Рабочая программа биология 7кл. Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»
«Согласовано» на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол №___от «__» ____2018 | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «Гимназия №80» |
/О.Н.Гуляева | /А.Н.Скрипникова | /А.А. Миронов |
Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка |
Дата «_____»______2018 | Дата «_____»________2018 Приказ №_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета: биология
7 «А Б В Г» класс основного общего образования
Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Разработчик рабочей программы:
Новикова Наталья Михайловна,
учитель биологии
высшей категории
г. Барнаул, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе ООП основного общего образования МБОУ « Гимназия №80», в соответствии с ФГОС ООО и Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов // Биология.5-9 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных по д руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
Учебно-методический комплекс:
1. В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011 2.Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Методическое пособие к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2017. 3. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина. Биология. Животные. 7 класс, – М.: Дрофа, 2017 4. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Диагностические работы 7 класс. к учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7класс». – М.: Дрофа, 2017.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов. По решению методического совета в разделе 2 « Многоклеточные животные» добавлено 2 часа из резерва на уроки обобщения знаний , для достижения предметных результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-Эволюционный путь развития животного мира;
-Историю изучения животных;
-Структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
-систематику животного мира;
-особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, экологические и биологические особенности; значение в природе и жизни человека;
-исчезающие, редкие и охраняемые виды животных
-основные системы органов и органы их образующие;
-особенности строения систем органов у разных групп животных;
-эволюцию систем органов животных;
-основные способы размножения животных и их разновидности;
-отличия полового размножения от бесполого;
-закономерности развития с превращением и без превращения;
-сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
-причины эволюции по Дарвину;
-результаты эволюции;
-признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
-признаки экологических групп животных;
-признаки естественного и искусственного биоценоза;
-методы селекции и разведения домашних животных;
-условия одомашнивания животных;
-законы охраны природы;
-причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу
-признаки охраняемой территории;
-пути рационального использования животного мира
Учащиеся должны уметь:
-определять сходство и различие между растительными и животными организмами;
-объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на земле ,для разведения редких охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
-находить отличие простейших от многоклеточных животных;
-правильно писать зоологические термины;
-работать с живыми культурами простейших, использовать увеличительные приборы
-распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
-раскрывать значение животных в природе и жизни человека;
-применять полученные знания в практической жизни;
-распознавать изученных животных;
-определять систематическую пренадлежность;
-наблюдать за поведением животных в природе;
-работать с живыми и фиксированными животными( коллекциями, чучелами);
-обьяснять строение и фунции органов, систем, образа жизни и среды обитания;
-понимать взаимосвязи в природе и их значение;
-отличать животных занесенных в красную книгу и способствовать их сохранению;
-совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств;
-вести себя на экскурсиях таким образом , чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
-оказывать первую помощь при укусах опасных или ядовитых животных
-правильно использовать все характеристики животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
-объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов;
-сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
-описывать строение покровов тела и систем органов животных;
-показывать взаимосвясь строения и функции систем органов животных;
-выявлять сходство и различие в строение тела животных;
-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений
-правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;
-доказывать преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме:
-характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
-показывать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
-выявлять факторы среды влияющие на продолжительность жизни животного;
-распознавать стадии развития животных;
-различать на живых объектах разные стадии метаморфоза;
-правильно использовать при характеристике развития животного мира биологические понятия;
-анализировать доказательства эволюции;
-устанавливать причинно- следственные связи многообразия органического мира;
-характеризовать аналогичные, гомологичные, рудиментарные органы и атавизмы;
-доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
-объяснять значение борьбы за существования в эволюции животных;
-правильно использовать при выяхарактеристике биоценоза биологические понятия;
-выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
-выявлять приспособления к среде обитания;
-определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
-определять направление потока энергии в биоценозе;
-определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам ;
-пользоваться Красной книгой;
-анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-давать характеристику методов изучения биологических объектов;
-классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
-наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
-использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
-применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
-сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп;
-использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
-выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
-абстрагировать органы и их системы из целостного организма;
-обобщать и делать выводы;
-работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета;
-презентовать изученный материал, использовать возможности компьютерных программ.
-сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
-устанавливать причинно-следственные связи процессов,лежащих в основе регуляции деятельности организма;
-составлять тезисы и конспекты текста;
-осуществлять наблюдения и делать выводы;
-сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выяснить признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения;
-
-
Личностные результаты обучения
-Знания и применение учащимися правил поведения в природе;
-понимание основных факторов, определяющих взаимоотнощения человека и природы;
-умения реализовать теоретические познания природы на практике;
-понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;
-признание учащимися права каждого на собственное мнение;
-формирование эмоционально-положительного отношения сверсников к себе через глубокое знание зоологической науки;
-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
-умение слышать и слушать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Животные. 7 класс»
70 часов, 2часа в неделю (65 + 5 часов резерв)
Введение. (2 часа)
Общие сведения о животном мире.
