Открытый урок по теме "Пищевые продукты и питательные вещества".
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Пищевые продукты и питательные вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_pishchevaritelnye_produkty_i_pitatelnye_veshchestva.docx | 597.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 40
Тема урока: Пищевые продукты и питательные вещества.
Цели урока: определить понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты».
Задачи урока:
выяснить значение пищеварения; познакомить с особенностью важнейших пищевых продуктов и питательных веществ; познакомить с историей важнейших пищевых продуктов; выяснить функции питательных веществ; познакомить со строением пищеварительной системы;
развивать практические умения учащихся; способствовать формированию умения анализировать делать логические выводы, обосновывать факты; развивать умение работать с дополнительной литературой;
воспитывать правильное отношение к питанию; формировать экологические знания о пище; формировать гигиенические знания о пище; диетическом питании, влиянии правильного питания на здоровье человека.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, таблицы “Функциональная система органов пищеварения”; “Система органов кровообращения”; “Система органов дыхания”; “Пищевые продукты и их энергетическая ценность”.
Информационные ресурсы: электронное учебное пособие «БИОЛОГИЯ. 8» ООО «Дрофа».
Использованная литература:
1. учебник Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. « Биология. Человек 8
класс» издательство Дрофа, Москва. 2003 г.
2. методическое пособие – книга для учителя Н.И. Сонин и др.« Биология–
Человек – 8 класс» Москва издательство « Дрофа» 2011 г.
4. учебное электронное издание – « Биология. Человек 8 класс ООО «Дрофа»
5.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И.Д.Зверев.
6.Учебники по анатомии, физиологии и гигиене человека А.М. Цузмер и А.Г. Драгомилова.
Проверяемые умения и навыки:
Ученик должен
знать: роль пищи и питательных веществ в организме человека,
уметь: объяснять значение пищи и питательных веществ, определять вредные добавки в продуктах, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для профилактики болезней пищеварительной системы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами повторим функциональные системы организма человека и приступим к изучению пищеварительной системы. Вы узнаете о значении пищеварения, о важнейших питательных веществах и пищевых продуктах, вы услышите интересные истории о продуктах. Познакомитесь со строением пищеварительной системы и с правильным питанием, что является залогом здоровья человека. Откройте тетради и запишите тему нашего урока “ Пищеварительная система. Пищевые продукты и питательные вещества”
ЭПИГРАФ УРОКА:
“Чтоб мудро жизнь прожить знать надобно немало,
Два правила запомни для начала
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало”.
Омар Хайям.
2. Проверка знаний.
Фронтальный опрос.
Жизнь человека обеспечивается взаимодействием большого числа разных органов. Органы, объединённые определённой физиологической функцией, составляют функциональную физиологическую систему.
Вопрос: Какие функциональные физиологические системы различают в организме человека?
Ответ: пищеварительную, выделительную, половую, эндокринную, нервную. Ребята, у которых лежат карточки, могут приступить к их выполнению, а остальные на основе имеющихся у вас знаний ответьте на следующие вопросы.(карточки с заданиями по изученному ранее материалу).
Вопрос: Какую функцию выполняет кровеносная система?
Ответ: Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталкивает кровь по сосудам к органам и тканям, где происходит непрерывный обмен веществ. Благодаря такому обмену, клетки постоянно получают кислород и другие необходимые вещества, и освобождаются от углекислого газа и продуктов распада. (учащиеся показывают систему кровообращения на таблице).
Вопрос: Какую функцию выполняет дыхательная система?
Ответ: Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа. Воздух поступает сначала в носовую полость, затем в носоглотку, гортань, а далее в трахею и лёгкие. В лёгких воздух соприкасается с огромной сетью кровеносных сосудов. Здесь, в лёгочных пузырьках происходит обмен кислородом и углекислым газом.
Карточка 1. Выберите один правильный ответ.
1.Где начинается большой круг кровообращения?
А. в правом желудочке;
Б. в левом желудочке;
В. в правом предсердии;
Г. в левом предсердии
2.Лейкоциты участвуют:
А. в свертывании крови;
Б. переносе кислорода от легких к тканям;
В. переносе углекислого газа от тканей к легким;
Г. переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ.
3. Кровь образована тканью:
А. нервной;
Б. соединительной;
В. мышечной;
Г. эпителиальной.
