Биология: 6 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
Введение (1 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Наука о растениях – ботаника (8 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Лабораторные работы
«Знакомство с тканями растений».
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Органы растений (15 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторные работы
«Изучение строения семени фасоли».
«Прорастание семян».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Лабораторная работа
«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторные работы
«Строение почек».
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Строение цветка».
«Изучение и определение плодов».
Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторные и практические работы
«Черенкование комнатных растений».
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».
Многообразие и развитие растительного мира (25 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение строения мхов (на местных видах)».
«Изучение строения папоротника (хвоща)».
«Изучение строения голосеменных растений».
«Изучение строения покрытосеменных растений».
Природные сообщества (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Обобщение (2 ч) Резервное время — 2 ч.
Календарно - тематическое планирование
Наименование предмета: биология
Класс : 6
Общее количество часов по учебному плану: 35ч
Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:
Авторы программы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. 6 класс. Биология. –
Образовательная область: естествознание
Курс: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
Учебник: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. 6 класс. Биология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. –
№ п/п | Название темы | Тип урока | измерители | дата |
1 | ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ | 3ч |
|
|
1 | Мир растений. Наука о растениях - ботаника | ку | Мультимедиа беседа | 09.09 |
2 | Строение растений. | узнм | индивидуальный опрос, Л.р. № 1. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями | 16.09 |
3 | Условие жизни растений на Земле | ку | Беседа, заполнение таблицы | 23.09 |
2 | КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ | 2ч |
|
|
4 | Строение растительной клетки и ткани | узнм | Беседа, Л.р. № 2. Знакомство с клетками растений | 30.09 |
5 | Процессы жизнедеятельности клетки | ку | Фронтальный опрос (тест) | 07.10 |
3 | ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ | 10ч |
|
|
6 | Семя, его строение и значение для растения | ку | Л.р. № 3. Изучение строения семени двудольных и однодольных растений. | 14.10 |
7 | Корень, его внешнее и внутреннее строение | ку | Фронтальный опрос (тест), работа со схемами и таблицами, беседа
| 21.10 |
8 | Побег. Строение и значение побега для растений | ку | Интерактивная беседа, работа с природным материалом, л.р. № 4 Строение генеративных и вегетативных почек. | 28.10 |
9 | Лист – часть побега. Значение листа для растения | ку | Индивидуальный опрос, беседа Л.р. № 5. Внешнее строение листа | 11.11 |
10 | Стебель – часть побега. Его внешнее и внутреннее строение. | ку | Л.р. № 6 Внешнее и внутреннее строение стебля, беседа | 18.11 |
11 | Многообразие стеблей | ку | Л.р. № 7 Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. Интерактивная беседа.
| 25.11 |
12 | Цветок. Его строение и значение для растения | ку | Фронтальный опрос (тест), интерактивная беседа | 02.12 |
13 | Цветение и опыление растений | ку | Сообщения учащихся, интерактивная беседа | 09.12 |
14 | Плод. Его значение и многообразие форм. | ку | Фронтальный опрос (тест), беседа с использованием ИКТ | 16.12 |
15 | Контрольная работа за первое полугодие | ук |
| 23.12 |
4 | ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСИ | 7ч |
|
|
15 | Корневое питание растений | Обобщающий урок | Беседа с использованием ИКТ | 13.01 |
16 | Воздушное питание растений. Фотосинтез. | Обобщающий урок | Беседа с использованием ИКТ | 15.01 |
17 | Дыхание растений и обмен веществ. | ку | Беседа с использованием ИКТ | 20.01 |
18 | Значение воды в жизни растений. | ку | Беседа с использованием ИКТ | 27.01 |
19 | Размножение и оплодотворение растений | ку | Сообщения учащихся (о Навашине), интерактивная беседа | 03.02 |
20 | Рост и развитие растительного организма | Обобщающий урок | Проектная деятельность | 10.02 |
5 | ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ | 7ч |
|
|
21 | Понятие о систематике растений | Узнм | Интерактивная беседа | 17.02 |
22 | Водоросли. Общая характеристика. | ку | Индивидуальный опрос, работа с карточками, беседа | 19.02 |
23 | Моховидные и папоротниковидные. | ку | Фронтальный опрос (тест), интерактивная беседа | 24.02 |
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе | ку | Фронтальный опрос (тест), интерактивная беседа | 03.03 |
25
| Отдел Покрытосеменные Семейства класса Двудольные | ку | Фронтальный опрос (тест), интерактивная беседа, заполнение таблицы | 10.03 |
17.03 |
26 | Семейства класса Однодольные | ку | Беседа, заполнение таблицы | 02.04 |
27 | Контрольная работа по разделу «Растения» | к | Контрольная работа | 07.04 |
6 | ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ | 1ч |
