Рабочая программа по биологии (6 класс)
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень), ФГОС второго поколения, на 1 час в неделю. Под редакцией Пасечника В.В. "Вертикаль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии для 6 класса | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей
«Воскресенская кадетская школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 6 В класса
Составитель:
Анфиногенова Любовь Анатольевна,
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии., базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (II ступень), основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « ВКШ», в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Примерные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6 классе.
По окончании 6 класса
Ученик научится:
- • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6 классе.
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета «Биология» для 6 класса
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка.
Виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Определение всхожести семян растений.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Экскурсии Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резерв 1 час
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Биология»
для 6 класса
на 2017-2018 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока. Практическая работа. | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) | |||||
1 | 1 | Строение семян двудольных растений. Л/р. №1.Строение семян двудольных и однодольных растений. | 03.09-07.09 | ||
2 | 2 | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р. №2. Стержневая и мочковатая корневые системы. | 10.09-14.09 | ||
3 | 3 | Зоны корня | 17.09-21.09 | ||
4 | 4 | Условия произрастания и видоизменение корней. | 28.09 | ||
5 | 5 | Побег и почки. Рост и развитие побега. | 05.10 | ||
6 | 6 | Внешнее строение листа. | 19.10 | ||
7 | 7 | Клеточное строение листа. | 26.10 | ||
8 | 8 | Строение стебля. Многообразие стеблей. | 02.11 | ||
9 | 9 | Видоизменённые побеги. Л/р № 3 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)» | 09.11 | ||
10 | 10 | Строение цветка. Л/р № 4 «Строение цветка» | 16.11 | ||
11 | 11 | Соцветия. | |||
12 | 12 | Плоды и их классификация. | |||
13 | 13 | Распространение плодов и семян | |||
14 | 14 | Обобщение: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | |||
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов). | |||||
15 | 1 | Минеральное питание растений. | |||
16 | 2 | Фотосинтез. | |||
17 | 3 | Дыхание растений. | |||
18 | 4 | Испарение воды. Листопад. | |||
19 | 5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | |||
20 | 6 | Прорастание семян. | |||
21 | 7 | Способы размножения растений. | |||
22 | 8 | Размножение споровых растений. | |||
23 | 9 | Размножение голосеменных растений. | |||
24 | 10 | Размножение покрытосеменных растений. | |||
25 | 11 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №5. «Вегетативное размножение комнатных растений». | |||
26 | 12 | Обобщение: «Жизнь растений» | |||
Раздел 3. Классификация растений 5 часов | |||||
27 | 1 | Систематика покрытосеменных растений. | |||
28 | 2 | Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | |||
29 | 3 | Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые). | |||
30 | 4 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). | |||
31 | 5 | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | |||
Раздел 4. Природные сообщества (2 ч) | |||||
32 | 1 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | |||
33 | 2 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | |||
Резерв. (1ч) | |||||
34 | 1 | Резерв. |
Итого | часов | В том числе: | |||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 34 | 5 | |||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО ,
рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....