Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Белоногова Ирина Сергеевна

Методическая разработка урока

 

Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Класс: 6

Тип урока: Лабораторная работа

Оборудование: учебник,  раздаточный материал (рисунки, схемы, побег растения, срез), презентация

Цель учащихся: научиться определять слой (древесина (ксилема)), по которому движутся питательные (минеральные) вещества вверх (восходящий ток) при помощи среза растения, используя свои знания о внутреннем строение стебля.

Цель учителя: продолжить формировать умения учащихся определять слои по которым движутся питательные вещества (ксилема, флоэма).

 

Планируемые результаты

- личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- метапредметные:

а) регулятивные – работать по плану; оценивать свою деятельность; осуществлять самоконтроль; осуществлять взаимоконтроль; определять цель учебной деятельности;

б) познавательные – работать с источником информации (учебник, раздаточный материал); ориентироваться в своей системе знаний; выбирать основание для сравнения; устанавливать логическую цепь рассуждений;

в) коммуникативные – работать в группе; вступать в дискуссию;

- предметные: уметь работать со срезом растения, определять слои на срезе и умение различать восходящий и нисходящий ток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx158.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Класс: 6

Тип урока: Лабораторная работа

Оборудование: учебник,  раздаточный материал (рисунки, схемы, побег растения, срез), презентация

Цель учащихся: научиться определять слой (древесина (ксилема)), по которому движутся питательные (минеральные) вещества вверх (восходящий ток) при помощи среза растения, используя свои знания о внутреннем строение стебля.

Цель учителя: продолжить формировать умения учащихся определять слои по которым движутся питательные вещества (ксилема, флоэма).

Планируемые результаты

- личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- метапредметные:

а) регулятивные – работать по плану; оценивать свою деятельность; осуществлять самоконтроль; осуществлять взаимоконтроль; определять цель учебной деятельности;

б) познавательные – работать с источником информации (учебник, раздаточный материал); ориентироваться в своей системе знаний; выбирать основание для сравнения; устанавливать логическую цепь рассуждений;

в) коммуникативные – работать в группе; вступать в дискуссию;

- предметные: уметь работать со срезом растения, определять слои на срезе и умение различать восходящий и нисходящий ток.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I. Организационный

II. Актуализация знаний

Проверка Д/З

Учащимся предлагается установить соответствие, заполнив пропуски в таблице

Подведение к теме урока

- Совсем недавно мы с вами изучили внутренне строение дерева, какие слои вы помните? (показывает рисунок поперечного среза ветви под микроскопом)

- А так же мы с вами изучили функции которые выполняют эти слои.

Давайте вспомним по каким слоям движутся органические и минеральные вещества и в каком направлении?

- Предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Называет тему урока

Устанавливают соответствие

(заполняют пропущенные клетки в таблице из предложенных вариантов ответов)

Процесс образования органических веществ (глюкозы) из неорганических (вода и углекислый газ)

Поглощение солнечной энергии, воды, углекислого газа

Процесс разложения органических веществ (С6Н12О6) до неорганических (СО2 и Н2О)

Поглощение кислорода

Пластиды зеленого цвета, в которых проходит процесс фотосинтеза

Зеленый пигмент, который окрашивает хлоропласты в зеленый цвет

Кислород

Образуется в результате фотосинтеза

Углекислый газ

Выделяется в процессе дыхания

Вода

Испаряется при дыхания

Глюкоза

Образуется в результате фотосинтеза

Сначала по памяти называют слои

Чечевичка, кожица, пробка, луб (флоэма), камбий, древесина (ксилема), сердцевина,  

а потом смотрят рисунок со срезом

(Приложение 3)

Органические вещества передвигаются по флоэме (лубу) сверху вниз (от листьев к корню) – нисходящий ток

Минеральные вещества и вода передвигаются по ксилеме (древесина) снизу вверх (от корня к листьям) – восходящий ток

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Приложение 1

Фотосинтез

Дыхание

Хлоропласты

Хлорофилл

О2

СО2

Н2О

С6Н12О6

К.

Вступать в дискуссию

К. Работать в группе

П.

Устанавливать логическую цепь рассуждений

П.

Ориентироваться в своей системе знаний

П.

Выбирать основание для сравнения

К. Работать в группе

П.

Устанавливать логическую цепь рассуждений

П.

