Рабочая программа биология 7кл. Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (7 класс)

Новикова Наталья Михайловна

Рабочая программа биология 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рп биология 7кл228 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                      /О.Н.Гуляева

                            /А.Н.Скрипникова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: биология

7 «А Б В Г» класс основного общего образования

Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

                                                                                  Разработчик рабочей программы:

                                                                               Новикова Наталья Михайловна,

                                                                                       учитель биологии

                                                         высшей категории

г. Барнаул, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе ООП основного общего образования МБОУ « Гимназия №80», в соответствии с ФГОС ООО и Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов // Биология.5-9 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных по д руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

Учебно-методический комплекс:

1. В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011                                              2.Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Методическое пособие к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2017.                                                            3. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина. Биология. Животные. 7 класс,  – М.: Дрофа, 2017                                4. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Диагностические работы 7 класс.  к учебнику  В.В.Латюшина, В.А.Шапкина  «Биология. Животные. 7класс». – М.: Дрофа, 2017.                      

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов. По решению методического совета в разделе 2 « Многоклеточные животные» добавлено 2 часа из резерва на уроки обобщения знаний , для достижения предметных результатов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-Эволюционный путь развития животного мира;

-Историю изучения животных;

-Структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

-систематику животного мира;

-особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, экологические и биологические особенности; значение в природе и жизни человека;

-исчезающие, редкие и охраняемые виды животных

-основные системы органов и органы их образующие;

-особенности строения  систем органов у разных групп животных;

-эволюцию систем органов животных;

-основные способы размножения животных и их разновидности;

-отличия полового размножения от бесполого;

-закономерности развития с превращением и без превращения;

-сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

-причины эволюции по Дарвину;

-результаты эволюции;

-признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

-признаки экологических групп животных;

-признаки естественного и искусственного биоценоза;

-методы селекции и разведения домашних животных;

-условия одомашнивания животных;

-законы охраны природы;

-причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу

-признаки охраняемой территории;

-пути рационального использования животного мира

Учащиеся должны уметь:

-определять сходство и различие между растительными и животными организмами;

-объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на земле ,для разведения редких охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

-находить отличие простейших от многоклеточных животных;

-правильно писать зоологические термины;

-работать с живыми культурами простейших, использовать увеличительные приборы

-распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

-раскрывать значение животных в природе и жизни человека;

-применять полученные знания в практической жизни;

-распознавать изученных животных;

-определять систематическую пренадлежность;

-наблюдать за поведением животных в природе;

-работать с живыми и фиксированными животными( коллекциями, чучелами);

-обьяснять строение и фунции органов, систем, образа жизни и среды обитания;

-понимать взаимосвязи в природе и их значение;

-отличать животных занесенных в красную книгу и способствовать их сохранению;

-совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств;

-вести себя на экскурсиях таким образом , чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

-оказывать первую помощь при укусах опасных или ядовитых животных

-правильно использовать все характеристики животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

-объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов;

-сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

-описывать строение покровов тела и систем органов животных;

-показывать взаимосвясь строения и функции систем органов животных;

-выявлять сходство и различие в строение тела животных;

-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений

-правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;

-доказывать преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме:

-характеризовать возрастные периоды онтогенеза;

-показывать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;

-выявлять факторы среды влияющие на продолжительность жизни животного;

-распознавать стадии развития животных;

-различать на живых объектах разные стадии метаморфоза;

-правильно использовать при характеристике развития животного мира биологические понятия;

-анализировать доказательства эволюции;

-устанавливать причинно- следственные связи многообразия органического мира;

-характеризовать аналогичные, гомологичные, рудиментарные органы и атавизмы;

-доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

-объяснять значение борьбы за существования в эволюции  животных;

-правильно использовать при выяхарактеристике биоценоза биологические понятия;

-выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

-выявлять приспособления к среде обитания;

-определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

-определять направление потока энергии в биоценозе;

-определять принадлежность биологических объектов к разным  экологическим группам ;

-пользоваться Красной книгой;

-анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-давать характеристику методов изучения биологических объектов;

-классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

-наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

-использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

-применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.

-сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп;

-использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

-выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

-абстрагировать органы и их системы из целостного организма;

-обобщать и делать выводы;

-работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета;

-презентовать изученный материал, использовать возможности компьютерных программ.

-сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

-устанавливать причинно-следственные связи процессов,лежащих в основе регуляции деятельности организма;

-составлять тезисы и конспекты текста;

-осуществлять наблюдения и делать выводы;

-сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выяснить признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения;

-

-

Личностные результаты обучения

-Знания и применение учащимися правил поведения в природе;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотнощения человека и природы;

-умения реализовать теоретические познания природы на практике;

-понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;

-признание учащимися права каждого на собственное мнение;

-формирование эмоционально-положительного отношения сверсников к себе через глубокое знание зоологической науки;

-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

-умение слышать и слушать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Животные. 7 класс»

70 часов, 2часа в неделю (65 + 5 часов резерв)

Введение. (2 часа)

 Общие сведения о животном мире. 

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

 Раздел1

Простейшие (2ч)

Простейшие.   Многообразие,   среда   и   места   обитания.       Образ     жизни      и   поведение.        Биологические и   экологические   особенности.   Значение   в   природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Раздел 2.

Многоклеточные животные.  (32часа )

Беспозвоночные  животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип   Кишечнополостные;  многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни человека.   Исчезающие,   редкие   и   охраняемые   виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз. Видеофильм.

Типы        Плоские,         Круглые,         Кольчатые          черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни     и  поведение.        Биологические            и   экологические

особенности.   Значение   в   природе   и   жизни   человека.      

Лабораторные  и практические работы

  Многообразием кольчатых червей.