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел1
Простейшие (2ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Раздел 2.
Многоклеточные животные. (32часа )
Беспозвоночные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные; многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с многообразием ракообразных.
Класс Паукообразные; многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека.
Класс Насекомые; многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
∙Лабораторные и практические работы
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы. многообразие:(круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
∙Лабораторные и практические работы
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
∙Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
∙Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов млекопитающих, среда обитания, образ жизни и поведение: биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация Видеофильм.
Раздел 3.
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен.Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные и практические работы
Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 4.
Индивидуальное развитие животных. (3 часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
∙Лабораторные и практические работы
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 5.
Развитие животного мира на Земле. (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация Палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 6.
Биоценозы. (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
∙Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 7.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.(5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных..
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории.
Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
В программе предусмотрен резерв времени 7 часов, который учитель может использовать в соответствии с методическим пособием (на обобщающие уроки, экскурсии, повторение).
Формы организации учебных занятий и основных видов деятельности
Практические работы
Лабораторные работы
Экскурсии
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование | |||
№п/п | Наименование раздела программы и тема урока | Дата проведения | Вид контроля |
Введение. (2ч) | |||
1 | История развития зоологии. Вводный ИТБ№87, 79 | 4.09 | |
2 | Современная зоология. | 6.09 | |
Раздел 1.Простейшие. (2ч) | |||
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | 11.09 | |
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории. | 13.09 | |
Раздел 2. Многоклеточные животные (32ч) | |||
5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 18.09 | |
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | 20.09 | |
7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 25.09 | |
8 | Тип Круглые черви. | 27.09 | |
9 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. | 2.10 | |
10 | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки. Л.р.№1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей». ИТБ№80 | 4.10 | * |
11 | Тип моллюски. | 9.10 | |
12 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | 11.10 | |
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии. Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. | 16.10 | |
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Л.р.№2 «Знакомство с многообразием ракообразных». ИТБ№80 | 18.10 | * |
15 | Класс Насекомые. Л.р. №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». ИТБ№80 | 23.10 | * |
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | 25.10 | |
17 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | ||
18 | Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | ||
19 | Отряды насекомых: Перепончатокрылые. | ||
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные беспозвоночные животные» | * | |
21 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. | ||
22 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л.р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». ИТБ№80 | * | |
23 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | ||
24 | Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | ||
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | ||
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | ||
27 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | ||
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л.р. №5 «Изучение внешнего строения птиц ». ИТБ№80 | * | |
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | ||
30 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. | ||
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | ||
32 | Экскурсия «Изучение многообразия птиц». | * | |
33 | Класс Млекопитающие или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | ||
34 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | ||
35 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | ||
36 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | ||
37 | Отряд млекопитающих: Приматы. | ||
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Многоклеточные хордовые животные. Бесчерепные и позвоночные». | * | |
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12ч) | |||
39 | Покровы тела. Л.р. №6 «Изучение особенностей различных покровов тела». ИТБ№80 | * | |
40 | Опорно-двигательная система животных. | ||
41 | Способы передвижения и полости тела животных. | ||
42 | Органы дыхания и газообмен. | ||
43 | Органы пищеварения. | ||
44 | Обмен веществ и превращение энергии. | ||
45 | Кровеносная система. Кровь. | ||
46 | Органы выделения. | ||
47 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | ||
48 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | ||
49 | Продление рода. Органы размножения. | ||
50 | Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» | * | |
Раздел 4.Индивидуальное развитие животных.(3ч) | |||
51 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | ||
52 | Развитие животных с превращением и без превращения. | ||
53 | Периодизация и продолжительность жизни животных Л.р. №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». ИТБ№80 | * | |
Раздел 5.Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (3ч) | |||
54 | Доказательства эволюции животных. | ||
55 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | ||
56 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | ||
Раздел 6. Биоценозы. (4ч) | |||
57 | Естественные и искусственные биоценозы. | ||
58 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | ||
59 | Цепи питания. Поток энергии. | ||
60 | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» ИТБ №83 | * | |
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5ч) | |||
61 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | ||
62 | Одомашнивание животных. | ||
63 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | ||
64 | Охрана и рациональное использование животного мира. | ||
65 | Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных животных».ИТБ №83 | * | |
Резерв-7 ч.-2 часа |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Аклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Бклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Вклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Гклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа биология 5 класс. Пасечник
рабочая программа по биологии 5 класс 34 часа. Линия Пасечника...
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 6 класс В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...