технологическая карта урока по биологии 5 кл по фгос плесневые грибы и дрожжи
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

материал содержит разработку урока по биологии по теме:"Плесневые грибы и дрожжи" в виде технологической карты по ФГоС.В карте указаны этапы урока,учебные ситуации,интересная форма целеполагания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_v_5_kl.kursy_.odt29.11 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая  карта урока по биологи в 5 классе

Грекова Татьяна Александровна

Предмет: Биология
Класс: 5 класс
Тип урока: Урок исследования объекта
.

Тема

Плесневые грибы и дрожжи.

Цель

 Организовать самостоятельную деятельность учащихся для исследования плесневых грибов и дрожжей- еще одними  представителями объектов живой природы из царства грибов.

Задачи

Продолжить работу по формированию  умения применять имеющиеся знания о плесневых грибах и дрожжах для объяснения конкретных явлений (появления плесени и выпечки хлеба)

Создать на уроке условия для развития у учащихся исследовательских умений и навыков

Создать на уроке условия  для пробуждения интереса к самостоятельному решению задач

Планируемые результаты

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение плесневых грибов и дрожжей

— роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека

— особенности размножения мукора, пеницилла и дрожжей

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «грибница», «мицелий» «споры», «почкование»

— работать с   микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать мукор, пеницилл, дрожжи

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

 - формирование ответственного отношения к учению

Личностные результаты обучения

осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

способность адекватно оценивать свои возможности на праве выбора соответствующего задания 

Основные понятия

  «грибница», «мицелий»,  «гифы», «клетка», «ядро"«споры», «почкование», «плесневые грибы», «дрожжи»

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

 Натуральные объекты

Комплекты микропрепаратов «гриб мукор»

Ботаника

Кусочки хлеба с плесенью, раствор готовых дрожжей

Приборы

Раздаточные

Игла препаровальная

Микроскоп

Пипетки
Предметные и покровные стекла

Наглядные пособия

Таблица по ботанике «Бактерии.грибы,лишайники»

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Компьютер с презентацией

Формы урока

 Г – групповая

Технология

Технология организации самостоятельной работы

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые

УУД

- Познавательные
-
Коммуникативные
-
Регулятивные

Организационный момент
Время:2 мин.
Основные этапы:

создание групп

 Объединиться в мини-группу и занять рабочее место

 Организация деятельности учащихся по самоопределению на групповую работу

Применяем активный метод «Выбери

партнера»

На столе разложены разноцветные карточки (зеленые, оранжевые, красные, синие). Каждому ученику необходимо взять карточку, выяснить, кто еще выбрал тот же цвет и, объединившись в мини-группу по выбранному цвету, занять свое рабочее место.

Регулятивные 

Концентрирование внимания

Коммуникативные

умение слушать;

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (если речь идет о групповой работе).

Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя

Работают в группах по кругу

Организует воспроизводящую фронтальную беседу

проводит  

игру«Вертушка»

Цель: выявление знаний о грибах, пробелов в пройденной теме

-С какой наукой вы познакомились на том уроке и что она изучает(ответ:микология)

-На какие два подцарства делятся грибы?(Подцарство высшие и низшие грибы)

Каждый учащийся находит в группе (по кругу) соответствие принадлежности того или иного гриба к пластинчатым или трубчатым, съедобного или ядовитого.

Познавательные.

Сформировать умения самостоятельно воспроизводить информацию, выбирать основания и критерии для указанных логических операций, выявление пробелов знаний в пройденной теме

Время: 3 мин.

 Настроить микроскоп

 Организовать работу по подготовке увеличительных приборов к работе, проверить готовность рабочих инструментов в каждой группе

 Цель: отработка навыков работы с микроскопом

Подготовить увеличительные приборы к работе

 Регулятивные

Корректировка выполненных заданий

 Коммуникативные

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Познавательные

Уточнение правил работы с микроскопом

Изучение нового материала.

