Рабочая программа по биологии (5 класс)
рабочая программа по биологии (5 класс)

Анфиногенова Любовь Анатольевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса (базовый уровень), ФГОС второго поколения, на 1 час в неделю. Под редакцией Пасечника В.В. "Вертикаль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._5_klass_biologiya.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей

«Воскресенская кадетская школа»

                                  УТВЕРЖДЕНА

                           

Приказом от ________ № ________

Рабочая программа

учебного предмета  «Биология»

(базовый уровень)

для  5Б, 5В  класса

Составитель:

                                                                                        Анфиногенова Любовь Анатольевна,

                                                             учитель биологии и химии

                                                                                         первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2018 год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Воскресенская кадетская школа».

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 часа (1ч в неделю).

Примерные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 5 классе.

По окончании 5  класса

Ученик научится:

  • • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
  • • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

Предметные результаты  освоения учебного предмета «Биология» в 5 классе:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание учебного предмета  «Биология»

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1 Клеточное строение организмов (6 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в  клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2  Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3 Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Раздел 4 Царство Растения (13 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Резерв. 1 час

Календарно - тематический план

 по учебному предмету «Биология»

для 5Б, 5В  класса

на 2018-2019  учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение 6 часов

1

1

 Биология — наука о живой природе

04.09-05.09

2

2

 Методы исследования в биологии

11.09-12.09

3

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

18.09-19.09

4

4

Среды обитания живых организмов.        

25.09-26.09

5

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы        

02.10-03.10

6

6

Обобщение: Биология — наука о живой природе.

09.10-10.10

Раздел 1" Клеточное строение организмов "  6 часов

7

1

Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа»

16.10-17.10

8

2

Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

23.10-24.10

9

3

Химический состав клетки.

30.10-31.10

10

4

Жизнедеятельность клетки.

05.11-06.11

11

5

Понятие «ткань» Л.р.№3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

12.11-13.11

12

6

Обобщение по теме: Клетка

26.11-30.11

Раздел 2 " Царство Бактерии» 3 часа

13

1

Бактерии.

03.12-07.12

14

2

Роль бактерий в природе и жизни человека

10.12-14.12

15

3

Обобщение по теме: Бактерии

17.12-21.12

Раздел 3 «Царство Грибы " 5 часов

16

1

Грибы, их  характеристика, строение и жизнедеятельность.

24.12-28.12

17

2

Шляпочные грибы. Л.р.№4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

18

3

Плесневые грибы и дрожжи.

19

4

Грибы-паразиты

20

5

Обобщение по теме: Грибы

Раздел 4 " Царство Растения " 13 часов

21

1

Ботаника — наука о растениях

22

2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

23

3

Лишайники

24

4

Мхи Л.р.№5 «Строение мха сфагнум»

25

5

Папоротники, хвощи, плауны.

26

6

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.

27

7

Голосеменные растения.

Л.р.№6 «Строение хвои и шишек хвойных»

28

8

Многообразие голосеменных.

29

9

Покрытосеменные растения

30

10

Многообразие покрытосеменных

31

11

Происхождение растений

32

12

Основные этапы развития растительного

мира

33

13

Обобщение по теме: Царство Растения

Резерв  1 час

34

1

Резерв

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

6

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР _________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО , рекомендуется к утверждению протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО _____________ /__________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....