Рабочая программа по биологии (6 класс)
рабочая программа по биологии (6 класс)

Анфиногенова Любовь Анатольевна

Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень), ФГОС второго поколения, на 1 час в неделю. Под редакцией Пасечника В.В. "Вертикаль"
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей

«Воскресенская кадетская школа»

                                  УТВЕРЖДЕНА

                           

Приказом от ________ № ________

Рабочая программа

учебного предмета  «Биология»

(базовый уровень)

для  6 В класса

Составитель:

                                                                                        Анфиногенова Любовь Анатольевна,

                                                                       учитель биологии и химии

                                                                                          первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2018 год

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии., базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования (II ступень), основной образовательной программой  основного общего образования МБОУ « ВКШ», в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.

В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение  биологии  в 6 классе отводится  34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Примерные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6 классе.

По окончании 6  класса

Ученик научится:

  • • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
  • • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6 классе.

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета «Биология»  для 6 класса

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка.

Виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

 

Раздел 2. Жизнь растений (12часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Определение всхожести семян растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Экскурсии    Зимние явления в жизни растений. 

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии  Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

 

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 

Резерв 1 час

                                         

                                         Календарно - тематический план

                                         по учебному предмету «Биология»

                                                        для 6 класса

                                              на 2017-2018  учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока.

Практическая работа.

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

1

1

Строение семян двудольных  растений. Л/р. №1.Строение семян двудольных и однодольных растений.

03.09-07.09

2

2

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р. №2. Стержневая и мочковатая корневые системы.

10.09-14.09

3

3

Зоны корня

17.09-21.09

4

4

Условия произрастания и видоизменение корней.

28.09

5

5

Побег и почки. Рост и развитие побега.

05.10

6

6

Внешнее строение листа.

19.10

7

7

Клеточное строение листа.

26.10

8

8

Строение стебля. Многообразие стеблей.

02.11

9

9

Видоизменённые побеги.  Л/р № 3 «Видоизменённые побеги

(корневище, клубень, луковица)»

09.11

10

10

Строение цветка. Л/р № 4 «Строение цветка»

16.11

11

11

Соцветия.

12

12

Плоды и их классификация.

13

13

Распространение плодов и семян

14

14

Обобщение:  «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов).

15

1

Минеральное питание растений.

16

2

Фотосинтез.

17

3

Дыхание растений.

18

4

Испарение воды. Листопад.

19

5

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

20

6

Прорастание семян.

21

7

Способы размножения растений.

22

8

Размножение споровых растений.

23

9

Размножение голосеменных растений.

24

10

Размножение покрытосеменных растений.

25

11

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №5. «Вегетативное размножение комнатных растений».

26

12

Обобщение:  «Жизнь растений»

 Раздел 3. Классификация растений 5 часов

27

1

Систематика покрытосеменных растений.

28

2

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные  и Розоцветные.

29

3

Семейства Паслёновые и Мотыльковые,  Сложноцветные (Астровые).

30

4

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

31

5

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Раздел 4. Природные сообщества (2 ч)

32

1

Природные сообщества. Взаимосвязи

в растительном сообществе.

33

2

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.

Резерв. (1ч)

34

1

Резерв.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

5

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

_________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО ,

рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО _____________

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....