|
|
28 | Понятие об эволюции растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений | ус | Фронтальный опрос (зачет), сообщения учащихся | 14.04 |
7 | ЦАРСТВО БАКТЕРИИ | 1ч |
|
|
29 | Царство Бактерии. Общая характеристика и значение | узнм | Интерактивная беседа, сообщения учащихся
| 21.04 |
8 | ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ | 2ч |
|
|
30 | Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе | узнм | Л.р. № 8 Изучение строения грибов, беседа | 28.04 |
31 | Лишайники. Общая характеристика и значение в природе | ку | Интерактивная беседа, фронтальный опрос (тест)
| 05.05 |
9 | ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. | 3ч |
|
|
32 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | ус | Беседа, проектная деятельность | 12.05 |
33 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе | ку | Экскурсия №1 Жизнь растений в весенний период года
| 14.05 |
34 | Контрольная работа за второе полугодие | к |
| 19.05 |
35 | Резервный час |
| Экскурсия №2 Биологическое разнообразие. | 26.05 |
- Календарно- тематическое планирование. Биология. 6 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Формы контроля | Прохождение план / факт |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.
| 1 | - Л.Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли растений в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы.
- М.Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте растений в природе, об отличительных особенностях семенных и споровых растениях.
- П.Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Растения. Характеризовать внешнее строение растений, объяснять отличия вегетативных органов от генеративных. Описывать историю развития науки о растениях. Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.
- Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком
| Подготовится к вводному контролю р/т | 4.09 |
2. | Многообразие жизненных форм растений.
| 1 | - Л.-Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам.
- М.-Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
- П.-Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений об эволюции растений. Знание особенностей различных методов исследования биологических наук, приобретение опыта использования некоторых из них для получения знаний о многообразии растений. Формирование представлений о жизненных формах растений и связью их со средой обитания. Умение давать характеристику основным жизненным формам растений, узнавать их на иллюстрациях, в гербариях.
- Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.
- Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания
| устный опрос | 11.09 |
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | - Л.-Формирование интеллектуальных умений, направленных на изучение живой природы: умения сравнивать клетки растений, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
- М.-Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки растений. Умение использовать схемы и таблицы для преобразования информации, анализировать и оценивать информацию. Формирование коммуникативной компетентности в ходе работы в парах.
- П.-Формирование умения выделять существенные признаки клетки растений, умение различать на таблицах клетки растений и её органоиды, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Умение характеризовать основные процессы жизнедеятельности растительной клетки, обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей растительной клетки.
- Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.
- Различать и называть органоиды клеток растений.
- Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.
- Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.
- Выявлять отличительные признаки растительной клетки
| . зарисовать и подписать в тетради строение растительной клетки. | 18.09 |
4. | Ткани растений.
| 1. | - Л.-Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.
- М.-Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.
- П.-Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.
- Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.
- Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
- Объяснять значение тканей в жизни растения.
- Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
| Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.
|
|
|
5. | Семя, его строение и значени . Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли».
| 1. | - Л.-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
- М.-Умение использовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетентности, умение создавать, применять, преобразовывать различные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Овладение основами самооценки, самоконтроля, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих учебных действиях.
- П.-Умение называть и характеризовать функции частей семени, описывать строение семени и зародыша, называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Объяснять роль семян в жизни растений. Формирование умения проводить наблюдения, фиксировать результаты.
- Объяснять роль семян в природе.
Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. - Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. - Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.
- Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| Лабораторная работа. |
|
6. | Условия прорастания семян.
| 1 | - Л.-Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование экологической культуры.
- М.-Развитие ИКТ-компетентности, умения работать с различными источниками биологической информации. Овладение сос-тавляющими исследовательской деятельности /опыты по проращиванию семян/, умение выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы.
- П.-Умение определения условий, необходимых для прорастания семян. Прогнозирование сроков посадки семян различных растений. Умение определять части проростка на таблицах и натуральных объектах, умение сравнивать проростки различных растений, представителей классов двудольные и однодольные.
- Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.
- Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.
- Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.
Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | опыт по прорастанию семян |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка».
| 1. | - Л.-Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
- М.-Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с микроскопом. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с уча-щимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
- П.-Различать и определять типы корневых систем на рисунках, таблицах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. проводить наблюдения и фиксировать результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
- Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.
- Называть части корня.
- Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.
- Объяснять особенности роста корня.
- Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. - Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.
- Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| Лабораторная работа. |
|
8. | Побег, его строение и развитие . Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».
| 1 | - Л.-Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
- М.-Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с микроскопом. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с уча-щимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности.
- П.-Умение определять типы почек на рисунках, натуральных объектах. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек, роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Формирование навыков исследования, наблюдения строения и развития побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги различных растений, находить сходства и различия. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
- Называть части побега.
- Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
- Характеризовать почку как зачаток нового побега.
- Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.
- Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.
- Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения.
- Сравнивать побеги разных растений и находить их различия.
- Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.
- Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием
| Лабораторная работа. |
|
9. | Лист, его строение и значение.
| 1 | - Л.-Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.
- М.-Формирование ИКТ-компетент-ности, умения получать биологическую информацию из различных источников, умение обрабатывать информацию и фиксировать в виде схем, таблиц. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
- П.-Умение определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках, различать простые и сложные листья. Знать внутреннее строение листа, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа, характеризовать видоизменения листьев у растений.
- Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.
- Различать простые и сложные листья.
- Характеризовать внутреннее строение листа, его части.
- Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.
- Характеризовать видоизменения листьев растений
| устный опрос |
|
10. | Стебель, его строение и значение . Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
| 1 | - Л.-Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
- М.-Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с натуральными объектами и гербарием. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности
- П.-Умение описывать внешнее и внутреннее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках и натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия, фиксировать результаты исследования.
- Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.
- Называть внутренние части стебля растений и их функции.
- Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
- Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.
- Фиксировать результаты исследований.
- Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| Лабораторная работа. |
|
11. | Цветок, его строение и значение.
| .1
|
- Л.-Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
- М-Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение организовывать совместную учебную деятельность с одноклассниками Развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять само и взаимоконтроль учебной деятельности.
- П.-Определять и называть части цветка на рисунках, таблицах, моделях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий, их функции. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых, характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.
- Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
- Называть функции частей цветка.
- Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.
- Характеризовать значение соцветий.
- Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений.
- Характеризовать типы опыления у растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления
| тест |
|
12. | Плод. Разнообразие и значение плодов.
| 1 | - Л.-Формирование личностных представлений о ценности природы, эстетического отношения к природным объектам. Знание основных правил и принципов отношения к природе.
- М-Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. Владение основами самооценки. Формирование и развитие ИКТ-компетентности.
- П.-Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов, описывать способы их распространения. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о роли плодов и семян в жизни человека и в природе.
- Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Обсуждать выполнение создаваемых проектов, высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
- Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.
- Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и в жизни человека.
- Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
- Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания
| сообщения |
|
|
13. | Минеральное питание растений и значение воды
| 1 | - Л.-Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
- М.-Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнерских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль.
- П-Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания, обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений различных экологических групп.
- Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.
- Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.
- Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.
- Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп
| тест. |
|
14. | Воздушное питание растений — фотосинтез.
| 1 | - Л.-Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знание основных правил и принципов отношения к живой природе.
- М.-Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение преобразовывать один вид информации в другие. Формирование комму-никативной культуры в процессе работы в группах.
- П.-Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов – автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений.
- Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.
- Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.
- Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.
- Обосновывать космическую роль зелёных растений.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете
| устный опрос |
|
15. | Дыхание и обмен веществ у растений
| 1
|
- Л.-Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
- М.-Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
- -Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
- П.Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.
- Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни
| Самостоятельная работа. |
|
16. | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | - Л.-Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- М.-Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках.
- П.-Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определение понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.
- Характеризовать значение размножения живых организмов.
- Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. - Объяснять биологическую сущность полового размножения.
- Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.
- Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.
- Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия
| устный опрос. |
|
17. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»
| 1 | - Л.-Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- М.-Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке.
- П.-Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать половое и бесполое размножение, находить их различия.
- Называть характерные черты вегетативного размножения растений.
- Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.
- Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.
Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. - Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.
- Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| сообщения |
|
18. | Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»
| 1 | - -Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- -Овладение составляющими исследовательской деятельности, проведения эксперимента, умением делать выводы, заключения в ходе исследования. Развитие ИКТ-компе-тентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение.
- -Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете.
- Называть основные черты, характеризующие рост растения.
- Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.
- Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения. - Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.
- Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
- Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания
| проект
|
|
|
19. | Систематика растений, её значение для ботаники.
| 1 | - Л.-Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- М.-Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнерских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль.
- П.-Приводить примеры названия различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики – вид. Осваивать приёмы работы с определителями растений. Объяснять значение систематики для ботаники.
- Приводить примеры названий различных растений.
- Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений. - Объяснять значение систематики растений для ботаники.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии
| проект |
|
20. | Водоросли, их многообразие в природе.
|
| - Л.-Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
- -Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя Рече-вые возможности, аргументируя свою точку зрения.
- М.-Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Приводить примеры использования водорослей человеком, значение водорослей в природе
- Выделять и описывать существенные признаки водорослей.
- ПХарактеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.
- Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.
- Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.
Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. - Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и в жизни человека
| сообщения |
|
21. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
| 1 | - Л-Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
- М.-Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
- П.-Выделять и описывать существенные признаки мхов. Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, отмечать их сходства и различия. Фиксировать результаты исследования.
- П.Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.
- Называть существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. - Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.
Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. - Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия.
- Фиксировать результаты исследований.
- Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| сообщения
|
|
22. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.
| 1 | - Л-Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
- М.-Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
- П.-Выделять и описывать существенные признаки папоротниковидных. Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Распознавать представителей хвощей, плаунов, папоротников на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном развитии папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов.
- Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия.
- Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе | сообщения о древовидных папоротниках о каменном угле. |
|
23. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
| 1 | - Л.Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
- М.-Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя рече-вые возможности, аргументируя свою точку зрения.
- П.-Выделять и описывать общие черты строения семенных растений. Сравнивать строение споры и семени, находить их преимущества. Распознавать представителей голосемянных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных растений. Описывать использование голосеменных растений в практической деятельности человека.
- Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.
- Осваивать приёмы работы с определителем растений.
- Сравнивать строение споры и семени.
Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. - Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России
| сообщение о многообразии и значении хвойных растений. |
|
24. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
| 1 |
- Л.Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
- М.Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя рече-вые возможности, аргументируя свою точку зрения.
- П.Выделять черты усложнения строения покрытосеменных растений. Сравнивать и находить чер-ты отличия и сходства в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных растений. Распознавать представителей покрытосемянных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Описывать и прогнозировать использование и последствия нерациональной деятельности человека для жизни покрытосеменных растений.
- Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
- Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.
- Применять приёмы работы с определителем растений.
- Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.
- Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.
- Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений
| тест |
|
25. | Семейства класса Двудольные.
| 1 |
- Л.-Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
- М,-Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей
- П. -Умение выделять основные признаки класса Двудольные, описывать отличительные признаки семейств класса. Способность распознавать семейства на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Формирование умения работы с определителями растений. Знание роли Двудольных в природе и жизни человека.
- Выделять основные признаки класса Двудольные.
- Описывать отличительные признаки семейств класса.
- Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.