Этапы:

Целеполагание(5 мин)

Смотрят сценку

Обсуждение в группах, формулируют тему, цель

Создает живую ролевую ситуацию-проблему

Фиксирует тему, цель,задачи на доске по мере высказывания групп

Цель: определение учащимися темы, цели и задач  урока.

Разыгрывается сценка, суть которой в том, что сын отказывается идти в школу из-за ангины, мама измеряет градусником температуру,вызывает скорую помощь, приезжает врач в халате, осматривает «больного», пытается растворить плесень, (приговаривая, что быстро поставит на ноги больного) и из нее сделать укол больному, мама истерит, выгоняет врача с возмущением «Да разве можно лечить плесенью!?».Сын задумывается, встает и собирается в школу со словами: «Пожалуй я лучше пойду в школу и узнаю, что это за плесень и можно ли ею лечить…»

Обсуждая в группах, учащиеся должны определить тему урока, цель  

Регулятивные

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Изучение нового материала
Время:20 мин.

Деятельностный (15 мин.)

Первичное закрепление материала
Время:( 7 мин.)

1.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности

3.Работа групп по инструктивным картам

Работа в больших группах,распределение ролей

Заполняют предложенную таблицу по мере выступления группы

Выступление докладчика от группы

 Предлагает каждой подгруппе инструктивные карты исследовательской работы

Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.

Организует три группы для создания образов трех объектов(мукора,пеницилла,дрожжей) Организует работу по воспроизведению полученных знаний на уроке

- предлагает заполнить таблицу

 Технологическая карта самостоятельной работы

Задания и варианты их выполнения.

 Карточка №1 

Практикум: «Строение плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей»

Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом, строение дрожжей»

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей.

 Изучение  строения гриба мукора и пеницилла

 (выберите один из вариантов).

I вариант

1.Приготовьте микропрепарат гриба мукора. (Приготовление микропрепарата гриба мукора: Аккуратно, с помощью препаровальной иглы и пинцета, взять часть плесени с кусочка хлеба и поместить в каплю воды на предметном стекле, накрыть покровным стеклом.Рассматривать готовый микропрепарат под увеличением 0,4.)

Рассмотрите строение гриба мукора

Сравните с рисунком из учебника

Сравните с готовым препаратом

Зарисуйте и подпишите увиденное с рис учебника,слайдом

Изучите строение пеницилла по тексту учебника

Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь учебником и слайдом,сделав записи в тетради

Прочитав дополнительный источник информации, узнайте историю открытия и значение пеницилла(можно ли лечить плесенью?),выпишите вред и пользу плесневых грибов

 

II вариант

Рассмотрите готовый микропрепарат гриба мукора

Сравните с рисунком из учебника (стр.20)

Зарисуйте и подпишите увиденное с рис учебника и слайдом

Изучите строение пеницилла по тексту учебника

Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь учебником и слайдом, сделав записи в тетради

Прочитав дополнительный источник информации, узнайте историю открытия и значение пеницилла(можно ли лечить плесенью?),выпишите вред и пользу плесневых грибов

Предложите пути защиты от плесневых грибов.

 

III вариант

Используя рисунок учебника на стр.20 рассмотрите строение гриба мукора и пеницилла, найдите отличие.

Найдите в тексте учебника информацию о значении гриба мукора и пеницилла

 Карточка №2 

Практикум: «Строение плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей»

Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом, строение дрожжей»

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей.

                               Изучение  строения дрожжей

(выберите один из вариантов).

I вариант

Приготовьте микропрепарат готовых выращенных дрожжей ( Приготовление микропрепарата дрожжей.С помощью пипетки поместите каплю раствора дрожжей на ватные нити напредметном стекле, Накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат при увеличении 0,4). Сравните с рисунком из учебника (стр.21)

Зарисуйте и подпишите увиденное.Есть ли у дрожжей мицелий?