4. Наибольшее влияние на кровяное давление оказывает:
А. количество витаминов в пище;
Б. работа сердца;
В. количество кислорода в окружающей среде;
Г. сокращение диафрагмы.
5. Кровь в легких отдает:
А. кислород;
Б. углекислый газ;
В. азот;
Г. инертные газы.
Карточка 2.Выбери правильные утверждения.
- При вдохе воздух после носоглотки попадает в трахею.
- В дыхательной системе два главных бронха.
- В дыхательной системе один главный бронх.
- Ноздри – начало дыхательного пути.
- Газообмен в дыхательной системе между кровью и воздухом происходит на уровне альвеол.
Ответ: 2,4,5
Карточка 3. Напишите слова в правильной последовательности (отражающей передвижение воздуха по органам дыхательной системы при вдохе). Опишите их функции.
Носоглотка, трахея, гортань, носовая полость, легкие, бронхи.
Ответ: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Карточка 4.
Ответьте на вопрос: Почему при усилении физической нагрузки человек начинает дышать глубже и чаще?
Карточка 5. Рассмотрите рисунок. Какой процесс на нем изображен, опишите его.
3. Изучение нового материала.
Опираясь на знания биологии животных и изученной ранее темы: “Ткани и органы. Системы органов” Ответьте на вопрос: Из чего состоит и какую функцию выполняет пищеварительная система? (демонстрируется фрагмент с электронного учебного пособия «БИОЛОГИЯ. 8» ООО «Дрофа»)
Ответ: Пищеварительная система включает: органы ротовой полости, язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочную железу. В органах пищеварения пища измельчается и смачивается слюной, на неё воздействуют и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечнике и доставляются кровью ко всем тканям и клеткам организма.
На основе этих знаний мы можем сказать, что все вещества необходимые для выполнения физической и умственной работы, поддержания температуры тела, а также для роста и восстановления разрушающихся тканей и других функций, организм получает в виде пищи и воды. О пище, как источнике жизнедеятельности человека, лучше знать подробно, чтобы каждый мог грамотно выбирать то, что необходимо. К тому же с пищей, мы сами того не подозревая, “проглатываем” много интересных историй. Несколько историй и сведений о важнейших пищевых продуктах мы узнаем из сообщений учащихся.
Сообщения учащихся.
1) История о появлении яиц.
2) О веществах, содержащихся в яйцах.
3) Совет шеф-повара.
4) О мясе, и его ценности.
5) О рыбе.
6) О молоке.
Вопрос: Вы услышали о некоторых важнейших пищевых продуктах животного происхождения, но какого происхождения ещё бывает пища?
Ответ: Растительного.
Вопрос: В состав пищи входят основные питательные вещества: Какие?
Ответ: Белки, жиры и углеводы, а также минеральные соли. Они делятся на органические и неорганические. (демонстрируется фрагмент с электронного учебного пособия «БИОЛОГИЯ. 8» ООО «Дрофа»)
Задание. Используя свои знания и прослушанные сообщения, сделайте вывод о значении пищи для организма.
Вывод: пища обеспечивает организм энергией и строительным материалом.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.
Итак, нам понятно, что здоровье человека зависит во многом от того, чем и как он питается. При правильном питании человек получает все необходимые для организма вещества. Мы уже говорили, что в состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения. Но употребляя овощи и фрукты в пищу, необходимо знать, что некоторые их части не стоит есть из-за скопления в них вредных веществ поступивших туда из почвы, например нитратов.
Определите, какие части лучше не употреблять в пищу?
1) у капусты - кочерыжку;
2) у свёклы – основание у ботвы;
3) у моркови – сердцевину и у ботвы;
4) у яблок – кожура.
Одна из важнейших проблем современности – повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последние годы всё чаще их получают, используя генетически модифицированные организмы: бактерии, растения и животные.
Ученик рассказывает о генетически модифицированных продуктах. (используя интернет – ресурс)
Возникает вопрос: безопасны ли продукты питания, полученные на основе генетически модифицированных источников?
В последние годы стали известны результаты некоторых исследований, которые свидетельствуют о том, что ГМ продукты и пищевые добавки отрицательно влияют на живые организмы.
Сейчас мы проведём практическую работу по исследованию пищевых продуктов, то есть экологическую экспертизу.