Ориентироваться в своей системе знаний

Р.

Определять тему урока

III. Первичное закрепление

Делит учащихся на три группы (у каждой  группы на столе: растение в подкрашенной воде и срез со слоями), говорит о бережном отношении к растениям.

Наблюдение за выполнением хода Л.р. и правильностью оформления в тетради

Выполняют Л.р. в тетради

Устанавливают, какой слой стебля окрасился

 

Определяют особенность проводящей ткани (ксилемы)

 (наличия в ней сосудов)

Зарисовывают срез

Делают вывод

Л.р.  № 6  «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Выполнение работы по инструкции, на стр. 103.

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2–4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

4. Зарисуйте срезы.

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

К. 

Работать в группе

Р. 

Работать по плану;

П.

Работать с источником информации

П.

Устанавливать логическую цепь рассуждений

Л.

Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

IV. Контроль.

- Поменяться тетрадью с соседом и проверить оформление Л.р.

- Оценить выполненную работу

- Проверка Л.р. по образцу

(Приложение 2)

- Оценивают (бинарная оценка – зачет/не зачет)

Показывают учителю тетрадь с Л.р.

Р. 

Оценивать свою деятельность;

Осуществлять самоконтроль;

Осуществлять взаимоконтроль

V. Рефлексия

- Как эффективно мы сегодня поработали?

- Полезна ли была полученная информация на уроке?

- Вам понравился урок?

(посмотрите на доску и ответьте на вопросы)

Оценивают свою работу на уроке,  отвечая на вопросы

- Сегодня я узнал…

- Я понял, что

- Теперь я могу…

- Я научился…

- Я смог…

- Меня удивило…

- Урок дал мне для жизни…

- Было интересно…

- Было трудно …

П.

Устанавливать логическую цепь рассуждений

Р. 

Оценивать свою деятельность

VI. Подведение итогов

Проверка Л.р.

Выставление оценок

VII. Домашнее задание

Принести любое семя растения для посадки, землю, емкость

Записывают Д/з в дневник

Приложение 1

Фотосинтез

Процесс образования органических веществ (глюкозы) из неорганических (вода и углекислый газ)

Поглощение солнечной энергии, воды, углекислого газа

Дыхание

Процесс разложения органических веществ (С6Н12О6) до неорганических (СО2 и Н2О)

Поглощение кислорода

Хлоропласты

Пластиды зеленого цвета, в которых проходит процесс фотосинтеза

Хлорофилл

Зеленый пигмент, который окрашивает хлоропласты в зеленый цвет

О2

Кислород

Образуется в результате фотосинтеза

СО2

Углекислый газ

Выделяется в процессе дыхания

Н2О

Вода

Испаряется при дыхания

С6Н12О6

Глюкоза

Образуется в результате фотосинтеза

Приложение 2

Л.р.  № 6  «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Цель: выяснить по каким частям стебля передвигаются в растительном организме минеральные вещества.

 

Оборудование: побег растения поставленный на 4 дня в подкрашенную чернилами воду, свежесрезанный побег, чернила, нож, банка с водой.

Ход работы

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2–4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

При рассмотрении среза растения, мы увидели, что окрасилась древесина.

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяют растворенные минеральные вещества в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх по сосудам ксилемы (древесина).

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды это длинные трубки, образованные мертвыми клетками, между которыми растворились поперечные перегородки.

4. Зарисуйте срезы.

http://edufuture.biz/images/5/5f/1.08-2f.jpg     http://edufuture.biz/images/5/5f/1.08-2f.jpg

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение веществ у  растений происходит с помощью проводящей системы. От корня вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам древесины (ксилемы) – восходящий ток.

 

Приложение 3

http://pumponpik.ru/wp-content/uploads/2016/05/imageskakuju-funktsiju-vypolnjaet-lub-v-stvole-dereva-thumb-563x360.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

Презентация "Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Презентация "Передвижение воды  и питательных веществ в растении" предназначена для использования ее на уроке биологии в 6 классе при изучении нового материала.Цель урока:-знакомство учащихся с о...

Передвижение воды и минеральных веществ в растении (лабораторная работа по биологии 6 класс)

Передвижение воды и минеральных веществ в растении (лабораторная работа по биологии  6 класс, Н.И. Сонин)...

Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ

Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...