Урок "Плесневые грибы и дрожжи"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Ооржак Оксана Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-plesnevye-griby-i-drozhzhi.docx27.94 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx14.92 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.28 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Урок-практикум по биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи". 5-й класc

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Учитель биологии: Ооржак Оксана Викторовна

Предмет – биология

Класс  - 5

Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Автор УМК - В. В. Пасечник  

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора и дрожжей.

Задачи:

- выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей;

- развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом; 

- воспитывать трудолюбие, умение работать в группах; создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы

УУД

- Познавательные. Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания

- Регулятивные. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

- Коммуникативные. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

- Личностные. Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития

Оборудование: образовательные интернет-ресурсы drofa.ru school-collection.edu.ru, микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла, плесневые грибы, медиапроектор, ноутбук, ЦОР: презентация «Плесневые грибы и дрожжи»

Технологии: групповая, критического мышления (мозговой штурм), игровая, проблемная, ИКТ

Тип урока: изучения нового материала

УМК: В.В.Пасечник «Вертикаль» «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 5 класс М.: «Дрофа», 2014.– 141с. , (п.15 с 78)

                                                                                 Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся

получат возможность научиться

П: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

К: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  • объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедея-тельностью;
  • объяснять роль плесневых грибов и дрожжей в жизни человека.
  • распознавать мукор, пеницилл, дрожжи.

Словарь урока: плесневые грибы, дрожжи, мукор, пеницилл, спорангии.

Ресурсы урока: В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, ПК, медиапроектор,  микропрепараты «гриб мукор», кусочки хлеба с плесенью, раствор готовых дрожжей, препаровальные иглы, микроскопы, пипетки, предметные и покровные стекла

                                            ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Мотивация (создание проблемной ситуации)

3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показ видеофрагмента из документального фильма «Плесень».

- Ребята я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?  

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»

И так

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  (о плесени)

- А где вы видели плесень?

- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти? 

( Дрожжи)

- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)

- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)  

- Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

- Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите ее в тетрадь.

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь.

Актуализация знаний

5 мин.

 - Какие организмы мы изучали на прошлом уроке?

Предлагаю проверить ваши знания в виде игры

«Светофор»

  1. Грибы принято выделять в отдельное царство (да)
  2. Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)
  3. Грибы размножаются семенами (нет)
  4. У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)
  5. Симбиоз – вредное влияние грибов на корни деревьев.(нет)
  6. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да).
  7. Грибы относят к царству растения.(нет)
  8. Грибы могут размножаться спорами и мицелием (да).
  9. Грибы играют только положительную роль в природе и в жизни человека (нет)
  10. Когда нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь него, это называют грибокорень,  или микориза. (да)

Отвечают на вопросы учителя. Во время игры поднимают красные (нет) или зеленые (да) карточки, если согласны или не согласны с утверждением.

Целеполагание

2 мин.

Так какая цель будет у нашего урока?

Заполняют таблицу. Формулируют цель урока (Изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей)

Планирование

2 мин.

Постановка проблемного

Вопроса

2 мин

- Для достижения поставленной цели мы должны выполнить задачи, верно? Какие же задачи мы перед собой поставим?

А что поможет нам выполнить эти задачи?

Выполнить лабораторную работу

Как вы думаете, что произошло с хлебом?

Почему хлеб нельзя есть?

Формулируют задачи:

Предположительно отвечают на вопрос.

На хлебе образовались плесневые грибы, в которых содержатся ядовитые вещества.

«Открытие» нового знания

(Реализация плана)

15 мин.

Создание проблемной ситуации:

5 мин.

А что поможет нам выполнить поставленные нами  задачи ?

1.Работа в парах.

Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»

На столах есть инструктивные карты для выполнения лабораторной работы. Вспомнить инструктаж по ТБ при выполнении лабораторной работы.

  • Рассмотрите мукор под микроскопом. Почему его называют белой плесенью?
  • Найдите грибницу и "головки" - плодовые тела со спорами. Какое они имеют строение?
  • На препарат мукора пипеткой нанесите каплю воды и наблюдать, как увеличиваются размеры грибниц и плодовых тел. Почему это происходит?
  • Зарисуйте  и подпишите названия составных частей мукора.

В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил: «Это открытие изменит ход истории». Почему?

Для ответа на этот вопрос, давайте посмотрим видеофрагмент история пенициллина.

Так почему Александру Флемингу удостоили нобелевскую премию?

Рассмотреть на рисунке пеницилл на слайде и зарисуйте.

Зарисовать в рабочей тетради.

Лабораторная работа №2

Строение дрожжевых клеток

Вспомнить инструктаж по ТБ при выполнении лабораторной работы.

1) Каплю раствора поместить на предметное стекло

2) Рассмотреть препарат под микроскопом, найти дрожжевую клетку

3) Наблюдать за размножением дрожжей - образованием почки на материнской клетке.

Значение пенициллина, дрожжей.

Выполнение лабораторной работы

Выполняют лабораторную работу. Зарисовывают увиденное в рабочей тетради.

Предполагаемый ответ: это помогло спасти миллионы жизни и научится бороться с микробами)

Потому что он первым обнаружил в плесневых грибах вещество, убивающее болезнетворные бактерии.

Обсуждают вопросы с учителем.

Зарисовывают.

Включение нового знания в систему знаний

4 мин.

                      Кейс – технология:

Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли.

Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники.

                               Вопросы кейса:

1). Какие грибы по способу питания вы знаете?

2). Назовите представителей плесневых грибов.

3). Какое строение имеют плесневые грибы?

4). Каким способом плесневые грибы   размножаются?

5) Для чего используются плесневые грибы и дрожжи?

Обсуждают ситуацию.

Отвечают на вопросы.

Рефлексия и оценивание

3 мин.

  1. Какой была цель урока? Достигли мы ее? Сегодня я узнал…

Было интересно…Было трудно…Данный материал пригодится мне в жизни…. Я работал на уроке…

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.

Домашнее задание 1 мин.§15 – пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию: Творческое задание: составить кроссворд «Грибы»; Подготовить сообщение о грибах «Это интересно…»



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме: «Плесневые грибы и дрожжи»

Цель урока:

изучить особенности строения и процессы

жизнедеятельности, значение  плесневых грибов и дрожжей

Тип урока:

изучение нового материала.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока. В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоролик, микропрепараты, цифровые ресурсы. В качестве источника получения знаний использовались словесные, наглядные и практические методы, метод наблюдения.

Использованные методы обучения очень эффективны.

Словесные – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом. Практические – на этапе осмысления при работе с микроскопом и при закладке опыта. Наглядные – просмотр ролика. Совершенствуется умения работы с микроскопом.

Исследовательский метод, когда учащиеся должны были с помощью микроскопа наблюдать за делением дрожжей.

Методы обучения обеспечивают поисковый и творческий характер

познавательной деятельности.

В ходе урока используются различные формы: в начале урока использована

фронтальная беседа; на этапе осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока предусмотрена смена деятельности, что необходимо для детей данного возраста и это позволяет не допустить перенапряжения учащихся, что положительно отражается на здоровье: просмотр видеоролика, работа с текстом, практическая работа с микроскопом. Учащиеся активны на уроке, работоспособны на всех этапах.

Содержание урока отработано в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми

учителем возможностями.

Эффективности работы на уроке способствует соблюдение принципов обучения, воспитания и развития: принципа сознательности и активности, принципа наглядности; принципа систематичности и последовательности, принципа связи с практикой. Используется принцип доступности и научности.

Объем материала большой, но соответствовал программным требованиям.

При изложении материала присутствует логика, последовательность,

эмоциональность.

В ходе урока формируются у учащихся:

- коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)

- информационные (умение работать с текстом и выбрать нужную

информацию)

- учебно-познавательные (умение ставить цель, найти ответ на вопрос,

провести рефлексию)

- общекультурные (при работе на уроке слушали сообщения и принимали

точки зрения всех). В ходе урока учитель управляет деятельностью детей,

способствует развитию логического мышления, умения сравнивать, делать

выводы. Содержание урока способствует развитию специальных

биологических понятий и общекультурных навыков учащихся.

Цели урока достигнуты, реализованы, так как дети смогли сравнить

плесневые грибы, найти сходство и различие  в строении и жизнедеятельности грибов.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не всё то зло, что плесенью зовётся. Козьма Прутков.

Слайд 2

Игра «Светофор» 1. Грибы принято выделять в отдельное царство. 2. Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты 3. Грибы размножаются семенами 4. У шляпочных грибов есть шляпка и ножка 5. Симбиоз – вредное влияние грибов на корни деревьев. 6. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. 7. Грибы относят к царству растения. 8. Грибы могут размножаться спорами и мицелием. 9. Грибы играют только положительную роль в природе и в жизни человека. 10. Когда нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь него, это называют грибокорень, или микориза.

Слайд 3

Плесневые грибы. Дрожжи. Цели урока: - Изучить строение и размножение плесневых грибов и дрожжей; - Раскрыть их роль в природе и жизни человека.

Слайд 4

Лабораторная работа «Исследование гриба мукора». - Рассмотрите мукор под микроскопом. - Найдите грибницу и "головки" - плодовые тела со спорами. Какое они имеют строение? - Зарисуйте и подпишите названия составных частей мукора.

Слайд 5

спорангии гифы Мукор грибница

Слайд 6

История открытия пенициллина В 1999 году журнал «Тайм» назвал Александра Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие. Он сообщил: «Это открытие изменит ход истории». Почему?

Слайд 8

Лабораторная работа 2 «Наблюдение за дрожжевыми грибами" Каплю раствора помесить на предметное стекло; Рассмотреть препарат под микроскопом; Наблюдать за размножением дрожжей – образованием почки на материнской клетке

Слайд 9

Деление дрожжевого гриба (почкование).

Слайд 10

Значение плесневых грибов и дрожжей

Слайд 11

Задача: Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходя два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли. Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники.

Слайд 12

Вопросы кейса: 1)Какие грибы по способу питания вы знаете? 2)Назовите представителей плесневых грибов. 3) Какое строение имеют плесневые грибы? 4) Каким способом размножаются плесневые грибы? 5) Каким способом размножаются дрожжи?

Слайд 13

1. Было интересно... 2. Было трудно... 3. Я выполнял задания (какие)... 4. Теперь я могу... 5. Я приобрел... 6. Я научился... 7. Меня удивило... 8. Сегодня я узнал... 9. Урок дал мне для жизни..

Слайд 14

Домашнее задание: §15 – пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию: Творческое задание: составить кроссворд «Грибы»; Подготовить сообщение о грибах «Это интересно…»

Слайд 15

Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ботанике 6 класс "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок с применением элементов кейс - технологии для проведения в 6 классе. Использованы групповые и индивидуальные формы работы на уроке....

Урок "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок разработан с использованием  технологии развития критического мышления....

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс

Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...

технологическая карта урока по биологии 5 кл по фгос плесневые грибы и дрожжи

материал содержит разработку урока по биологии по теме:"Плесневые грибы и дрожжи" в виде технологической карты по ФГоС.В карте указаны этапы урока,учебные ситуации,интересная форма целеполагания...

Плесневые грибы и дрожжи

Биология 5 класс ФГОС. УМК - Пасечник....