Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_analizatorov.pdf | 1.1 МБ |
chuvstvitelnost_analizatoro.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока:
« Чувствительность анализаторов. Взаимодействие
8 класс
Учебник: Сонин Н. И., Сапин М. Р. «Биология. Человек»
Составитель: Бурмистрова Инна Евгеньевна
Москва 2009 г.
Цели урока:
проверка усвоения знаний, умений и навыков работы в группах; умение применять знания в комплексе, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи урока:
Образовательная: продолжить формировать понятия органов чувств; продолжить знакомство с особенностями взаимодействия анализаторов при формировании общей картины окружающего мира; повторить и обобщить знания о строении и функциях анализаторов.
Развивающая: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, обобщать; развивать умения работать в команде; развивать способности стремиться к успеху.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других ; развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Оборудование:
Мультимедийный проектор Компьютер
Раздаточный материал для групп: ватман, цветные карандаши, клей, напечатанные фотографии
Тип урока: урок повторения, обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: повторительно - обобщающий урок с элементами игры
Виды деятельности учащихся: На первом этапе урока учащиеся работают индивидуально. Используется фронтальная беседа. На втором этапе урока используется групповая форма работы. Класс уже в начале урока поделен на 5 команд.
Ход урока
- Организационный этап:
Взаимное приветствие учителя и учащихся: проверка отсутствующих подготовленность учащихся к уроку. Создание рабочего настроение классе.
- Этап повторения и обобщения понятий и усвоение системы знаний:
Фронтальный опрос по изученным темам:
- Какое значение имеют органы чувств?
- Что такое анализатор?
- Какое значение имеет зрение для человека?
- Строение и функции глаза. Почему не будет восприниматься изображение предмета в области выхода зрительного нерва из сетчатки?
- Из каких частей состоит зрительный анализатор?
- Каковы причины нарушения зрения?
- Почему вредно читать в движущемся транспорте?
- Какое значение в жизни человека имеет слух?
- Из каких частей состоит ухо?
- Как передаются звуковые колебания слуховым рецепторам?
- Какое значение для человека имеет чувство равновесия? Как работает вестибулярный аппарат?
- Какое значение для человека имеет орган вкуса? Как происходит различение вкуса пищи?
- Почему при насморке плохо различается вкус пищи?
14.Охарактеризуйте орган обоняния человека
15.Развитием каких анализаторов компенсируется у слепоглухонемых людей отсутствие зрения и слуха? Какие рецепторы находятся в коже?
Вывод: почему необходимо взаимосвязанная работа всех анализаторов?
3. Закрепление знаний об анализаторах с помощью игрового приема.
Конкурс 1 « Реклама»
Каждая команда получает задание, о каком-то одном анализаторе:
- вкусовой анализатор
Б) зрительный анализатор
- обонятельный анализатор Г) слуховой анализатор
Д) Кожно - мышечный анализатор
Задание группам:
- Выберите капитана команды.
- Подготовьте рекламу вашего анализатора, чтобы все поняли, что он действительно важен человеку.
У вас на столах имеются раздаточные материалы, которые вы должны использовать для вашей презентации рекламы.
За каждый приведенный аргумент вы получаете по 1 баллу.
На подготовку к конкурсу вам отводится - 4 минуты.
Время на рекламу строго - не более 2 минут
«Черный ящик»
Каждая команда должна ответить на вопрос письменно, на листочках. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Перед вами «черный ящик». Прошу угадать, что в нем, по моему описанию:
> Этот орган имеет шарообразную форму. Считается, что это самый подвижный орган, из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Его движения осуществляются с помощью мышц. (Орган зрения - глаз)
«Конкурс капитанов»
Каждый капитан получает карточку, на которой написан вопрос. Время на обдумывание не отводится, т. е ответ предполагается сразу. Для удобства подсчета результатов, за правильный ответ карточка остается у отвечающего.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне? (колбочек)
- Что относится к вспомогательным органам глаза?
(глазодвигательные мышцы, слезные железы, брови, веки, ресницы)
♦ Где расположены рецепторы зрения? (в сетчатке)
- Где находятся слуховые рецепторы? (в улитке)
♦ Каково значение слуховой трубы? (уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным)
«Викторина»
Каждой команде задается по вопросу. Номер вопроса вытягивается с помощью жребия.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- вопрос: Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всем мире ученые думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить? (замена шумного транспорта бесшумным; увеличение зеленых насаждений в городах, т.к деревья заглушают шум; применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов; создание новых бесшумных машин; соблюдение в общественных местах тишины)
- вопрос: Человек обладает хорошо развитым обонянием. Однако, находясь долго в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему? ( длительное раздражение одним запахом понижает чувствительность обонятельных рецепторов)
- вопрос: Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора? ( высокая чувствительность вкусового анализатора к горькому имеет защитное значение в силу того, что большинство ядовитых веществ горькие)
- вопрос: Один ученик сказал: « Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение? (в глазу, сетчатке, происходит только возбуждение рецепторов в определенном сочетании, а воспринимаем мы изображение только тогда, когда нервные импульсы достигают зрительной зоны КБП)
5 вопрос: Человек и животные живут, развиваются и везде им сопутствуют приятные и неприятные ощущения. Однако выяснено, что исключительно важную роль в их жизни играет боль. Почему? ( боль в процессе эволюции стало мощным фактором сохранения здоровья. Она предупреждает об опасности, заболевании организма, необходимости выявления причин и принятия мер к их устранению)
- Подведение итогов урока
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что мы для этого делали?
- Довольны ли мы результатом?
- Сегодня я понял...
- Сегодня я научился...
Выставление оценок за урок, их аргументация.
- Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по теме « Координация и регуляция функций в организме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
зрительный анализатор
Данный урок моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, ...
Зрительный анализатор
Проведения уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся ...
Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз
Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I. При работе с текстом мультипроектора выполните за...
Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...
урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"
Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...
План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»
Разработка урока по технологии "Развитие критического мышления" в рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...
Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор
Презентация для 8-ого класса на тему "Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор"...