Методическая разработка урока биологии "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Методическая разработка урока "Передвижение воды и питательных веществ в растении". Цель урока:сформировать представления о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Передвижение воды и питательных веществ в растении" | 344.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии: 6 класс, программа В.В. Пасечника. В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова
Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник.-: Дрофа, 2014. – 207
Урок конспекта «Передвижение воды и питательных веществ в растении»
Цель: сформировать представление о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения, показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о процессе транспорта веществ в растительном организме, о взаимодействии всех его частей.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, узнавать органы растений на рисунках, таблицах, формировать практические навыки, необходимые для выращивания растений.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, растениям.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений.
Метапредметные: результаты: развивается умение анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений. Формирование навыка смыслового чтения.
Личностные:
- формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы: групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия урока: проводящие ткани, сосуды, ситовидные трубки, нисходящий ток органических веществ, восходящий ток воды и минеральных веществ.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, со слайдами, сотрудничество с учащимися класса, выполнение лабораторной работы, самооценка.
Оборудование и материалы: побеги растений, окрашенных чернилами; комнатные растения. Таблицы: «Строение стебля», «Строение корня», «Строение листа». Учебник, результаты опытов, поставленных ранее.
Ход урока
I Повторение пройденного материала.
1 Значение испарения в жизни растений?
2 Какова роль устьиц?
3Каково значение листопада?
4 Отчего зависит окраска листьев осенью?
II Актуализация знаний
Вставьте пропущенные слова в текст.
………………….. - это осевая часть побега. По положению в пространстве выделяют ________________ стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у _______________ и _______________, как у гороха и фасоли.
Стебли растений выполняют ______________функцию,_________________ функцию, фотосинтезирующую функцию и _________________функцию.
Стебель древесного растения покрыт ________________ , которая защищает растение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры - _________________- содержит ситовидные трубки. Основная их функция - проведение ___________от ______________к ____________. Между корой и ____________расположена образовательная ткань - ______________. За счет деления клеток _______________происходит рост стебля растения _______________. По сосудам _______________ вода и растворенные в ней ___________вещества перемещаются от ______________ к ______________. Основная функция древесины состоит в ______________.
Когда наступит весна оживут растения, начнется сокодвижение. Весной капает сок с ветвей и раненых стволов берез.
Проблемные вопросы: Что собой представляет березовый сок? Какие вещества необходимы растению? Как они транспортируются в растении? Откладываются ли в запас?
Об этом мы узнаем сегодня на уроке. Тема урока : «Передвижение воды и питательных веществ в растении».
(Рассказ учителя с элементами беседы)
Начинается путь минеральных веществ, растворенных в воде, с корневых волосков зоны всасывания корня. По одним проводящим тканям движется вода с растворенными минеральными веществами, по другим – растворенные органические вещества.
Проводящие ткани, объединенные в сосудисто-волокнистые пучки, часто окруженные волокнами механической ткани. Сосудисто-волокнистые пуски проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями .
Проблемный вопрос: Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органические растения?
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СОСУДАМ ДРЕВЕСИНЫ (ВОСХОДЯЩИЙ ТОК).
Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева, стакан с водой, подкрашенной чернилами.
Ход опыта
Возьмем живую веточку липы и поставим ее в стакан с подкрашенной чернилами водой. Через 2-4 суток достанем веточку, сделаем поперечный разрез и оценим результат.
Задание. Прочитать инструкцию в учебнике. Зарисовать срезы (используя рис. 80-81). Сделайте выводы.
Вывод: древесина, по сосудам которой идет восходящий ток воды с растворенными в ней минеральными веществами, окрасилась в цвет чернил, тогда как другие слои остались неокрашенными.
Вода с растворенными в ней минеральными веществами движется снизу вверх по сосудам древесины, вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается от корней к листьям по сосудам древесины, т. е. это восходящий ток, так как он идет снизу вверх. Большое значение для передвижения воды по стеблю имеет корневое давление и испарение воды листьями. На место испарившейся воды летом постоянно поступает новая.
А что будет, когда на побегах распустятся листья?
Жилки листьев окрасятся в цвет чернил, что доказывает поступление минеральных веществ в листья.
Передвижение по стеблю органических веществ.
Рассмотрим рис.82 на стр. 105. Здесь показано движение органических веществ в виде схемы.
Учитель объясняет опыт, изображенный на рис.83 стр.105 учебника.
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЛИСТЬЕВ К КОРНЯМ С НИСХОДЯЩИМ ТОКОМ.
Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева или древесное комнатное растение (фикус, драцена или др.), стакан с водой или стеклянный цилиндр с плотно притертой пробкой.
Ход опыта
На нижней части ветки липы, тополя или комнатного растения сделаем надрез и снимем часть коры с лубом (до древесины). На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой.
Вывод: На веточке вследствие нарушения проводящих пучков, по которым идет нисходящий ток органических веществ, образуется наплыв над надрезом. Придаточные корни развиваются тоже здесь, так как здесь есть органические вещества в достаточном количестве. Органические вещества от листьев к корню, передвигающиеся по лубу, могут перемещаться как вниз так и вверх .
Запасание питательных веществ растениями.
Проблемный вопрос: Где запасаются питательные вещества в растении? (дети составляют схему, используя учебник стр. 106).
Не все органические вещества используются для питания растений. Часть их откладывается про запас в плодах, семенах, в клетках корней, стеблей и их видоизменений (морковь, свекла, репа, капуста кольраби). У деревьев и кустарников – в древесине и сердцевине.
IV Рефлексия.
Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?
Нередко сами люди надрезают кору, чтобы набрать березового или кленового сока. Что же такое сок?
Ответ (учащиеся): Это питательные вещества, необходимые для растений.
Какие вещества содержатся в соке растений?
Ответ (учащиеся): В соке растений содержатся органические и неорганические соединения.
В чем заключается проводящая функция стебля. (По стеблю перемещаются вода с растворенными в ней минеральными веществами и органические вещества.)
Откуда и куда перемещается вода в стебле? (От корней к листьям.)
По каким структурам двигается вода в стебле? (По сосудам.)
Где расположены сосуды? (В древесине.)
Как вы думаете, полученные на уроке знания можно использовать в жизни?
В каких случаях?
Ответ (учащиеся): можно использовать знания в практических целях, для увеличения урожайности овощных и плодово-ягодных культур, при прививке, пасынковании, черенковании. Полученные знания также помогут более бережно относиться к растениям и окружающей среде.
Оценка работы учащихся на уроке.
V Домашнее задание: параграф 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
6 класс, учебник Пасечника В.В....
Презентация "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
Биология 6 класс. В.В. Пасечник...
Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс
Представлена методическая разработка урока с приложениями "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...
Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"
Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...
Презентация "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
Презентация "Передвижение воды и питательных веществ в растении" предназначена для использования ее на уроке биологии в 6 классе при изучении нового материала.Цель урока:-знакомство учащихся с о...
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...
Передвижение воды и питательных веществ в растении
Презентация на тему Передвижение воды и питательных веществ в растении...