- Применять приёмы работы с определителем растений.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека
| подготовка проектов «Представители класса Двудольные» |
|
26. | Семейства класса Однодольные.
| 1 | - Л.-Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
- М.-Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей
- П.-Умение выделять основные признаки класса Однодольные, описывать отличительные признаки семейств класса. Способность распознавать семейства на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Формирование умения работы с определителями растений. Знание роли Однодольных в природе и жизни человека.
- Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. - Применять приёмы работы с определителем растений.
- Приводить примеры охраняемых видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов
| тест проекты |
|
27. | Историческое развитие растительного мира.
| 1 |
- Л.-Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.
- М.-Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество.
- П.-Умение объяснять сущность понятия эволюция, описывать основные этапы эволюции растений на Земле. Называть черты приспособленности растений к наземно-воздушной среде обитания. Знать значение трудов Н.И. Вавилова для доказательства эволюции растений, направляемой человеком /селекции/.
- Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.
- Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.
- Выделять этапы развития растительного мира.
- Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений
| устный опрос. |
|
28. | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира».
| 1 | - Л -Дальнейшее формирование познавательных интересов, формирование экологического сознания, становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог.
- М.-Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владение основами самоконтроля. Работа с различными источниками биологической информации, формирование ИКТ-компетентности.
- П.-Способность называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Называть родину наиболее распространённых культурных растений, объяснять причины вхождения картофеля, ржи и пшеницы в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Умение объяснять способы расселения растений по земному шару. Умение характеризовать роль человека в появлении культурных растений, приводить примеры таких растений. Умение характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Иметь представление о научных заслугах Н.И. Вавилова, о его открытии центров происхождения культурных растений.
- Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений.
Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. - Приводить примеры культурных растений своего региона.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.
Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком. Характеризовать значение растений в жизни человека. - Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы
| Самостоятельная работа. |
|
|
|
29. | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме.
| 1 | - Л.-Формирование экологической культуры на основе понимания ценности жизни Во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование личностных представлений о ценности природы.
- М.-Способность к целеполаганию, включая преоб-разование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоя-тельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач.
- П.-Объяснять сущность понятия «природное сообщество», устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потоков энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
- Объяснять сущность понятия «природное сообщество».
- Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.
- Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.
- Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.
- Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России
| устный опрос |
|
30. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе
| 1 | - Л.-Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
- -Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
- М.-Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
- П.Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества.
Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. - Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции
| устный опрос |
|
31. | Смена природных сообществ и её причины Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»
| 1 |
- Л.-Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
- М.-Умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения. Способность самостоятельно анализировать пути достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, внесение необходимых корректив. Ф-ие основ комм-ной рефлексии.
- П,-Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Характеризовать условия обитания растений в разный ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Объяснять целесообразности ярусного расположения растений.
- Объяснять причины смены природных сообществ.
- Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.
- Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов.
Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
| Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания
|
|
32. | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса Обсуждение заданий на лето.
| 1 | - Л.-Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
- М.-Способность к целеполаганию, включая преоб-разование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач.
- П.-Объяснять причины смены природных сообществ, приводить примеры. Объяснять причины неустойчивости культурного сообщества – агроценоза. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
- Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.
- Применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.
- Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения.
Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. - Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем.
- Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.
- Выбирать задание на лето, анализировать его содержание
| Контрольная работа. |
|
33-34 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы» | 2 |
- М,. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
П.Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. П.Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.
Л.Соблюдать правила поведения в природе
| отчет |
|
35 | Повторение. | 1 | - Л.-Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
- М.-Способность к целеполаганию, включая преоб-разование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач.
- П.- Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
- Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.
- Применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.
- Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения.
Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. - Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем.
- Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.
| отчет пректы сообщения |
|
| итог | 35 часов |
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Библиотечный фонд
Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений -
Авторская программа: Биология: 5–9 классы: программа: пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М.: Вентана-Граф,
Методические пособия для учителя:
- Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, с.
- Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе
Основная литература для учащихся
- Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учащихся
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
- Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. - 508 с.
- Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения
демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,
по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,
мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭобеспечивать самостоятельность в овладении содержанием
курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной про граммы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу.
Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Информационно-методическое обеспечение
Предлагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Мультимедийная поддержка курса
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.