Найдите в тексте учебника информацию о значении дрожжей

II вариант

Рассмотрите готовый микропрепарат дрожжей

Сравните с рисунком из учебника (стр.22)

Зарисуйте и подпишите увиденное. Есть ли у дрожжей мицелий?

III вариант

Используя рисунок учебника на стр.22 рассмотрите строение дрожжей. Зарисуйте и подпишите увиденное.

Цель:провести анализ и сравнение мукора,пеницилла и дрожжей научиться описывать живые объекты (грибы и дрожжи); продолжить работу по формированию исследовательских навыков и умений.

Каждой мини-группе учитель выдает часть листа ватмана,пластилин и предлагает следующий вид работы – используя текст учебника и представленный перечень терминов в таблице составить образ мукора, пеницилла и дрожжей. Для этого необходимо выбрать те термины, которые соответствуют определенному виду гриба и дрожжей. Каждая группа составляет образ одного из трех объектов.

Условия выполнения задания: учащимся необходимо закрепить за каждым столбцом ответственного за заполнение и выбрать одного докладчика.

Каждая строка таблицы от мини-группы вывешивается на доске. 

                                                                         Таблица «Плесневые грибы и дрожжи»

Название живого объекта

Строение(модель из пластилина)

Где живут

Чем питаются

Как размножаются

Значение

Регулятивные

1.Формирование задач исследовательской работы;

2.Планирование хода исследовательской работы;

3.Выбор эффективных путей организации практической работы.

Коммуникативные

1 устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

2умение работать в группе (распределять задания на каждого).

Познавательные

 1. Приготовление микропрепаратов;

2. Умение работать с увеличительными приборами;

3 Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом ,оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра

Познавательные

Воспроизведение полученных знаний - создание образа биологического объекта

Регулятивные

выбор эффективных путей организации практической работы

Контроль
Время:(5 мин. )

Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта. 

Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся

 Цель: выявление правильности выполнения и оформления лабораторной работы

Учащимся необходимо оценить  сначала самого себя, затем провести взаимоконтроль 

В паре проверяют оформление работы, сверяя

с ответами на слайдах, оценивают друг друга

Формы контроля и оценки результатов урока.

 Учащиеся совместно с учителем проверяет качество приготовленного микропрепарата, рисунков и надписей.

Оценка «5» за I вариант, выполненный без единой ошибки.

Оценка «4» за I вариант с допущением 1-2 ошибок,

                     за II вариант выполненный без ошибок.

Оценка «3» за выполненный I вариант с допущением 3-4 ошибок;

                     за выполненный II вариант с 1-2 ошибками; 

                      за выполненный III вариант без ошибок или  не более 1 ошибки

Регулятивные 

 контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия;

2 вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 

совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно вырабатывать критерии оценки

Коммуникативные

оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра.

Познавательные

использование общеучебных знаний.

Рефлексия
Время:(5 мин.)

Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности.

 Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности.

 Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:

П-позиция(Я считаю, что плесневые грибы….,а дрожжи можно применить….)

О-объяснение-обоснование(Потому что мукор и пеницилл появляются   …,а дрожжи…)

П-пример.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...»

С-следствие. Четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

 Регулятивные

Осмысливание своего образа работы с учебным материалом осознавать конечный результат

Коммуникативные 

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

Познавательные

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 кл. Фгос

Тема "Важность охраны живого мира планеты"....

Технологическая карта урока по биологии 5 кл. Фгос

Тема "Сохраним богатство живого мира"....

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Царство Грибы"

Технологическая карта урока в 6 классеПо учебнику "Биология 5-6 классы", Авторы:Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Урок открытия новых знаний, соответствует требованиям ФГОС...

Урок биологии. 6 класс. Тема: «Плесневые грибы и дрожжи»

Конспект урока, направленного на расширение знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии....

Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".

Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме:"Общая характеристика грибов"

Приводится пример технологической карты урока для 5 класса с основными его этапами....