У вас на столе лежат несколько упаковок (из под любых продуктов, соков, чипсов, йогуртов и т.д.), и вы узнаете, насколько они безопасны или опасны для здоровья. У учащихся лежат таблицы со значением различных добавок “ Е”, заполняют таблицу по содержанию добавок и их опасности по маркировке на упаковке товара. Ученики говорят, что они узнали о своих продуктах, сколько вредных добавок в них содержится, и делают вывод, какой вред наносят те или иные добавки.
Итак, что же нужно для нормальной работы пищеварительной системы?Для нормальной работы пищеварительной системы важно соблюдать режим питания.
.
Сколько раз лучше принимать пищу? 4 раза.
При этом завтрак – 25%
Обед – 40%
Полдник – 15%
Ужин – 20 %
Ужинать надо не позднее, чем за 2 часа до сна. Длительные промежутки между едой приводят к заболеванию желудка. Перед едой необходимо тщательно мыть руки с мылом, есть нужно аккуратно, тщательно пережёвывать пищу.
Вопрос: Что такое переваривание?
Ответ: Перевариванием называют процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые соединения, которые могут всасываться и переноситься кровью и без вреда усваиваться организмом.
Пища и содержащиеся в ней питательные вещества являются источником химической энергии, которая превращается в организме в другие виды энергии, например в тепловую, механическую. В этом состоит сущность энергетической функции питательных веществ.
4.Физкультминутка.
Выполнение упражнения для снятия общего утомления.
На долоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
5.Закрепление знаний.
Задание 1. Какие органы включает в себя пищеварительная система? Проверьте правильность выполнения работы. На доске написана таблица.
Пищеварительный тракт | Пищеварительные железы |
Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник | слюнные железы, поджелудочная железа, печень. |
Итак, мы познакомились сегодня с пищеварительной системой, пищевыми продуктами и питательными веществами.
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1.Назовите, в чём заключается значение пищеварения?
2.Назовите важнейшие питательные вещества и основные пищевые продукты, употребляемые в пищу.
3.Каковы функции питательных веществ?
4. Пользуясь рисунками, перечислите органы функциональной пищеварительной системы.
5. Почему правильное питание является залогом здоровья?
На следующих уроках мы познакомимся с особенностью строения системы пищеварения, её функциями, и поговорим о гигиене питания, вреде курения и употребления алкоголя.
6. Подведение итогов и выставление оценок.
7. Задание на дом: изучить материал учебника на с.148 - 151; ответить на вопросы;
закончить экологическую экспертизу продуктов, используя таблицу калорийности составьте рацион питания школьника на неделю. Ответьте на вопрос: сколько калорий вы расходуете в сутки, какой ваш суточный рацион питания.
(интернет – ресурс http://www.ambal.ru/calories.php, http://www.missfit.ru/diet/table-calory/); приготовьте сообщения о методах изучения пищеварения.
В таблице напротив обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями.
Пример: Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.
Условные обозначения вредных воздействий добавок:
О! — опасный
ОО!! — очень опасный
(З) — запрещенный
РК — вызывает кишечные расстройства
РД — нарушает артериальное давление
С — сыпь
Р — ракообразующий
РЖ — вызывает расстройство желудка
Х — холестерин
П — подозрительный
ВК — вреден для кожи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по теме " Пищевые продукты и питательные вещества"
Данная презентация содержит материал, посвященный вопросам правильного питания, рассказ о питательных веществах, их функциях, содержанию их в различных продуктах питания....
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
Открытый урок на тему: "Теория химического строения веществ А. М. Бутлерова, её универсальность" 18.09.2012
На уроке обобществленны сведения о строений органических веществ, изомерии, взаимном влиянии атомов в молекуле, взаимнообусловленного химического строения и свойств веществ. Использованны таблиц...
разработка урока и презентация " Пищевые продукты и питательные вещества " 8 класс биология
урок изучения нового материала по биологии к учебнику Сонин методическая разработка урока и презентация к уроку....
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...
Методическая разработка урока биологии "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
Методическая разработка урока "Передвижение воды и питательных веществ в растении". Цель урока:сформировать представления о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; по...
Тема открытого урока: «Орех, как продукт и слово «орех», как грамматическая категория».
Тема проекта кулинарной мастерской и русского языка: «Любимые орешки». ...