Тип   Моллюски.   Многообразие,   среда   обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация  морских       звезд     и   других      иглокожих, видеофильма.

Тип   Членистоногие.   Класс   Ракообразные.   Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.   Биологические   и   экологические   особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с многообразием ракообразных.

Класс Паукообразные; многообразие, среда обитания,       образ     жизни      и   поведение.        Биологические и   экологические   особенности.   Значение   в   природе

и жизни человека.

Класс  Насекомые;  многообразие,  среда  обитания,  образ  жизни   и  поведение.        Биологические    и экологические            особенности.          Значение        в  природе и жизни человека.

∙Лабораторные и практические работы

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые.  Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс  Рыбы.      многообразие:(круглоротые, хрящевые,     костные); среда обитания, образ жизни, поведение.   Биологические   и  экологические   особенности.      Значение         в    природе        и    жизни        человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

∙Лабораторные и практические работы

Наблюдение   за   внешним   строением   и   передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие, среда обитания,     образ     жизни       и  поведение.        Биологические  и экологические   особенности.    Значение        в   природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс  Пресмыкающиеся:  многообразие, среда обитания,  образ  жизни   и  поведение.   Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие, среда  обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

∙Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

∙Экскурсия

 Изучение многообразия птиц.

Класс   Млекопитающие:   важнейшие   представители отрядов млекопитающих, среда обитания, образ   жизни   и   поведение:  биологические   и   экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация Видеофильм.

 Раздел 3.

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12 часов)

    Покровы   тела.   Опорно-двигательная   система   и способы   передвижения.   Полости   тела.   Органы   дыхания и газообмен.Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.Кровеносная система. Кровь.  Органы выделения.  Органы       чувств,  нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы   размножения,        продления        рода.  

     Демонстрация   влажных   препаратов,  скелетов, моделей и муляжей.

    Лабораторные и практические работы

     Изучение особенностей различных покровов тела.

Раздел 4.

Индивидуальное развитие животных. (3 часа)

Продление рода. Органы размножения. Способы   размножения животных.   Оплодотворение.   Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

∙Лабораторные и практические работы

Изучение   стадий   развития   животных   и   определение их возраста.

Раздел 5.

Развитие животного мира на Земле. (3 часа)

Доказательства   эволюции:   сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.   Усложнение   строения   животных   и   разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация Палеонтологических доказательств эволюции.

 Раздел 6.

Биоценозы. (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем,  луг, степь, тундра, лес,     населенный    пункт). Факторы   среды   и   их   влияние   на   биоценозы.   Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

 ∙Экскурсии

Изучение  взаимосвязи     животных   с   другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

 Раздел 7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.(5 часов)

Влияние   деятельности человека на животных. Промысел животных..

Одомашнивание. Разведение,  основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории.

 Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

В программе предусмотрен резерв времени 7 часов, который учитель может использовать в соответствии с методическим пособием  (на обобщающие уроки, экскурсии, повторение).

Формы организации учебных занятий и основных видов деятельности

Практические работы

Лабораторные работы

Экскурсии

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы и тема урока

Дата проведения

Вид контроля

Введение. (2ч)

1

История развития зоологии. Вводный ИТБ№87, 79

4.09

2

Современная зоология.

6.09

Раздел 1.Простейшие. (2ч)

3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

11.09

4

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

13.09

Раздел 2. Многоклеточные животные (32ч)

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

18.09

6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

20.09

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

25.09

8

Тип Круглые черви.

27.09

9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты.

2.10

10

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки. Л.р.№1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей». ИТБ№80

4.10

*

11

Тип моллюски.

9.10

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

11.10

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии. Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

16.10

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Л.р.№2 «Знакомство с многообразием ракообразных». ИТБ№80

18.10

*

15

Класс Насекомые. Л.р. №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». ИТБ№80

23.10

*

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

25.10

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

18

Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

19

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

20

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные  беспозвоночные животные»

*

21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

22

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л.р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». ИТБ№80

*

23

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и  Химерообразные.

24

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

25

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

27

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л.р. №5 «Изучение внешнего строения птиц ». ИТБ№80

*

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

30

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

32

Экскурсия «Изучение многообразия  птиц».

*

33

Класс Млекопитающие или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

34

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

35

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

36

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

37

Отряд млекопитающих: Приматы.

38

Контрольно-обобщающий урок  по теме: «Многоклеточные хордовые животные. Бесчерепные  и позвоночные».

*

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12ч)

39

Покровы тела. Л.р. №6 «Изучение особенностей различных покровов тела». ИТБ№80

*

40

Опорно-двигательная система животных.

41

 Способы передвижения и  полости тела животных.

42

Органы дыхания и газообмен.

43

Органы пищеварения.

44

Обмен веществ и превращение энергии.

45

Кровеносная система. Кровь.

46

Органы выделения.

47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

48

 Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

49

Продление рода. Органы размножения.

50

Обобщающий урок  по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

*

Раздел 4.Индивидуальное развитие животных.(3ч)

51

Способы размножения животных. Оплодотворение.

52

Развитие животных с превращением и без превращения.

53

Периодизация и продолжительность жизни животных Л.р. №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». ИТБ№80

*

Раздел 5.Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (3ч)

54

Доказательства эволюции животных.

55

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

56

Усложнение строения животных.  Многообразие видов как результат эволюции.

Раздел 6. Биоценозы. (4ч)

57

Естественные и искусственные биоценозы.

58

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

59

Цепи питания. Поток энергии.

60

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»  ИТБ №83

*

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5ч)

61

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

62

Одомашнивание животных.

63

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

64

Охрана и рациональное использование животного мира.

65

Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных животных».ИТБ №83

*

Резерв-7 ч.-2 часа


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа биология 5 класс. Пасечник

рабочая программа по биологии 5 класс 34 часа. Линия Пасечника...

Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 6 класс В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...