Анализаторы
план-конспект урока по биологии (8 класс)

План урока (по учебнику И. Н. Беляев, Р. Д. Маш)

Тема: Анализаторы


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analizatory._plan_uroka.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

План урока (по учебнику И. Н. Беляев, Р. Д. Маш)

Тема: Анализаторы

Цель урока: ознакомить учащихся с органами чувств; рассмотреть как действуют анализаторы.

Задачи урока:

  • Образовательная. Сформировать у учащихся  понятие о функциях органов чувств и анализаторов; рассмотреть взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
  • Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, память, воображение,   умение делать выводы, интерес к предмету.
  • Воспитательная. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание культуры научного труда, воспитывать внимательное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и методические приемы

  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: демонстрация таблиц, презентации.

Оборудование: таблица:  «Органы чувств», мультимедиа, проектор.

Ход урока

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Органи-зационный момент

2 мин

Приветствие учеников, проверка отсутствующих и готовность к уроку

Приветствуют учителя

2.Повторе-ние прой-денного материала

15мин

Проверочная работа на тему: нервная система. Работа по вариантам (3 варианта), состоит из 3 заданий: 1)тест; 2)написать окончание предложений; 3) установить соответствие

Слушают объяснение учителя, пишут проверочную работу

3. Новая тема

20мин

Ребята, откройте учебник, тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске число и темы урока).

Тема нашего урока: Анализаторы

 В сложном мире нам помогают ориентироваться наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. У человека также выделяют шестое чувство – чувство равновесия. 

 - Ученики, записывайте пожалуйста в тетрадях какие органы чувств бывает у человека.
В органах чувств информация из внешнего мира (свет, звук, запахи) преобразуется в нервные импульсы. Для этого есть рецепторы.

 - Что же это рецепторы?

Молодцы ребята!

Рецепторы– это нервные окончания, преобразующие сигналы в нервные импульсы. И. И. Павлов называл рецепторы «щупальцами мозга». Рецепторы позволяют нам ориентироваться в окружающем мире. 

  • Ребят это определение тоже запишите.

Орган чувств включает также в себя вспомогательные части. Которые помогают улавливать, фиксировать сигналы, а также защищают рецептор.

От рецепторов по проводящим путям сигналы поступают в кору больших полушарий головного мозга.

Структуру, состоящую из воспринимающей части (рецептора), проводниковой части (нерва) и анализирующей части (КБП) Павлов назвал анализатором. Именно он и разработал учение об анализаторах.

  • Ребята, запишите определение анализатора и ученого, который разработал это учение.

(Учитель, на доске делает схему) Части зрительного анализатора: 1. Воспринимающая.  2. Проводниковая. 3. Анализирующая

При нарушении любого звена анализатора его работа разлаживается. Человек может потерять зрение не только, если у него проблемы с глазами, но также и если у него произошло нарушение в зрительном нерве или в КБП.

Нервные пути некоторых анализаторов направляются в строго определенные участки КБП.

Так информация от слухового рецептора сначала по слуховому нерву направляется сначала в продолговатый мозг, оттуда – в промежуточный, и уже потом поступает в слуховую зону КБП.

В КБП есть зоны, отвечающие за каждое из наших чувств. 

Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть воспринимает определенный вид энергии.

Анализаторы лучше действуют сообща. Допустим, при ярком свете хорошо работает слух, поэтому в концертных залах никогда не гасят свет. В темноте тихие звуки практически не различимы.

Записывают число и тему урока

Слушают учителя

Записывают в тетрадях органы чувств

Смотрят в учебники и прочитают определение рецептора.

Записывают определение рецептора.

Записывают определение анализатора и ученого.

Ученики чертят схему в своих тетрадях

Слушают учителя

4. Закреп-ление изученного

7мин

Учитель задают наводящие вопросы, тем самым делает выводы к уроку

1. Из каких частей состоит слуховой анализатор?

2. Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?

3. Где располагаются центры анализаторов?

Отвечает на вопросы учителя

5.Домашнее задание

1мин

§48, стр.242-изучить, выучить определение

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зрительный анализатор

Данный урок  моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, ...

Зрительный анализатор

Проведения  уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся ...

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"...

урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"

Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...