Изучение нового материала. Этапы: Целеполагание(5 мин) | Смотрят сценку
Обсуждение в группах, формулируют тему, цель | Создает живую ролевую ситуацию-проблему
Фиксирует тему, цель,задачи на доске по мере высказывания групп | Цель: определение учащимися темы, цели и задач урока. Разыгрывается сценка, суть которой в том, что сын отказывается идти в школу из-за ангины, мама измеряет градусником температуру,вызывает скорую помощь, приезжает врач в халате, осматривает «больного», пытается растворить плесень, (приговаривая, что быстро поставит на ноги больного) и из нее сделать укол больному, мама истерит, выгоняет врача с возмущением «Да разве можно лечить плесенью!?».Сын задумывается, встает и собирается в школу со словами: «Пожалуй я лучше пойду в школу и узнаю, что это за плесень и можно ли ею лечить…» Обсуждая в группах, учащиеся должны определить тему урока, цель | Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
Изучение нового материала Время:20 мин.
Деятельностный (15 мин.)
Первичное закрепление материала Время:( 7 мин.)
| 1.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности
3.Работа групп по инструктивным картам
Работа в больших группах,распределение ролей
Заполняют предложенную таблицу по мере выступления группы Выступление докладчика от группы
| Предлагает каждой подгруппе инструктивные карты исследовательской работы
Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.
Организует три группы для создания образов трех объектов(мукора,пеницилла,дрожжей) Организует работу по воспроизведению полученных знаний на уроке - предлагает заполнить таблицу | Технологическая карта самостоятельной работы Задания и варианты их выполнения. Карточка №1 Практикум: «Строение плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей» Цель: закрепить умения работать с микроскопом, научиться готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом, строение дрожжей» Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей. Изучение строения гриба мукора и пеницилла (выберите один из вариантов). I вариант 1.Приготовьте микропрепарат гриба мукора. (Приготовление микропрепарата гриба мукора: Аккуратно, с помощью препаровальной иглы и пинцета, взять часть плесени с кусочка хлеба и поместить в каплю воды на предметном стекле, накрыть покровным стеклом.Рассматривать готовый микропрепарат под увеличением 0,4.) Рассмотрите строение гриба мукора Сравните с рисунком из учебника Сравните с готовым препаратом Зарисуйте и подпишите увиденное с рис учебника,слайдом Изучите строение пеницилла по тексту учебника Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь учебником и слайдом,сделав записи в тетради Прочитав дополнительный источник информации, узнайте историю открытия и значение пеницилла(можно ли лечить плесенью?),выпишите вред и пользу плесневых грибов II вариант Рассмотрите готовый микропрепарат гриба мукора Сравните с рисунком из учебника (стр.20) Зарисуйте и подпишите увиденное с рис учебника и слайдом Изучите строение пеницилла по тексту учебника Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь учебником и слайдом, сделав записи в тетради Прочитав дополнительный источник информации, узнайте историю открытия и значение пеницилла(можно ли лечить плесенью?),выпишите вред и пользу плесневых грибов Предложите пути защиты от плесневых грибов.
III вариант Используя рисунок учебника на стр.20 рассмотрите строение гриба мукора и пеницилла, найдите отличие. Найдите в тексте учебника информацию о значении гриба мукора и пеницилла Карточка №2 Практикум: «Строение плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей» Цель: закрепить умения работать с микроскопом, научиться готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом, строение дрожжей» Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей.
Изучение строения дрожжей (выберите один из вариантов). I вариант Приготовьте микропрепарат готовых выращенных дрожжей ( Приготовление микропрепарата дрожжей.С помощью пипетки поместите каплю раствора дрожжей на ватные нити напредметном стекле, Накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат при увеличении 0,4). Сравните с рисунком из учебника (стр.21) Зарисуйте и подпишите увиденное.Есть ли у дрожжей мицелий? Найдите в тексте учебника информацию о значении дрожжей II вариант Рассмотрите готовый микропрепарат дрожжей Сравните с рисунком из учебника (стр.22) Зарисуйте и подпишите увиденное. Есть ли у дрожжей мицелий?
III вариант Используя рисунок учебника на стр.22 рассмотрите строение дрожжей. Зарисуйте и подпишите увиденное.
Цель:провести анализ и сравнение мукора,пеницилла и дрожжей научиться описывать живые объекты (грибы и дрожжи); продолжить работу по формированию исследовательских навыков и умений. Каждой мини-группе учитель выдает часть листа ватмана,пластилин и предлагает следующий вид работы – используя текст учебника и представленный перечень терминов в таблице составить образ мукора, пеницилла и дрожжей. Для этого необходимо выбрать те термины, которые соответствуют определенному виду гриба и дрожжей. Каждая группа составляет образ одного из трех объектов. Условия выполнения задания: учащимся необходимо закрепить за каждым столбцом ответственного за заполнение и выбрать одного докладчика. Каждая строка таблицы от мини-группы вывешивается на доске. Таблица «Плесневые грибы и дрожжи» Название живого объекта | Строение(модель из пластилина) | Где живут | Чем питаются | Как размножаются | Значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Регулятивные 1.Формирование задач исследовательской работы; 2.Планирование хода исследовательской работы; 3.Выбор эффективных путей организации практической работы. Коммуникативные 1 устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; 2умение работать в группе (распределять задания на каждого). Познавательные 1. Приготовление микропрепаратов; 2. Умение работать с увеличительными приборами; 3 Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом ,оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра
Познавательные Воспроизведение полученных знаний - создание образа биологического объекта Регулятивные выбор эффективных путей организации практической работы |
Контроль Время:(5 мин. )
| Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта. | Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся | Цель: выявление правильности выполнения и оформления лабораторной работы Учащимся необходимо оценить сначала самого себя, затем провести взаимоконтроль В паре проверяют оформление работы, сверяя с ответами на слайдах, оценивают друг друга
Формы контроля и оценки результатов урока. Учащиеся совместно с учителем проверяет качество приготовленного микропрепарата, рисунков и надписей. Оценка «5» за I вариант, выполненный без единой ошибки. Оценка «4» за I вариант с допущением 1-2 ошибок, за II вариант выполненный без ошибок. Оценка «3» за выполненный I вариант с допущением 3-4 ошибок; за выполненный II вариант с 1-2 ошибками; за выполненный III вариант без ошибок или не более 1 ошибки | Регулятивные контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия; 2 вносить соответствующие коррективы в их выполнение. совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно вырабатывать критерии оценки
Коммуникативные оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра. Познавательные использование общеучебных знаний. |
Рефлексия Время:(5 мин.)
| Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности. | Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности.
| Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы: П-позиция(Я считаю, что плесневые грибы….,а дрожжи можно применить….) О-объяснение-обоснование(Потому что мукор и пеницилл появляются …,а дрожжи…) П-пример.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...» С-следствие. Четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...» | Регулятивные Осмысливание своего образа работы с учебным материалом осознавать конечный результат Коммуникативные 3-я линия развития – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; Познавательные Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |