Рабочая программа по биологии (5 класс)
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии для 5 класса (базовый уровень), ФГОС второго поколения, на 1 час в неделю. Под редакцией Пасечника В.В. "Вертикаль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._5_klass_biologiya.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей
«Воскресенская кадетская школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 5Б, 5В класса
Составитель:
Анфиногенова Любовь Анатольевна,
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Воскресенская кадетская школа».
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 часа (1ч в неделю).
Примерные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 5 классе.
По окончании 5 класса
Ученик научится:
- • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 5 классе:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета «Биология»
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1 Клеточное строение организмов (6 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2 Царство Бактерии (3 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3 Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4 Царство Растения (13 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Резерв. 1 час
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Биология»
для 5Б, 5В класса
на 2018-2019 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение 6 часов | ||||
1 | 1 | Биология — наука о живой природе | 04.09-05.09 | |
2 | 2 | Методы исследования в биологии | 11.09-12.09 | |
3 | 3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 18.09-19.09 | |
4 | 4 | Среды обитания живых организмов. | 25.09-26.09 | |
5 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 02.10-03.10 | |
6 | 6 | Обобщение: Биология — наука о живой природе. | 09.10-10.10 | |
Раздел 1" Клеточное строение организмов " 6 часов | ||||
7 | 1 | Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа» | 16.10-17.10 | |
8 | 2 | Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | 23.10-24.10 | |
9 | 3 | Химический состав клетки. | 30.10-31.10 | |
10 | 4 | Жизнедеятельность клетки. | 05.11-06.11 | |
11 | 5 | Понятие «ткань» Л.р.№3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 12.11-13.11 | |
12 | 6 | Обобщение по теме: Клетка | 26.11-30.11 | |
Раздел 2 " Царство Бактерии» 3 часа | ||||
13 | 1 | Бактерии. | 03.12-07.12 | |
14 | 2 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 10.12-14.12 | |
15 | 3 | Обобщение по теме: Бактерии | 17.12-21.12 | |
Раздел 3 «Царство Грибы " 5 часов | ||||
16 | 1 | Грибы, их характеристика, строение и жизнедеятельность. | 24.12-28.12 | |
17 | 2 | Шляпочные грибы. Л.р.№4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | ||
18 | 3 | Плесневые грибы и дрожжи. | ||
19 | 4 | Грибы-паразиты | ||
20 | 5 | Обобщение по теме: Грибы | ||
Раздел 4 " Царство Растения " 13 часов | ||||
21 | 1 | Ботаника — наука о растениях | ||
22 | 2 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | ||
23 | 3 | Лишайники | ||
24 | 4 | Мхи Л.р.№5 «Строение мха сфагнум» | ||
25 | 5 | Папоротники, хвощи, плауны. | ||
26 | 6 | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. | ||
27 | 7 | Голосеменные растения. Л.р.№6 «Строение хвои и шишек хвойных» | ||
28 | 8 | Многообразие голосеменных. | ||
29 | 9 | Покрытосеменные растения | ||
30 | 10 | Многообразие покрытосеменных | ||
31 | 11 | Происхождение растений | ||
32 | 12 | Основные этапы развития растительного мира | ||
33 | 13 | Обобщение по теме: Царство Растения | ||
Резерв 1 час | ||||
34 | 1 | Резерв |
Итого | часов | В том числе: | |||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 34 | 6 | |||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО , рекомендуется к утверждению протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....