Рабочая программа по биологии (9 класс)
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО ____________/Сорокина Н.В./ «30» августа 2018 г. | Согласована с заместителем директора по УВР __________/Марченкова Г.А./ « 30 » августа 2018 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «30» августа 2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Биология»
в 9 классе
Составитель: Боровик Валентина Геннадьевна
2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов
Личностных:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметных результатов:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметных результатов:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы
(54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторные работы
1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторная работа
3. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
• Лабораторная работа
4. Изучение морфологического критерия вида.
5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
• Лабораторная работа
6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
• Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни
(67 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
• Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение
Тематическое планирование
Разделы и темы курса | Авторская программ В.В. Пасечника | Рабочая программа |
Введение | 2 ч | 3 ч |
Раздел 1. Уровни организации живой природы | 54 ч | 52 ч |
Тема 1.1. Молекулярный уровень | 10 ч | 10 ч |
Тема 1.2. Клеточный уровень | 15 ч | 14 ч |
Тема 1.3. Организменный уровень | 14 ч | 14 ч |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | 3 ч | 4 ч |
Тема 1.5. Экосистемный уровень | 8 ч | 6 ч |
Тема 1.6. Биосферный уровень | 4ч | 4 ч |
Раздел 2. Эволюция органического мира. Эволюция. | 7 ч | 7 ч |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле | 7 ч | 6 ч |
V. Обобщение и резервное время | --- | 1 ч |
Итого: | 70 часов | 68 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Количество часов | Д/з | Дата | |||
по плану | фактически | ||||||
Введение 3 часа | 3 | ||||||
1 (1) | Урок 1. Биология как наука и методы ее исследования. Техника безопасности и правила поведения в кабинете биологии | 1 | §1 | ||||
2(2) | Урок 2. Методы исследования в биологии. | 1 | §2 | ||||
3 (3) | Урок 3. Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки. | 1 | §3 | ||||
Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч.) | |||||||
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч.) | |||||||
4 (1) | Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 | §1.1 | ||||
5(2) | Урок 2. Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы | 1 | §1.2 | ||||
6(3) | Урок 3. Многомолекулярные комплексные системы. Липиды | 1 | §1.3 | ||||
7 (4) | Урок 4. Многомолекулярные комплексные системы. Состав и строение белков | 1 | §1.4 | ||||
8(5) | Урок 5. Функции белков | 1 | §1.5 | ||||
9(6) | Урок 6. Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты | 1 | §1.6 | ||||
10 (7) | Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | §1.7 | ||||
11 (8) | Урок 8. Биологические катализаторы. | 1 | §1.8 | ||||
12 (9) | Урок 9. Вирусы | 1 | §1.9 повт §1.1-1.8 | ||||
13 (10) | Урок 10. Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 | |||||
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 ч.) | 14 | ||||||
14 (1) | Урок 1. Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | 1 | §2.1 | ||||
15 (2) | Урок 2. Химический состав и строение клетки. Клеточная мембрана. | 1 | §2.2 | ||||
16 (3) | Урок 3.. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 | §2.3 | ||||
17 (4) | Урок 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | §2.4 | ||||
18 (5) | Урок 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | §2.5 | ||||
19 (6) | Урок 6. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения | 1 | §2.6 | ||||
20 (7) | Урок 7. Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 | §2.7 | ||||
21 (8) | Урок 8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | §2.8 | ||||
22 (9) | Урок 9. Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке. | 1 | §2.9 | ||||
23 (10) | Урок 10. Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | §2.10 и 2.12 | ||||
24 (11) | Урок 11. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | 1 | §2.13 | ||||
25 (12) | Урок 12. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 | §2.13 | ||||
26 (13) | Урок 13. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки Деление клетки (митоз). | 1 | §2.14 Повт | ||||
27 (14) | Урок 14. Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы» | 1 | |||||
Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч.) | 14 | ||||||
28 (1) | Урок 1. Бесполое и половое размножение организмов. | 1 | §3.1 и 3.2 | ||||
29 (2) | Урок 2. Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | §3.2 и 3.3 | ||||
30 (3) | Урок 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | §3.4 | ||||
31 (4) | Административный тест за 1 полугодие | 1 | |||||
32 (5) | Урок 5. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 | §3.5 | ||||
33 (6) | Урок 6. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | §3.6 | ||||
34 (7) | Урок 7. Дигибридное скрещивание. | 1 | §3.7 | ||||
35 (8) | Урок 8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 | §3.8 | ||||
36 (9) | Урок 9. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | §3.10 | ||||
37 (10) | Урок 10. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости организмов». | 1 | §3.11 | ||||
38 (11) | Урок 11. Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость | 1 | §3.12 | ||||
39 (12) | Урок 12. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | 1 | §3.13 | ||||
40 (13) | Урок 13. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | §3.14 пов главу 3 | ||||
41 (14) | Урок 14. Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». | 1 | |||||
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 ч.) | 4 | ||||||
42 (1) | Урок 1. Вид его критерии. Структура вида. Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | §4.1 | ||||
43 (2) | Урок 2. Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация | 1 | §4.2 | ||||
44 (2) | Урок 3. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды. | 1 | §9.1, 9.2 | ||||
45 (3) | Урок 4. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | 1 | §9.3, 9.4 | ||||
Тема 1.4. Экосистемный уровень (4 ч.) | 4 | ||||||
46 (1) | Урок 1. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. | 1 | §5.1, | ||||
47 (2) | Урок 2. Состав и структура сообщества. | 1 | §5.2 | ||||
48 (3) | Урок 3. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1 | §9.5 | ||||
49 (4) | Урок 4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы | 1 | §5.3 | ||||
50 (5) | Урок 5. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. | 1 | §5.5 | ||||
51 (6) | Урок 6. Экскурсия 1. В биогеоценоз. | 1 | Отчёт об экскурсии | ||||
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 ч.) | 4 | ||||||
52 (1) | Урок 1. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. | 1 | §6.1, 6.2 | ||||
53 (2) | Урок 2. Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 1 | §6.3 | ||||
54 (3) | Урок 3. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование. | 1 | §10.1 | ||||
55 (4) | Урок 4. Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень». | 1 | |||||
Раздел 2. Эволюция органического мира. (7 ч.) | 7 | ||||||
56 (1) | Урок 1. Развитие эволюционного учения. | 1 | §7.1 7.2-7.3 | ||||
57 (2) | Урок 2. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. | 1 | §7.4, 7.5 | ||||
58 (3) | Урок 3. Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 | §7.5 | ||||
59 (4) | Урок 4. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. | 1 | §7.6 | ||||
60 (5) | Урок 5. Образование видов — микроэволюция. | 1 | §7.7 | ||||
61 (6) | Урок 6. Макроэволюция | 1 | §7.8, 7.9 | ||||
62 (7) | Годовая промежуточное аттестация | 1 | |||||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.) | 6 | ||||||
63 (1) | Урок 1. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 1 | §8.1 | ||||
64 (2) | Урок 2. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 | §8.2, 8.3, 8.4,8.5 8.6 | ||||
65 (3) | Урок 3. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | §8.7,8.8 | ||||
66 (4) | Урок 4. Доказательства эволюции. | 1 | |||||
67 (5) | Урок 5. Экскурсия 3. В краеведческий музей или на геологическое обнажение. | 1 | отчет | ||||
68 (6) | Урок 6. Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 | |||||
Итого: 68 часов |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесённые в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....