Рабочая программа по биологии (9 класс)
рабочая программа по биологии (9 класс)

Боровик Валентина Геннадьевна

Рабочая программа по биологии (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

руководителем МО

____________/Сорокина Н.В./

«30»   августа  2018 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

__________/Марченкова Г.А./

« 30 »   августа  2018 г.

Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения  
__________/Михалкина Е.В./                        

«30»  августа  2018 г.

Рабочая программа

учебного курса «Биология»

в 9 классе

Составитель: Боровик Валентина Геннадьевна

2018-2019 учебный год

Рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс,  учебник  для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.

Программа рассчитана на  68 часов (2 часа в неделю)

Планируемые результаты

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов

Личностных:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметных результатов:  

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметных результатов: 
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного курса

 (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

        Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы

(54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

        Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)

        Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

        Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

        Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

•   Лабораторные работы

1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

        Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

• Лабораторная работа

3. Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

        Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

•    Лабораторная работа

4. Изучение морфологического критерия вида.

5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)

        Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

 Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.

 Экологическая сукцессия.

        Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

•  Экскурсия в биогеоценоз.

•    Лабораторная работа

6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

        8. Изучение и описание экосистемы своей местности.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

        Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.

        Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 часов)

        Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

        Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

•   Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни

(67 часов)

        Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

•  Лабораторная работа

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

•  Экскурсия   в  краеведческий музей или на геологическое обнажение

Тематическое планирование

Разделы и темы курса

Авторская программ В.В. Пасечника

Рабочая программа

Введение

2 ч

3 ч

Раздел 1. Уровни организации живой природы

54 ч

52 ч

Тема 1.1. Молекулярный уровень

10 ч

10 ч

Тема 1.2. Клеточный уровень

15 ч

14 ч

Тема 1.3. Организменный уровень

14 ч

14 ч

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

3 ч

4 ч

Тема 1.5. Экосистемный уровень

8 ч

6 ч

Тема 1.6.  Биосферный уровень

4 ч

Раздел 2.  Эволюция органического мира.

Эволюция.  

7 ч

7 ч

Раздел 3.   Возникновение и развитие жизни на Земле

7 ч

6 ч

V. Обобщение и резервное время

---

1 ч

Итого:

70 часов

68 часов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название  раздела, темы уроков

Количество часов

Д/з

Дата

по плану

фактически

Введение 3 часа

3

1 (1)

Урок 1. Биология как наука и методы ее исследования.

Техника безопасности и правила поведения в кабинете биологии

1

§1

2(2)

Урок 2. Методы исследования в биологии.

1

§2

3 (3)

Урок  3. Современные  научные  представления  о сущности жизни. Значение биологической науки.

1

§3

Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч.)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч.)

4 (1)

Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

1

§1.1

5(2)

Урок 2. Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы

1

§1.2

6(3)

Урок 3. Многомолекулярные комплексные системы. Липиды

1

§1.3

7 (4)

Урок 4. Многомолекулярные комплексные системы. Состав и строение белков

1

§1.4

8(5)

Урок  5. Функции белков

1

§1.5

9(6)

Урок 6. Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты

1

§1.6

10 (7)

Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки

1

§1.7

11 (8)

Урок 8. Биологические катализаторы.

1

§1.8

12

(9)

 Урок  9. Вирусы

1

§1.9 повт §1.1-1.8

13

(10)

Урок 10. Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

Тема 1.2. Клеточный уровень (14 ч.)

14

14

(1)

Урок 1. Основные положения клеточной теории.

Лабораторная работа № 1  «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

§2.1

15

(2)

Урок 2. Химический состав и строение клетки.

Клеточная мембрана.

1

§2.2

16

(3)

Урок 3.. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

§2.3

17

(4)

Урок 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

§2.4

18

(5)

Урок 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

§2.5

19

(6)

Урок 6. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

1

§2.6

20

(7)

Урок 7. Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

§2.7

21

(8)

Урок 8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

§2.8

22

(9)

Урок 9. Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.

1

§2.9

23 (10)

Урок 10. Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

1

§2.10 и 2.12

24 (11)

Урок 11. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

§2.13

25  (12)

Урок 12. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

§2.13

26 (13)

Урок 13. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки Деление клетки (митоз).

1

§2.14

Повт

27 (14)

Урок 14. Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

1

Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч.)

14

28 (1)

Урок 1. Бесполое и половое размножение организмов.

1

§3.1 и 3.2

29 (2)

Урок 2. Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

§3.2 и 3.3

30 (3)

Урок 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

§3.4

31

(4)

Административный тест за 1 полугодие

1

32

(5)

Урок 5. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

§3.5

33 (6)

Урок 6. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

§3.6

34 (7)

Урок 7. Дигибридное скрещивание.

1

§3.7

35 (8)

Урок 8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1

§3.8

36

(9)

Урок 9. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

§3.10

37 (10)

Урок 10. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа № 2

«Выявление изменчивости организмов».

1

§3.11

38 (11)

Урок 11. Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость

1

§3.12

39 (12)

Урок 12. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

§3.13

40 (13)

Урок 13. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

§3.14 пов главу 3

41 (14)

Урок 14. Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 ч.)

4

42 (1)

Урок 1. Вид его критерии. Структура вида.  

Лабораторная работа № 3

«Изучение морфологического критерия вида»

1

§4.1

43 (2)

Урок 2. Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация

1

§4.2

44

(2)

Урок 3. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды.

1

§9.1, 9.2

45 (3)

Урок 4. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

1

§9.3, 9.4

Тема 1.4. Экосистемный уровень (4 ч.)

4

46 (1)

Урок 1. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

1

§5.1,

47 (2)

Урок 2. Состав и структура сообщества.

1

§5.2

48 (3)

Урок 3.  Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

1

§9.5

49

(4)

Урок 4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы

1

§5.3

50 (5)

Урок 5. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

1

§5.5

51

(6)

Урок 6. Экскурсия 1. В биогеоценоз.

1

Отчёт об экскурсии

Тема 1.6.  Биосферный уровень (4 ч.)

4

52

 (1)

Урок  1. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.

1

§6.1, 6.2

53

 (2)

Урок 2. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

§6.3

54 (3)

Урок 3. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы.  Рациональное природопользование.

1

§10.1

55 (4)

Урок 4. Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

1

Раздел 2.  Эволюция органического мира. (7 ч.)

7

56 (1)

Урок 1. Развитие эволюционного учения.

1

§7.1

7.2-7.3

57

(2)

Урок 2. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции.

1

§7.4, 7.5

58 (3)

Урок 3. Борьба за существование. Естественный отбор.

1

§7.5

59 (4)

Урок 4.  Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность.

1

§7.6

60

(5)

Урок 5.  Образование видов — микроэволюция.

1

§7.7

61 (6)

Урок 6.  Макроэволюция

1

§7.8, 7.9

62 (7)

Годовая промежуточное аттестация

1

Раздел 3.   Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.)

6

63 (1)

Урок 1. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

§8.1

64 (2)

Урок 2. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

1

§8.2, 8.3, 8.4,8.5

8.6

65 (3)

Урок 3. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. 

1

§8.7,8.8

66 (4)

Урок 4. Доказательства эволюции. 

1

67 (5)

Урок 5.

Экскурсия 3. В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

1

отчет

68 (6)

Урок 6. Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира»,  «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1

Итого: 68 часов


Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесённые в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....