Методическая разработка урока биологии "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Методическая разработка урока "Передвижение воды и питательных веществ в растении". Цель урока:сформировать представления о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии: 6 класс, программа В.В. Пасечника. В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова

Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник.-: Дрофа, 2014. – 207

Урок конспекта «Передвижение воды и питательных веществ в растении»

Цель: сформировать представление о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения, показать взаимосвязь  строения стебля с выполняемыми им функциями.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о процессе транспорта веществ в растительном организме, о взаимодействии всех его частей.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, узнавать органы растений на рисунках, таблицах, формировать практические навыки, необходимые для выращивания растений.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, растениям.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений.  

Метапредметные: результаты: развивается умение анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений. Формирование навыка смыслового чтения.

Личностные:

- формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы: групповая.        

 Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия урока: проводящие ткани, сосуды, ситовидные трубки, нисходящий ток органических веществ, восходящий ток воды и минеральных веществ.

 Деятельность учащихся: работа  с текстом и иллюстрациями учебника, со слайдами, сотрудничество с учащимися класса, выполнение лабораторной работы, самооценка.

Оборудование и материалы: побеги растений, окрашенных чернилами; комнатные растения. Таблицы: «Строение стебля», «Строение корня», «Строение листа». Учебник, результаты опытов, поставленных ранее.  

Ход урока

I  Повторение пройденного материала.

1 Значение испарения в жизни растений?

2 Какова роль устьиц?

3Каково значение листопада?

4 Отчего зависит окраска листьев осенью?

II Актуализация знаний        

Вставьте пропущенные слова в текст.

………………….. - это осевая часть побега. По положению в пространстве выделяют ________________ стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у _______________ и  _______________, как у гороха и фасоли.

Стебли растений выполняют ______________функцию,_________________ функцию, фотосинтезирующую функцию и _________________функцию.

Стебель древесного растения покрыт ________________ , которая защищает растение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры - _________________- содержит ситовидные трубки. Основная их функция - проведение ___________от ______________к ____________. Между корой и ____________расположена образовательная ткань - ______________. За счет деления клеток _______________происходит рост стебля растения _______________. По сосудам _______________ вода и растворенные в ней ___________вещества перемещаются от ______________ к  ______________. Основная функция древесины состоит в ______________.


 
III  Изучение нового материала

Когда наступит весна оживут растения, начнется сокодвижение. Весной капает сок с ветвей и раненых  стволов берез.

Проблемные вопросы: Что собой представляет березовый сок? Какие вещества необходимы растению? Как они транспортируются в растении? Откладываются ли в запас?

Об этом мы узнаем сегодня на уроке. Тема урока : «Передвижение воды  и питательных веществ в растении».

(Рассказ учителя  с элементами беседы)

 Начинается путь минеральных веществ, растворенных в воде, с корневых волосков зоны всасывания корня. По одним проводящим тканям движется вода с растворенными минеральными веществами, по другим – растворенные органические вещества.

Проводящие ткани, объединенные  в сосудисто-волокнистые пучки, часто окруженные волокнами механической ткани. Сосудисто-волокнистые пуски проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями .

Проблемный вопрос: Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органические растения?

 ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СОСУДАМ ДРЕВЕСИНЫ (ВОСХОДЯЩИЙ ТОК).

Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева, стакан с водой, подкрашенной чернилами.

Ход опыта

Возьмем живую веточку липы и поставим ее в стакан с подкрашенной чернилами водой. Через 2-4 суток достанем веточку, сделаем поперечный разрез и оценим результат.

Задание. Прочитать инструкцию в учебнике. Зарисовать срезы (используя рис. 80-81). Сделайте выводы.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06fa/00120859-e3230eb9/img2.jpg

 Вывод: древесина, по сосудам которой идет восходящий ток воды с растворенными в ней минеральными веществами, окрасилась в цвет чернил, тогда как другие слои остались неокрашенными.

Вода с растворенными в ней минеральными веществами движется снизу вверх по сосудам древесины, вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается от корней к листьям по сосудам древесины, т. е. это восходящий ток, так как он идет снизу вверх. Большое значение для передвижения воды по стеблю имеет корневое давление и испарение воды листьями. На место испарившейся воды летом постоянно поступает новая.  

А что будет, когда на побегах распустятся листья?


Жилки листьев окрасятся в цвет чернил, что доказывает поступление минеральных веществ в листья.

Передвижение по стеблю органических веществ.

Рассмотрим рис.82 на стр. 105. Здесь показано движение органических веществ в виде схемы.

Учитель объясняет опыт, изображенный на рис.83 стр.105 учебника.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЛИСТЬЕВ К КОРНЯМ С НИСХОДЯЩИМ ТОКОМ.

Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева или древесное комнатное растение (фикус, драцена или др.), стакан с водой или стеклянный цилиндр с плотно притертой пробкой.

Ход опыта

На нижней части ветки липы, тополя или комнатного растения сделаем надрез и снимем часть коры с лубом (до древесины). На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой.

https://pandia.ru/text/80/654/images/img4_63.png

Вывод: На веточке вследствие нарушения проводящих пучков, по которым идет нисходящий ток органических веществ, образуется наплыв над надрезом. Придаточные корни развиваются тоже здесь, так как здесь есть органические вещества в достаточном количестве. Органические вещества от листьев к корню, передвигающиеся по  лубу, могут перемещаться как вниз так и вверх .

Запасание питательных веществ растениями.

Проблемный вопрос: Где запасаются питательные вещества в растении? (дети составляют схему, используя учебник стр. 106).

 Не все органические вещества используются для питания растений. Часть их откладывается про запас в плодах, семенах, в клетках корней, стеблей и их видоизменений (морковь, свекла, репа, капуста кольраби). У деревьев и кустарников – в древесине и сердцевине.

IV Рефлексия.

Ответили ли  мы на  вопросы, которые поставили в начале урока?  

Нередко сами люди надрезают кору, чтобы набрать березового или кленового сока. Что же такое сок?

Ответ (учащиеся): Это питательные вещества, необходимые для растений.

Какие вещества содержатся в соке растений?

Ответ (учащиеся): В соке растений содержатся органические и неорганические соединения.

В чем заключается проводящая функция стебля. (По стеблю перемещаются вода с растворенными в ней минеральными веществами и органические вещества.)

Откуда и куда перемещается вода в стебле? (От корней к листьям.)

По каким структурам двигается вода в стебле? (По сосудам.)

Где расположены сосуды? (В древесине.)

Как вы думаете, полученные на уроке знания можно использовать в жизни?

В каких случаях?

Ответ (учащиеся): можно использовать знания в практических целях, для увеличения урожайности  овощных и плодово-ягодных культур, при прививке, пасынковании, черенковании. Полученные знания также помогут более бережно относиться к растениям и окружающей среде.

Оценка работы учащихся на уроке.        

V Домашнее задание: параграф 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...

Презентация "Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Презентация "Передвижение воды  и питательных веществ в растении" предназначена для использования ее на уроке биологии в 6 классе при изучении нового материала.Цель урока:-знакомство учащихся с о...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Презентация  на тему Передвижение воды и питательных веществ в растении...